Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Первый в новом жанре (Toyota Harrier, 1997 год)

Первый в новом жанре (Toyota Harrier, 1997 год)

30.03.2005 | 17741 просмотр

В 1997 году состоялся дебют нового автомобильного жанра — Premium SUV, проще говоря, люкс-внедорожника среднего класса Toyota Harrier (на внешних рынках Lexus RX 300). Потом будут BMW Х3, Land Rover FreeLander и Volvo ХС90, но Harrier был первым! Но не только поэтому он по-прежнему остается популярным как на внутреннем, так и многих внешних рынках (в том числе на самых конкурентных — японском и американском). Почему — об этом поговорим подробнее.

Модели и модификации

Продажи Harrier, как уже говорилось, на внутреннем рынке начались в 1997 году, на внешних на год позже. Первоначально, кроме японского рынка, этот автомобиль предназначался только для Северной Америки. С середины 2000 года японцы предложили эту модель для европейского покупателя, в том числе и для России. Отличия американской версии от европейской минимальны: другие указатели поворотов, прозрачные колпаки отдельных задних фонарей и перенастроенные фары. Столь же минимальны отличия между Harrier и RX300 — иные шильдик на радиаторной решетке и пятая дверь. Только у «японцев» встречается комплектация с пневмоподвеской, есть «простая» версия с 4-х цилиндровым двигателем. Однако в целом по конструкции они схожи. Также ничего неизвестно о разницах в надежности (да и вообще, корректно ли так ставить вопрос при одинаковых по сути автомобилях). Тем не менее заранее предупредим — подавляющее большинство сказанного ниже относится именно к Toyota Harrier.

Внешность модели настолько футуристична, что, пожалуй, будет выглядеть свежо еще лет пять. Машина хорошо смотрится (я бы сказал, аристократично) с любого ракурса, только это приносит ей множество поклонников. Базовых комплектаций две — G-package и S-package. Первый вариант характерен салоном из светло-песочного велюра и вставками под дерево на панели, есть электропривод водительского сиденья, полный электропакет. В высшей комплектации S-package салон из двухцветного серого велюра, вставки под титан, ксеноновые фары, дорогая акустика JBL. В обеих модификациях есть климат-контроль, КП — автоматическая система типтроник, CD-чейнджер, LCD-монитор, на который выводится информация с бортового компьютера, а также о работе климатической установки (в том числе и наружная температура), музыкальной системы, он служит экраном телевизора и навигатора (последнее в России не работает). Редко, но встречаются версии с кожаным салоном и заводским аэрообвесом (на цену это мало влияет).

3,0-литровый мотор — V-образная шестерка, 2,2-литровый двигатель — 4-х цилиндровый рядник. На российском вторичном рынке последняя модификация более востребована из-за своей большей доступности, к тому же только здесь есть переднеприводные версии (все другие — полноприводные). В 2000 году двигатели были модернизированы — объем «меньшего» двигателя был увеличен до 2,4 литра, появилась система фаз газораспределения VVT-i (у трехлитрового она была всегда). Косметической доработке была подвергнута внешность, к примеру, передние и задние фары получили настоящие зеркальные поверхности, головная оптика стала биксеноновой.

В 2003 году дебютировало второе поколение Lexus RX 300/Harrier, которое было разработано буквально с чистого листа. Разработкой платформы занималось американское отделение Toyota Motor Cor. (она теперь используется и для производства минивэнов Sienna). Новый Harrier имеет большую колесную базу по сравнению с предшественником и, соответственно, значительно увеличившееся пространстве для задних пассажиров. Отличительная особенность конструкции — несущий кузов с интегрированным передним подрамником и полностью независимые подвески всех колес: спереди стойки McPherson, сзади двойные поперечные рычаги и амортизационные стойки. Несущее основание и подрамник были перепроектированы, что позволило значительно увеличить жесткость кузова на кручение и изгиб, на заказ устанавливается пневматическая подвеска колес с возможностью регулировки клиренса и контролем жесткости (TEMS). Интеллектуальный процессор реагирует на смену покрытия, притормаживает в повороте, если водитель ошибся, затемняет зеркала, направляет свет фар в нужную точку. «Младший» двигатель тот же: 160-сильный 2AZ-FE R4 DOHC. 3,0-литровый 1MZ-FE получил 5-ступенчатый «автомат». Lexus имеет и 3,3-литровый двигатель, но на иные рынки кроме американского он не поставляется.

В любом случае для бездорожья этот автомобиль не подходит. Плохая гравийка для него — предел проходимости. Диагональное вывешивание будет выглядеть издевательством.

Техника

Автомобили всегда выпускались в одном кузове — пяти-дверный универсал: крепкий несущий кузов с развитыми лонжеронами. Такая конструкция стала традиционна для большинства асфальтовых внедорожников. Подвеска всех четырех колес первого поколения независимая типа McPherson на подрамниках, со стабилизаторами поперечной устойчивости. Внедорожные атрибуты: постоянный полный привод и увеличенный клиренс. Блокировок дифференциалов и понижающей передачи здесь нет.
Прекрасная антикоррозийная стойкость — наружные кузовные панели даже самых первых «иркутских» образцов остаются в прекрасном состоянии. Проблемы с электрикой редки и характерны для автомобилей, хранящихся в теплых гаражах, ведь время реакции металла с агрессивной солевой средой прямо пропорционально повышению температуры (в тепле коррозия свою черную работу по уничтожению проводки делает активнее).

Двигатели

Современный экономичный двигатель 2AZ-FEЧетырехцилиндровый 140-сильный 5S-FE в силу доступности и простоты в ремонте из-за своей архаичности встречается в регионе чаще. К тому же этот двигатель у нас хорошо изучен по модели Camry (в «Автомаркете» недавно подробно рассказывалось о его конструкции). Правила эксплуатации просты. Во-первых, нужно избегать масляного голодания, подозрительного топлива. Проблемы с обслуживанием связаны с местом расположения мотора под капотом, из-за чего затруднен доступ к свечам. Для двигателей серии S характерна повышенная шумность, отчасти решением проблемы является хорошая звукоизоляция. Проблем с поиском оригинальных запчастей и расходных материалов нет, даже редкие комплектующие можно легко заказать. Оригинальные японские свечи обойдутся в 440 рублей за штуку, масляный фильтр — 365 рублей, воздушный — около тысячи.

Та же неприхотливость характерна и для трехлитрового 1MZ-FE. Правда, заправка некачественным топливом может привести к заклиниванию клапанов из-за закоксовывания остатков суррогатного топлива. В результате поршень встречается с застрявшими клапанами, и если это произошло не в одном цилиндре, придется раскошелиться на новые головки блока и сами поршни.

1MZ-FE — эти моторы устанавливаются на модели для Японии и ЕвропыЕсть у этого мотора и характерная поломка — лопается левый выпускной коллектор, по крайней мере, при пробеге за 150 000 км появляется трещина в месте крепления датчика кислорода. Дальнейшее продвижение выхлопных газов по системе выпуска выявляет и еще один часто встречающийся дефект: на приемной трубе выгорает гофрированная вставка, которая не выдерживает испытания температурой. На моделях после 2000 года проблема была решена установкой сетчатого элемента, не боящегося высоких температур.

При применении некачественных масел появляется течь заднего сальника коленчатого вала. Вроде и мелкая поломка, и резинометаллическое изделие стоит не так дорого (примерно 1500 рублей), но вот работа по замене трудоемка: придется снимать подрамник, извлекать коробку передач и вывешивать двигатель. Цены на расходники V6 мало отличаются от R4: свечи зажигания 468 рублей за штуку, масляный фильтр — 420 рублей.

Трансмиссия

Современная АКП с ручным переключением передачБольшинство Harrier все же имеют постоянный полный привод, который распределяет крутящий момент поровну между передними и задними колесами. Свободу межосевого дифференциала ограничивает вискомуфта, понижающей передачи нет. Крутящий момент от двигателя к ведущим колесам передается через четырехступенчатый «автомат». Последнее — больное место у этих машин, особенно при 3-литровом моторе.

Японская компания Aisin разработала в конце 90-х годов новое поколение КП для разных моделей Toyota: переработана электронная система управления, сами механизмы стали умнее за счет изменения многих параметров. Но, по мнению иркутских сервисменов, на надежности машин это мало сказалось. Лучший вариант — 140-я АКП с двигателями 5S-FE и 2AZ-FE. А вот с 1MZ-FE отношения КП не сложились: от большого крутящего момента некоторые детали коробки просто ломаются. Случается это, как правило, после 150 000 км пробега. И особенно печально для АКП (и заднего редуктора и привода передних колес) заканчиваются внедорожные эксперименты владельцев — все же надо помнить, что это полноприводный, но все-таки городской автомобиль.

Ходовая часть

Полностью независимая архитектура подвески Harrier больше напоминает шасси легкового автомобиля, чем внедорожника. Спереди и сзади стойки McPherson со стабилизаторами поперечной устойчивости (многие элементы позаимствованы от Camry). Проблемы хоть и редки, но встречаются. Проблемна передняя подвеска при 3-литровом моторе. Опорные подшипники застучат, когда на одометре будет около 100 000 км, замене подлежат поворотный подшипник и металлическая чашка. Обе пары амортизаторов попросятся на покой при 150 000 км. Передняя стойка оценивается в 5450 рублей, задняя — в 5070.

Стойки и втулки стабилизаторов выходят из строя через 50 000 км. (замена — примерно 2000 рублей за деталь). В задней подвеске при пробеге 150000 км меняются также поперечные тяги в сборе с сайлент-блоками. А вот шаровые за 5 лет эксплуатации практически не подвержены износу. Стоят они около 2000 рублей и меняются отдельно от рычагов. Надежна и рулевая рейка, вкупе с рулевыми тягами она, как правило, внимания к себе не требует. Периодичность замены тормозных дисков — 50 000 км. Другие плановые работы: замена передних тормозных колодок (2040 руб.) — 20 000 км, задних (2590 руб.) — 50 000 км.

Рынок

Предложение Toyota Harrier на авторынке в Рабочем исчисляется десятками (леворульная версия Lexus RX практически не встречается). Цена во многом зависит от комплектации и года выпуска. И если раньше более были распространены экономичные варианты, то сейчас предложение сместилось в сторону дорогих моделей. Редкость — только рестайлинговая модель 2000 года с двигателем 2,4, хотя по 3,0-литровым есть даже выбор. Так как машины продаются на рынке уже года три, встречаются экземпляры и с местной эксплуатацией, хотя на ценах этот факт сказывается мало. Ценовой разброс лежит в небольших пределах — от $18000 до $24000. К примеру, модель 1998 года с двигателем 5S и полным приводом оценивается в $19900. Модель 1999 года с 3-литровым 1MZ стоит $22500. Машина 1998 года с полугодовым местным пробегом и двигателем 2,2 литра оценивалась в $18200. Отметим, что за полгода цены на Harrier выросли примерно на $1000 — это показатель спроса.

Цены на запчасти и расходные материалы
Наименование
Цена. руб
Колодки тормозные передние HARRIER 2040
Колодки тормозные задние HARRIER  2590
Стойка передняя 5450
Стойка задняя 5070
Линк задний 2000
Линк передний 1950
Шаровая нижняя 1995
Фильтр масляный 1MZFE 420
Фильтр масляный 5SFE 365
Фильтр масляный 2AZFE 352
Фильтр воздушный 995
Фильтр топливный 1450-1520
Свечи зажигания 2AZFE 145
Свечи зажигания 5SFE-1MZFE 440-468

Автор выражает признательность фирме АВТОLEX за предоставленную информацию.

Опыт эксплуатации

Чужой размерчик

Машина была куплена с аукциона. Это был первый внедорожник хозяина (хотя общий водительский стаж — два десятка лет). Дизайн и оснащение вызвали только положительные впечатления. По сравнению с седанами порадовала обзорность и наличие всевозможных приятных мелочей — ящички, полочки, кармашки, подстаканники. Для задних пассажиров есть отдельный воздуховод, что хорошо при столь больших размерах салона. Задние сиденья, разделенные с большими возможностями регулировок по наклону спинки. Для багажных перевозок возможностей еще больше — все сиденья складываются, образуя большую «фургонную» площадку. Очень понравились подлокотники передних сидений и удобнейшая посадка. Высокие пороги исключают возможность запачкаться при посадке. Но после того как проехали первую сотню километров, начались сплошные разочарования. Дело даже не в слабом 2,2-литровом моторе, а в проблемах с амортизаторами: они умерли через полгода после покупки. При этом стойки были сухие, пыльники целые, но скрип и постукивания, которые издавала передняя подвеска, были просто ужасные. При попытке проехать по легкому бездорожью машина быстро и надолго застревала, летняя резина просто шлифовала грязь, окончательно забивая протекторы. Но главное, почему машина была продана — большая парусность, из-за чего открытые участки дороги приходилось проходить с большой осторожностью. Боковой ветер просто утаскивал машину к обочине, а на скорости выше 120 она начинала раскачиваться и рыскать. Из-за мягкой подвески при проезде городских колдобин начиналась просто-таки морская качка. Зимой, за неделю до продажи, встречный камень, вылетевший из-под колес грузовика, вдребезги разбил переднюю фару (внешний пластик, как выяснилось, не переносит минусовых температур), новая под заказ обошлась в 14 000 рублей.

Сэкономить на покупке запчастей невозможно, альтернативных нет, только оригинал из Японии. На разборках мало что найдешь — при подготовке материала «под разбор» нашлась только одна. Донором может выступить разве что Camry (кое-что по подвеске) и ее двигатель 5S. А вот оптика и кузовщина — все очень дорого и только под заказ. 

Технические характеристики
Размеры
Габариты кузова (ДхШхВ), мм 4575 x 1815 x 1665
Габариты салона (ДхШхВ), мм 1985 x 1500 x 1205
Колесная база, мм 2615
Высота дорожного просвета (клиренс), мм 185
Вес без пассажиров, кг 1650
Минимальный радиус разворота, м 5.7
Объем топливного бака, л 65
Двигатель
Объем двигателя, куб.см 2994 2163
Марка двигателя 1MZ-FE 5S-FE
Максимальная мощность, л.с./об.мин 220/5800 140/5600
Максимальный момент, Нм/об.мин 304/4400 191/4400
Тип двигателя Water cooling V type 6 cylinder DOHC Water cooling serial 4 cylinder DOHC
Доп. информация о двигателе VVT-i
Тип подачи топлива EFI (electronic fuel injection)
Расход топлива в городе, л/100 км ( новый автомобиль!) 10.6 10.5

2004 г.

Олег СЫЧЕВ
Журнал "А+С"

Комментарии

Непонятно, как некачественное топливо влияет на зависания клапанов. Там где трудятся клапана топлива нет. Может быть масло?
6
1
Ответить
утчняю адрес своего мыла
 
 
Ответить
Они наверно имеют ввиду нагар на штоках клапанов, но это скорее проблема масла а не топлива, нет от некачественного топлива он тоже образуется, но что ж это за топливо такое должно быть ?! Мазут наверное.
4
 
Ответить
Эдуард
а что, иркутские сервисы являются эталоном правдивости? не надо сугубо индивидуальный взгляд выдавать в качестве истины в последней инстанции.
4
 
Ответить
ник
не знаю как в Иркутске дороги, но думаю намного лучше трассы М60 ( Хабаровск-Владивосток). так вот часто передвигаюсь туда и обратно и никаких проблем с рысканьем, парусностью и чем то еще не испытываю. отличный управляемый автомобиль (объем 3). единственное слегка тупит при разгоне с места после Марк 2 объем2,5
 
 
Ответить
ник
забыл добавить, что привод полный, а крейсерская скорость 140-160 км/ч
 
 
Ответить
люди, хочу такой авто, у меня камри грация 1997 г.в., 5SFE 2,2 л, брал в своем городе уфе, машина из барнаула, посоветуйте какой взять движок и трансмиссию, где брать, рассказов много слышал и о перегонах, и о доставке в контейнере и о сетке,во что мне выльется 1999-2000 года
1
 
Ответить
Видимо автор действительно пытался предосторожить владельцев этих машин, не использывать не качественное топливо и не лить дешёвое масло в двигатель... и описал что может произойти... только перепутал термины... много информации держал в голове!!!
Машина класс!!!! Очень себе такую хочу!!! Вот только все делятся впечаилениями: "коробка подводит, ломается у каждого 3-го". А так - конфетка!!!
4
 
Ответить
Неделю назад приобрёл Харька в А-Ате с С.В.Х.1998 год,2.2 ,полный привод.Перегонял домой в Усть-Каменогорск ночью своим ходом 1200 км.Первые впечатления,тяги мотора достаточно для обгона любого авто ,если это не самоубийца так как на Казахских дорогах нужно на уазике ездить,по всей трассе участков где можно до 150 разогнатся всего пара да и там "органы власти " с радаром.Акустический камфорт в машине до 100-120 в норме как скорость повыше начанает петь мотор.Сразу скажу что авто пришел из Японии на зимней резине ,та что пришлось переобуться в А-Ате в новые покрышки родной размерности Данлоп всесезонные 215/70/16,Подвеска уверенно проглатывает средние ямки ,на гребёнке немного заметен снос задней оси.Форма кресел и количество регулировок (механические) позволяет вполне камфортно "приземлится" в дальней дороге.Подлокотник вообще при моём росте 180см просто блеск ,рука отдыхает,еслибы не ямы и наглые Камазасты с дальним светом и ездой по середине ,можно и уснуть.Понравилась регулировка яркости панели(кнопка с права от кнопки одеометра)пара нажатий и в глаза уже не давит.Средний расход Казахского 93-тьего(реально 85-90)составил 10,8литров на сотню.Доехал за 15 часов ,средняя скорость порядка 90км/ч.Из недостатков,пока не найденный источник глухого стука с правой стороны,ниже среднего набор скорости между20-50км/ч и ....да вроде пока всё. P.S.-по поводу сноса задней оси ,выеснилось что вА-Ате при замене резины месные шиномонтажники (видимо из уралманов) качнули во все калёса по три очка!Привыкли так качать в Монголии.Давление сбросил до нормы(2,1)проверим,возможно сноса не будет.Пока вё.По поводу опытности оценки,водительский стаж 10 лет .И наверное это мой автомобиль из второй десятки.Вэтом году это уже второй.после Ипсан.Думаю этот задержится на долго,как и первый, года на два уж очень не плох.
4
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!


Продажа Toyota Harrier в России