«Стоп!» — кричит штурман. — «Cдавай назад!». Я перевожу селектор «автомата» на две ступеньки вверх, отпускаю тормоз и медленно, очень медленно прибавляю газ, чтобы без пробуксовки отвоевать у снежной колеи еще 20 сантиметров свободы. Стоп! Теперь вперед, и по новой... Пожалуй, затащить в уральские леса колонну из шести новых внедорожников Toyota Land Cruiser 200 было не самой удачной идеей. Этой лесовозной тропы, заваленной стволами упавших деревьев, даже на карте нет. Тут еще снежку, как назло, подвалило. Но, похоже, тойотовцы свято верят в возможности своего флагмана, раз устроили ему столь экстремальную проверку. Другое дело, готов ли к этим испытаниям я сам... «Эй, ты что, уснул?! Давай враскачку».
Даже если и уснул, что с того? Сейчас, между прочим, два часа ночи. Мечтаю об ужине и теплой постели, до которой при нынешнем темпе движения (примерно километр в час) мы доберемся в лучшем случае к рассвету. Если вообще доберемся. Потому что подъем с правым уклоном. Потому что протащить на руках по рыхлому снегу шесть трехтонных «Крузаков» можно лишь стиснув зубы. На морально-волевых... Вдобавок меня гложет устойчивый привкус дежавю: всего три дня назад я точно так же, подручными средствами, откапывал обновленный синхронно с «двухсоткой» Lexus LX. Только то была Аравийская пустыня, и там был песок.
Toyota Land Cruiser 200 и Lexus LX по-прежнему родные братья. Но уже не близнецы. Обоим положен модернизированный турбодизель 1VD-FTV с парой малоинерционных турбокомпрессоров и дополнительными сажевыми фильтрами в системе выхлопа. Такой мотор отвечает нормам Euro-5. Однако программы управления разные, и если «восьмерка» Лексуса выдает 272 силы, то под капотом Тойоты «налоговыгодные» 249 «лошадок». Оба внедорожника получили усовершенствованную тормозную систему с увеличенными до 354 мм (против 340 мм ранее) передними дисками. Но у Лексуса стояночный тормоз с электромеханическим приводом, да к тому же с мощным 340-миллиметровым барабаном. Кроме того, Land Cruiser, в отличие от «Эл-икса», не оснащается гидропневмоподвеской.
Мотор
Обычные пружины по-прежнему расправляются с неровностями не хуже гидропневматики: «двухсотка» стелет очень комфортно вне зависимости от типа двигателя. Однако прибавка отдачи дизельного мотора по сути ничего не изменила. Совершая обгоны, как и прежде, чувствуешь острый дефицит динамики. Зато на средних скоростях такой внедорожник — сама уверенность: 650 Нм тяги освобождают шестиступенчатый «автомат» от лишних переключений. Land Cruiser с бензиновой «восьмеркой» 4,6 л (309 л.с.) в тех же условиях меняет передачи чаще, но с открытым дросселем уезжает от турбодизельного собрата, как от стоячего, лаская уши водителя высокооборотистым саундтреком, в то время как модернизированный дизелек лишь приглушенно тарахтит в рамках одной октавы.
А как вам новая внешность Тойоты? Шестиконечная радиаторная решетка, «кубометры» хрома, светодиодные фары и фонари, которые в темное время суток здорово повышают авторитетность внедорожника. Пожалуй, брутальности, о которой не устают повторять тойотовские специалисты, тут даже чересчур. Но народу новый прикид «Крузака» нравится. В Екатеринбурге, где проходил тест-драйв, обновленные модификации подмечал каждый второй. Жаль, симпатичная брюнетка на сереньком Peugeot 206 не из их числа...
К слову, ближний и дальний свет у внедорожника просто отличный — проверено уральскими лесами. И хорошо, что японцы наконец-то подтянули активную безопасность своего флагмана до современного уровня. Если раньше Land Cruiser умел лишь следить за разметкой, то теперь он еще и подсматривает за состоянием водителя, распознает дорожные знаки и поддерживает дистанцию с помощью активного круиз-контроля с функцией автоматического замедления. При этом в Тойоте понимают, что далеко не каждый владелец готов переплачивать за пакет Safety Sense. Поэтому выделили «безопасную» версию в отдельную комплектацию Люкс Safety, которая дороже обычного «Люкса» на 42 000 рублей.
В салоне — новая передняя панель с бархатистым на ощупь пластиком и крупным дисплеем, на котором «завязана» большая часть вспомогательных функций. Разработчики говорят, что мультимедийная система с большим экраном — теперешняя норма жизни. Вон у Лексуса «телевизор» с диагональю аж 12,3 дюйма. А у Тойоты, в зависимости от комплектации, восьми- и девятидюймовые экраны. Однако кнопки на передней консоли помельчали, а часть из них стали иконками соответствующего раздела меню. В итоге простейшие операции по изменению микроклимата в салоне требуют внимания и лишних телодвижений.
Зато управление всем внедорожным «хозяйством» сгруппировано в одном месте. Блокировка «центра», системы старта со второй передачи и уменьшения радиуса поворота, «шайбы» включения «понижайки» и внедорожного ассистента Crawl Control. Все это находится теперь под правой рукой водителя. Ну разве для того чтобы отыскать кнопку включения камер кругового обзора, необходимо заглядывать под рулевую колонку. Если честно, панорамный обзор — штука почти бесполезная: разрешение экрана низкое, искажение боковых камер велико, а в темноте или в грязи в них вообще ничего не видно.
Лучше бы оснастили «Крузак» гидропневмоподвеской. Будь у водителя возможность менять клиренс, многие проблемы с проходимостью решились бы сами собой. Сел на брюхо — приподнял кузов — поехал дальше. Мы же прыгаем на подножки и раскачиваем застрявшие внедорожники, словно матрешки, чтобы утрамбовать снег под ними. Иногда помогает. И трудно переоценить еще одно отличие Тойоты от Лексуса: на крыше «двухсотки» есть рейлинги для крепления груза. За «Крузак» попросту удобнее держаться. Но тут же возникла другая проблема: толкая внедорожник, не во что упереться руками. Большую часть задней части занимают хрупкие задние фонари, метал же вокруг них мягкий — мнется.
Что касается эксплуатации Toyota LC 200 в экстремальных условиях, я теперь вроде кандидата наук. Знаю, что на 20-градусном морозе при контакте с обрезком дерева задний бампер «Крузака» разлетается на куски. Зато передний неплохо держит удары. Знаю, что «травить» давление в передних шинах ниже 0,9 атмосферы нельзя — нагруженные тяжелым мотором и кузовом колеса саморазбортируются. И Crawl Control — полезная штука, даже для опытного водителя. Особенно в рыхлом, свежевыпавшем снегу (так называемый «пухляк»). Когда «держак» разлетается белой пылью при малейшей пробуксовке, лучше и в самом деле довериться безошибочной электронике, которая продвигает внедорожник вперед, будто бы дирижируя ведущими колесами.
Но если снег плотнее, и шины более или менее цепляются за покрытие, эффективнее идти быстрее лимитов «кроула» — небольшим ходом. Тогда при сносе в кювет больше шансов вернуться на дорогу. А если заехал мордой в сугроб — не буксуй! Плавно сдавай назад, укатывая колею, — готовь плацдарм для следующей атаки. Теперь я знаю, что на снежном бездорожье дизельный «Крузак» предпочтительнее бензинового. Плавный прирост тяги позволяет ювелирно тронуться с места и не закопаться. Зато акселератор бензиновой «двухсотки» точнее, и до какой-то поры это тоже помогает ползти на моменте. Однако грань слишком тонка, колеса то и дело срываются в букс. И это неуместное ускорение при переключении с первой на вторую передачу...
Я также знаю, что с парой журналистов, стоящих на откидной полке заднего борта, проходимость «Крузака» повышается в разы, а если парни еще и понимают, когда нужно догрузить автомобиль своевременным приседанием, — нам и вовсе море по колено и горы по плечо. Точнее, по пояс. Минувшие сутки снег валил непрерывно... Наконец, я знаю, что в процессе доводки нынешнего поколения «двухсотки» снежные испытания не проводились вовсе. Именно поэтому в пятираздельном меню системы Multi-Terrain-Select нет режима «Snow». Японцы будто забыли, что на втором по значимости для них рынке сбыта время от времени случается зима!
И ведь спросить есть с кого. Один из ведущих разработчиков LC 200 трамбует уральские сугробы наравне с остальными. Заместитель главного инженера Такаки Мизуно признается, что такое количество снега видит впервые в жизни. И дает слово, что Land Cruiser нового поколения, разработка которого в компании началась лишь недавно, обязательно пройдет цикл зимних испытаний. Российский офис Тойоты также делает соответствующие выводы. Гидропневмоподвеска? С большой вероятностью у Ленд Крузера она появится в ближайшее время. Блокировка заднего дифференциала? Подумают и над этим, тем более что такие модификации «двухсотки» есть в других странах.
Я же по-прежнему уверен, что главный враг внедорожника за пределами твердого покрытия — его собственный вес. Поэтому мой идеал среди проходимцев — легкий и юркий Suzuki Jimny. Но и «полярный» «Крузак» для меня теперь как родной. Фотография 9х12 в семейном альбоме. Первая цифра означает пройденные километры, вторая — затраченное время. Личный антирекорд! Зато теперь я знаю, что непреодолимые законы физики можно попросту подмять под себя стальной защитой моторного отсека.
Настоящие герои всегда остаются за кадром. Такие как фотограф Саша Казарин, а также операторы Максим Тихомиров и Владимир Пантелеев. Зато эти парни отсняли мегабайты крутого фото-видео-«мяса», из которого Drom.ru собрал короткометражный фильм под «говорящим» названием — «Хрен вам, а не перевал Дятлова!».
4,6 л | 4,5 л | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Универсал (SUV) | |
Количество мест/дверей | 5/5 | |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый | Дизельный, с турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди продольно | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 8, V-образно | 8, V-образно |
Рабочий объем, куб. см | 4663 | 4461 |
Мощность, л.с. при об/мин | 309/5500 | 249/2800–3600 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 439/3400 | 650/1600–2600 |
Трансмиссия | ||
Привод | Полный | |
Коробка передач | 6–АКПП | |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | |
Задние | Дисковые вентилируемые | |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная, двухрычажная | |
Задняя | Зависимая, пружинная | |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4950х1980х1955 | |
Колесная база, мм | 2850 | |
Клиренс, мм | 230 | |
Снаряженная масса, кг | 2585–2785 | 2585–2815 |
Объем топливного бака, л | 93–135 | |
Объем багажника, л | 259–1276 | |
Шины | 285/60 R18 | |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 195 | 210 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 8,6 | н/д |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 13,9 | н/д |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 327, Euro-5 | н/д, Euro-5 |
Стоимость автомобиля, руб. | ||
Базовая комплектация | 2 999 000 | 2 999 000 |
Оснащение системами безопасности | ||
---|---|---|
4,6 л | 4,5 л | |
Фронтальные подушки безопасности | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + |
Шторки безопасности | + | + |
Коленная подушка безопасности водителя/пассажира | +/+ | +/+ |
Надувные ремни безопасности для задних пассажиров | – | – |
Система стабилизации ESP | + | + |
Антипробуксовочная система TCS | + | + |
Антиблокировочная система тормозов ABS | + | + |
Brake Assist | + | + |
Камера заднего вида | + | + |
Парктроник | + | + |
Система помощи при парковке | – | – |
Светодиодные фары | + | + |
Ксеноновые фары | – | – |
Адаптивные фары | + | + |
Система помощи при перестроении | + | + |
Система слежения за разметкой | + | – |
Система предотвращения попутных столкновений | + | + |
Система распознавания дорожных знаков | + | + |
Система контроля усталости водителя | + | + |
Включение аварийной сигнализации при экстренном торможении | + | + |