Застой среди седанов: ждем, когда появится «спаситель» | |
Последние несколько лет в Японии наблюдается явление, которое можно назвать застоем в классе седанов. Говоря иначе, классические седаны постепенно уходят из нашей жизни. И что тут можно возразить? Покупателям, судя по всему, больше пришлись по вкусу практичные компактные машины, которые характеризуются ограниченными размерами кузова, но при этом отличаются многообразием форм. На этом фоне тенденция застоя в «лагере» седанов проявляется еще более выпукло. Что же делать? Наверное, брать тем, на что оказывается неспособным компактный автомобиль: размерами и отделкой. Так и получается: в то время как в одном крыле автомобильного рынка предлагается все больше и больше машин класса «компакт», на другом его конце появляются дорогие модели элитных седанов. Из подобных машин, появившихся на японском рынке за последнее время, я бы выделил две: Toyota Mark X и Nissan Fuga. Они явно заслуживают того, чтобы на них обратили особое внимание. И тот, и другой автомобиль являются своего рода знаковыми, базовыми моделями для своих производителей, причем в настоящее время им уделяется настолько большое внимание, что разработчики не останавливаются даже перед тем, чтобы лишить их прежних названий. Попробуем не только всесторонне обсудить их достоинства и недостатки, но и проверить эти автомобили в действии.
То ли это случайность, то ли наоборот, закономерность, но факт остается фактом: кого из разработчиков ни спроси, все в один голос заявляют, что их машины должны быть не хуже конкурентов, сделанных в Европе. А в качестве конкретных соперников называют марки Mercedes-Benz и BMW. Желание посоревноваться с европейскими седанами по уровню «спортивности», по-видимому, глубоко укоренилось в японских автопроизводителях. Мощность двигателя, экологическая безопасность, перечень стоящего на вооружении машин оборудования, - по всем этим параметрам японские машины стоят на верхних строчках мировых рейтингов. Но вот что касается спортивного типа управления - здесь нам еще есть чему поучиться и за чем «погоняться». Поэтому я и выбрал для сравнения два вышеназванных седана, которые отличаются и спортивной управляемостью, и соответствующими ходовыми качествами, и которые даже в руках неопытного, молодого водителя не смогут не проявить своего спортивного характера. В роли молодого водителя - я, Като Юкинага. |
|
Дизайн: оба автомобиля имеют современный вид, особенно интересно выглядят задние и передние фонари | |
Fuga скрывает свой большой рост Nissan Fuga имеет довольно большую высоту кузова, хотя на первый взгляд это и не заметно. Машина только на 40 мм ниже минивэна Honda Odyssey. Ее полная высота составляет 1510 мм. Но благодаря умело выполненной «опоясывающей» и «плечевой» линии, машина не выглядит такой уж высокой. Если смотреть на нее сбоку, хорошо заметно, как сильно скошена назад задняя часть крыши. И задние стойки имеют совсем другой угол наклона, нежели у Mark X. Из-за этого силуэт Fuga больше напоминает какое-нибудь купе. Задние фонари имеют схожий со Skyline дизайн, хотя поворотники расположены на не совсем обычном месте. Особенно это впечатляет в темное время суток, когда левый или правый сигнал начинает мигать, и вдруг оказывается, что свет исходит оттуда, откуда его не ждешь. Стоп-сигналы имеют 4-секционную конструкцию, поэтому при торможении они заметны сразу. Одним словом, по своему дизайну задняя часть машины ничуть не уступает передней. У Mark X центр тяжести кажется заниженным У этого седана высота составляет 1435 мм. То есть по сравнению со своим предшественником, Mark II, машина стала ниже на 25 мм. Но можно вспомнить, что более ранние поколения Mark II имели высоту в 1400 мм, поэтому утверждать, что последний представитель линейки Mark (на сей раз уже не II, а Х) очень низкий, было бы не совсем корректно. Но почему же все-таки он не кажется таким высоким? Да лишь потому, что его дизайн выполнен по схеме «заниженный центр тяжести». Характерная линия поднимается от самого бампера, который похож на нож грейдера, ровняющего поверхность дороги, и в районе капота плавно переходит в опоясывающую линию. Эта линия, однако, не доходит до задней стенки багажника, поэтому задняя часть кузова остается как бы не связанной с самим кузовом. По этой причине передние 3-секционные блок-фары во многом определяют общий дизайн машины, а вот оформление задней части кузова не кажется чем-то очень уж совсем революционным. Однако задний бампер со встроенным диффузором привлекает внимание. |
|
Ходовые качества: подвески управляемых колес обеих машин по-своему примечательны | |
На какой бы скорости ни шла Fuga, у нее хватает мощности для резкого ускорения Рабочий объем двигателя Fuga довольно большой, поэтому движение происходит под действием достаточно мощного крутящего момента. Стоит только надавить на педаль газа, как машина, независимо от того, какая на спидометре скорость, всегда может прибавить еще. Такая постоянно готовая к ускорению мгновенная мощность - «изюминка» этой модели. Очень хорошо при этом, если подвеска дополнена 19-дюймовыми колесами, но даже колеса стандартного размера (а это, напомню, колеса диаметром в 17 дюймов) не вызывают особенных нареканий. Стандартные 17-дюймовые колеса даже вызывают у водителя меньше беспокойства, и машина с ними кажется более пригодной для динамичной езды. Конечно, сила сцепления с дорогой у таких колес меньше, чем у покрышек размером 19 дюймов, но большая плавность рулевого управления и повышенный уровень комфорта стоят того, чтобы отдать предпочтение шинам меньшего размера. Плюс к этому при езде на больших колесах по дефектной дороге пружины внизу как будто «тяжелеют». То есть до плавности, присущей европейским машинам, пожалуй, еще далеко. Правда, следует отметить, что машина оснащена системой «активного поворота» (Active Steering), поэтому, даже двигаясь по извилистой дороге с большой скоростью на 19-дюймовых шинах, водитель не сможет крутануть руль так, чтобы задние колеса вышли из-под контроля. Машина этого просто не допустит! Согласитесь, это – большой плюс. 19-дюймовые шины имеют высоту профиля всего 40 мм, но, тем не менее, обеспечивают определенный комфорт и довольно низкий уровень шума. Хотя вариант, когда машина стоит на 17-дюймовых шинах и имеет профиль 55 мм, лично мне представляется более целесообразным. Рабочий объем двигателя Mark X меньше, но и сам он легче, поэтому он такой резвый Вес Mark Х равен 1530 кг (если брать модификацию 300G Premium). А вес Fuga - 1650 кг (модификация 350GT). Таким образом, разница составляет 120 кг, то есть эквивалентна весу двух взрослых пассажиров. С другой стороны, рабочий объем двигателя Mark X меньше, чем у Fuga, на целых 500сс. Эти два фактора накладываются друг друга, поэтому оба автомобиля едут почти на равных. Но разница в весе означает, что на передние колеса приходится меньший вес. А это не может не повлиять на управляемость самым существенным образом. В Mark X так и хочется сделать замечание, что рулевое колесо крутится очень легко. Но в действительности усилитель руля передает на него чрезмерное усилие, поэтому при повороте рулевого колеса отдача в руле воспринимается недостаточно отчетливо. А хотелось бы получать через руль больше информации, чтобы быть спокойнее. Кроме этого, шины размером 60R16 обеспечивают достаточный уровень комфорта, но при движении по дороге с неровным покрытием в салон беспрепятственно проникает дорожный шум. Но это следует отнести не к недостаткам шин, а к особенностям самой подвески. И еще очень интересно было бы сравнить поведение обеих машин, если обуть их в одинаковые по качеству, но разные по размеру покрышки, например, марки Toyo Proxes. |
|
Салон: передние сидения практически одинаковые, а вот сзади имеется разница | |
Комфорт передних сидений в салоне Fuga нареканий не вызывает Передние сидения в салоне Fuga - достаточно большие по размеру. В последнее время компания Nissan вообще резко повысила качество изготавливаемых для своих машин кресел. Сидение переднего пассажира может, как и водительское, регулироваться автоматически, но эта возможность входит только в список дополнительного оборудования. Можно сказать, что общий уровень комфорта (то есть удобство всего салона в целом) в Fuga достаточно высок. Если покупатель остановит свой выбор на креслах с кожаным покрытием, то вместе с ними будет установлена система воздушного обдува сидений. В частности, в летнее время из спинок кресел и из сидения будет поступать охлажденный воздух, а зимой можно будет включить обогрев теплым воздушным потоком. Эта система предназначена для обслуживания обоих передних кресел. Нельзя сказать, что на заднем «диване» неудобно сидеть. Но я обратил внимание на то, что после длительного пребывания там возникает желание слегка переместиться вперед. Если взять для сравнения только объемные характеристики обоих салонов, то, конечно, задние сидения в салоне Fuga представляются более удобными. Еще бы, ведь колесная база автомобиля составляет 2900 мм, поэтому на уровне ног создать достаточный объем пространства оказывается делом несложным. Однако есть и один существенный минус: поскольку крыша салона в задней его части нисходит вниз с большим наклоном, между головой сидящего и потолком совсем не остается просвета. В районе задних сидений Mark X на уровне головы достаточно объема, и на уровне ног тоже кое-что имеется Водительское кресло в салоне Mark X оборудовано так, что позволяет с помощью регулятора изменить глубину сидения в пределах 58 мм. Эта регулировка достигается путем некоторого приподнимания участка сидения под бедрами сидящего водителя, и должна особенно пригодиться для тех, кто подолгу сидит за рулем. Посадка водителя здесь оказывается несколько ниже, чем за рулем Fuga. Вероятно, поэтому чувствуется некоторый дефицит пространства на уровне головы. Но сидеть в кресле Mark X не менее удобно, чем в кресле Fuga. В качестве опции можно заказать установку кожаных кресел с подогревом. В районе задних кресел на уровне головы сидящего имеется больше пространства, нежели это можно себе представить, глядя на машину со стороны. Там оказалось так просторно, что мне даже показалось, что и на уровне ног имеется достаточно объема, и что в этом случае салон Mark X может вполне поспорить с салоном своего конкурента. Однако если оценивать объем салона по ширине, то салон Mark X явно проигрывает. Но это вполне объяснимо: мало того, что кузов у него на 20 мм уже, так еще и сами сидения, как уже было отмечено, установлены ниже, чем в салоне Fuga. Итак, передние кресла у обеих машин обеспечивают приблизительно одинаковый уровень комфорта, а те, кто сидит сзади, будут более уверенно себя чувствовать в салоне Fuga. |
|
Качество оборудования салона: традиционно высокое и его современная интерпретация | |
Привычный дизайн Fuga способствует повышению субъективной оценки качества Повышенная оценка качественной составляющей салона Fuga во многом обуславливается традиционным дизайном интерьера. Чувство некоторой изолированности в сочетании с умело созданной атмосферой уюта, - таковы положительные стороны дизайна, выбранного для оформления салона. Тем более что качество отделки действительно находится на уровне лучших достижений японского автомобилестроения. Вот, к примеру, возьмем дисплей бортового навигатора. Сам экран смещен ближе к лобовому стеклу, а элементы управления остались на передней панели - прямо под рукой водителя. Такое пространственное разъединение пульта управления и экрана навигационной системы, с одной стороны, позволяет улучшить управляемость, а с другой - следить за экраном, не теряя из вида саму дорогу. Действие переключателей типа «piano-touch», которые были позаимствованы у Nissan Cima и Primera, сразу же отображается на экране с использованием иероглифов. Поэтому отслеживать работу системы стало вдвойне легче. Правда, вызывает сожаление тот факт, что перемещение курсора осуществляется с помощью 8-позиционной кнопки. Все выпущенные в последнее время модели Nissan используют именно такой способ доступа к меню, хотя в операционном плане вариант с кнопочным переключателем нельзя назвать удачным. Приборная панель «смотрит» на водителя 4-мя циферблатами, которые люминесцируют оранжевым цветом. Это, не спорю, выглядит очень спортивно. В пользу высокого класса автомобиля говорят также установленные на панели часы аналогового типа. Несмотря на то, что машина оснащена автоматической коробкой передач, рычаг управления трансмиссией «упакован» в чехол, как обычно бывает на спортивных моделях с механической коробкой. Это также подчеркивает спортивную ориентацию Fuga. Стартер двигателя приходит в действие от кнопочного выключателя, что характерно также и для Mark X. Но следует отметить, что после нажатия кнопки выключателя двигатель запускается не сразу, а с весьма заметной задержкой. Поэтому, если водитель нетерпелив, он вполне может занервничать и вторично надавить кнопку. Mark X: качество в духе эры высоких технологий Попав в салон Mark X, я сразу же ловлю себя на мысли, что его интерьер характеризуется не просто высоким качеством исполнения, как мы его традиционно себе представляем. Пожалуй, на него также накладывает свой отпечаток сама нынешняя эпоха, которую условно можно назвать как «эра IT». Что я этим хочу подчеркнуть? Только то, что в этой модели налицо продолжение той дизайнерской линии, которая была намечена еще ранее, в автомобиле прежнего поколения, когда он еще носил имя Mark II. Я допускаю, что такой дизайн вполне может оставить равнодушным немалое количество потенциальных покупателей. Та система представлений о «первоклассной» машине, которая сформировалась у водителей пожилого возраста, уже потеряла свою актуальность и, если так можно выразиться, накал - это отчетливо видно. Люминесцирующие беловатым цветом приборные указатели типа «оптитрон», перенесенные сюда из салона Celsior, - вот что ассоциируется у Toyota с понятием «высокий класс машины». Правда, иногда встречаются и досадные недочеты. К примеру, возьмем блок контрольных световых индикаторов, обслуживающий рычаг управления коробкой передач. Они, по-моему, уж слишком блеклые, настолько, что их и разглядеть-то непросто. Дисплей бортового навигатора здесь не стали отодвигать подальше к лобовому стеклу, как в салоне Fuga, а наоборот, придвинули ближе к водителю. Кнопки его управления выполнены в виде клавиш, поэтому выглядят немного простовато. Идем далее: по обеим сторонам дисплея располагаются переключатели пульта управления кондиционером. Декоративные панели матово-черного цвета, которые принято считать элементами интерьера элитных машин, украшают нижнюю часть навигационного дисплея, рулевую колонку и рукоятки дверей. Вот только почему-то они блестят, как дешевенькие безделушки, и это только портит общее впечатление от салона. В то же время рычаг управления коробкой передач с удобной для захвата рукояткой выглядит просто замечательно. Я с полной уверенностью могу сказать: несмотря на то, что этот рычаг разработан для автоматической коробки передач, он так и просится на машину, имеющую ручной режим переключения. Рычага трансмиссии японского производства с более впечатляющей формой я, честно говоря, не припомню! |
|
Оборудование салона: в машине такого высокого класса может быть все, что хочешь | |
Если автомобиль входит в группу элитных моделей, то само собой разумеется, что он просто обязан оснащаться двухконтурным кондиционером, который подает в салон воздух по двум раздельным рукавам. Естественно, температура воздуха также регулируется раздельно. Не вызывает удивление и наличие в обеих машинах системы вторичной вентиляции. У Fuga, правда, это называется «режим вентиляции mild flow». Кроме того, обе модели имеют в своем арсенале систему «дистанционный ключ», которая и в первом, во втором случае дополнена «дистанционным пуском». Рядом с передними креслами предусмотрена подставка для напитков под две банки (за рычагом трансмиссии). Также имеется подставка на две банки и для пассажиров на задних креслах (на консоли). Это все элементы, общие для обеих моделей, включая даже конкретное расположение этих подставок. Теперь различия: в салоне Mark X солнцезащитные очки хранятся на консоли, прикрепленной к потолку салона, а в Fuga для этих целей отведено место на передней панели (справа снизу). Кстати, верхняя консоль в салоне Mark X может вместить две пары очков. Это хоть и малый, но плюс. Оба автомобиля оборудованы монитором заднего обзора. А вот монитор бокового обзора стоит только на модели компании Nissan. Но зато Mark X вооружен устройством, которое называется «Intelligent Parking Assist», то есть электронным парковщиком. Его предназначение – помогать вписаться в створ ворот при въезде в гараж или протиснуться через узкий, с обеих сторон заставленный машинами проезд. Опытным водителям такой «парковщик» вроде бы ни к чему, но те, кто недавно за рулем и кому подобные маневры даются нелегко, несомненно, скажут разработчикам спасибо. Это устройство, кстати, впервые было применено в автомобиле Toyota Prius. Из числа общих для обеих машин элементов оборудования следует также выделить управляемый световой пучок фар («Intelligent AFS»), который поворачивается вместе с рулевым колесом и позволяет выхватить из темноты кривую предстоящего поворота. У Fuga аналогичное устройство именуется «Active AFS». Спинки задних кресел в салоне Mark X не только отклоняются назад, но и отбрасываются вперед, причем по отдельности. Такая их особенность может оказаться полезной в тех случаях, когда понадобится загрузить в багажник крупногабаритный или продолговатый предмет, выведя часть его прямо в салон. Это в некотором смысле делает автомобиль похожим на универсал. Если же брать Fuga, то в ее задней спинке под средним подлокотником имеется сквозной канал, выходящий прямо в багажник. Но этот канал имеет ограниченную сферу применения, поскольку позволяет пропустить через себя только продолговатые предметы (лыжи, сноуборд), но никак не перевозить крупногабаритные вещи. Объем багажного отделения Mark X составляет 437 литров, а его конкурента – 495 литров. Но в любом случае в такие багажники можно без проблем пометить 4 укомплектованные сумки для игры в гольф. Сами понимаете, что такая вместительность удовлетворит кого угодно. Подлокотник переднего кресла, установленный на средней консоли салона Fuga, может свободно перемещаться влево или вправо в пределах 100 мм, поэтому, если у водителя возникнет такое желание, его можно сдвинуть в сторону сидения переднего пассажира. Такого устройства в салоне Mark X не предусмотрено. Какие еще есть отличия? Некоторые детали кузова Fuga облегчены за счет включения в их конструкцию алюминиевых панелей. Это, в частности, все 4 двери, капот и крышка заднего багажника. Такого рода вставки позволили облегчить вес кузова на 38 кг. |
|
Хотя обе машины - спортивные седаны, по характеру они все-таки отличаются друг от друга | |
Итак, обе модели входят в группу заднеприводных спортивных седанов. А в чем же состоят их различия? Возьмем для начала Mark X. По какому-то странному стечению обстоятельств этот автомобиль во многом схож с последними моделями семейства Nissan Skyline. Чтобы стало понятнее, скажу иначе: его характер как нельзя лучше соответствует определению «driver’s car», то есть это автомобиль, предназначенный для получения водителем удовольствия исключительно в связи и по поводу управления им на ходу. Если согласиться с такой классификацией Mark X, следует признать, что наибольшим успехом он должен пользоваться среди молодых водителей. И именно на них строятся все расчеты маркетологов. Итак, главный конкурент этой модели среди японских машин – детище компании Nissan, но только не Fuga, а Skyline. Если же попробовать определить круг возможных конкурентов Mark X среди импортных автомобилей, то главным среди них, как я полагаю, следует назвать BMW 3-ей серии, то есть машину, характер и ходовые качества которой открываются не сразу, а сама машина может иногда «удивить» своего водителя чем-нибудь неожиданным. Детище компании Toyota, на которое затрачено столько сил и энергии, в своем теперешнем виде довольно существенным образом отличается от своих предшественников, то есть от Mark II. И вполне понятно, что водителям, привыкшим к тем, прежним моделям, нынешний вариант может оказаться не по душе. Это становится тем более совершенно ясно при сравнении дизайна старого и нового салонов. Это - не в пример тому, что, например, произошло с Toyota Crown. В частности, новая версия Crown разработана, что называется, «с чистого листа». Тем не менее, связь с прошлым тут полностью не обрывается - взять хотя бы неизменную схему расположения передних сидений. А вот что касается нового представителя семейства Mark, то разработчики, похоже, решили сделать все возможное, чтобы прошлым здесь и не пахло. И при этом сосредоточить все свое внимание на улучшении ходовых качеств нового автомобиля. Для Nissan Fuga круг возможных конкурентов определяется по-другому. Если брать автомобили японского производства, то конкурентом для нее, без сомнения, является последнее поколение Toyota Crown. А среди импортных машин это BMW 5 Series. Характерными особенностями этой группы автомобилей становятся весьма высокие ходовые качества в сочетании с умело претворяемой в жизнь концепцией «все для повышения оценки качественной составляющей машины». В этом плане следует выделить повышенное внимание, которое уделено совершенствованию таких важных для любого седана качеств, как уютность салона и удобство при посадке. И в то же время в этой модели нашли свое применение все последние достижения инженерной мысли компании Nissan. А еще совсем не лишним выглядит использование в ней (впервые в истории японских седанов) колес размером в 19 дюймов. Нет, я не хочу оспорить право этого автомобиля также относиться к классу «driver’s car», но нельзя сбрасывать со счетов и высокое качество отделки салона, по праву именующегося «салоном высшей категории». Подытожу: Fuga - модель, вся прелесть которой состоит в сочетании именно этих двух начал, которые зачастую конфликтуют друг с другом. Или, если хотите образное сравнение, Nissan Fuga – это «вечернее платье», в то время как Toyota Mark X - «повседневная одежда». Дополнительно - читайте подписи к фотографиям. |
|
Автор: Като Юкинага (Kato Yukinaga)
Январь 2005 г.
Источник: AutoGalleryNet
Перевод: AUTO.VL.RU
При перепечатке ссылка на источники текста и перевода обязательна!