СТРОЖЕ СНАРУЖИ...
Отличия новой модели от предшественника столь велики, что, встретив на дороге, ее можно принять за новый автомобиль. Крутые бедра, особенно выпиравшие у трехдверной модификации, теперь сгладились, как после интенсивных занятий аэробикой, превратившей пышные формы в элегантные мышцы. Особенно это заметно спереди, где бросаются в глаза окантовка передних колес и наползающие на крыло и капот раскосые фары, выступающие, как у рыбки-"телескоп", за габарит корпуса. Довершает оригинальность этого решения прозрачный рассеиватель. Решетка радиатора почти не изменилась, а вот бампер приобрел новые очертания, к тому же он оригинально выглядит за счет раскиданных по углам паре фонарей - поворотников и противотуманок. Капот выглядит короче - его длина скрадывается увеличившейся шириной.
Посовременнее выглядит RAV 4 и в профиль, в первую очередь за счет восходящей спереди назад линии "пояса" и слегка ниспадающей задней части крыши, роднящей его с такими авангардными и более крупными джипами, как Lexus RX300 и Mercedes Benz ML320. Такое дизайнерское решение избавило машину от былой игривости во внешнем облике, что позволит привлечь к ней внимание сильного пола не только как покупателей, но и активных пользователей машины, что конечно же, должно сказаться на объемах продаж.
Сзади "равик" не менее оригинален - крайняя часть крыши слегка вздернута и образует что-то вроде спойлера, задняя дверь почти во всю свою ширину украшена запасным колесом, которое можно было бы опустить чуть ниже - оно немного перекрывает вид назад. Но опустить запаску сложно, нарушится гармония - у автомобиля нет заднего бампера, который заменяют выштамповки на двери и две пластиковые накладки на крыльях, слегка заходящие назад. Запасное колесо по аналогии с Land Cruiser полностью закрыто пластиковым кожухом с двумя треугольными выштамповками. На близость с Cruiser указывают и другие внешние детали - например, однотипные ручки дверей. Вся пластмассовая обвеска окрашена в цвет кузова, что опять же говорит о серьезном предназначении машины - с прежней пестрой легкомысленностью покончено.
...ВЕСЕЛЕЙ ВНУТРИ
Как и снаружи, внутри автомобиль серьезно преобразился - но здесь изменения носят другой характер. Если прежний RAV внутри был откровенно скучен, то нынешний выглядит куда интереснее. В интерьере прибавилось множество округлых форм, придающих уютному салону спортивно-игривый шарм. Хотя многоцветная передняя панель нам показалась слишком яркой, тем более в противовес строгой серо-голубой двухструктурной тканевой обивке сидений.
Первое, что привлекает внимание в салоне - передняя панель, в центре которой главенствует овал с пластиковой окантовкой под алюминий, закрепленный хромированными декоративными болтами. В гармонии с этой декорацией выступает и обрамление рычага переключения передачь на туннеле - такого же цвета и опять же с декоративными болтами.
Панель приборов намекает на спортивный стиль автомобиля - в центре чуть приподнятый и выдвинутый вперед тахометр, чья окружность заметно меньше расположенных по краям спидометра с электронным одометром и указателей количества бензина и температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Многочисленные контрольные и индикаторные лампы разбросаны по всей панели приборов за исключением шкалы спидометра. По краям передней панели разместились округлые дефлекторы вентиляции, направление потока регулируется непосредственно за дефлекторы. Весь этот ансамбль выступает в авангардном стиле "хай-тек" ("высокие технологии"). В таком же ключе, но более проспортивном, выполнен и трехспицевой руль с четкой выштамповкой под большие пальцы рук. Ступица руля небольшая, остается только удивляться, как туда втиснули "аэрбег", крышка пассажирской подушки безопасности куда как внушительнее.
Салон не только внешне уютный, но удобный и практичный, начиная с площадки для отдыха левой ноги (хотя это понятие весьма условно - педаль сцепления легкая, да и требуется нечасто) и заканчивая дополнительной розеткой между передними сиденьями. Всяких кармашков, багажничков, держателей и крючков в салоне великое множество - раньше подобное доводилось встречать только в Subaru Forester и Renault Megan Scenic. Особенно запомнились универсальные держатели для напитков перед рычагом переключения передач, за счет сдвижных упоров позволяющие зафиксировать и жестяные баночки, и большие пластиковые бутылки. Удивила конструкция карманов на передних дверях, с большой прорезью - положить в них можно разве что газеты, что для нас не очень-то привычно.
В салоне без труда разместятся пятеро, но производитель четырьмя подголовниками ограничивает комфортную посадку. К тому же в этом случае все четверо смогут подобрать для себя оптимальное положение - сиденья имеют регулировки, передние - по три, задние - по две. Единственная забота о пятом пассажире - ремень безопасности, "растущий" из специального пенала на потолке багажного отсека справа.
Багажник вписывается в общий объем салона, хотя его можно разграничить по нижнему уровню стекол полкой и выдвижными шторами, закрывающими пространство до спинок задних сидений. Погрузка тяжелых и объемных предметов не затруднит, так как проем, открывающийся задней дверью, просто огромен, а погрузочная высота находится ниже уровня колен. Откидные крючки на спинках сидений позволяют зафиксировать сумки и пакеты - те, кто собирал рассыпавшиеся на полу, а то и побитые яблоки и апельсины, это оценит. В общем, с рынка или из магазина можно ехать, не особо беспокоясь о сохранности покупок.
ОПЕРАЦИЯ НА СЕРДЦЕ
Двухлитровый мотор прежнего "равика" казался оптимальным для такой машины, но производитель пошел по пути его совершенствования, создав новый двигатель с фирменной тойотовской системой регулирования фаз газораспределения - в зависимости от режима движения меняется высота подъема впускных клапанов. Впрыск бензина осуществляется непосредственно в камеру сгорания, что позволяет использовать очень бедную смесь и добиваться высокой экономичности. За счет конструктивных усовершенствований увеличена жесткость алюминиевого блока цилиндров, что существенно уменьшило вибрации, а для снижения уровня шумов (и веса) впускной коллектор выполнен из пластмассы. В результате мощность двигателя возросла на 22 л.с. Изменяемые фазы фазы газораспределения существенно увеличили крутящий момент на малых оборотах, а характеристика его нарастания стала более плавной, так что теперь этот мотор вполне может соперничать с дизелем, что, конечно же, огромный плюс для внедорожника.
Вообще-то RAV 4 может комплектоваться и 1,8-литровым двигателем, но по официальным каналам в Россию он не поставляется, так же, как и переднеприводная модификация. Зато можно купить автомобиль с автоматической адаптивной коробкой передач, подобной комплектуется только Lexus RX300 (подстраивается под стиль движения владельца и имеет несколько режимов, таких, например, как ограничение переключения на высшую передачу) - он будет стоить чуть дороже.
УМЕРЕННАЯ ТЕРАПИЯ ОРГАНИЗМА
Механическая же коробка передач перекочевала с прежней модели, разве что несколько изменены передаточные числа, а межосевой дифференциал для повышения внедорожных характеристик вместо принудительной блокировки получил вискомуфту. Той же цели служит и дифференциал повышенного трения в редукторе заднего моста, конструкция которого претерпела значительные изменения - пружины с амортизаторами разделены, чуть поднята точка крепления растяжки задних колес (теперь они крепятся не так близко к дороге). Для улучшения курсовой устойчивости в задней подвеске появился стабилизатор, уменьшающий ход подвески колес, и как следствие - ограничивающий внедорожные качества - за комфорт на асфальте (а все-таки автомобиль большей частью будет использоваться на нем) приходится платить характеристиками проходимости. В общем, борьба противоположностей, а в результате - неплохой компромисс.
Дисковые тормоза всех колес получили антиблокировочную систему с электронным распределением тормозных сил не только по осям, но и по бортам автомобиля.
Увеличение базы и колеи сказалось не только на внутреннем комфорте, но и ходовых качествах обновленного автомобиля. На асфальте это комфортная легковушка среднего класса - нет ни типично джиперского галопирования, боковой раскачки и кренов даже в быстрых крутых поворотах (ну разве совсем незначительные). Казалось бы, с ростом скорости внешние шумы должны резко возрастать - все-таки это внедорожник, но типично легковой коэффициент лобового сопротивления 0,34 позволяет обходить этот джиперский недостаток. Очень четкое (как и все органы) управление автомобилем - руль острый и легко прогнозируемый.
РЕЗУЛЬТАТ
Разгоняется "равик" ровно и уверенно на любой передаче, особенно чувствительна его тяга на низких оборотах: стоит тахометру (на пятой передаче) преодолеть отметку 1700, как мотор начинает уверенное ускорение, при 2000 оборотах скорость достигает отметки 80 км/час. Вибрация на любых режимах двигателя минимальна, слышится только, как что-то поскрипывает под передней панелью, наверное, притрется со временем.
На асфальте все очень замечательно, но попробуем с него съехать. И тут "равик" попадает в свою стихию, как будто получая наслаждение от ям, кочек, буераков. Жаль, не удалось испытать его в грязи (где же ее возьмешь при минус 20), но уверены - и там бы он не оплошал, залогом чего служат "дизельная" тяга на низких оборотах и полный привод с двумя автоматически блокирующимися дифференциалами. Пробить подвеску с газонаполненными амортизаторами кажется невероятным, при разумном движении по ухабистому проселку Toyota выглядит достойно - раскачивается в меру, а подвеска разумно гасит все колебания. Никак не прореагировал "равик" и на снежную целину, разве что разок ушел в занос на небольшом косогоре, который был легко ликвидирован поворотом руля - типично заднеприводный прием. Конечно, если вывесить автомобиль по диагонали, то могут возникнуть проблемы, но все-таки для экстремального бездорожья автомобиль не предназначен. А границу его внедорожных качеств легко можно определить, посмотрев на графы технических характеристик, рассказывающих об углах преодоления максимальных препятствий.
Тормоза испытывали на разных покрытиях и всегда получали "неизменно превосходный результат". Ощущение, будто фары, как глаза, выдают команду на оптимальное замедление - умная электроника во всех ситуациях обеспечивает оптимальное торможение, передавая на педаль легкую вибрацию с небольшим стрекотом. Классическая АБС увеличивает тормозной путь, не давая колесам заблокироваться, инженеры Toyota решили этим пренебречь - колеса на мгновенье все-таки блокируются, возникает даже легкий занос, но не более того. Специально посмотрели тормозной путь, чтобы убедиться в этом - так и есть - следы блокировки заметны, но ведь автомобиль не сбился с курса и создал максимальный эффект торможения.
За этот год довелось испытать множество достойных автомобилей, но в первый раз очень захотелось такой купить. Жаль, но $34000 не скопишь на газетных гонорарах. Но инженеры Toyota, доказавшие, что нет предела совершенству, заслуживают самых лестных слов.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
Модельный год | 2000 |
Год выпуска | 2000 |
КУЗОВ | |
Тип | вседорожный, универсал |
Количество дверей/мест | 4/5 |
Конструкция/материал | несущий сварной/сталь с распорной |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Модель | 1AZ-FE |
Тип | бензиновый с распределенным впрыском |
Рабочий объем, куб. см | 1998 |
Количество и расположение цилиндров | 4 в ряд |
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм | 86х86 |
Степень сжатия | 9,8 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Мощность/об. кол. вала (кВт; л.с.) | 110; 150/6000 |
Крутящий момент/об. кол. вала, Нм | 192/4000 |
Механизм газораспределения | двухвальный DONC, |
ТРАНСМИССИЯ | |
Расположение двигателя | поперечное |
Привод | на все колеса, постоянный, с центральным |
Коробка передач | механическая пятиступенчатая |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ | |
Тип | реечное с гидроусилителем |
Радиус разворота, м | 5,3 |
ПОДВЕСКА | |
Передняя | независимая, пружинная McPherson со |
Задняя | независимая, пружинная многорычажная |
ТОРМОЗА | |
Тип | гидравлические с усилителем |
Тормозные механизмы: | |
передние | дисковые вентилируемые |
задние | дисковые |
АБС | с электронным распределением тормозных сил EBD |
КОЛЕСА | |
Диски | литые из алюминиевого сплава |
Шины | 215/70 R16 |
РАЗМЕРЫ/ОБЪЕМЫ/ВЕС | |
Длина/ширина/высота, мм | 4245/1735/1715 |
База, мм | 2490 |
Колея передняя/задняя, мм | 1505/1495 |
Клиренс, мм | 195-205 |
Передний свес, мм | 760 |
Задний свес, мм | 995 |
Угол въезда и съезда (град) | 31 |
Угол переезда (град) | 23 |
Снаряженная масса, кг | 1335 |
Допустимая полная масса, кг | 1825 |
Объем багажника, л | 400-500/970 |
Объем топливного бака, л | 57 |
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
Максимальная скорость, км/час | 185 |
Время разгона до 100 км/час, сек | 10,6 |
РАСХОД ТОПЛИВА, л/100 км: | |
на трассе | 7,3 |
в комбинированном цикле | 8,8 |
в городском цикле | 11,4 |
Н. РУДЫХ. Фото С. ПОДБЕРЕЗКИНА.
2000 г.