Компания Volvo отправила журналистов «в погоню за степным ветром», организовав большой одноименный тест-драйв V40 Cross Country по Калмыкии, Ростовской и Астраханской областям. Журналист Drom.ru провел за рулем полноприводной новинки три дня, проехав без малого 1000 километров от Азовского до Каспийского моря по самым разным дорогам и направлениям.
Рецепт создания компактного городского «кроссовера» прост. Берем обычный хэтчбек, увеличиваем клиренс, добавляем пластиковый обвес побрутальнее и придумываем «говорящее» имя. Всё! И даже полный привод не обязателен — полноценный внедорожник из «легковушки» все равно не получится, в городе (по крайней мере, не в российском) четыре ведущих колеса не очень-то и нужны, а цена автомобиля с колесной формулой 4х4 в итоге может вырасти значительно.
Новинка от Volvo на первый взгляд не сильно отступает от этих канонов. В ее облике угадывается дебютировавший в прошлом году в Женеве (и, кстати, недоступный в России) хэтчбек V40. «Привставший» над дорогой, щеголяющий серебристыми «юбками» под бамперами и порогами — полный джентельменский набор! Даже название придумывать не пришлось — у шведов уже давно припасено подходящее Cross Country.
V40 Cross Country по внешней стилистике несколько выпадает из фамильного ряда, но тем не менее практически стопроцентно узнаваем |
В то же время, семейно-утилитарным скромнягой, каким был универсал V40/V50 второго поколения, новичка не назовешь. Полный привод, богатая отделка, мощность за 200 л.с. — это уже больше, чем просто «сити-кроссовер». И в то же время, не слишком ли автомобиль «премиален» для неидеальных отечественных дорог? Вольвовцы в возможностях V40 Cross Country уверены — новинка названа автомобилем для приключений. Проверим!
Глядя на Volvo V40 Cross Country, хочется назвать его городским франтом, а не искателем приключений. Облик автомобиля не отягощен излишним жанровым антуражем, да и клиренс не так уж и велик. Напротив, в глаза бросаются вовсе не внедорожные элементы: 17-дюймовые колесные диски с низкопрофильной резиной, две овальные выхлопные трубы, низкий передний бампер. А вид сзади — вообще «хот-хэтч» чистой воды!
Задняя часть хэтчбека благодаря изогнутым фонарям и большой площади остекления напоминает младшую модель С30 |
В то же время, никуда не делись фамильные черты Вольво — характерное для шведских хэтчбеков огромное заднее стекло или фирменные «плечи» на бортах. С преемственностью полный порядок! И если немного абстрагироваться от деталей, видно, что в целом, по сравнению с предшественниками, облик стал ярче и агрессивнее — явный прицел на молодежную аудиторию.
В салоне также никакой внедорожной утилитарности — скорее претензия на «премиум» и «спорт». Взгляд невольно останавливается на центральной консоли в стиле домашнего hi-end аудио: породистое матовое дерево, круглые регуляторы с тонкими серебристыми ободками, плавный изгиб в нижней части. Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что эргономика привнесена в жертву стилистике. Все регуляторы одинаковые по размеру, а кнопки сгруппированы очень плотно, так что манипулировать бортовыми системами вслепую не удастся, придется привыкать. Вращающихся регуляторов четыре, но за раздельный климат-контроль отвечает только один, дальний от водителя — пассажир и водитель вынуждены задавать температуру по очереди. Может, часть функций продублирована на расположенном чуть выше дисплее бортовой системы? Отнюдь, читается он хорошо, но, к удивлению, оказался не сенсорным. Сложилось впечатление, что при проектировании центральной консоли последнее слово было вовсе не за эргономистами.
Салон выдержан в «дизайнерском» стиле: богато и во многом минималистично. Строгий шик |
А вот приборной панели дизайнерские изыски во вред не пошли. Классические аналоговые шкалы оставили только самым скромным модификациям V40 Cross Country, на тестовых же автомобилях показания приборов отображались большими ЖК-дисплеями (за исключением указателя уровня топлива и температуры двигателя — за них отвечают две полоски ярких светодиодов по бокам). Читаемость превосходная, никаких бликов, гибкие возможности настройки внешнего вида — загляденье!
Хороши и передние сиденья с ярко выраженной боковой поддержкой. Поначалу они кажутся жестковатыми, но это лишь на первый взгляд. Как показала практика, даже после 400-километрового пробега телеса не затекают. Диапазоны регулировок велики, можно сесть и по-внедорожному повыше, и по-спортивному пониже. Вот только с регулировкой поясничного подпора конфуз — вращающаяся ручка зажата в узком пространстве между спинкой кресла и центральным подлокотником. Неудобно, но, благо, часто ей пользоваться не приходится. Некоторые из коллег-журналистов отмечали коротковатую подушку сиденья, но мне она таковой не показалась.
Передние сиденья поначалу кажутся жесткими, но на поверку вполне удобны. Принять нужное положение помогают электрорегулировки |
При довольно скромных габаритах автомобиля было бы наивно ожидать королевского раздолья на заднем сиденье. Тем не менее, и здесь места достаточно даже для дальней поездки людей среднестатистической комплекции. Вот только пробираться назад не слишком удобно — порог высокий и широкий, а места для ног минимум. Ну а втроем находиться на заднем диване и вовсе противопоказано — и ширины салона маловато, и центральный тоннель под ногами мешает. Зато если пассажиров двое, они обязательно оценят раздельный подогрев, удобный широкий подлокотник и оригинальные, встроенные в сиденье подстаканники.
Панорамная затемняющаяся крыша с электрошторкой — одна из дополнительных опций |
Заднее сиденье спрофилировано исключительно для двоих, третьему здесь будет тесно и неудобно |
496-литровый багажник не поражает воображение, что тоже вполне закономерно: задний свес у V40 Cross Country невелик, а большая часть салона отдана пассажирам. Пара спортивных сумок, пусть и объемных, — это все, на что способен отсек для поклажи. Однако есть у него и «козырь в рукаве» — дополнительное пространство под откидывающимся вверх (или убирающемся вовсе) полом. Сюда запросто уместятся все «аксессуары»: огнетушитель, аптечка, аварийный дорожный набор. Удобна и форма основного багажника, практически не имеющая хитрых углов и «загогулин». А спинка заднего сиденья раскладывается в ровный пол, что есть несомненный плюс.
30-литровый рюкзак занял почти шестую часть багажника... |
... но под фальш-полом есть дополнительное пространство, которое можно задействовать как автономно, так и совместно с основным объемом |
А еще уровнем ниже — «докатка», знак аварийной остановки и набор инструмента |
Если заглянуть в каталог дополнительного оборудования Volvo, то для V40 Cross Country можно найти немало интересных «багажных» решений. Тут и разнообразные сетки, и дополнительные карманы для мелочей, и алюминиевые релинги-органайзеры, крепящиеся на пол багажника. Словом, компоновщики постарались выжать из имеющегося объема максимум. Но на тестовых машинах всего этого великолепия не было, и оценить багажное отделение мы смогли только в стандарте.
Однако, при изучении салона ловишь себя на мысли, что стройного adventure-образа V40 Cross Country не складывается. За исключением двойного пола в багажнике и скромного «буквенного» компаса в салонном зеркале заднего вида, характерных деталей я так и не обнаружил. Что ж, тем интереснее будет попробовать автомобиль в «дальнем бою». Может, и на ходу он не сильно ушел от своего «гражданского» прародителя V40?..
Volvo не был бы собой без обилия электронных систем и «помощников», отвечающих за безопасность. И V40 Cross Country даже привнес в этот известный жанр нечто новое. Речь о первой в мире серийной подушке безопасности для пешеходов, которая доступна в качестве опции для всех модификаций хэтчбека. Несмотря на то, что шуток по поводу теста этой новинки дотошными журналистами было сказано немало, испытать эту технологию на себе как-то совсем не хочется. А вот попробовать активные системы любопытно, и такая возможность представилась не раз.
В первую очередь помянем добрым словом активный круиз-контроль, позволяющий полностью переложить на автомобиль ответственность за управлением акселератором. V40 Cross Country исправно отслеживает скорость впереди идущего автомобиля (она даже отображается на ЖК-спидометре) и, исходя из этого, корректирует свою скорость. Важно, что система, в отличие от классического «круиза», работает на любой скорости, даже в пробке. Конечно, поначалу психологически трудно доверять электронике, особенно если, нагоняя какого-нибудь тихохода, обычно притормаживаешь заранее. Однако к хорошему привыкаешь быстро. И тут главная опасность — не забывать о тех моментах, когда «помощник» отключен.
Разрешение камеры заднего вида маловато для «премиума» — пиксели видны невооруженным взглядом. Но в целом аккуратно парковаться это не мешает |
Понравилась и работа системы BLIS — «надзирателя» за слепыми зонами. От камер вольвовцы на этой модели отказались, их заменяет симбиоз боковых датчиков-радаров и оранжевых сигнальных светодиодов. Конечно, камера информативнее, но при маневрировании в потоке лишние детали не всегда нужны. А светодиоды, вынесенные на углы передних боковых окон, поближе к зеркалам, прекрасно воспринимаются боковым зрением, не отвлекая от основной «картинки». Собственно, на зеркала тоже никаких нареканий — большие и удобные.
Вспыхивающие ярко-оранжевым цветом треугольники светодиодов системы мониторинга слепых зон (BLIS) отлично дополняют большие зеркала хэтчбека |
Неплохо показала себя система распознавания дорожных знаков. «Понимает» она не все знаки, а только ограничивающие скорость, запрещающие обгон и отменяющие все предыдущие запреты. Но зато «проколов» у нее почти не случается — видит знаки и под углом к дороге, и на большой скорости. Ускользают разве что знаки в кустах, что на отечественных дорогах встречается. Впрочем, полностью довериться системе не получится: часто бывает так, что ограничение скорости уже закончилось (проехали перекресток, до которого оно действовало), а на приборной доске все еще горит предупреждающая пиктограмма, ждет, когда появится знак отмены ограничений. Но это уже нюансы...
А вот система автоматического удержания автомобиля на полосе (Lane Keeping Aid) оказалась практически бесполезной. Специальный радар отслеживает дорожную разметку и если замечает, что автомобиль начинает пересекать осевую линию или обочину, дает команду электроусилителю на контр-подруливание. На самом деле, оно едва заметно и ни в коем случае не мешает водителю пересечь разметку, если он того пожелает. Представители Volvo неоднократно подчеркивали, что это не «робот», позволяющий забыть об управлении. Отпустите руль совсем (такой эксперимент мы тоже провели) — компьютер это быстро поймет, о чем сообщит зуммер. Если на этом не остановиться, машина будет стараться остаться на полосе (в таких условиях подруливание уже видно отчетливо), но ее начнет болтать из стороны в сторону со все увеличивающейся амплитудой. Объясняется это тем, что в России полосы для движения шире европейских. Ну а если вспомнить, что разметка вообще не везде бывает... В общем, что называется, «не для наших дорог».
Но не будем о грустном. Перейдем к мотору. Тестовые машины были оснащены пятицилиндровым турбированным двигателем Т5 объемом 2 литра и мощностью 213 л.с. Немало для компактного хэтчбека! А ведь это не предел — топовый мотор 2,5 л выдает все 240 л.с. Но сегодня речь о его более «приземленном» собрате.
Под капотом тесновато — пятицилиндровый мотор и 6-ступенчатый «автомат» втиснуты практически без запаса |
Уже со старта двигатель заявляет о своем «драйверском» характере, давая понять, что может многое. Полуторатонный хэтчбек обладает превосходной динамикой, в подавляющем большинстве случаев заставляя кусать локти соседей по потоку. При этом даже не обязательно переводить селектор 6-ступенчатой АКПП в спорт-режим — «автомат» в нерасторопности не обвинишь. Не сказать, что мотор «везет» с самых низов, интенсивный разгон начинается с 1600-1800 об/мин (очевидно, момент вступления в работу турбины). Но и до этого значения обороты растут быстро и незаметно, никаких «долгих раздумий», только ровный и напористый «разбег».
А если задействовать спорт-режим? Хэтчбек не просто поедет динамичнее, он начнет провоцировать на такую езду! Обороты двигателя не опустятся ниже отметки в 2000, а смена передач будет происходить на 3500-4000 об/мин. И торможение двигателем становится гораздо более явным. Даже не захочется переходить назад, в D!
На хорошем шоссе V40 Cross Country демонстрирует свои лучшие качества — неплохую управляемость, комфорт и отличные скоростные характеристики |
Важно учитывать то, что высокая скорость на автомобиле не чувствуется. 110-120 км/ч идентифицируются исключительно по спидометру и начинающему доминировать шуму шин. И при этом запас «под педалью» даже не иссякает... Можно без какого-либо недовольства со стороны авто поддерживать и 160-170 км/час, позволяло бы законодательство и дорога.
Собственно, качество дорожного покрытия — это главное, что сдерживает стремительность V40 Cross Country и порой омрачает настроение водителя. Потому как подвеска, несмотря на заявленный off-road антураж и прибавку в 4 см хода по сравнению с обычным V40, все же осталась жесткой для скоростных «прохватов» по отечественным ухабам. С энергоемкостью у нее полный порядок, мелкие неровности проходятся на ура, но вот на средних и крупных трясет-с... Возможно, отказ от низкопрофильной резины немного поправил бы ситуацию, но вольвовцы остались верны спортивной (и дизайнерской!) составляющей.
На калмыкских грунтовках можно особо не ограничивать себя в скорости. Главное, не прозевать какой-нибудь большой камень или поперечную колею — V40 Cross Country все же не внедорожник |
Все вышесказанное, конечно, не означает, что на V40 Cross Country нельзя ездить спокойно и комфортно. Стоит только немного умерить пыл «гонщика», и хэтчбек в ответ сменит агрессивный нрав на нордическое спокойствие. 2000 об/мин на тахометре при 100 км/ч, хороший акустический комфорт, приятная музыка из отличной бортовой аудиосистемы, расход 8 л/100 км, и при этом готовность к динамичному и безопасному обгону — идиллия! Вот только ямы на дорогах все равно придется объезжать...
Мы не смогли проехать мимо кусочка пустыни! А хэтчбеку наше желание не очень понравилось — застрял он практически сразу. Впрочем, назад выехал без особых проблем |
Признаться, мы немного опасались за подвеску, когда съезжали на грунтовые дорожки чтобы проверить возможности полного привода. Но, оказалось, зря. Степные дороги Калмыкии в большинстве своем достаточно ровные, без ярко выраженной колеи, так что по ним безбоязненно можно ехать со скоростью 50-60 км/ч. Главное — не «поймать» днищем какой-нибудь камень. Все же и клиренс, и передний свес на V40 Cross Country пусть и не чисто легковые, но не внедорожные уж точно.
Ход подвески, несмотря на заявленную прибавку в 40 мм по сравнению с «гражданским» V40, по-прежнему невелик |
В задней части все красиво — ниже рычагов ничего не висит |
Кстати, колею нам найти все же удалось, причем она была несколько жидковатой — ну прямо как у нас в средней полосе! И глубину ее с первого взгляда мы недооценили... Неожиданно, но хэтчбек достойно вышел из этого испытания — страшно скрежеща брюхом и буксуя (ESP принудительно отключить нельзя, но система допускает некоторую пробуксовку), автомобиль выбрался из западни с первого раза. А вот проехавшим следом коллегам не повезло — в том же месте они угнездились так, что пришлось звать на помощь организаторский трактор.
Резюмируя впечатление об автомобиле, обратимся к мотоциклетной терминологии. Есть среди двухколесных такой класс — спорт-турист. Не бескомпромиссный шоссейно-кольцевой снаряд, но «позажигать» готов. Не вальяжный «дальнобойщик», но 200-300 км пролетит и глазом не моргнет. Не пронырливый «уличный боец», но на светофоре даст фору многим. И дороги ему нужны хорошие — по сухому проселку сможет, но не более. Техника для приключений? Нет, вряд ли. Скорее, для получения удовольствия за рулем с долькой практичности.
Так вот это все точь-в-точь о V40 Cross Country. Настоящий спорт-турист!
Volvo V40 Cross Country предлагается на российском рынке с одним из трех пятицилиндровых турбированных бензиновых двигателей в сочетании с 6-ступенчатой автоматической КПП. Самая скромная версия с мотором 2,0 л выдает 180 л.с. и комплектуется только передним приводом. Цена на такой хэтчбек в простой комплектации Kinetik стартует с отметки в 1 189 000 рублей. Вариант помощнее, с двухлитровым двигателем в 213 л.с. и полным приводом, обойдется покупателю минимум на 90 000 рублей дороже. Наконец, насладиться топовым агрегатом 2,5 л (249 л.с.) также в сочетании с полным приводом получится только имея в кармане не меньше 1 449 000 рублей. С хорошим набором опций цена и вовсе перевалит за 2 миллиона рублей.
В середине года в линейке двигателей должен появиться пятицилиндровый двухлитровый турбодизель D4 мощностью 180 л.с.
Несмотря на то, что сегмент компактных хэтчбеков-«кроссоверов» на подъеме, конкурентов у V40 Cross Country в данном форм-факторе и ценовой нише немного.
Subaru XV. Почти полная идеологическая копия V40 Cross Country, выросшая из хэтчбека Subaru Impreza. В активе оппозитные моторы Subaru, постоянный симметричный полный привод, возможность приобрести автомобиль с МКПП. Однако комплектации у японца поскромнее, моторы послабее, а цены, соответственно, пониже. Например, вариант с двигателем 1,6 л (114 л.с.) и «механикой» стоит 914 600 рублей, а топовый 150-сильный двухлитровый XV с вариатором обойдется в 1 241 000 рублей.
Mini Countryman. Известный имиджевый компактный кроссовер, с претензией на премиальность и претендующий на оригинальность во всем. Предлагается как с передним приводом, так и с полным (версия Countryman S). Двигатель один, турбированный 1,6, в двух вариантах — 122 л.с. и 184 л.с. Цена на переднеприводный Countryman с «механикой» начинается от 995 000 рублей, 74 500 рублей придется доплатить за АКПП. Countryman S с «автоматом» (как наиболее близкий по духу к Volvo V40 Cross Country) обойдется уже в 1 354 000 рублей.
Volvo V40 Cross Country | |
Двигатель | |
T5, бензиновый 5-цилиндровый, рядный, с турбонаддувом | |
Рабочий объем, куб. см | 1984 |
Количество клапанов | 20 |
Мощность, л. с./об. мин. | 213/6000 |
Крутящий момент, Нм/об. мин. | 300/2700-5000 |
Трансмиссия и подвеска | |
Коробка передач | Шестиступенчатая автоматическая Geartronic |
Тип привода | Полный, с муфтой Haldex пятого поколения |
Передняя | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Независимая, пружинная |
Тормоза и колеса | |
Передние | дисковые, вентилируемые |
Задние | дисковые |
Диски | легкосплавные |
Шины | 225/50R17 |
Габаритные размеры, объем, вес | |
Длина/ширина/высота, мм | 4370/1783/1458 |
База, мм | 2646 |
Снаряженная масса, кг | 1509 |
Объем топливного бака, л | 57 |
Клиренс, мм | 173 |
Объем багажника, л | 496 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 215 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 7,2 |
Расход топлива | |
Городской режим | 11,3 |
Загородный режим | 6,3 |
Смешанный режим | 8,1 |
Евгений Загатин. Фото автора и Volvo |