Если первый Passat рисовал Джорджетто Джуджаро, то при разработке его наследника немцы решили обойтись без посторонней помощи. Увеличившийся в размерах B2 получил собственное лицо, перестав быть подобием Audi 80. Универсал Passat — особый случай. Потому что он дальше других модификаций ушел от родства с Audi. В гамме 80-ки «сарай» отсутствовал, зато у Passat он был самым массовым кузовом.
Впрочем, наработки великого итальянца никуда не делись. В обводах кузова минимум германской строгости, разве что во взгляде прямоугольных фар иной раз мелькнет бюргерская надменность. Благодаря наклонным стойкам и скошенной двери багажника в силуэте сквозит несвойственная большинству «сараев» (особенно в те годы) легкость. А по площади остекления универсал Variant и вовсе готов поспорить с витриной мини-маркета. Ассоциаций с катафалком, коими грешат многие янгтаймеры-универсалы, не возникает совершенно.
Только представьте себе такой Passat, но в трехдверным варианте — чем не Shooting Brake для соколиной охоты? В реальности трехдверный Passat выпускался, но только как хэтчбек.
Надпись «Trophy» под шильдиком на пятой двери неспроста. Так называлась одна из особых комплектаций Passat, представленная в 1987 году. К этому моменту общее количество проданных Passat, выпускавшихся в пяти вариантах кузовов, перевалило за четыре миллиона. Внешне универсал Trophy мог похвастать бамперами в цвет кузова и наклейками вдоль бортов (на этом цвете их почти не видно). Варианты цветов: «альпийский белый», «голубое море» и специально разработанные металлики — темно-синий и светло-голубой, как в нашем случае. Кузов — любой на выбор, в том числе и седан, отсутствующий у предыдущего поколения.
Монолит передней панели — «восьмидесятые» как они есть. Все скрупулезно, по линейке, высечено топориком и доработано рубанком. Уровень сборки — эталонный. Материалы соответствующие: мягкий пластик и ткань с приятной фактурой в цвет кузова. Комплектация — святая простота. Из развлечений лишь магнитола Gamma и вызывающий ностальгию держатель для кассет. Электрооборудование, если не считать обогрева заднего стекла, отсутствует как класс, даже зеркала заднего вида регулируются механически. Для автомобиля 1987 года выпуска, использующегося нынешним владельцем круглый год в ежедневном режиме, — это несомненный плюс.
В остальном Passat и не думает ущемлять современного пользователя. Эргономика проработана с немецкой педантичностью. Крупные рычажки и кнопки расположены в открытом доступе и именно там, где им положено быть. Привыкать ни к чему не нужно. Приборы VDO незатейливы и лаконичны. Водительское сиденье Recaro — конечно, не стоковое (сделка по покупке оригинального срывалась уже два раза). У единственного заводского переднего кресла, по классификации Volkswagen имеющего статус спортивного, — плотный наполнитель и ощутимая боковая поддержка. Профиль спинки даже более выразительный, чем у «второго» Гольфа. Благодаря огромной площади остекления и подросшей колесной базе (2550 мм, плюс 80 мм по сравнению с предшественником) в Пассате светло и просторно независимо от того, на каком ряду сидений ты находишься. Но на заднем диване скучно, кроме как глазеть в окно заняться тут больше нечем. Нет подголовников, подлокотника и даже пепельниц.
А могло бы быть много чего. Раssat предлагал обширный выбор опций — от стереосистемы Blaupunkt, кожаного салона и спортивного руля до электроприводов стекол, складывающегося по частям заднего дивана и трансформируемого багажника с подсветкой. Одноклассники завистливо поглядывали на зажиточного бюргера.
Сохранность авто поразительная. На одометре — 270 000 км, но сиденья держат форму, ткань не просится на перешивку, а пластик отделки молчит на ходу. А чему тут удивляться, если с момента ввоза в Россию в 1998 году этот Passat 20 лет находился в руках одного хозяина. Как в радужных рассказах профессиональных перекупов, это был дедушка, использовавший Passat для поездок на дачу в выходные. Потому лобовое стекло хранит заводскую маркировку, а в списке перекрасов значится лишь заднее правое крыло.
Но девять месяцев назад, когда нынешний владелец Александр только купил Passat за 100 000 рублей, все было не так радужно. Passat еле разгонялся, двигатель троил, а расход топлива по трассе достигал 15 л/100 км. За 13 000 рублей была сделана переборка и настройка карбюратора, выставлено зажигание, заменены клеммы на проводах АКБ и сделан подогрев карбюратора. Попутно заменили помпу системы охлаждения, термостат вместе с корпусом а также промыли систему. После ревизии настала очередь полной переборки подвески, что обошлось в 40 000 рублей. Были заменены: передние и задние амортизаторы (масляные Sachs), сайлентблоки задней балки, опоры переднего амортизатора, опора ДВС, сайлентблоки передних рычагов, втулка стабилизатора, задние пружины и опора задних амортизаторов. При ремонте использовались преимущественно оригинальные детали либо качественные заменители вроде Lemforder и Hepu.
Переборка тормозов с заменой передних тормозных дисков с колодками и шлангами, всех трубок на медные, задних колодок, тросов «ручника», переборка задних барабанов и чистка системы встали в 20 000 рублей. Спустя 10 000 км, устав доливать масло (ушло около 3 л), Александр решился на раскоксовку и промывку двигателя, а также на замену маслосъемных колпачков. За все с учетом замены масла и фильтров — 8000 рублей. При замене рулевой рейки была использована контрактная деталь от родственного Volkswagen Santana и новые наконечники Lemforder.
И Passat наконец-то поехал. Да так, что, оказавшись за рулем, я долго не мог поверить в заявленные характеристики. Тут надо пояснить: второе поколение Пассата отличалось от первого не только расширенной кузовной гаммой, но и существенно увеличенным ассортиментом двигателей. Десять (!) бензиновых и три дизельных мотора объемом от 1,3 до 2,2 л. Самый мощный — рядная бензиновая «пятерка» мощностью 174 л.с. — полагалась версии Syncro с полным приводом от Audi 80 quattro.
У нас все проще: этому Trophy досталась карбюраторная «четверка» объемом 1,6 л. Мощность не поражает воображение — всего 70 л.с. Тем удивительнее, с какой легкостью Passat срывается с места. Причин несколько. Первая — малый вес. Снаряженная масса универсала не превышает одной тонны. Вторая — коробка передач. От рождения Passat получил 4-ступенчатую «механику», чей характер крайне раздражал Александра, избалованного владением Golf GTi. Слишком короткие передачи и высокий расход топлива (около 15 л/100 км в загородном режиме) в сочетании с умирающим сцеплением создавали изрядный дискомфорт. В итоге была куплена и установлена контрактная 5-ступенчатая «механика» от другой модификации B2 и новое сцепление (20 000 руб.).
Passat преобразился. Растянутые передачи новой коробки — как раз то, что нужно этому мотору с его-то крутильным характером. И не важно, что крутящий момент составляет смешные по нынешним меркам 118 Нм, зато большая часть тяги доступна практически с холостых. На трассе при 120 км/ч стрелка тахометра едва переваливает за отметку 3000 об/мин, а расход укладывается в 10 л/100 км. А если не щадить ветерана, то на городских скоростях он способен потешить водительское самолюбие не хуже иного молодняка. Деньги потрачены не зря.
Усилия на педалях и рычаге КПП преисполнены благородства и точности. Passat послушно откликается на команды непривычного на вид, но такого удобного руля, к сожалению, лишенного каких-либо регулировок. Универсал надежно стоит на прямой, не нуждаясь в подруливании. В поворотах кренится гораздо меньше ожидаемого, но ожидать от семейного сарая проворства Golf или Scirocco не приходится. Высокий центр тяжести и узкие 14-дюймовые шины не способствуют динамичному прохождению поворотов.
Зато курсовая устойчивость, на которую мало влияют ямы и прочая дорожная нечисть, выше всяких похвал. Схема подвесок, выгодно отличавшая B2 от предшественника, — сочетание передних стоек МакФерсон и задней полузависимой подвески со скручивающейся балкой (раньше был неразрезной мост). На ходу Passat балует комфортом, его энергоемкой подвеске все нипочем. Универсал аккуратно фильтрует неровности любого калибра. Тормоза (спереди дисковые механизмы, сзади — барабаны) трудятся на совесть, не снижая эффективности даже при резких остановках. Привычный для Passat передний привод настроен с прицелом на безопасность, но четкость реакций весьма близка к уровню немецких бизнес-седанов тех лет.
Шумоизоляция отлично проработана. Даже аэродинамические шумы от зеркал и рейлингов на крыше сведены к минимуму. Слышно лишь звук трудящегося на всех парах мотора. Наличие гидроусилителя, который изрядно облегчает ежедневную эксплуатацию без пяти минут янгтаймера, — заслуга Александра. За возможность свободно крутить руль одной рукой пришлось заплатить 14 000 рублей.
Пробег универсала уже приближается к 280 000 км. Расходы за девять месяцев владения составили 120 000 рублей, и на этом еще не все. Из-за отсутствия оцинковки кузов уже начинает точить ржавчина. В ближайшее время потребуются масштабные вложения, в том числе полный перекрас. Продавать или оставить? Дальнейшая судьба Passat пока под вопросом. Но глядя на список «бывших» Александра, среди которых пара Golf Mk2, второе поколение Jetta и несколько GTi, можно не сомневаться — он вряд ли бросит ветерана на произвол судьбы.
Кузов | ||
---|---|---|
Тип | Универсал (Variant) | |
Количество мест/дверей | 5/5 | |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, карбюраторный | |
Расположение двигателя | Спереди, продольно | |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | |
Рабочий объем, куб. см | 1595 | |
Мощность, л.с. при об/мин | 70/5200 | |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 118/2700 | |
Трансмиссия | ||
Привод | Передний | |
Коробка передач | 5-МКПП | |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | |
Задние | Барабанные | |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя | Полузависимая, пружинная | |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4540х1686х1385 | |
Колесная база, мм | 2550 | |
Клиренс, мм | 145 | |
Снаряженная масса, кг | 985 | |
Объем топливного бака, л | 60 | |
Объем багажника, л | 745 | |
Шины | 195/65 R14 | |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 160 | |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 12,7 | |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 12 | |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н. д. |