Начнем с трехместного фургона Staria — несколько неожиданного ответа Hyundai на рывок калужских вагончиков серии К0, а конкретно, их коммерческих исполнений Peugeot Expert, Citroen Jumpy и Opel Vivaro. В 2021 году они разошлись общим тиражом в 3093 штуки, однако в российском представительстве Hyundai нам сообщили, что планов на фургон Staria они не ставят. Вне всякого сомнения, в этом заявлении есть доля лукавства, потому что именно Hyundai как ни одно другое представительство в своей работе с дилерами виртуозно использует прием управдома Варвары Сергеевны Плющ из «Бриллиантовой руки»: «если не будут брать — отключим газ».
В этом смысле нет сомнений, что дилеры обеспечат устойчивый сбыт фургонов Staria, какими бы неуместными ни казались штампованные колеса и три европалеты на «космическом челноке» — именно в этом образе корейские маркетологи пытаются преподнести потребителям свой новый вагончик Staria. Кстати, базовая цена фургона представляется весьма привлекательной — от 2 149 000 рублей за исполнение с 6-МКП и дизелем (бензин для этой версии не предусмотрен). Отсутствие полного привода на коммерческом фургоне в представительстве Hyundai объясняют его низким спросом, и в этом смысле менеджмент прав: у французских коммерческих фургонов К0, продажи которых и стали главным аргументом для штаб-квартиры на отмашку российского запуска, на 4WD приходится менее четырех процентов продаж (правда, для нее не предусмотрен «автомат»). Остается добавить, что фургон Staria ожидается у дилеров в промежутке с середины весны до середины лета. Эта версия уже сертифицирована по «грузовой» категории N1.
Итак, мотор на Staria, в отличие от H1, расположен не вдоль, а поперек, базовый привод — передний, а не задний, ключевые габариты и внутренние размеры поменялись несущественно, скажем, база увеличилась только на 73 мм — до 3273 мм. С дизельным мотором предлагается и полный привод — электронно-управляемая муфта, в которой сжатие фрикционных дисков обеспечивает электромотор, нагнетая рабочую жидкость. Точно такая же конструкция от Magna установлена и на других средне- и полноразмерных корейских кроссоверах. В большинстве режимов муфта разомкнута, однако даже при движении по сухой ровной дороге электроника реагирует на поворот руля и дает команду на нагнетание жидкости. Вне всякого сомнения, это увеличивает устойчивость такой большой и тяжелой машины. Имеется и кнопка принудительной блокировки фрикциона — эта функция работает до 60 км/ч, а затем муфта переходит к своим обычным алгоритмам. Других механизмов ручного управления системой полного привода не предусмотрено, за тем исключением, что срабатывание муфты меняется при выборе режима движения кнопкой Mode.
Само собой, Staria сконструирована на той же силовой «тележке», что и Kia Carnival, за исключением тех элементов, что отвечают за размер колесной базы, которая у Carnival короче почти на 20 см. Разные на моделях и дизели: в моторном отсеке Staria установлен агрегат с чугунным блоком D4HB–5 — тот же, что и под капотом Palisade. Разница заключается в настройках: на Staria мотор выдает на 10 Нм меньше тяги (430 Нм), зато при более ранних оборотах — от 1500 до 2500 против 1750–2750. За счет этого немного сократилась и мощность. В процессе нашего непродолжительного тест-драйва, который проходил по серпантинам близ Адлера, оказалось, что это изменение — как нельзя кстати, все-таки Staria сама по себе тяжелее Палисада на два–четыре центнера, а кроме того, и рассчитана скорее на эксплуатацию под полной загрузкой. У нас не было возможности нагрузить новый корейский фургон по полной программе, однако разницу с бензиновой версией, где и пик момента ниже (на 100 ньютон-метров), и приходится он на поздние 5000 об/мин, мы ощутили весьма явственно. Дизель по горам едет не в пример лучше, да и разгон у него до «городских» скоростей в 40–60 км/ч резвее, хотя на отметке в 100 км/ч он бензиновому мотору и проигрывает. Между тем на дизельных Палисадах некоторые покупатели столкнулись с проблемами пуска при температурах ниже минус 15 градусов. Надеемся, со Staria этого не случится.
Памятуя о том, что корейские дизели никогда не были экономичными, мы попытались замерить расход топлива, хотя наш «знакопеременный» ездовой цикл совсем тому не способствовал. Получилось около 12 литров на 100 км, правда, с учетом длинных серпантинных пробегов, так что выводы по мотору на тяжелом топливе мы оставим до собственного сравнительного теста. Зато быстро прояснилось качество алгоритмов работы подрулевых «лепестков». Хотя конструкторы и не предусмотрели ни одного режима, в котором электроника позволяла бы держать обороты при достижении стрелкой тахометра «красной зоны», замедление передачами следует признать очень даже эффективным, в чем мы убедились именно на горных дорогах. В наборе передач 8-ступенчатой коробки обязательно найдется та, при которой движение под горку не будет сопровождаться увеличением оборотов. Это очень важное положительное свойство Staria, у которой перегреть тормоза на спуске — легче легкого, в первую очередь из-за высокой массы самой машины. Плюсовой «лепесток» в данном случае — скорее дань традиции: мне трудно представить, при каких обстоятельствах он может пригодиться на большом вагоне.
Бензиновый мотор из-за краткости знакомства со Staria обкатать как следует мы не успели, однако отметим, что при движении по загородной дороге со скоростями 90–100 км/ч и при условии частичной загрузки он показывает вполне себе умеренный аппетит — до девяти литров на 100 км! Но как только дорога начинает петлять и идти вверх, он тут же подбрасывает обороты, начинает завывать, и цифры на щитке бортового компьютера ползут вверх. В общем, для корпоративных клиентов, практикующих городской развоз, бензиновый мотор вполне себе сойдет. Кстати, агрегат рассчитан на дешевый АИ-92, притом что обслуживается через каждые 15 000 км, то есть наравне с дизелем.
Сравнивать ходовые качества, да и комфорт у Staria с прежним поколением, продававшимся у нас под названием H1, не имеет смысла. Пользуясь «космической» аналогией, это действительно две разные вселенные. Staria легко управляется и при большой колесной базе остается все же вполне маневренным автомобилем, по крайней мере, на тесных и забитых машинами парковках Красной поляны проблем у нас не возникало. Шумоизоляция кузова — на очень высоком уровне. Вероятно, коммерческая версия будет похуже, особенно с ручной коробкой. Что касается пассажирских, то акустический дискомфорт возникает лишь при динамичном движении в гору на бензиновой версии, о чем мы уже сказали. Если говорить об аэродинамических возмущениях или шуме от качения шин, в салоне Staria они практически не слышны. Не осталось и следа от дубовой задней подвески H1, хотя из-за ощутимой «короткоходности» упругие элементы иногда могут жестко сработать при переезде через «лежачего полицейского». Между тем плавность хода в полной мере еще требует оценки, особенно в загруженном состоянии.
Hyundai Staria уже успели стукнуть о различные препятствия в австралийской ANCAP. Хотя общая оценка была высокой — пять звезд и 85% защиты взрослых пассажиров (машина набрала 32,38 балла из 38 возможных), мы все же обратим внимание на некоторые тревожные факты. Во-первых, при столкновении со столбом водителю грозят тяжелые травмы грудной клетки — эксперты ACAP окрасили ее в коричневый цвет (хуже — только красный). Во-вторых, при ударе о недеформируемый барьер с полным перекрытием, проще говоря, о стену, сильно пострадает пассажир, сидящий во втором ряду по диагонали от водителя — тазовая область манекена окрашена в красный цвет. Впрочем, надеемся, что будущие российские владельцы Staria обойдутся без аварий, тем более что покупателей ожидается немало. Если уж на машину предыдущего поколения с весьма сомнительными потребительскими свойствами в 2021 году нашлось более 1700 желающих, то объем продаж новой, особенно с учетом коммерческой версии, следует смело умножать как минимум на два.
R2.2 CRDi VGT | Smartstream G3.5 | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Микроавтобус (LCV) | Микроавтобус (LCV) |
Количество мест/дверей | 7–8/5 | 7–8/5 |
Двигатель | ||
Тип | Дизельный, с турбонаддувом | Бензиновый, с непосредственным впрыском |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 6, V-образно |
Рабочий объем, куб. см | 2199 | 3470 |
Мощность, л.с. при об/мин | 177/3800 | 249/6400 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 430/1500–2500 | 331,5/5000 |
Трансмиссия | ||
Привод | Передний (полный) | |
Коробка передач | 8-АКП | |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые | |
Задние | Дисковые | |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная (McPherson) | |
Задняя | Независимая, пружинная (многорычажная) | |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 5253/1990/1997 | |
Колесная база, мм | 3273 | |
Клиренс, мм | 186 | |
Снаряженная масса, кг (8 мест) | 2271–2352 (2343–2423)* | 2199–2275 |
Снаряженная масса, кг (7 мест) | 2354–2428 (2430–2505) | 2280–2350 |
Объем топливного бака, л | 75 | |
Объем багажника (мин/макс), л (8 мест) | 831–1303** | |
Объем багажника (мин/макс), л (7 мест) | 112–413*** | |
Размер шин | 215/65 R 17 или 235/55 R 18 | |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 185 (180) | 210 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 12,4 (13,5) | 9,2 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 7,7 (8,2) | 10,5 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 205 (218)/Евро-5 | 239/Евро-5 |
Стоимость автомобиля (РРЦ), руб. | ||
Базовая комплектация | 2 069 900 | 2 750 000 |
Тестовый автомобиль | 2 209 900 | 3 017 900 |
* данные в скобках для исполнения 4WD
** при поднятых спинках третьего ряда и поднятых подушках
*** при поднятых спинках третьего ряда
Staria Van 2.2 CRDi 6MT Classic — 2 149 000 рублей
Staria 2.2 CRDi 8AT Family — 2 999 000 рублей
Staria 2.2 CRDi 8AT Premium — 4 049 000 рублей
* ко времени подготовки материала были известны цены двух пассажирских и одной коммерческой комплектации.
Peugeot Traveller, Citroen Spacetourer, Opel Zafira Life, в отличие от Hyundai Staria, предлагаются в двух длинах кузова при одинаковой колесной базе в 3275 мм. Это дает возможность дать более комфортную цену и лучшую маневренность, что в первую очередь привлекает частного клиента. Минус французских фургонов К0 заключается в отсутствии бензинового мотора, а кроме того, для версии с полным приводом недоступен «автомат», что ограничивает спрос. А вот наличие ручной коробки на пассажирских исполнениях, наоборот, делает машину привлекательной для частников. Цена за исполнение с 2,0-литровым дизелем и 6-МКП на сегодня 2 739 000 рублей.
Цены на Volkswagen Multivan/California/Caravelle высокие — от 4,3 млн, 5,1 млн и 3,4 млн соответственно, при этом базовая версия Caravelle предлагается всего лишь со 110-сильным дизелем, 5-ступенчатой ручной коробкой и короткой базой в три метра. Длинная база резко ухудшает маневренность машины, поскольку составляет уже 3400 мм. Для многих частных покупателей барьерным ограничением остается коробка DSG. Помимо дизелей в 150 л.с. и 110 л.с. предлагается агрегат в 199 л.с. Отметим, что многие покупатели сталкивались с повышенным расходом масла немецких дизелей.