С Евгением, который живет в Находке, мы уже как-то встречались, когда наш голубой редакционный ZE0 еще только начал ресурсные испытания под эгидой Дрома. Тогда Евгений сказал, что подумывает своими руками сделать апгрейд своего Лифа. Тогда еще не были широко распространены услуги по переборке высоковольтной батареи, по крайней мере на Дальнем Востоке. Поэтому такие планы были весьма авантюрными. Но уже тогда экономически оправданными, потому что свежие ZE-1 оценивались в неподъемные суммы.
А сейчас, когда появились и варианты электромобилей из Китая, и варианты переборки батарей на китайских элементах производства CATL, и гораздо больше вариантов тех же самых Leaf ZE-1 на разборках, возник вопрос — насколько целесообразно и выгодно самостоятельно производить такие «свапы»? И какие сложности могут возникнуть при таком гаражном тюнинге?
Изначально у Евгения был самый первый и самый простой Leaf — в кузове ZE0 с батареей на 24 кВт·ч. В 2019 году Лифы с 40-киловаттными батареями стоили около 1 500 000–1 600 000 рублей, тогда как «24-ка» стоила гораздо дешевле, особенно с местными пробегами. Именно тогда Евгений решил, что 24 кВт·ч для его повседневных задач не подходит, а поскольку «готовые» «сороковки» стоят дорого, то оптимальный рабочий вариант — это сделать электромобиль с желаемой емкостью батареи самостоятельно. Купил «свап-комплект» от Leaf ZE-1 на 40 кВт·ч: сама высоковольтная батарея, проводка, панели, PDM, мотор — обошлось все в сумме в 700 000 рублей. Но потом случилось ДТП, после чего все важные агрегаты переселились в нынешний Nissan Leaf Евгения.
Внешне для человека несведущего этот Leaf ничем не отличается от обычных 24-киловаттных и 30-киловаттных Лифов. Потому что от ZE0 к ZE-1 поколения модернизировались с минимальными кузовными изменениями. Да, за счет оптики, капота и задней двери последнее поколение смотрится современнее по сравнению с предшественниками. Но вот боковые двери, как вы помните по нашим испытаниям «облегченного» Лифа, взаимозаменяемые с ZE0 и AZE0. Но нюансы выдают самодельность. Например, 12 сонаров вкруг, некоторые из которых установлены, скажем так, не с заводской точностью. Боковые зеркала с повторителями сигналов поворота — но тут хотя бы есть подсказка, они не в цвет кузова, как и накладка камеры заднего вида, которая тоже смотрится слегка инородно на светлом кузове. На задней двери со стороны салона расположилась камера «монитора заднего вида» — как на нашем ZE-1. Тип установки также не заводской — саморезного типа.
А вот салон уже не отличишь от ZE-1 — панели установлены от машины «нашего» поколения, причем полностью, в том числе фронтальные подушки безопасности и боковые занавески безопасности. Правда, сами «эйрбэги» пока не подключены — это задача на ближайшее будущее. Кресла, кстати, тоже с подушками безопасности, взяты от максимальной комплектации Leaf ZE-1. Из салона только «горбинки» капота выдают «самозванца» — их видно в лобовое стекло.
Вообще, такого рода переделки идеально подходят для мужчин, которые в первые 40 лет детства не наигрались в конструкторы. Тем более вся линейка Лифов как будто создана по образу и подобию Lego — детали, панели, накладки прекрасно подходят от разных поколений, встают в штатные места, не ошибешься.
В качестве донора, кстати, выступил Leaf ZE0 30 кВт·ч 2016 года, который в мае 2020 года обошелся Евгению в 280 000 рублей. Батарея на 40 кВт·ч при покупке имела SOH 94,7% (считай, практически новая!), а за три года и без малого 90 000 километров пробега деградировала до 89,6%, что тоже лучше, чем на редакционном Nissan Leaf. На сегодня при заряде 96% борткомпьютер этого Лифа показывает запас хода в 246 километров. Это все к вопросу о том, что электромобили не предназначены для больших пробегов. На своем Лифе Евгений наматывает такие же пробеги, как и среднестатистический автомобилист в год, даже чуть больше. Часто ездит из Находки во Владивосток и обратно (дорога занимает 3,5 часа). Конечно, на такое скромное по меркам Лифов снижение SOH за три года влияет наличие у Евгения домашней зарядки, а к станциям быстрой зарядки CHAdeMO он обращается крайне редко, что бережет ресурс батареи.
Итак, внешние примочки типа продвинутого радара ProPilot смонтированы, салон собран, а как сие рукотворное тюнинг-изделие передвигается на этапе тестирования и доводки? Ведь «косы» Евгений доплетает по сей день. На удивление, даже мелкие огрехи в сращивании электроники никак не влияют на ездовые способности самоделки — Лиф едет! Мотор здесь, кстати, от «тридцатки», на 80 кВт, поэтому и динамика привычная. А вот расход приятно удивил — 6,9 километра на одном кВт·ч по находкинским равнинам. При этом Евгений утверждает, что на сопках Владивостока удалось добиться расхода 10 км/кВт·ч. Либо поверим на слово, либо проверим при случае.
«Гирлянда» на приборной панели — тоже явление ожидаемое. Конечно, сигнальных ламп уже значительно меньше, чем раньше. Но вот, например, при запуске загорается и не гаснет ошибка стояночного тормоза. Горит ошибка системы ProPilot. Ее можно сбросить через инженерное меню, но при первой же остановке на перекрестке ошибка загорается вновь. Сам «пропайлот», разумеется, тоже глючит. Во-первых, очень долго «ловит» полосу — ему нужно не меньше 500 метров, чтобы он стал замечать дорожную разметку. При включенном круиз-контроле машина не держит заданную скорость на спусках и продолжает разгоняться. По сути, причиной всех этих глюков является неоткалиброванное головное устройство и камеры кругового обзора. То есть и в штатном исполнении слепо доверять электронным ассистентам водителя не стоит, а уж в таком формате и подавно.
Евгений: «В чем преимущество Nissan Leaf перед другими электромобилями, например, европейского производства. Скажем, Audi. Там если хоть что-то по электронике будет не так, машина заругается, заблокирует все и заставит ехать в сервис на эвакуаторе. На Лифе же может вообще ничего не работать, но он поедет. Криво и косо, но поедет. Провода прокинул, блок управления присоединил — и поехали. По сути, конструктор для взрослых. А “европейцы” даже со всем родным оборудованием могут мозги парить».
Стоит ли такая игра в конструктор свеч? Давайте считать. Nissan Leaf ZE-1 в хорошей комплектации с «живой» батареей (SOH не менее 95%) сейчас продают не меньше чем за 1 600 000–1 700 000 рублей (все, что дешевле, имеют большие пробеги и остаток батареи меньше 90%). А вот калькуляция переделки Лифа Евгения:
1. Nissan Leaf ZE0 30 кВт — 280 000 рублей.
2. Высоковольтная батарея 40 кВт·ч, редуктор, мотор, проводка — 600 000 рублей.
3. Ступицы (4 шт.) — 30 000 рублей.
4. Тормозной цилиндр — 8000 рублей.
5. Рулевое колесо — 21 000 рублей.
6. Боковые зеркала с камерами для кругового обзора (2 шт.) — 36 000 рублей.
7. Передняя и задняя камеры кругового обзора в сборе — 100 000 рублей.
8. Камера для зеркала заднего вида — 4000 рублей.
9. Проводка для камер — 11 000 рублей.
10. Датчики парковки с проводкой (12 шт.) — 40 000 рублей.
11. Рулевая колонка — 7000 рублей.
12. Подушка безопасности в руль — 5000 рублей.
13. Боковые шторки безопасности — 5000 рублей.
14. Радары «слепых» зон, комплект — 3500 рублей.
Итого: 1 150 500 рублей.
Делал все Евгений своими руками, из дополнительной помощи ему потребовался лишь эвакуатор, чтобы поставить кузов Лифа на новую батарею. Да, это не ZE-1 по кузову, а все тот же «лягушонок». Да, можно сделать комплектацию подешевле, без электронных ассистентов, которые еще нужно откалибровать и настроить. Но в целом порядок цен таков, что выгода от самостоятельного апгрейда ниссановской «электрички» составляет не менее 400 000–500 000 рублей по ценам 2019–2020 годов. Да, сейчас аналогичные запчасти будут стоить дороже, но и сами готовые Лифы тоже в цене не упали. Широкую популярность такие эксперименты вряд ли наберут, но свой сегмент рынка переделок на сегодня уже начал формироваться.