14-15 июля недалеко от подмосковного Волоколамска и в 77 км от Москвы состоялось долгожданное открытие нового автодрома категории 1Т — трассы Moscow Raceway.
Ее проектирование началось более пяти лет тому назад, а в октябре 2008 года был заложен первый камень будущего строительства. На церемонию приезжал знаменитый гонщик и большой друг России Дэвид Култхард, однако по большому счету можно сказать, что тогда, стоя на пустыре в окружении осенней размокшей глины, никто особо и не верил в реализацию этих идей. За прошедшие четыре года строительства было много «взлетов» и «падений», стройка приостанавливалась и вновь возобновлялась, но главный инициатор, спонсор и организатор проекта Рустем Теригулов решил на полпути не останавливаться и довел проект до своего логического завершения.
Еще этой весной многие наблюдатели были готовы спорить, что открытия трассы в середине июля не будет, однако же — вот оно, состоялось, и летним субботним утром взглядам первых гостей предстало совершенно невероятное для России сооружение.
Автодром расположен между двумя автомагистралями — Новорижским шоссе и Волоколамским шоссе, и хорошо просматривается с обеих дорог. Честно говоря, он поражает даже подготовленный взгляд человека, который неоднократно бывал на европейских автодромах, а уж что говорить о тех, кто видел такое впервые! Огромные парковки, забитые автомобилями, большое количество регулировщиков, распределяющих по ним транспортные потоки, а впереди виднеется основная трибуна — Гранд Стенд, и главное здание — Питбилдинг. Причем все это открывается взгляду внезапно, как будто вырастая из леса.
Справедливости ради стоит сказать, что еще не все сооружения автодрома достроены окончательно. Еще не завершена Главная трибуна, есть недоделки в других административных постройках, однако само полотно, что есть самое важное, уже было омологировано и принято комиссией FIA(Международной Автомобильной Федерации). 3 июля 2012 года главный судья Формулы-1 Чарли Уайтинг официально выдал лицензию категории F1T на проведение кольцевых автомобильных гонок мировых чемпионатов. На ближайшее время также запланирована инспекция FIM — Международной федерации мотоспорта — для получения второй лицензии на проведение мотогонок.
Было исключительно приятно наблюдать в этот уикэнд, как с каждым днем (четверг и пятница — тренировки и квалификации, суббота-воскресенье — соревнования) на абсолютно новом, нетронутом асфальте появляются первые следы от покрышек.
Что же такое Moscow Raceway? В двух словах, это современный и очень вместительный (до 100 тыс. зрителей единовременно) автодром, который соответствует категории 1Т (т.е. проведение тестов соревнований Formula 1). Это значит, что тут могут быть организованы и проведены практически любые моторспортивные соревнования, за исключением F1 (для проведения самих Королевских гонок необходимо достроить коммуникационный центр и увеличить вместительность трибун). Автор проекта — бессменный поставщик трасс для Берни Экклстоуна и F1 Герман Тилке. Подробнее можно прочитать на сайте автодрома http://www.moscowraceway.ru/
Итак, неискушенному российскому зрителю, отвыкшему за последние десятилетия от автоспорта в целом, решили показать, что же такое автоспорт сегодня. Renault, полностью забронировавшие под себя целый гоночный уикэнд, привезли в Москву целых три гоночных серии: одну кузовную (Eurocup Megane Trophy) и две формульные (Formula Renault 3.5 и Eurocup Formula Renault 2.0). Самое главное опасение вызывал факт посещаемости. Люди, не привыкшие ходить на соревнования по автоспорту, вполне могли проигнорировать и данное мероприятие. Однако, страхи не оправдались.
По словам одного из организаторов мероприятия, руководителя российского автоспортивного подразделения Renault Евгения Мейтеса, первый раз он вздохнул с некоторым облегчением, когда в 7 утра в субботу на парковке стали появляться первые автомобили. Когда же к 9 утра тонкий ручеек зрителей превратился в настоящий поток, можно было уже слегка расслабиться.
Однако все самое важное оставалось впереди.
К чести Renault надо сказать, что они со своей стороны сделали все возможное, чтобы не только привлечь зрителей, но и удержать их. Начать с того, что от близлежащей станции были организованы автобусные шаттлы, доставляющих зрителей прямо на автодром и обратно. В паддоке, который, кстати, по традиции Серии был открыт для всех желающих, можно было не только посмотреть на боксы команд и работу механиков, но и попробовать автоспортивные тренажеры, пройти тест-драйв нового модельного ряда, заглянуть в небольшой, но весьма любопытный музей Рено-спорта, поучаствовать в различных конкурсах и лотереях и послушать со сцены живые выступления музыкантов.
Собственно, даже для самых маленьких здесь был предусмотрен мини автомобильный городок с дорожной разметкой, перекрестками и дорожными знаками. И организаторы не ошиблись: такого количества семей с детьми я давно не видела на автогонках, их было столько, что в воскресенье парковщикам было даже велено выбирать из толпы автомобили с маленькими пассажирами и парковать их максимально близко ко входу на автодром.
— Мы очень благодарны нашим зрителям за то, что они были настроены дружелюбно и доброжелательно, это помогло нам во многом предотвратить те сложности, которые могли возникнуть при организации большого потока посетителей, — сказала руководитель проекта Moscow Raceway Екатерина Бельцевич. — Только по официальным данным за два дня соревнований нас посетило более 80 тысяч человек, что невероятно много не только для России, но и вообще для соревнований даже такого уровня.
Параллельно с массовым увеселением в паддоке на трассе тем не менее проходили соревнования. Толпа, перетекавшая с трибун внутрь круга, где расположен паддок, на время заездов возвращалась обратно на свои места. С российскими флагами в руках и с растянутыми на трибунах баннерами, это были самые настоящие стадионные болельщики — и пришли поболеть они не за абстрактный автоспорт, а вполне себе прицельно за русских ребят, которые принимали участие в соревнованиях французской серии.
И если в кубке Megane Trophy россиян не было, то вот в двух Формулах их набралось предостаточно. В классе Formula Renault 3.5 выступали Михаил Алешин, Антон Небылицкий и Николай Марценко, а в Formula Renault 2.0 — Даниил Квят, Даниил Мове и Руслан Мовланов.
Кстати сказать, выступление в младшем из двух классов Формулы для россиян оказалось весьма успешным: обе гонки подряд, и в субботу, и в воскресенье, выиграл молодой пилот Даниил Квят.
В Formula Renault 3.5 лучший результат среди россиян показал Михаил Алешин, выступавший за команду RFR Team — в воскресной гонке он занял 9-е место.
Однако оба дня были чрезычайно зрелищны. Благодаря не совсем стандартной конфигурации, придуманной Тилке, наиболее яркими с точки зрения зрителей оказались последний поворот перед стартово-финишной прямой и крутая шпилька после третьего поворота с тыльной стороны от паддока (там специально установлена зрительская трибуна). Именно в этой шпильке и разворачивались самые драматичные события двух дней, в том числе и авария в F3.5, когда после первого круга столкнулось целых пять болидов, в том числе и автомобиль Антона Небылицкого.
Кстати, сам Михаил Алешин сказал, что еще ни разу не встречал трассы с похожей конфигурацией, но, по его мнению, «для класса быстрых машин, к которым относятся и Формулы 3, она местами чересчур медленная и “затычная”».
Знаменитый же в прошлом гонщик, а ныне полномочный посол компании Рено Ален Прост, присутствовавший на открытии российской трассы в качестве официального лица, высказался несколько иначе. Он хвалил автора проекта Германа Тилке за «интересную трассу, которая держит в напряжении, заставляет думать о 3-4 поворотах вперед и не дает расслабляться», и говорил о том, что она чрезвычайно важна для развития российского автоспорта.
Безусловно, и в организации мероприятия, и в устройстве и функционировании самого автодрома были и недостатки, и погрешности. Но, честно говоря, на общем фоне масштаба и грандиозности происшедшего о них даже не хочется говорить, т.к. мы все прекрасно понимаем, что в стране, где автоспорта не было в принципе и в помине, появление такого комплекса — это прорыв на уровне невозможного. И, конечно, еще нет опыта и навыков в организации всей этой жизни, нет знаний, нет специалистов, нет просто даже рядовых сотрудников, которые могли бы самостоятельно выполнять свои функции. Но мы уверены, что все это придет со временем и с обучением. Потому что, черт возьми, да здравствует автоспорт!
В цифрах:
Следующие соревнования на трассе Moscow Raceway состоятся 4-5 августа. Автодром примет очередной этап Российского чемпионата RRC, ожидается порядка 5 тысяч человек, однако, скорее всего, билеты на соревнование уже не будут бесплатны...
Мария Мельникова |