Представлю на суд общественности свой почти законченый проект. Сначала немного предистории.
Всё началось с покупки Lancer Cedia Wagon Touring с мотором 1.8 130 л.с. Первый в моей практике универсал. Проездив на нём 2 года, пришёл к выводу, что единственное, что меня не устроило — мощность мотора. Ланцер достаточно сбалансированная машина, отлично управляется, вполне приемлема в плане обслуживания, да и после универсала пересаживаться обратно на седан не захотел. А потому на аукционе был приобретён Lancer Cedia Wagon T-Touring, отличие которого от предыдущего заключалось в букве «Т», то есть в турбине.
Но, как говорится, аппетит приходит во время езды. Через 2-3 месяца 165 л.с. и 220 Нм перестало хватать, и началась известная многим «турбоболезнь». Для начала на стоковой турбе был поднят буст со штатных 0,35 до 0,8. Соответственно, под этот буст перепрошили мозги. Учитывая размер стоковой турбины (TF035), стало понятно, что на таком бусте воздух будет как в сауне, как следствие — замена кулера на Эво. Выхлоп тоже был переварен на 63-мм трубу с использованием стоковых Эвовских компонентов. Для контроля за мотором поставил будильники: темп. и давление масла и буст. Замеры показали 190 л.с. и 300 Нм! Стало понятно, что штатные тормоза не справляются с нагрузкой. В виду небольших финансовых затруднений проект установки серьёзной системы был отклонён и была найдена золотая середина: 2-поршневые суппорта от VR-4 и доступные под них колодки Ferodo DS2500. Диски взял Цимерманн «в дырочку».
Восторга от езды хватило на пару месяцев. Низы очень бодрые, но верхи никакие. Естественным продолжением тюнинга стала замена турбины на TD05HR-15 от Эво-7 GT-A. Был сварен коллектор, реплика Фул Рейс. Кроме того, был установлен дополнительный кулер АКПП и 2 новых будильника: ЕГТ и темп. АКПП. Подиум на стойку сделал сам.
В гидромозгах АКПП поднял линейное давление, передачи стали переключаться чётче.
По подвеске: поставлены пружины от Эво-9 ГСР, амортизаторы будут отданы мастеру для переделки в более жесткие.
Замеров пока не делал, но по расчётам, основанным на прежнем графике, должно быть не меньше 270 л.с. и 310 Нм. Едет очень бодро.
Под Эво-кулер был куплен бампер в Штатах, «ноу нейм». Уже куплен, но ещё не пришел обвес RalliArt (задний бампер, пороги, спойлер).
Вот все спеки:
Мотор 4G93t 1834сс
Степень сжатия 10
Турбина TD05HR-15GK2-9.0T от Evo-7 GT-A
Кулер Evo со всеми пайпами и байпасом
Выпуск Evo-8 kat back
Тормоза VR-4 + Zimmerman + шланги Goodridge + Ferodo DS 2500
Доп. Приборы STRi
Кулер АКПП
Пружины подвески Evo-9 GSR
Передняя распорка Evo
Колёса: диски SSR type C 16” 7J шины Advan Neova AD07 205/50 R16
В проекте установка тормозов Прома на 4 поршня с дисками 316 мм.
Немного из дневника:
21.02.2009
В ноябре поставил датчики, два месяца наблюдал, как ведёт себя турбина на разных режимах. В стоке ни разу не надул больше 0,35, вестгейт отсекает.
Пришла очередь буст-контролёра. Для пробы был установлен простейший от про-спорт.
Опишу схему первоначального подключения:
От турбины идут шланги на вестгейт (актуатор) и на соленоид управления актуатором. Буст-контролёр врезается между турбиной и вестгейтом, таким образом, мы обманываем вестгейт, ограничивая подачу на него давления. Естественно, он не открывает калитку турбины до тех пор, пока буст-контролёр не подаст на него давление.
Датчик буста я врезал туда же, резонно полагая, что чем ближе к турбине. тем точнее показания.
Всё это время вокруг крутился какой-то белый пушистый зверёк, но я так и не понял, что он подкрадывается КО МНЕ :)
Короче, начинаем менять буст. Сначала контролёр полностью закрыт. Едем в штатном режиме. Переводим на один щелчок. Заезд — давит не более 0.25. Не врубаюсь, ещё добавляю на один щелчок. Давит 0.2!!! Но тяги добавилось... Не понял, добавляю ещё щелчок. Давит 0.15, в пиках до 0.2! И одиночные рывки, как будто еду на карбюраторе, с засорёнными жиклёрами. Причём, рывки проскакивают на пике при полном дросселе, достаточно сильные.
Я в шоке: давка падает, тяга растёт, причём, нереально! Дальше крутить не стал, еду к дому, пушистый рядом сидит :)
Снимаю контролёр, разбираю. Схема здесь:
Как видите, он представляет из себя жиклёр с переменным сечением, который при открытии стравливает часть воздуха, причём, ни обратно в магистраль, а наружу. Таким образом, в магистрали поддерживается давление меньшее, чем требуется для открытия вестгейта, т.е в магистрали и до контролёра, и после него давление меньше, чем реальное на впуске. Но сенсор буста врезан в ту же магистраль!!!
Переподключаем сенсор, как показано на рисунке, за исключением того, что не стал отрубать соленоид, так, на всякий случай пока оставил.
Немного дорабатываем контролёр. Дело в том, что регулировка производится крутилкой, с фиксирующими подпружиненными шариками и лунками. Но шаг очень грубый, пришлось сверлить доп. лунки между штатными.
Ставим всё на место, начинаем регулировать.
Первый заезд.
Одно деление + (по-старому пол-деления) На «D» давит до 0.35, на «М» 3-я передача до 0.4.
Два деления + (по-старому одно) На «D» до 0.4, на «М» 3-я передача до 0.5.
Три деления + (по-старому 1.5) На «D» до 0.6, на «М» 3-я передача до 0.75! Тяга чумовая.
Я представил, сколько я туда дул при первых замерах, когда на крутилке выставлял 3 деления старых (это 6 новых!).
Сразу вспомнил пушнину, которая вокруг меня крутилась, и имя её вспомнил сразу :))
22.03.2009
Так, свап Эво-выпуска закончен, теперь отчёт.
Из всей кучи железа пригодилась средняя часть, банка, и приёмка, ставшая донором фланца.
Начали работу в 13:30. Мастеру моя идея сразу не понравилась. Примерка показала, что приемка от Эво не становится, ибо фланец повёрнут на несколько градусов, плюс один изгиб совсем не в тему. Решено было варить кастом.
Катализатор у Эво зачётный, никакой керамики - металл! Но — в мусорку!
Режем среднюю часть между 2-мя резонаторами, меняем угол, свариваем опять. Получили угол, для обхода бензобака. Ибо у Эво, как и у наших 4WD тоннель по центру, а у меня - по правому краю. Затем двигаем среднюю часть вперёд, до приёмки. Изгиб идущий к Эво-банке отрезаем.
Вот результат:
30.03.2009
Продолжая тему раскачки турбины был установлен кулер от Эво8.
4.04.2009
Сегодня под замену пошли передние пружины, задние не успел.
Пружины от Evo 9MR, маркировка жёлтая. Были перекрашены в синий. Для сравнения: слева родная. Машина не села ни на сантиметр, несмотря на разницу в полный виток. Новые пружины встали без стяжек :)
Также приобретены 2-поршневые суппорта, теперь отмачивать, красить, менять все резинки.
13.04.2009
Чтобы перепрошиться под буст 0,75, в субботу потрачено 4 часа и полный бак бензина, расход во время тестов около 20 л/100 км.
До 2 500 об. карты практически не меняли. Наибольшие проблемы по детонации возникли на полном дросселе, бусте 0.75 (установленный предел) и оборотах 2 600-3 300.
Это режим разгона на фиксированной 4-й передаче.
На скорости 170 и бусте 0.9 выдал чек «нехватка давления топлива», видимо, всё-таки стоит поменять фильтр в баке :) Комп пытался сделать смесь 8,4, но максимум смог 8,9, бензина не хватило. Но, учитывая, что буст будет ограничен на 0,75, пока не парюсь.
Цель на максималку не ставилась, набранная во время тестов — 188 км/час.
Сегодняшний замер показал разгон до сотни 9,3 сек. В режиме «D». В мануале хуже, т.к. не успеваю работать и секундомером, и палкой. Автомат, цуко, тупой, как пробка.
Расход топлива 14,5-15 л/100 км. Прошивкой недоволен, буду, видимо, перешивать под 98-й. Иначе, чтобы компенсировать детонацию на бусте, мы тупо заливаем её бензином. Соотношение смеси до 8,9/1, просто истец...
22.04.2009
Вчера воткнул пружины от Эво и назад. Пружины короче, чем шток стойки, так что при установке стяжки опять не понадобились. Короче, на 2 витка или 12-15 см. Занижение 2 см где-то.
Сажусь в багажник, просадка 0.5 см.
27.04.2009
Вот новые тормоза: диски, колодки, шланги. Комплект обошёлся ещё по старым ценам, 19 500 р. Диски пересверлены под нашу разболтовку.
Но поставить не удалось, ибо центральное отверстие нового тормозного диска больше нашего на 5 мм! Естественно, имеется люфт. Было решено заказать стальные кольца-проставки.
04.05.2009
На прошлой неделе наконец-то перепрошился обратно под 98-й бензин, вернулась тяга на низах. На средних просто рвёт резину. Короче, как мотор поменяли.
На тестах 210 км/час, конкретно выжать максимум не пробовали. На максимуме иногда загорается чек, ошибка «нехватка топлива». Видимо, ехать к Меку, ТНВД смотреть.
По времени не засекал, но со 100 до 180 не больше пол-километра, легко и не напрягаясь, с 3-мя пассажирами.
Резюме: при поднятии буста шить под 95-й смысла нет, расход конский, на низах тяги нет (углы откачены, смесь слишком богатая).
11.05.2009
Только что замерил разгон до сотни. На 98-м и новой прошивке отыграл секунду по сравнению с 95-м.
5 заездов, лучшее время 8,42 сек. Думаю, для старого 4-ступенчатого автомата это неплохо.
20.09.2009
Ну вот и померились.
190 л.с. на 4 900 об/мин
300 Нм на 3 400 об/мин
Немного неожиданно, думал, момент будет меньше, а лошадок больше. Мерили на 3-й передаче.
17.03.2010
Куплена турбина TD05HR-15GK2-9.0T от Эво-7 GT-A, по расчётам при бусте 0,8 выдаст те же 300 Нм., но уже 270 л.с. на 6 300 об/мин.
Под турбину, естественно, будет вариться коллектор, все пайпы будут заменены на Эво (тоже куплены). Воздушный фильтр решено оставить в штатном месте, но использовать нулевик в штатное место от Cosworth.
Куплен кулер для АКПП Denso от какого-то джипа Mitsubishi.
Будут добавлены ещё 2 датчика: температура жидкости АКПП и ЕГТ. Под них делается подиум на стойку, который после доводки будет покрыт флоком (обе стойки).
26.06.2010
Поставил TD05HR-15. Низы пропали, верхи — просто чума Машина реально едет. Низы надо перепрошить, они же под буст прошиты, а сейчас до 2 200 вообще буста нет. Даже на таких низах 7,5 сек до 100. А на верхах просто летит. Отсечка пропала, на холостых прогазовал, не заметил, как стрелка влетела к 8 000
Если у вас есть отчет о завершенном или почти завершенном проекте, то присылайте его на адрес pochta [собака] drom.ru. Для отчета требуются фотографии «до», «в процессе» и «в итоге», а также подробное и желательно интересное описание задумки, процесса и результата.