Примечание от Drom.ru: данный отчет написан Криволаповым Алексеем. Алексей выступает за команду «RIMSCO-OVERTECH», является многократным участником российских соревнований по дрэг-рэйсингу и победителем Драг-Битвы 2007 года.
Добрый день. Сделал над собой нечеловеческое усилие и написал...
Начну с краткого описания наших проектов на 2008 год, и, если получится, углублюсь в подробности их воплощения в жизнь, но это позже.
Итак, собрались мы (это команда OVERTECH, а именно: руководитель Наход Эдуард Семенович, Зуев Руслан, Криволапов Алексей, Кулясов Алексей, Листопадов Борис Владимирович, Тукмаков Михаил, Ячменев Станислав, Мельников Илья) в боксе в начале ноября 2007 года, все были радостные и окрыленные победами (еще бы — выиграли Драг-Битву 2007 в классах «4WD» и «Абсолют», выиграли владивостокские чемпионаты в классе «передний привод», «4WD», «задний привод») и стали думать, как же жить и что делать в 2008 году.
Хочу отметить важное обстоятельство, что весь 2007 год и первую половину 2008 года к нашему коллективу присматривался господин Фазил Забидович Алиев — президент хорошо известной корпорации «РИМСКО», но в ноябре 2007 года мы об этом не знали.
Пришли к следующему решению, что готовить будем 3 машины: знакомые вам «Синий» и «Паутина» (оба — Nissan Skyline GT-R), плюс новый проект «Сильвия» (Nissan Silvia) с RB26 на борту.
Если «Синий» и «Паутина» почти не вызвали вопросов, то «Сильвия» — скорее больше вопросов, чем ответов...
Остановились на следующих комплектациях:
Кузов HNR32
Пластиковые передние крылья +20, пластиковые задние крылья +30, пластиковые двери и стекла, капот карбон BNR32, передний бампер BNR32, карбоновая крышка багажника. Масса 1 150 кг. Все пластиковые детали кузова Overtech Custom made.
ДВС RB26
Коленвал GREX, поршни TOMEI 87 мм, вкладыши NISMO, масляный насос JUN, водяная помпа N1, прокладки головки ДВС (1,2 мм), впуска и выпуска TOMEI, распредвалы (290, 290 лифт 11,5 мм), пружины, тарелки, шестерни TOMEI, самостоятельно доработана система смазки и охлаждения, впускной коллектор GREDDY, дроссель Infiniti G50, поддон увеличенного объема Overtech Custom made, катушки зажигания FET.
Турбо T88-38GK (22 см), вестгейт HKS 50 мм.
Охлаждение
Радиатор APEXI 45 мм, воздушный куллер RH9 (100 мм), воздуховоды Overtech Custom made.
Топливная система
Инжектора 1 000 сс, топливная рейка TOMEI, топливные магистрали hand made, регулятор давления топлива SARD, топливные насосы и фильтра BOSCH (2 шт), спортивный топливный бак RCI 20 л, распределенная система впрыска закиси азота 220 ps.
Трансмиссия
Сцепление 3-дисковое HKS, коробка передач JERICO Airshifter, LSD заднего редуктора CUSCO, LSD переднего редуктора CUSCO, карданный вал DRIVESHAFT.
Ходовая часть
Стойки KTS Drag, верхние рычаги (перед, зад) CUSCO, передние реактивные тяги TEIN, усилители сайлентблоков КПП, заднего подрамника и редуктора Overtech Custom made, проставки на ступицы Overtech Custom made, слики MT et drag.
Салон
Комплект датчиков DEFI, широкополосный лямбда-зонд AEM, тахометр DEFI, сиденье RECARO.
Планировались масштабные мероприятия по сжиганию жира: замена оригинальных дверей на карбоновые детали, что дало выигрыш около 80 кг; замена металлических задних крыльев на детали из карбона; замена пластиковых передних крыльев на аналогичные карбоновые детали.
Плюс все это платье связывалось вварным каркасом безопасности из специальных труб.
Кузов HNR32
Карбоновые передние крылья +20, карбоновые задние крылья +30, карбоновые двери и пластиковые стекла, капот BNR32, передний бампер BNR32, пластиковая крышка багажника. Масса 1 120 кг. Все детали кузова Overtech Custom made.
ДВС RB26
Коленвал GREX, поршни GREX 87 мм, вкладыши NISMO, масляный насос HKS, водяная помпа N1, прокладки головки ДВС (1,2мм), впуска и выпуска TOMEI, распредвалы (280, 290 лифт 11,5 мм), пружины, тарелки, шестерни TOMEI, самостоятельно доработана система смазки и охлаждения, впускной коллектор hand made, дроссель Infiniti G50, поддон увеличенного объема Overtech Custom made.
Турбо-кит APEXI RX6 TCW76*2, вестгейт HKS 50 мм. В ходе Битвы был заменен на турбо-кит T88-38GK (22 см).
Охлаждение
Радиатор APEXI 45 мм, воздушный кулер Overtech Custom made (100 мм), воздуховоды Overtech Custom made.
Топливная система
Инжектора 1 000 сс, топливная рейка TOMEI, топливные магистрали hand made, регулятор давления топлива SARD, топливные насосы и фильтра BOSCH (2 шт), спортивный топливный бак RCI 20 л, распределенная система впрыска закиси азота 220 ps.
Трансмиссия
Сцепление 3-дисковое HKS, коробка передач HKS, LSD заднего редуктора CUSCO, LSD переднего редуктора CUSCO, карданный вал DRIVESHAFT.
Ходовая часть
Стойки HKS Drag, верхние рычаги (перед, зад) CUSCO, передние реактивные тяги TEIN, усилители сайлентблоков КПП, заднего подрамника и редуктора Overtech Custom made, проставки на ступицы Overtech Custom made, слики MT et street.
Салон
Комплект датчиков GREDDY, широкополосный лямбда-зонд AEM, тахометр Defi, сиденье RECARO.
Кузов S13
Пластиковые передние крылья +20, пластиковые задние крылья +30, пластиковый капот, пластиковая крышка багажника. Масса 1 070 кг. Все пластиковые детали кузова Overtech Custom made.
ДВС RB26
Блок N1 (целиком прошлогодний мотор с «Паутины»).
Стандартный коленвал, поршни HKS step2 87 мм, вкладыши NISMO, масляный насос JUN, водяная помпа N1, прокладки головки ДВС (1,2 мм), впуска и выпуска HKS, распредвалы (272, 280 лифт 11,5), пружины, тарелки, шестерни TOMEI, самостоятельно доработана система смазки и охлаждения, впускной коллектор GREDDY, поддон увеличенного объема Overtech Custom made.
Турбо-кит T88-38GK (18 см), вестгейт HKS 50 мм.
Охлаждение
Для улучшения развесовки перенесли радиатор в багажник.
Радиатор KOYO 45 мм, тосольные магистрали Overtech Custom made, масляный кулер GREDDY, воздушный кулер Overtech Custom made, воздуховоды Overtech Custom made.
Топливная система
Инжектора 1 000 сс, топливная рейка TOMEI, топливные магистрали hand made, регулятор давления топлива SARD, топливные насосы и фильтра BOSСH (2 шт), спортивный топливный бак RCI 20 л, система впрыска закиси азота NOS 150 ps.
Трансмиссия
Сцепление 3-дисковое HKS, коробка передач кулачковая 6-ступенчатая TRUST, LSD заднего редуктора CUSCO.
Ходовая часть
Для надежности решили поставить всю заднюю ходовую от Nissan Skyline GT-R R32, включая редуктор и задний подрамник. Стойки HKS Hyper-drag, все задние рычаги YKEA formula, верхние рычаги (перед, зад) CUSCO, передние реактивные тяги TEIN, усилители сайлентблоков КПП, заднего подрамника и редуктора Overtech Custom made, проставки на ступицы Overtech Custom made, слики MT.
Салон
Комплект датчиков GREDDY, широкополосный лямбда-зонд INNOVATE, спидометр NISMO, сиденье RECARO.
Пришла зима со своими долгими вечерами. Эдуард Семенович и Стас практически ежедневно готовили кузова у «Сильвии» и «Паутины».
Благо «Синий» был почти собран по кузову еще с прошлого сезона. Вашего покорного слугу лишь пинки Эдуарда Семеновича загоняли в бокс между плановыми и неплановыми командировками по северам Дальнего Востока. Эти двое титанов вкладывали всю душу и силы, для того чтоб успеть подготовить кузова. Руслан Зуев и Алексей Кулясов (в узких кругах Палыч) собирали низухи, точили головки для боевых моторов.
На 2008 год, помимо разных концепций турбонаддува у «Синего» (single) и «Паутины» (twin), решили испробовать разные концепции в моторостроении. На «Синего» мотор собирали сами, на «Паутину» заказали собранный в Японии блок за большие деньги у самого Недзуки, одногодки Горковенко С.В. Что из этого получилось, узнаете позже...
А тем временем Илья Мельников нашел и «выхарил» в теплом Таиланде американское чудо — пневматическую коробку Liberty за относительно небольшие деньги. Вопреки всем моим попыткам и словам «Я сам, я поеду на трусте!», волевым решением Эдуарда Семеновича ее все-таки решили ставить на «Паутину».
Наступили долгожданные гонки в Штыково (соревнования по драг-рейсингу, проводимые недалеко от Владивостока), мы выставляли «Синего» и «Сильвию». Этап выиграл Руслан, показав 9,36 секунды чистого времени, «Сильвия» так и не заехала на время. Были довольны, так как быстрее никто из нашей команды не ездил, задел был положен. Этот день запомнят надолго, еще бы, ведь Максимец М. пережил второе рождение.
Далее была Шамора (соревнования по драг-рейсингу во Владивостоке). У Руслана 9,44 секунды на трех передачах (страшно из-за короткой полосы), у Стаса в районе 11 секунд. Этот этап был первым боевым испытанием Стаса на заднеприводном монстре, и он его успешно прошел.
А мы с Эдуардом Семеновичем собирали «Паутину» и в гонках не участвовали, сроки уже конкретно наступали нам на пятки.
И вот первая тренировка, выезжаем на Шамору. Сгружаем машины и начинаем потихоньку кататься по полосе туда-сюда. «Паутина» отказывается ехать. Делает все: стреляет в глушитель, дымит черным дымом, глохнет, но категорически отказывается ехать. И только благодаря стараниям Руслана кое-как начинает держать холостые и катиться вперед. Пробуем пару стартов на заднем приводе, потом пару на 4WD. Не едет. И тут я качаю могучей рукой 4WD («Паутинку» оснастили механической системой полного привода), фиксирую давление и стартую по-боевому, что-то бьет (как оказалось при дальнейшем осмотре, разрывает задний редуктор, обрывает передний кардан и срезает оба передних привода), и машина устремляется вперед с приводом на заднюю ось. Дико буксует и скрывается в облаке дыма. Что это? Неужели «Паутинка» поехала? Но лиха беда началом, на лобовое стекло брызгает масло. Я останавливаюсь, и машина глохнет. Посовещавшись, грешим на прокладку ГБЦ. Все, для меня тренировка на сегодня закончена. Вот вам японская сборка двигателей...
Но у нас есть второй болид — «Сильвия», которую пилотирует бесстрашный Стас. И мы продолжаем, тренировку, Стас греет резину и стартует, стартует, стартует. Правда, один раз сердце екнуло и остановилось: Стас вылетел с трассы на обочину, но все обошлось, и Сильвия не досчиталась половины бампера. Стас не проронил ни слова, лишь бросил сквозь зубы, что все ок. Поистине человек с железной волей и стальным характером.
После вскрытия двигателя «Паутины» в боксе, обнаруживаем классическую руку дружбы от японского народа российскому. Итог: мотор можно выкинуть вместе с головкой, блоком и всем остальным. Блок дал трещины почти во всех цилиндрах.
Хорошо, что «Синий» и «Сильвия» не доставляли столько хлопот, а спокойно стояли на эвакуаторе.
Мы всей толпой накинулись на оживление «Паутины». На дворе 21 июня, на 24 июня планировалась погрузка машин на автовоз, следующий до Красноярска. Надо ли говорить, что испытала команда во время этой адской недели. Ломалось все: коробка (размолотило и заклинило подшипник на первичном валу), еще один мотор, редуктор. Каждый раз, собираясь на тренировку, был страх, что что-то еще не выдержит и сломается.
Все поддерживали друг друга морально и физически (Горбачев Саша (Спаун) постоянно подвозил пищу, Щур Вова воду и энергетики). 25 июня отправили «Синего» и «Сильвию». А с «Паутиной» так и не было света в конце тоннеля. 26 июня вновь тренировка, ломается двигатель.
Принимаем решение отправлять на Битву городского Street Fighter («Ская» для езды по выходным, мощность около 700 сил), весь день готовим его на ДБ (Драг-Битву): ставим пластиковые двери, каркас, облегчаем, как можем, переставляем кардан и редуктор с «Паутины». И вот, наконец, вечер, выезжаем на отправку: Street Fighter отказывается ехать вперед. Грешим на сцепление, меняем его и коробку за компанию. История повторяется, машина стоит на месте. И тут приходит озарение: сломан задний редуктор (редуктор переставили с «Паутины»), а значит на «Паутине» коробка цела, выжила, не смотря ни на что. Наша светлая голова Зуев Руслан подает идею перекинуть за ночь мотор со Street Fighter на «Паутину»!!!
Что ни говори, а на пневматической коробке Liberty Airshifter и подготовленном кузове шансов на ДБ больше, чем на Street Fighter. Работа закипела вновь. За эти сутки я проклял Руслана 100 раз, но это был единственный шанс добиться того, чего добились мы на ДБ 2008 года. Спасибо ему за эту идею. Не буду описывать подробности этой ночи, скажу лишь, что без поддержки друг друга ее бы не выстоял никто. Кулясов Алексей (Палыч — вот кто подбадривал и надеялся до последнего, что «Паутина» должна поехать), Зуев Руслан (Гапон — только ему могла прийти в голову такая сумасшедшая и, казалось, невыполнимая идея), Горбачев Александр (Спаун — именно он заснул в машине, висящей на подъемнике, с отверткой в руках), Криволапов Алексей (Бен Ладан) — вот герои этой титанической ночи.
К 16:00 27 июня все было готово, и «Паутина» завелась. В 18:00 выехали с базы, опробовали коробку Liberty на улицах Владивостока и поехали на отправку. Все, можно на время перевести дух и выдохнуть.
Поездка в Красноярск не состоялась бы без прямого участия одного человека. Фазил Забидович Алиев протянул нам руку помощи. Благодаря ему мы смогли приобрести гоночную экипировку и поехать в Красноярск. Не зря президент корпорации «РИМСКО» наблюдал за нами в течение года.
Команда разделилась на две части: кто-то поехал в Красноярск перегонять машины, кто-то полетел на самолете. Встретились все 2.07.2008 в Красноярске.
Встретили в «Сиал-Авто» боевые машины, помыли и пошли спать.
3.07.2008 с утра поехали в «Сиал» наводить марафет на боевых машинах (менять стойки, масло, колеса). Вечером планировались тренировочные заезды. Итак, приехали на КК (трасса Красное Кольцо), переоделись, первым поехал на старт я, вернулся удрученный — машина отказывалась ехать и глохла (не раскручивались турбины RX6 TCW72*2, максимальный буст был только 1 кг, сифонила через трубки закись азота). Стартует Нагервадзе — машина откровенно не едет, стартует Вялых — очень впечатляет, Беликов — всю дорогу буксует, стартует Стас — проблемы с управляемостью на 3-4 передачах (результат — вылет с трассы).
Стартует Руслан — сумасшедшее ускорение, машину таскает на 1,2,3 передачах (испытываем много радостных эмоций).
Но в конце дистанции плевок синего дыма из трубы, и как будто кто-то зажег шашку — повалил синий дым. Как показало вскрытие, прогорел поршень на 6-ом цилиндре. Приняли решение разбирать и заказывать запчасти самолетом из Владивостока, на «Паутине» решили поменять трубки закиси. Всю ночь до 6:30 утра пробыли в «Сиал-Авто», разбирая и ремонтируя машины.
4.07.2008 вечером состоится первая квалификация. С утра едем в «Сиал-Авто». Около 12:00 поступает информация, что запчасти не получились отправить из Владивостока. Обзваниваем всех знакомых в Красноярске в попытке найти запчасти, но терпим неудачу. Для Руслана как пилота Драг-Битва закончена.
Квалификация. Как и следовало ожидать, я не вхожу в 8-ку лучших, результат 11,315 с (буст даже с закисью всего лишь 1,2 кг, плюс неумение ездить на Airshifter). Стас показывает хорошее время — 10,932 с, но решает ехать второй раз. У него по-прежнему плохая курсовая устойчивость на 3-4 передачах, приходится сбрасывать газ для стабилизации машины.
Решили переставить турбокит с «Синего» на «Паутину». Поехали ремонтироваться в «Сиал-Авто».
Хочется поблагодарить Дмитрия Голубева, без его помощи и личного участия нам бы не удалось техническое переоснащение машин. Низкий ему поклон.
Работали до 4 ночи, результат на лицо: T88-38GK ex22 стоит на «Паутине». Поехали на проспект Металлургов для испытаний, все ок — буст 1,3 кг, машина преобразилась. Вроде бы даже едет, по субъективным ощущениям.
5.07.2008, вторая квалификация — шанс, подаренный организаторами. Используем его по назначению, «Сильвия» — 4-й результат, 9,919 с, «Паутина» — 7-й результат, 10,344 с, позволяет запрыгнуть в основные соревнования (но оказалось, что не работает буст-контроллер). Есть выход в основные соревнования. Хотя работать есть над чем: Стас не может удержать машину по трассе, у обоих плох старт, я рано переключаюсь.
Начались приводные битвы. Заезды на выбывание. Турнирная сетка сводит меня и давнего соперника — Гусева Анатолия (Находка). Толя на прославленном «Скае», собранном в Японии мистером Недзукой и вот уже 3-й год являющимся обладателем лучшего неофициального времени. Светофор, старт, Толя улетает вперед, как из рогатки, мне же остается быть догоняющим. «Отгонялся», — думаю я. Но показанное время неплохо — 9,714 с (грязного), а это позволяет надеяться на попадание в «Абсолют».
Стас в первом заезде попадает на грозную, полную амбиций желтую «Супру» (Toyota Supra) Павлова Д. и не оставляет ей шансов, обгоняя на несколько корпусов и показывая 10,168 с. Стас выходит в следующий круг.
С нестабильным поведением машины в середине дистанции он по-прежнему не может справиться до конца (пообщавшись с американцами, узнали, что данное поведение машины обусловлено разными шинами спереди и сзади). Далее Стас попадает на заокеанский Viper, вырывается первый, но в середине дистанции коробка HKS выходит из строя, и Viper выигрывает заезд. Время Стаса 12,014 (0,106) с.
По окончании дня обе наши машины попадают в «Абсолют»: «Паутина» — шестое время, «Сильвия» — восьмое время.
Едем в «Сиал-Авто» для модернизации автомобилей. На «Паутине» ставим водопроводный кран для регулировки буста (изобретение Руслана Зуева, опробованное в бою в далеком 2005 году), на «Сильвию» ставим пневматическую коробку Airshifter Jerico, снятую с «Синего».
Решением команды Ячменев, Криволапов отправляются спать, чтоб завтра выглядеть подобающе, Зуев, Кулясов, Воробьев, Авшаров остаются менять коробку на ночь.
Предварительный звонок в 8:00 не дает повода для оптимизма: ребята устали, коробка не входит в узкий тоннель «Сильвии». Приезжаем в «Сиал», о радость — Руслан с помощью кувалды и такой-то матери заставил коробку встать на место.
Пока молодежь затягивала болты, мы с Русланом поехали испытывать новомодный бустконтроллер на один из проспектов Красноярска, испытания прошли успешно — зафиксированный буст 1,8 кг удовлетворил.
Тем временем Илья Мельников в разговоре с американцами выудил ценную информацию. «Сильвия» не рулилась из-за колес. Позвонили Илье Лыкову (большое ему спасибо), слезно попросили одолжить колеса с красавца Корвета, получили добро, переобулись и поехали на КК.
Итак, «Абсолют» — то, ради чего собралось столько людей, машин в славном городе Красноярске.
Первый заезд (матч-реванш, так сказать) Криволапов-Гусев. Делаем все по-взрослому, включая прогрев колес. Светофор, старт, срываюсь с места, не в пример вчерашнему, Толя сзади. Лечу к финишу, в зеркало вижу клубы дыма, Толи нет. Заезд выиграл, время 9,328 (0,133) с, команда ликует — все-таки она поехала, не зря были бессонные ночи и трудные дни.
Стас... Ему бы хоть раз попробовать проехать на пневмо-трансмиссии. Но организаторы неумолимы. Роман Нагервадзе — легендарная личность в российском драге. Он находит способ помочь Приморью. Ему приходит идея собрать подписи со всех гонщиков о том, что они не против пробного заезда «Сильвии». И Стас выстреливает — 9,2 с чистого времени — фантастические секунды для заднего привода. И вот турнирная сетка свела Стаса с самым быстрым «Скаем» и самым стабильным пилотом этих соревнований Вялых Д. Старт, обе машины выходят вровень, как будто и у «Сильвии» 4WD. Но GT-R есть GT-R (тем более собранный в Японии). Стас второй, время 10,001 (0,191) с. Стас отгонял.
Полуфинал Криволапов-Панова. Маша стартует на «Соарере» (Toyota Soarer) и является обладательницей рекордного чистого времени трассы 8,702 с. Подкручиваем движок, поворачиваем кран для увеличения буста. Выкатываемся на старт, прогреваем резину, старт. «Паутина» впереди, «Соарера» не видно, 200 м я впереди, поворачиваю голову, смотрю — разрыва нет, Маша прыгнула вперед, «Паутина» резко перестает ехать, Маша стремительно догоняет. Сижу, ору, истерично жму на кнопку отключения 4WD, в салоне ничего не вижу и нечем дышать.
Финиш, Маша уезжает в поле, я останавливаюсь и борюсь с желанием дернуть рычаг пожарки. Выхожу, смотрю — тосол. Значит, не загоримся, прыгаю в машину, и меня тянут в технопарк.
Дальше все как в тумане, дергаем капот — все залито тосолом: тосольные шланги лопнуты. Лихорадочно всей командой меняем их. Подбегают ребята (Нагервадзе Рома, Ладыгин Валера, Золин Толя, Гусев Толя), приносят дуйку для сушки, тряпки...
Создается впечатление, что все Приморье — одна сплоченная команда, и все объединились в борьбе с поломкой «Паутины». Помогают все, организаторы дают 20 минут на устранение неисправности, иначе автоматический проигрыш в финале. Выкручиваем свечи — сразу все понятно: тосол прорвался в камеру сгорания. Становится понятно, что в финале мы не поедем. Вялых Д. автоматически становится чемпионом, Криволапов А. — технический сход.
Грузимся на автовоз, едем в «Сиал-Авто» для подготовки машин к отправке, завтра домой... До встречи в следующем году.
Итог. Мы имеем единственную машину с Дальнего Востока в финале Абсолютной ДБ, машину, полностью собранную во Владивостоке командой «RIMSCO-OVERTECH». И хоть это и «Абсолют» — здесь есть только победитель, но 2-е место — это достижение для нашей команды. Все сквозь слезы поздравляют друг друга. У кого-то это слезы радости, у кого-то горя. Но чудес, как говорится, не бывает, есть плюсы и минусы.
Плюсы:
— команда прошла боевое крещение, никто не ныл, не сачковал, все отдавались полностью подготовке, так сказать, проверка на прочность каждого;
— фуф, тут мы выдохнем и скажем, хорошо, что мотор с городской машины продержался так долго, этого не ожидал никто из нас;
— сделали важные организационно-практические выводы для подготовки на следующий год.
Минусы:
— неправильно спланированная подготовка к ДБ; отсюда все вытекающие последствия (отсутствие опыта пилотов, недостаточная материально-техническая база, ненадежная и неподготовленная техника);
— обнаглеем и скажем: жалко, что мотор на «Паутине» не пожил еще 20-30 секунд (имеются в виду финальные заезды); может, все было бы по-другому.
Выражаю благодарность от лица команды «RIMSCO-OVERTECH», прежде всего, Фазилу Алиеву, оказавшему помощь в поездке на ДБ, Наход Эдуарду — идейному вдохновителю и руководителю команды. Всем членам команды «RIMSCO-OVERTECH», Голубеву Дмитрию, Лыкову Илье, всем приморцам, кто помогал на Битве, организаторам за то, что есть такой праздник драга под названием «Абсолютная Драг-Битва в середине России», и, конечно, всем зрителям и поклонникам драга за поддержку.
Криволапов Алексей |