Рио как рабочее авто для журналиста: инспекция аварийных мостов, подтасовки на выборах и пр.
Рио Х-Лайн: независимый
тест-драйв от Drom.ru
Новое
04.10.2018
  26344 просмотра

Рио как рабочее авто для журналиста: инспекция аварийных мостов, подтасовки на выборах и пр.

Всем привет! Пора вспомнить, что KIA — это все же рабочая машина редакции новостей VL.ru. И за несколько месяцев она изрядно покаталась по краевым дорогам и бездорожью. Мы ловили дождь и нарушения на выборах, осматривали аварийные мосты и прорывались в ночи через закрытые дороги.

В век информационных технологий, в принципе, можно вообще никуда не ездить — у всех есть смартфоны, поэтому достаточно найти местного жителя хоть в самом отдаленном поселке, который пришлет пару-тройку фоток, голосовое сообщение и вертикальное видео на почту. Но наши новости — достаточно «старорежимная» редакция, почти все корреспонденты много ездят и не боятся командировок.

В середине августа в Приморский край традиционно приходят тайфуны. К счастью, нас закрывает Япония, поэтому обычно региону достаются легкие отголоски бушующей над соседней страной стихией. Но, увы, даже этих отголосков хватает, чтобы в крае размывало дороги и сносило дома. В этом году большинство жутких прогнозов не оправдалось. В 2017-м было гораздо хуже, мы неделю не вылезали из разных районов Приморья, снимая последствия, общаясь с местными жителями и опровергая официальные пресс-релизы от властей, что все идет хорошо.

Аппаратура, теплые вещи, дождевики, другая обувь — все это лежит в «журналистском» багажнике почти всегда

Иногда наша работа — это очень больно. Как говорить, например, с женщиной, у которой на ее глазах потоком унесло мать, а вокруг воды по пояс, нет света, чистой воды и ни одного спасателя на километры? Так было в прошлом году в селе Занадворовка, буквально в сотне километров от Владивостока. Порой я боюсь таких поездок в край, но не потому, что долго и далеко, а потому что люди обращаются к нам, журналистам, как к последней надежде быть услышанными. И это доверие нужно оправдывать, потому что иначе нечего делать в профессии.

Осадки пришли ровно в середине месяца. В девять утра 15 августа в редакцию читатель прислал видео, демонстрирующее смытую переправу в поселке Смоляниново. Аварийный мост тут закрыли для проезда пару лет назад, сделали объездную насыпь и благополучно забыли. За ночь дождя разлилась река, перехлестнула через отсыпку — проезд кончился. Все бы ничего, но это — основная трасса между двумя портами края, Владивостоком и Находкой. Здесь ездят тысячи машин, большегрузов, автобусов и вообще всех подряд.

Мы, конечно, помчались туда на KIA. На подъезде к поселку нас остановил наряд ДПС, который и сообщил, что переправа закрыта, объезд через другую трассу, а когда все починят — кто ж его знает…

KIA инспектирует дороги Приморья после дождя

Объезжать через другую трассу — это довольно большой крюк, причем по очень плохой дороге, высоким перевалам и многочисленным ямам. Но делать нечего, ехать надо. Тут сразу оговорюсь, что часто репортажные фото мы делаем, не выходя из машины и не всегда останавливаясь. Обзора через лобовое стекло, как правило, хватает для съемки дорожной обстановки. Однако в случае с KIA есть одно существенное но — нити накаливания на лобовом стекле. При хорошей погоде они отчетливо видны в кадре, делая его снятым как будто в мареве.

Нити накаливания на лобовом стекле KIA «размазывают» кадр

В пасмурную погоду они особо не мешают, потому что и так все серое. А во время дождя обзор в принципе «размазывается». Словом, уже не получается просто направить камеру вперед и сделать снимок, приходится либо останавливаться, либо открывать боковые окна. Если рядом со мной едет фотограф, ему проще. Мне же рулить и снимать одновременно уже не удается.

Еще у KIA длинный «нос». Он почти всегда влезает в кадр. Тут три варианта — не обращать внимания, кадрировать снимок в постобработке или попытаться все-таки снять так, чтобы его не было видно.

Длинный «нос» KIA — всегда в кадре!

Итак, мы ищем дождь и едем через перевалы. Было страшно — за машину, за резину, из-за неизвестности перед каждым новым поворотом. Но KIA держалась молодцом, в течение дня ни разу не дав повода себя обругать. Послушно съезжала на мокрые грунтовые обочины и совершенно спокойно из них выезжала. Проваливаясь в очередную яму на дороге, выползала из нее и снова набирала скорость.

KIA без всяких нервов выезжает с мокрых грунтовых обочин

Сложно стало на перевале Серебряном, по которому проходит объездная дорога до Находки. Здесь узкий серпантин, обрывы, туман, облака цепляются за ветки деревьев, а дорожные рабочие срезали местами асфальт (внезапно) и покинули участки, в некоторых случаях даже никак их не обозначив.

«Недоремонт» дороги на Серебряном перевале

Периодически за поворотами возникали ямы, которые не всегда удавалось объехать — либо они на всю полосу, либо встречка едет. Тогда KIA проваливалась всеми четырьмя, изрядно перетряхивая и людей, и поклажу в салоне. Мы благополучно добрались до высшей точки перевала, где останавливается большинство едущих. Здесь небольшая видовая площадка, с которой раньше открывался шикарный вид на горы. Сейчас она заросла кустарником. И деревьями, на которые повязывают ленточки, загадывая желание. Не знаю, откуда пришла эта традиция, но я к ней отношусь трепетно.

Никаких завязываний пакетов, бинтов, трусов (да, такое на ветках тоже попадается). Только красная ленточка. Если я знаю, что мне предстоит ехать через перевал, то обязательно беру ее с собой. И вместо желания прошу духов перевала о благополучной дороге. Не знаю, насколько это работает, но и в снег, и в лед, и в дождь мне удавалось проезжать по сложному участку без потерь. Страшнее всего было, кстати, тоже в прошлом году, в декабре — тогда я отправилась в командировку одна, на СГВ, в поселок Лазо в 250 км от Владивостока. Ехать туда надо через два перевала, покрытых снегом и льдом. Ну и по ямам, естественно. У подножья перевала -17 градусов, на вершине -32, с другой стороны у подножья снова -19. Тогда, забравшись на перевал, я уже страшно боялась с него спускаться. Но ленточку тоже повязала — и доехала туда-обратно благополучно. Летом, конечно, попроще. Перепад температуры максимум заставляет потеть стекла.

Есть такая традиция — ленточку на вершине перевала повязать

15 августа мы с коллегой тоже проехали ровно 500 км. Полюбовались затопленными полями и красивейшими мостами (я уже говорила, что мосты в Приморье — «болевая точка»).

Мост через реку Партизанскую — сквозная дыра на высоте ~20 метров

В Находке остановились на АЗС. Пожилой заправщик поинтересовался, глядя на машину, пишем ли мы хвалебные отзывы про корейский автопром. Я пожимаю плечами и говорю, что пишем как есть.

— Да они пока новые — все хорошие. Сколько тут пробега?
— Тридцать тысяч, — отвечаю.
— У нас с батей когда-то в Грузии была «Нива» новая. Никаких проблем с ней не было.
— А у нас Патриот есть, в нем все время что-нибудь ломается.
— Нууу, так это же УАЗ, они всю жизнь такие… А ту «Ниву» мы потом в Абхазию продали…

В обратный путь из Находки через Партизанск и снова через перевалы ехали уже в сумерках, под накрапывающий дождь. Тут хочется упомянуть качество света KIA Rio. В ночи под дождем он не справляется с задачей. С дальним дела обстоят получше, но на оживленной дороге с ним особо не поедешь. Пятно ближнего света расплывается под капотом и мало помогает разглядеть хоть что-нибудь.

Ночью в дождь можно ориентироваться только по «стопарям» едущих впереди машин

Нам повезло не убиться, не пробить колеса на участках со снятым асфальтом, не подлететь на очередном вспучившемся участке дороги. Мы успешно добрались до дома поздним вечером. Бортовая система машины показала просто мечту перфекциониста.

Мечта перфекциониста

500 км за десять часов с несколькими остановками, расход с кондиционером и «рваной» ездой составил 6,9 литра на 100 километров. Это чуть больше, чем, например, у среднего гибрида вроде Toyota Prius, которые уже несколько лет «рвут» рынок в Приморье за счет своей экономичности.

Два последующих дня прошли спокойно, а на третий день, сидя на работе, я увидела очередное сообщение о затопленной дороге в крае. Ехать до поселка 100 км, так что, быстро переодевшись в «полевую одежду», я отправилась туда. Правда, поездке предшествовали размышления — взять ли KIA туда, где, по словам очевидцев, залита дорога? Или, может, поехать на Витаре, которая хотя бы повыше и «поджипее»?

Сложный выбор для поездки в предполагаемый район бедствия

Нет, благоразумие не победило — я поехала на KIA. И, кстати, достаточно благополучно добралась до указанной точки. Оказалось, что вода уже почти сошла, но осталась одна глубокая лужа, которую очень неспешно проезжали смельчаки. Посреди лужи гордо, но одиноко стояла Honda Fit, которая, очевидно, хлебнула воды незадолго до моего приезда.

Honda Fit в качестве «разделительной полосы»

Я не люблю, очень не люблю ездить по воде на любой машине. Я не вижу, что там на дне — открытый люк, яма, мины, противотанковые ежи. Да что угодно. Воды в луже где-то чуть выше половины колеса, но проезжающие машины разгоняют волну, которая хлещет в бампер. Стоять и ждать, пока все разъедутся, бесполезно. Пристраиваюсь в кильватер к Nissan Primera и проезжаю лужу.

KIA штурмует лужу

У страха глаза велики. Машина даже не чихнула. Через несколько десятков метров я остановилась и осмотрела KIA. Грязь осталась на решетке — да и только. «Туманки» целые, работают. Номер в луже не остался. Двигатель работает ровно и спокойно. Можно смело ехать дальше.

Уровень воды в луже хорошо видно по нижней решетке

Прокатившись по грунтовой дороге до выезда на А-188 в Находку, я больше не встретила никаких луж. Тут строят транспортный коридор за сотни миллиардов рублей, все время снует тяжелая техника, а строители стараются минимизировать любые последствия от осадков. Под солнцем лужи высохли, так что по грунтовке каталась даже поливалка. А вот переправу, о которой я говорила в начале, делали к тому времени уже третьи сутки и все никак сделать не могли.

Временная переправа через реку Лобогу

Обратный путь через лужу был даже страшнее. Вода вроде еще немного ушла, но потом машин стало больше — и волны выше. Местные жители сновали между проезжающими автомобилями в шортах и собирали потерянные номера. Штук десять нашли. Я же постояла у кромки воды, оценивая, как лучше проехать. А лучше было проехать по встречке, но такой возможности не представилось, много машин «переправлялись» через лужу. Пока я думала, меня лихо обскакал старенький Nissan Terrano, облив борт водой. Пришлось пристраиваться за ним и надеяться, что во второй раз мне тоже повезет.

Большие машины вообще без всякого стеснения заливают авто поменьше

Залило на этот раз сильнее, сбоку обдавали встречные машины. В лучших традициях паникерства я уже представила, как сейчас KIA встанет колом посреди лужи, а я пойду искать какой-нибудь автомобиль помощнее, чтобы ее оттуда вытащить. Но опять нет, Rio проехала, хоть и с меньшей резвостью, чем в начале дня. Оптика выжила, а зачерпнутая вода осталась внутри на пластиковой защите и высохла по мере моего возвращения домой.

Следующие недели прошли спокойно. Я сходила в отпуск, половину которого работала на парусной регате, а другую половину — валялась дома с заработанным там бронхитом.

А затем наступил он — День выборов, 9 сентября.

Для нашей редакции регламент работы на всех выборах одинаковый — все корреспонденты и фотографы ездят в течение дня по избирательным участкам, собирая явку, комментарии избирателей и стараясь поймать нарушения. Обычно читатели и различные источники подбрасывают нам информацию: на таком-то участке вброс бюллетеней, вот там привезли каких-то маргиналов, а здесь у нас предлагают по 500–1000 рублей за голос в пользу определенного кандидата. Все это собирается в гигантскую онлайн-трансляцию с 8 утра и «до последнего клиента».

Первый тур выборов оказался удивительно спокойным. Мы ездили, собирали информацию, скидывали ее редакторам и ждали, ждали, ждали. Ничего. На моей памяти это были самые спокойные выборы из всех, хоть президентских, хоть депутатских, хоть губернаторских, но наездили мы с KIA в черте города почти 150 км. Правда, уже к следующему утру выборы перестали быть томными — ни один из кандидатов не набрал требуемого процента голосов. И впервые с 2001 года ЦИК объявил в Приморье второй тур. Назначить его можно было на последующие три недели. Но намеренно или нет, днем второго тура объявили 16 сентября, следующее воскресенье.

Второй тур выборов губернатора в Приморском крае

Ему предшествовал Восточный экономический форум — времени для подготовки, дополнительной агитации и всяких сопутствующих мероприятий не оставалось ни у кого. Но в день выборов мы снова поехали по участкам. В этот раз нам сообщали о нарушениях, мы мчались их проверять.

Вот тут возникла неловкая ситуация — KIA оказалась слишком заметной. Разумеется, никто не будет совершать никаких нарушений в присутствии человека, явившегося на машине Drom.ru. Во Владивостоке все прекрасно знают связь автомобильного портала и новостей VL.ru. И вот мне сообщают, что на одном из УИКов голосуют какие-то странные личности с обостренным чувством гражданского долга, но сизым носом. Я мчу туда, в спальный район, где засекли нарушение. Там машину пришлось со страхом оставить подальше, в кустах и глубокой тени. И даже «в маскировке» на нее удивленно смотрели прохожие. Так повторялось несколько раз. Избирателей, похоже, подкупают люди на белой Toyota Belta. Ищу ее по всему району, но практически пешком. Увидят машину — плакали наши вещественные доказательства.

О том, чем закончился второй тур выборов, известно всем: ЦИК подтвердил «дописывание» 14 500 голосов за одного из кандидатов. Многочисленные нарушения, взаимные обвинения кандидатов, митинги несогласных с результатами выборов и последующая их отмена. Редакция работала практически сутками, только вот ездить уже никуда не пришлось — последующая аналитика делалась по электронным данным в системе ГАС «Выборы». Математики составляли нам графики, мы перерывали все УИКи и находили аномалии на участках. Противники собирались с лозунгами и флагами у крыльца краевой администрации, куда из редакции проще и быстрее дойти пешком.

Через несколько дней жизнь в Приморском крае вошла в свою колею, следующие выборы мы ожидаем в декабре. И тогда вся редакция новостей снова будет наблюдать за их ходом, не прерываясь ни на минуту.

До этого светлого дня нам с KIA предстоит еще одна командировка далеко на восток края, где уже холодает и зима близко.

Алёна Степанова

Другие записи блога