Лада Веста на сезон-2017 брошена в качестве разъездного автомобиля команды на большой проект Drom.ru «Российские моторшоу» — СибирьМоторШоу в Красноярске, БайкалМоторШоу в Иркутске и ЮгМоторШоу в Краснодаре.
Первый раз после годичной разлуки мы свиделись в конце марта в Иркутске, когда ЧерноВесту Ксения Фролова перегоняла из Владивостока в Красноярск. Экипаж к тому времени уже подустал, и до Красноярска (1100 км) автомобиль доверили мне.
Автомобиль? Конь-огонь! При любом старте Веста начинала лихорадочно трястись, стремясь заглохнуть, потом вдруг резво набирала ход, отчаянно завывая на высоких оборотах, отказывалась переключаться выше первой передачи, двигаясь с полкилометра в предкрасной зоне на тахометре. А когда мы вырвались из утренних городских пробок (где к тому же Веста своими непредсказуемыми рывками стремилась догнать впереди стоящий бампер) на трассу, стало ясно, что передвигаться на скорости тоже сложно: потерявшие круглую форму колеса приводили к тряске и биению руля уже при скоростях 90 км/ч.
Это был эпизод, который, впрочем, изрядно вымотал по прибытии в Красноярск. Кино началось после того, как ЧерноВеста вернулась в Иркутск, парадом простояла на БайкалМоторШоу и перешла в мое полновластное владение. Предстоял долгий путь в Краснодар. Несмотря на то, что Веста совсем недавно прошла ТО-60 000, было понятно, что автомобилю требуется «программа реновации», иначе на дороге возможны форс-мажоры, которые так нравятся читателям Drom. ru, но не слишком приятны в реале.
Что с тобой не так, Веста? В поисках ответа на этот вопрос для начала отправились на независимую диагностику. Часовое ожидание и 597 руб., включая мойку (лайфхак: сервисы, специализирующиеся на ремонте, диагностику делают по демпинговым ценам, а то и вовсе бесплатно), привели к оптимистичному диагнозу: «Пациент жив, но требует профилактики». Конкретней:
— большая разница в демпфировании передних амортизаторов — 44% (0,27 градуса слева против 0,15 градуса справа; правый амортизатор близок к предельному износу);
— у левого переднего амортизатора отсутствует пыльник;
— тормозные диски близки к предельному износу, перед дальней дорогой их лучше заменить;
— скрипит трос привода сцепления.
Вердикт понятен: перед перегоном надо ехать в фирменный сервис — менять диски и амортизаторы.
На хорошо уже нам знакомую СТО «Иркутск-АвтоВАЗ» записались с ходу — на воскресенье. Жизнь в «красный день календаря» здесь течет неспешно: диагностика двигателя, калибровка трансмиссии («зависания» на первой и тряска при стартах окончательно не исчезли, но стали менее пугающими) и замена двух передних тормозных дисков заняли три часа.
«Каталожных» дисков на Весту не нашлось, но один в один (спасибо смекалке мастера!) подошли от Largus. Стоимость работ и запчастей — 1720 руб.
Передних амортизаторов в наличии не оказалось, а ждать доставку уже не было возможности. Обычный алгоритм в такой ситуации — заменить в альтернативном сервисе, тем более что гарантия на амортизаторы (35 000 км) закончилась. В одной из независимых сетей СТО поначалу заказ приняли на ближайшее время, но вскоре перезвонили и отказали в обслуживании: оригинальных амортизаторов нет, а подобрать альтернативные невозможно — нет достоверной информации по архитектуре-номенклатуре вестовской подвески.
Впрочем, после замены тормозных дисков мы с «ИркутскАвтоВАЗом» в воскресный день не расстались — загорелась лампочка Check Engine (неисправность двигателя). Что тут не так, выясняли три часа: глубокая диагностика с использованием фирменного вазовского сканера Panasonic, с подключением к заводскому процессору и многочисленными консультациями по телефону ни к чему не привела. Так что с этой «путеводной звездой» пришлось отправиться в дальний путь.
Проблему с «квадратными колесами» удалось решить легко, не слишком быстро (3 часа) и не очень дорого.
Услугу «Прокатка/правка дисков» сейчас предлагают повсеместно. Споры о том (и небеспочвенно) — стоит ли оно того — ведутся постоянно. С одной стороны — вмешательство в структуру диска точно не повысит безопасность автомобиля (а в случае глубоких повреждений спиц и основания диска это может быть смертельно опасно), с другой — если повреждения неглубокие и затрагивают только обод (как в нашем случае), позволяет серьезно экономить (комплект подобных дисков стоит в районе 16 000 руб.). Совет тут банален — если повреждения небольшие, обращаться только в серьезные специализированные сервисы, дорожащие репутацией. В нашем случае мы заехали на крупную иркутскую СТО, где добились 100-процентного результата (нулевого дисбаланса, который был проверен в стороннем сервисе) за 7000 рублей.
Итак, какие вопросы мы имеем на старте пробега Иркутск — Астана — Краснодар? На одометре 64 000 км. Автомобиль в целом исправен, имеющиеся проблемы не носят глобальный характер:
— горит «чек», но неисправности в работе двигателя не диагностируются (глюк какой-то);
— износ амортизаторов передней подвески близок к критическому, но на управляемости и комфорте особо не сказывается.
Вперед, на юга!
Лучшие дороги в этом путешествии через полстраны (только такой формат — не самолет и даже не поезд — в полной степени позволяет понять — какая же она у нас огромная!) пришлись на старт (М53 от Иркутска до Мариинска в Кемеровской области) и финиш (М4 от Воронежской области и до Краснодара).
М53 в Восточной Сибири еще недавно была проклятьем («путь на каторгу») для водителей, а сегодня едва ли не самая приятная дорога во всей России. Уходящая за горизонт сквозь тайгу пустынная прямая, практически полное отсутствие камер и постов ДПС — скорость в таких условиях определяет только «голос разума».
Так получилось, что отрезок Черемхово — Новосибирск (1750 км) был пройден в «одно плечо» за 23 часа и без особой усталости. Пока «пит-стопами» на этом в целом скоростном участке остаются проезды городов (Усолье-Сибирское, Тулун, Нижнеудинск, Канск, Ачинск, Мариинск) и многочисленных больших и малых поселков (Тельма, Куйтун, Нижний и Верхний Ингаш...). Настоящий тромб — Кемерово, где дорога два десятка километров петляет по узким городским улицам. В нашем случае столица Кузбасса пришлась на 5 утра и отняла 40 мин. В моей практике было преодоление этого отрезка и за 3 часа. Строительство объездной дороги Кемерово пока даже не конкретизировано ни по маршруту, ни по инвестициям.
После Кемерово начинает прирастать трафик. На участке Кемерово — Новосибирск алгоритм движения такой же изматывающий, как на магистралях Центральной России — две полосы забиты тяжелыми длинномерами. И здесь дорога уже не удовольствие — работа. Либо тащись за очередной фурой, наслаждаясь выхлопными газами, либо переходи в гоночный режим с бесконечными разгонами-опережениями-торможениями. А делать это на Весте с загрузкой 250 кг не просто — для безопасного обгона нужно минимум 600-800 метров свободы на встречной. И только в механическом режиме на четвертой, а лучше третьей передаче — «зависания» и непредсказуемость алгоритма работы «робота» в обгонных режимах по-настоящему опасны.
Долгий путь — возможность проверить удобство посадки на «рабочем месте водителя». Критичной усталости тех участков тела, которые соприкасаются с водительским креслом, в этой поездке не было, хотя обычно за рулем приходилось проводить по 12-16 часов, а на пути до Новосибирска (как уже говорилось) — 23 часа. Круиз-контроль позволяет значительную часть пути проходить без топтания педали акселератора, и это тоже экономит силы.
На участок Новосибирск — Сростки — Белокуриха — Астана пришлась «экскурсионная программа» этого перегона, представленная в фотобонусе. Лайфхак: различные интернет-сервисы сейчас предлагают экскурсии как от профессиональных гидов, так и местных жителей (обычная цена 2000-3000 руб), что позволяет эффективно выстроить «ориентацию на местности».
Смущал «казахстанский» участок пути: отчеты и форумы изобилуют информацией о «терроре» местных инспекторов: драконовских штрафах за превышение скорости, снятие номеров за трещины на стекле (на Весте присутствуют, но не в зоне водителя, что допустимо) и отсутствие диагностической карты (была, но никого не заинтересовала). И в первый день в Казахстане действительно пришлось пожалеть о том, что выбрали «иностранный» маршрут.
На Алтае перед границей «закончилась» дорога — сначала 20 км вообще пришлось ехать по грунтовке, потом еще столько же — по гравийке.
Затем полуторачасовые формальности на границах. Мы вроде как в одном Таможенном союзе, но все «строгости», включая очереди-ожидания — такие же, как и на прочих автомобильных переходах (тогда как граница Россия — Белоруссия проезжается без остановки, о былых строгостях-очередях там напоминают только заброшенные приграничные строения). Плюс нужно приобретать дополнительную страховку — временная (15 дней) стоит 1500 руб. (купить можно с обеих сторон от поста).
Потом Павлодар, куда заехали поменять деньги — хаотичный и депрессивный город, напоминающий российские областные центры из 90-х. После Павлодара снова закончилась дорога. Новая и современная только строится, а прежняя просто заброшена. То есть новой еще нет, а прежней — уже нет.
За 80 км до Астаны начинается настоящий хайвей, но 300 км до этого приходится двигаться по разбитой колее, зачастую со скоростью 20-40 км/ч. Да еще «ритуального» штрафа не удалось избежать. На одном из многочисленных знаков ограничения скорости (а они на этой трассе идут с периодичностью деревенского частокола) замешкался со сбросом скорости, и двигавшийся навстречу автомобиль дорожной инспекции (здесь принято интенсивно патрулировать дороги по американскому принципу: скорость замеряется на ходу, в том числе и «в спину») зафиксировал 54 км/ч сразу за знаком «40». Провинциальные казахстанские полицейские были доброжелательны, предложили оплатить минимальный штраф, по рации запросили «помощь» в виде терминала безналичной оплаты. «Счастье общения» обошлось в 1090 руб., оплаченные на месте банковской картой.
Дорожная инфраструктура в Казахстане не развита и на контрасте с Россией это режет глаза. АЗС расположены реже, а магазинов/туалетов/кафе на них почти никогда нет (зато стоимость топлива в переводе на рубли — 27 за литр). Придорожных мотелей нет, кафе — редкость. Еду едва-едва удалось найти (цены — раза в два меньше российских), но санитарно-гигиенические условия — типа «обморок Ревизорро».
Насколько ужасен был предыдущий день, настолько прекрасен следующий — в Астане. Свежеотстроенная (по сути, с нуля, наследство советского Целинограда едва угадывается) столица, по-моему мнению, — самый красивый и удобный для жизни город на постсоветском пространстве. Здесь есть где погулять, куда сходить и где приятно провести время. Да что там — в Астане сейчас «Экспо-2017» проходит! И пусть масштаб всемирного выставочного форума не поразил (как, впрочем и уровень экспозиции), зато не было присущей всяким топовым мировым событиям толчеи.
Трафик для столичного города достаточно резвый, но надо быть предельно осторожным — культура вождения «степная», а как показывает практика (благо почерпнутая из сторонних рассказов), в случае ДТП даже по вине оппонента во многих странах постсоветского пространства можно оказаться «по жизни должным».
Поначалу, еще в Белокурихе, рассматривался вариант передвижения от Астаны по Казахстану на запад с возвращением в Россию в районе Астрахани, но состояние дороги от Павлодара так напугало, что решено было двигаться традиционным путем через Уфу — Саратов. Быть может, зря, потому как дорога от Астаны до границы в районе Троицка (Челябинская область) оказалась вполне приличной по качеству и пустынной.
Правда, не обошлось без природного катаклизма — в степях Костанайской области попали в ураган с ливневым дождем.
Сила ветра и дождя была такой, что в какой-то момент Весту стало сдувать-смывать с дороги!
От Астаны и до Краснодара двигались, по сути, нон-стоп, с остановками только на ночевку (комфортную сейчас можно найти везде, даже в стороне от федеральных магистралей) — 3600 км за 4 дня. Из приключений — штраф за наезд на разделительную в Башкирии. Участок М5 здесь самый напряженный — длинномеры идут строем, режим движения изматывающий — «поймать паузу» для обгона (тем более с динамикой Весты) сложно. Зато дорога на холмистой местности просматривается на километры. Что дает возможность ДПС обустраивать в коварных местах посты видеонаблюдения, оборудованные оптикой и видеокамерами как обсерватория средней руки. Коварством здесь выступают примыкающие дороги, подходы к которым метров на 20 обозначены сплошной линией. Такой «отрезок» и не заметишь в начале маневра, а когда увидишь — «вернуться в строй» и невозможно, и опасно. А через километр радостно встречают «вежливые люди», предлагающие на выбор за «выезд на встречную» суд, штраф 5000 руб. или «специально для вас штраф со скидкой по Госпрограмме — 2500 руб». Последнее пользуется спросом — очередь к экипажам (сразу три авто) выстраивается как в гипермаркете в часы пик.
В тему — на всем протяжении пути ни разу не заметил, чтобы ДПС «ловили скорость»: то ли не выгодно, то ли теперь это удел камер (один штраф 500 руб. поймали в Новосибирской области, пришел на Госуслуги). Теперь засады ДПС повсеместно ловят «заступ за черту» (в Башкирии особенно интенсивно — насчитал три «оптические» засады).
В районе Жигулевской ГЭС (сразу за Тольятти) — круглосуточная пробка из-за ремонта полотна на плотине. В нашем случае она пришлась на 11 ночи, но все равно пришлось потратить два часа. Длинномерам проезд разрешен только ночью, скапливается их тысячи. Все это напоминает не дорожное движение, а какую-то передислокацию армий — фуры навстречу идут бампер в бампер десятки километров, да еще все возможные парковки забиты тяжелыми грузовиками.
За 100 км до Саратова, в районе поселка Сенной — ремонт железнодорожного переезда. Дорога эта загружена мало, но в нашем случае «тромб» растянулся до 7 км (а после за нами, судя по карте в навигаторе, и вовсе до 15 км). Преодоление пяти километров стало самым тягучим в жизни — 3 часа (то есть 1,65 км/ч — в три раза ниже пешеходной скорости). И неизвестно, сколько бы это испытание длилось, если бы не местные мальчишки, за 100 руб. показавшие объезд по буеракам.
На финише — в Краснодаре — подбиваем итоги. Перегон от Иркутска — 7128 км. Самый низкий расход топлива Веста показала на участке Сторожевка (Саратовская обл.) — Каменск-Шахтинский (Ростовская обл.) — 1021 км на одной заправке и средний расход топлива 5,09 литра. Большая часть этого пробега пришлась на незагруженные местные дороги и «летящую» М4. Чуть больший расход — 5,44 литра был отмечен в Казахстане на отрезке Астана — Федоровка (Костанайская область), но эти километры стали самыми экономичными за всю историю «Блогов русских машин» — с учетом стоимости топлива 27 руб. проезд 100 км обходился на этом участке в 147 руб.
Поломок и происшествий в перегоне не отмечено. Расхода масла и других технических жидкостей не наблюдалось.
Достигнув цели перегона, поспешили в краснодарский drom assist узнать о состоянии авто. В течение 40 минут мастера досконально исследовали Весту и в результате вынесли такой вот диагноз.
Замечания в двух словах. Незначительные потеки масла на задней части поддона и блока цилиндров и на корпусе масляного фильтра, на стыке задней части клапанной крышки и головки блока цилиндров. Присутствует запотевание масла в районе трубок сканирования картерных газов.
Подтекает корпус правой стойки амортизатора. Отсутствует пыльник левой стойки амортизатора.
Присутствует посторонний шум в работе механизма сцепления.
Замечания некритические, учитывая тяжелые условия эксплуатации авто. С ними, а также с состоянием передних амортизаторов и некорректностью работы трансмиссии в стартовых режимах (это вообще врожденная болезнь этого «робота»), будем разбираться в рамках ТО-75 000.
А пока Веста эксплуатируется в южном режиме. Едва ли не самое важное сейчас (когда обычная температура — +35°C) — эффективность работы кондиционера. Через две минуты после старта прохладно всегда!
А «чек» продолжает гореть.
Ефим Незванный.
Неожиданно: деревянный Новосибирск
Сростки — родина великого русского драматурга Василия Шукшина
Курорт Белокуриха
Великолепная Астана