Традиционно краткое описание этой части:
• Машину по гарантии нам починили, но не без косяков.
• ПОЛОМКА!!! Сломался выключатель сигнализации заднего хода, ни свет не горит, ни парктроник не сигнализирует.
• Прошли ТО-60 000 — в целом все штатно, но свет заднего хода и парктроник так и не ожили.
• Сделали небольшой тюнинг для длительных поездок по трассе.
Объем большой накопил, постараюсь покороче излагать =)
Начнем с ремонта по гарантии (подробнее о наших битвах за бесплатный ремонт читайте в первой и второй частях).
Часть работ была сделана перед самым Новым годом, 29 декабря. В тот день нам поменяли «блестяшки» и форсунки омывателя, подрезали уплотнители и заменили передние опускные стекла. С плафоном и зеркалами все оказалось плохо: с новым плафоном все так же, вполнакала, светится индикатор непристегнутого пассажира и мигает диодик подушек, а зеркала оказались не просто б/у, но и с точно такой же проблемой, как и на наших — тоже были запотевшие. В результате плафон менять не стали, сказали, что спросят на заводе, как с этим быть (до сих пор спрашивают!). От поношенных зеркал же я отказался, в итоге нам их поменяли только 28 февраля. Поскольку зеркала пришли не в цвет, накладки перекрасили, да так, что лучше б я старые оставил... Но спорить не стал, так как пришло время рабочих поездок и заниматься этим стало просто некогда.
В итоге первый объем работ выполнили на 76-й день с даты обращения, а закончили на 140-й день. Даже если вести отсчет с самого раннего имеющегося на руках документа (акта о снятии с гарантии от 17 ноября 2016 года), первую часть начали править на 42-й день, а закончили на 103-й. И по факту заказ деталей случился только на 44-й день с момента первого обращения по этому вопросу. И даже по окончании ремонта документ итоговый пришлось выпрашивать, при этом он не полный — нет работ и материалов на перекраску крышек зеркал, нет работ по предписанию на подрезку уплотнителей, стоимость форсунок омывателя завышена минимум в 10 раз...
Мы решили, что не будем подавать в суд и требовать замену авто или возврат денег за такие некритичные проблемы (расчеты в конце материала). Да и самых горячих улик у нас нет: при первом обращении нам не дали никаких документов, и потому самый ранний документ у нас от 17 октября, а это не так эпично, как могло бы быть. Впрочем, если найти шпиона среди работников «АвтоВАЗа» и выудить по вин-коду нашей машины самое первое обращение (с отказом вследствие отсутствия в программе информации о ТО-2), то можно было бы перед самым Новым годом санкционировать замену машины по гарантии. Без доказательств обращения до составления акта (письма из «АвтоВАЗа» через интернет не в счет) «Азия-Авто» начала ремонт ДО окончания 45-дневного срока, а формально отказ от установки б/у зеркал мог быть трактован как отказ от замены деталей и новые мы бы вообще не получили. А поскольку автомобиль находился в активном использовании все это время, а не стоял в «Че-Ладе», то на 30-дневный срок мы рассчитывать также не могли. Увы.
Что касается новых деталей, которые были установлены:
— Плафоны повторителей в зеркалах были изначально плохо пропаяны. Пришлось промазать прозрачным «Поксиполом». Бороться за еще одну их замену уже не хватило ни сил, ни желания.
— Левая нижняя хромированная накладка бампера еще до установки имела пыль под хромом по всей поверхности, а на остальных были единичные соринки и некачественно обработан облой до хромирования. Через годик придется менять снова? Кстати, правая нижняя накладка уже получила удар камнем с повреждением до основания — на ней хром не облазит, хоть это и механическое повреждение — могут, когда хотят?
Почувствуйте разницу, как говорится.
— Надпись «Vesta» на крышке багажника снова начала облазить. Пузыри с отслоившимся хромом по всей надписи:
Также мы не получили никаких комментариев ни по магнитоле (при первом холодном пуске при температуре ниже нуля ее экран практически не читается), ни по кузовной табличке с VIN (мы готовы ее оплатить, только привезите и наклейте с соблюдением технологии), ни по поясничному упору (впрочем, для решения этого нюанса нам перед Новым годом дали распечатанную инструкцию о том, куда надо по технологии «АвтоВАЗа» подмотать изоленту, чтобы упор перестал самовыключаться), ни по плафону (почему же светятся индикаторы в условиях, когда этого быть не должно). Нам просто отказали в проведении работ, и все.
Незадолго до составления этого текста случилась поломка, которая вполне попадает под статус гарантийной: отключилась вся сигнализация о работе заднего хода — не горит свет и молчит парктроник. Но и в этот раз по гарантии нам ничего чинить не хотят — нужно снова писать бумаги, жаловаться, требовать (напомним, что официально с гарантии Весту сняли, так как ТО-2 пройдено с опозданием). Заниматься всей этой ерундой пока нет времени, поэтому придется разбираться самим.
Беглый осмотр показал на ЛКП наличие сколов, помимо описанных выше, еще на поверхности самого бампера, местами до пластика, на металле сколы почему-то только с правой стороны — около фары, и в месте перехода крыла в правую стойку лобового стекла. Сколы до серого грунта, коррозии нет. На верхней кромке лобового есть три скола — все «зацвели». На левой стороне сколы нашли только на ручке водительской двери. Потертости ЛКП крышки багажника и бампера не прогрессируют, несмотря на «протир» ЛКП до «живого» металла. Аналогично натертые места обнаружили на фарах, видимо, при закрытии капот достает до фар (на кромке капота повреждений пока нет).
Внутри следы эксплуатации больше всего видны на руле и кожухе рулевой колонки. На руле облазит краска, а кожух весь исцарапан ключом.
Вот так:
*накинем на вентилятор*=))
ТО-60 000. Прошли штатно. Без замечаний. Послушали стетоскопом ролики, помпу. Для того, чтобы снять крышки с ГРМ, оказалось, надо снимать правую опору двигателя (ее кронштейн проходит сквозь крышки). Громче обычного шумит только обгонная муфта компрессора кондиционера, но не критично. Ремни все в очень хорошем состоянии. Помпу на предмет течей осмотреть не удалось: чтобы снять вторую часть крышки ГРМ, надо вывесить мотор, снять правое колесо, снять оба шкива с коленвала, и только тогда удастся посмотреть, есть подтекания у помпы или нет. Тем более что в районе помпы обнаружилось жирное пятно на корпусе... Консилиумом решили постановить, что это следы от смывки («Бензин-калоша»), которой удаляют потеки масла после замены фильтра. Собрали все обратно (и делаем ставки, на каком пробеге шарахнет помпа и завернет мотор в узел). Заодно заказали втулки стабилизатора нового образца (после интенсивного проезда луж скрипит) и стойки стабилизатора (на правой нижний шарнир имеет люфт).
Что касается датчика заднего хода — его проверили, вроде как жив. Правда, позже погуглив форумы Мегана и Логана, выяснил, что датчики заднего хода на реношной коробке (а у нас именно такая, JH3) не простые, а с режимом индикации нейтрали, и бывают двух видов: с параллельным замыканием и с последовательным. Какой датчик стоит у нас, надо разбираться, а подлезть к нему, чтобы считать маркировку и при этом не испачкаться, архисложно, т.к. стоит датчик прямо около левого переднего колеса. Увидеть сверху мешает лонжерон, а сбоку — колесо. Заказывать оба вероятных датчика желанием никто не горит.
Когда приедут втулки и стойки стабилизатора, считаем маркировку с датчика и закажем его (если у Рено в наличии такой не найдется). Надеюсь, это решит проблему. В противном случае нас ждет увлекательный разбор половины машины в поисках ответов =)
Кстати, откуда-то из недр панели приборов выпал винтик. Прямо мне на ноги. Отключение сигнализации заднего хода произошло за день до этого. Возможно, если найти, откуда он, то починится и парктроник... Сам же я, разобрав панель приборов, не нашел, откуда он мог бы выпасть.
Про подготовку машины к длительным вояжам по трассе писать особо нечего, но упомянуть желательно. Основная заморочка была с рацией (ну «бзик» у меня такой — без рации на трассе ощущения, как будто без штанов вышел на улицу). Установить нормальную антенну без повреждения кузова оказалось некуда — поставил «магнитку» на широком магните. С рацией все оказалось сложнее: в салоне нет для нее места, а использовать MJ 555 или ее аналоги мне лично неудобно — надо тангенту с одной кнопкой и все управление на «морде» станции. Для решения задачи купили подлокотник «Аламар», разобрали, вживили в него крепеж рации, и теперь рация ездит на нижней поверхности подлокотника. Вполне удобно. Пока едем... Стоит остановиться и... пользоваться «ручником» с этим подлокотником стало совершенно невозможно, а с установленной рацией при опускании подлокотника она лежит на рычаге «ручника». Зато не портит обивку двери, тоннеля пола и сидений, как то было, пока ехал подлокотник и пока рация кочевала по салону.
«Голый» механизм на заднем фоне — из-за того, что подлокотник без доработки накладки сиденья не установить. А мне ее жалко пилить. Замену ей ни на одной разборке не смог найти, чтобы не уродовать «родную» деталь.
Также в розетку воткнули «двойник» из дромо-Мазды6 с двумя портами USB по 2,1А, а в изнанку центральной консоли в нишу прикрутили «тройник» (из Мазды же). В него теперь подключен регистратор и выведены провода на навигатор, зарядку телефона и радар-детектор. Теперь ничего не болтается и не мешает использовать подстаканники по прямому назначению. Правда, включать нечетные передачи, не прищемив больно пальцы о термостаканы, не удается…
Финальным штрихом было нанесение на лобовое и боковые стекла «антидождя», который с лобового через 1200 км смыло «омывайкой» «за 120 рэ» подчистую, хотя на боковых уже месяц как держится.
Что касается гарантии, я обещал разбор ситуации, в которой мы оказались в связи с превышением пробега на ТО-2.
В целом основная ошибка с моей стороны — я не стребовал за каждое свое посещение «Че-Лады» («Азия Авто Усть-Каменогорск» в Челябинске) бумажного подтверждения каких-либо манипуляций. Я рассчитывал на то, что после 5-летней работы с этими людьми меня хотя бы выслушают... Увы. Вся лояльность «по старой дружбе» выразилась в относительно свободном передвижении вокруг машины и присутствии при проведении работ рядом с ней. О ремонте ни одной записи не появилось, зато появилась о том, что составлен акт на машину за нарушения гарантии.
Что делать обывателю? Всегда требовать документ — заявку, заказ-наряд на работы, выехали из сервиса с обращением по гарантии — должен быть документ на это. Впоследствии он будет удобным инструментом, чтобы поставить дилера/изготовителя в неудобную ситуацию, если дело дойдет до суда. Нам заказ-наряд выдали неполноценный, и почти наверняка он будет отличаться от того, каким станет в итоге — как оказалось, «Че-Лада» практикует сначала отправку документов и согласование их с заводом, а уже потом оформление с клиентом. Но я, например, возвращаться не намерен. Где они возьмут мои подписи на этих документах? Придумайте сами...
Что делать, если вам отказывают? Требуйте отказа в письменном виде, часто после этого находятся компромиссы, принять ли их — решать вам. Но иногда пойти на компромисс — значит решить свою проблему быстро и на месте, а «пойти до конца» может аукнуться куда большими потерями. Так, например, пойди мы до возврата денег за сверхдлительный ремонт, получили бы 570 000 руб., как это указано в договоре купли-продажи, а купить на эти деньги такую же Весту уже не смогли бы, т.к. стоит она теперь 598 900 руб. И это не считая страховок ОСАГО и каско… А еще нынешний Comfort беднее, чем тот, что был на первых партиях машин — например, не будет литых дисков. Близкая к нашей комплектация оценена уже в 621 900 руб. Минимум, что потеряли бы, это 28 000 руб., максимум — почти 52 000, без учета сгоревшей раньше времени страховки ОСАГО и каско, вернут от которой при досрочном расторжении далеко не все. Стоит ли оно того? В нашем случае объективно — нет.
А вот побороться за ремонт, я считаю, стоит. Если верить цифрам того заказ-наряда, который нам выдали за ремонт по гарантии, то «АвтоВАЗ» потратил на этот ремонт 10 894,28 руб., из них запчастей на 9821 руб. (если не принимать во внимание глюк с ценой форсунок омывателя в полторы тыщи за комплект при средней цене в розницу одной форсунки в 100 руб., то у «АвтоВАЗа» ушло на нас около 8500 руб.). Да к тому же «повторители» я бы купил отдельно от зеркал. Посчитаем: берем номера из заказ-наряда, забиваем их в интернет и видим, что это все обошлось бы нам от 5700 до 7500 руб. Даже с учетом того, что отпечатать крупные слайды с дефектами и выслать их в Тольятти стоило 980 руб., мы все равно в плюсе. Стоило ли оно того? Я считаю — да.
Еще одна из самых распространенных «упертостей» покупателей авто — ехать на ТО туда, где купили машину. Запомните! Вы ничем никому не обязаны. Езжайте туда, где вам комфортно. Где светло и чисто в ремзоне, где адекватный персонал. В конечном итоге это еще и дешевле... Кстати, в «Азия Авто» пообещали нам два ближайших ТО за их счет, подарком я решил не пользоваться. Почему? Ответ найдете на фото их ремзоны — темно, холодно и вообще ни разу не уютно. Поэтому ТО-4 я провел там, где рады видеть клиента, где можно в кафе на удобном диванчике в телек смотреть, как делают ТО, и прихлебывать бесплатный кофе =)
Кстати, о том, как пройти ТО и сэкономить. Большая часть пользователей автомобиля в состоянии самостоятельно определить уровень масла в моторе, тормозной жидкости и антифриза — при заливке «омывайки» беглый взгляд даст почти все, что нужно знать, только масло в моторе требует достать щуп, для остального не нужно пачкать руки. Определить, работают ли лампочки (а иногда и заменить), тоже может большинство. Зачем же платить за это? Смотрим набор работ на ближайшее ТО — все «грязные» работы заносим в список для СТО. Остальное смотрим сами. Как правило, вот работы, которые будут сделаны для свежей машины: замена масла, фильтров, проверка сканером в памяти ошибок. И все. Остальное в некоторых сервисах могут и вовсе не смотреть (настоятельно не рекомендую в такие ездить). Соответственно, можно заказать необходимые работы, оплатить и получить в сервисную книжку запись с отметками, что было сделано. При возникновении проблемы по гарантии, как правило, посмотрят на сам факт прохождения ТО вовремя... Если вы понимаете, что делаете, можете хорошо сэкономить, но при этом осмотр машины надо будет самому все же провести. Также можно купить так называемый сканер «на ELM327» — с его помощью можно всегда узнать, есть в памяти «мозгов» машины какие-нибудь критические ошибки или нет (как правило, на ТО глубже редко лазят, если вообще делают это). Что в итоге? Можно сделать ТО за полцены и остаться с гарантией. Можно при этом купить свое масло и фильтры (если есть хорошая скидка) и сэкономить еще и на этом. Но тут есть нюанс — иногда у дилера «расходка» дешевле, чем цена «для всех» в сетевых и интернет-магазинах. Т.е. сначала надо узнать, что и где покупать.
Так мы прошли ТО-60 000 и отдали в сумме 5447 руб. (правда, по заказ-наряду было 6627,50 руб. до пересчета скидки по карте постоянного клиента и списания бонусов, а комплексная цена без такой деталировки — 7200 руб.), причем при этом залезли в мотор, добравшись до помпы (ближайшее ТО, когда туда надо залезть, аж на 180 тыс. км — вазовские помпы столько не ходят). Основную часть трат составили работы по демонтажу опоры ДВС и разборке крышек ГРМ, а также масло и оригинальные фильтры. Сэкономить еще и на фильтрах тоже можно было, но между поездками это оказалось неудобно, да и скидка ж есть. Так, за фильтр салона 272773016R отдал 673,94 руб. (820 руб. без скидки), в интернет-магазинах купить его же оригинальный (в зависимости от сроков, самый дешевый — неделя-две ожидания) — от 485 до 782 рублей, а аналог можно хапнуть и вовсе за цену менее 150 рублей (не угольный), угольный можно найти и за 200-250 рублей. Аналогично с фильтром двигателя: оригинальный 165460509R обошелся бы в 1040 руб. (со скидкой — 854,75 руб.), в интернет-магазинах оригинал: 650-850 руб., аналоги 250-300 руб. Если бы стояла цель вообще по максимуму сэкономить и не было бы скидок, то за месяц до прохождения ТО можно было заказать эти фильтры и сэкономить тыщу-полторы еще и на этих расходниках. ТО-4 обошлось бы тогда в полцены от «комплекса работ»).
И самое главное — если вы не готовы тратить время, чтобы доказать, что вы «не верблюд», приезжайте на ТО вовремя и по пробегу, и по сроку. Да, в интернете вал советов, как вообще не ездить на ТО к дилеру и как красиво писать претензии, чтобы добиться от дилера всего: от ремонта по гарантии до возврата денег за машину. Да, эти советы рабочие, но помните главное, о чем все эти люди почти никогда не упоминают: вам самим придется за этим всем побегать. Это большое удовольствие для сутяжников, но для нормальных людей — большая обуза и совершенно лишняя трата времени и/или денег на представителя. Соблюдайте элементарные правила игры под названием «гарантия», и завод ответит вам взаимностью... если выберете адекватного дилера.
Если вы готовы ко всей этой возне и можете ответственность за это взять на себя — действуйте.
Это касается как юридических вопросов, так и технических. То, что вы сэкономите, подсуетившись, — ваша награда. Разница с тем, что вы потратите, если сделаете просто по инструкции, не пачкая рук — цена вашего комфорта.
С уважением, Алексей Antropoff
Что будет дальше?
• Заменим форсунки омывателя на аналогичные от Сандеро-Дастера (трехструйные, с регулировкой), они заказаны, на днях приедут (меня последнее время бесит, что левый нижний угол постоянно сухой, а отрегулировать веерную форсунку от Ларгуса/Хрея не представляется возможным).
• Починим сигнализацию заднего хода и перестанем пугать окружающих этими маневрами.
• Заменим втулки стабилизатора на втулки «нового образца» и, надеюсь, больше не услышим жутких скрипов и стонов стабилизатора после каждой лужи.
• Наездим еще много-много километров по служебным делам, в надежде успеть сделать еще пару ТО до того, как помпа развалится и превратит Весту в тыкву =)