И снова здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня я расскажу вам про систему полного привода, используемую на эмдиэксе, с чем её едят, как ей пользоваться и что она из себя представляет.
Для начала, как обычно, немного истории. Я думаю, большинство из нас знакомо с такими автомобилями, как Honda CRV, Honda StepWgn, Honda Orthia, Honda Odyssey. Все эти автомобили имеют версии как с передним, так и с полным приводом.
Очевидно, что полный привод имеет свои преимущества, особенно в наших широтах. В силу того, что хонда предусматривает эти автомобили для городской эксплуатации, полный привод у нас подключаемый автоматически. Никаких кнопок нет, при пробуксовке задняя ось подключается автоматически.
Не вдаваясь в нудные технические детали, поясню, что данная система является чисто механической и не предусматривает ручного/интеллектуального режима.
Всё очень просто — в заднем редукторе размещены два насоса, один из которых приводится в движение карданом от раздаточной коробки, передающей крутящий момент от дифференциала передних колес, а второй — задними (тоже через дифференциал, но задний).
В нормальном режиме передняя и задняя ось проходят приблизительно равное расстояние и разница в давлении двух насосов минимальна. Как только передняя ось начинает обгонять заднюю (это и есть пробуксовка!), разница в давлении нарастает и многодисковое сцепление плавно подключает заднюю ось. Как только скорость осей снова выравнивается (машина вырвалась из снежного плена), разница в давлении снижается и сцепление плавно размыкается.
Система так и называется — Dual Pump System (система двойных насосов). Она полностью автономна, не зависит от электроники и достаточно надёжна.
Очень удачный вариант, но есть определённые недостатки:
1. При недостатке опыта на крутом повороте в снегу неожиданно подключившаяся задняя ось может привести к определённым проблемам! Несмотря на то, что машины, оснащённые DPS, как правило, не располагают к динамичной езде(исключая трёхлитровый одиссей, конечно — там прям пищишь от восторга, ввинчивая тяжеленную ванну в управляемом заносе:)), можно словить неприятные ощущения.
2. При действительно тяжёлых условиях момента, передаваемого на заднюю ось, может не хватить.
3. Хонды с DPS не оснащаются блокировками дифференциала и я сам не раз попадал в неприятную ситуацию, когда машина напрочь засела в сугробе прям во дворе и беспомощно крутила колёсами лишь с одной стороны. Обидно!
Ну а что, твоя акура чем-то отличается, что ли?
Acura MDX — во многом уникальная машина. Как мы знаем, у американского одиссея не было намёка на полный привод, поэтому нужно было оснастить двухтонную махину какой-то системой подключения задних колёс (эмдиэксы продавались ещё и на канадском рынке).
Готовых наработок не было, но хонда не была бы хондой, если бы побоялась пойти на эксперимент. MDX — первая машина, в которой была применена принципиально новая система полного привода, до этого не устанавливавшаяся ни в какие другие серийные автомобили.
Встречайте — VTM-4!
Чем же она так отличается от остальных вариаций на тему? Для этого попробуем разобраться, как это работает.
Во-первых, это электронная система. Специальный блок управления в реальном времени отслеживает показания датчиков вращения каждого из 4 колёс и при возникновении возникновении разницы в этих скоростях отдаёт команду в виде тока определённой мощности.
Задний редуктор в системе — очень хитрая вещь и центральное звено системы. Тот самый ток, который передаётся блоком управления, заставляет замыкаться электромагнитное многодискоговое сцепление с оптимальным усилием (чем больше тока, тем больше момента передать на задние колёса).
На самом деле, этих сцеплений целых два — для левого и правого колеса! Именно поэтому мы больше не будем вязнуть в снегу, когда одно из колёс закопалось, а остальные нет :)
взял с сайта www.hondasuv.ru/index.php/review/hondasys/104-vtm-4.html
Итак, в данной системе есть возможность гибко регулировать крутящий момент, передавая его именно туда, куда на самом деле нужно. Вообще, возможности такой системы практически безграничны, всё зависит от алгоритма работы.
Звучит круто! А как этим пользоваться?
У системы есть три основных режима. Опишу коротко:
1. Контроль тяги. Владельцы MDX не задумываются над тем, что даже при старте машины с места полный привод уже помогает сделать это плавно и незаметно. Крутящий момент передаётся на заднюю ось, обеспечивая хорошее сцепление с дорогой в любых условиях.
Зимой на светофоре часто можно наблюдать такую картину — моноприводные машины буксуют, DPS трогается с небольшой пробуксовкой, а акура просто едет, как ни в чём не бывало :)
2. Контроль пробуксовки. Здесь всё достаточно похоже на обычный DPS — при возникновении разницы в скоростях вращения осей VTM-4 подключит заднюю ось. Различия лишь в скорости и точности работы — электронная система сработает быстрее и менее навязчиво.
3. Блокировка дифференциала. Когда вы зимой выезжаете со двора в Новосибирке попадаете в реально тяжёлые дорожные условия, взгляд падает на кнопочку "VTM-4 Lock". Данная возможность имитирует межосевой дифференциал, принудительно замыкая все электромагнитные муфты, обеспечивая жёсткую блокировку. При скорости до 10 км/ч крутящий момент передаётся на максимальную величину (25% на каждое колесо), при скорости от 10 до 30 км/ч тяга на заднюю ось постепенно снижается, пока на скорости 30 км/ч система не отключит режим блокировки.
Так как это практически полноценная имитация жёсткой блокировки дифференциала (которой у нас нет), завод-изготовитель запрещает включение данного режима на сухом и жёстком покрытии. Да, шестерни сделаны из очень прочного алюминиевого сплава — но даже они могут не выдержать.
Использовать блокировку рекомендуется только в самых тяжёлых дорожных условиях. Включается она только в режиме 1,2 передачи и заднего хода.
Для интересующихся — график распределния крутящего момента в каждом из режимов
В теории мы получаем идеальный внедорожник. А на практике?
Опыт использования данной системы говорит о том, что чудес всё же ждать не стоит.
Если у вас убитые шины с лысым протектором, то никакой интеллектуальный полный привод не вытащит вас из грязищи.
Если у вас летняя резина, то никакой интеллектуальный полный привод не вытащит вас из снежного плена зимой (и уж тем более не убережёт от ближайшего столба).
Если у вас шоссейная или даже АТ резина, то в жидкой глине VTM-4 вас не спасёт от похода за (трактором) лопатой. Только МТ резина даст возможность свободно передвигаться по тяжёлому бездорожью за счёт быстрого самоочищения протектора.
Acura MDX — это очень тяжёлый автомобиль. Вряд ли вас согласятся тянуть большинство машин. Помните об этом!
Пара слов об эволюции VTM-4. Сама система обеспечила большой задел на будущее, которое наступило в 2004 году. Вместе с выпуском флагмана марки, Honda Legend (она же Acura RL), компания анонсировала (божественный) (лучезарный) (восхитительный) новый тип привода SH-AWD (Super-Handling All Wheel Drive). Задумка оказалась настолько хороша, что перекочевала в следующее поколение MDX и некоторые другие автомобили.
Но, это уже совсем другая история…
Сейчас VTM-4 расширила свои возможности в третьем поколении Honda Pilot, приблизившись к SH-AWD. Они назвали доработанную версию iVTM-4 (интеллектуальный).
В заключение стоит добавить пару слов о надёжности данной системы. Она вряд ли доставит вам проблемы при своевременном обслуживании, которое заключается лишь в том, чтобы вовремя менять масло в заднем редукторе. Лить можно только VTM-4 Fluid. Попытки залить любое другое масло приведут вас на разборку, где данные редукторы лежат годами и не пользуются спросом по причине крайне высокой надёжности узла.
Если же система обнаружила неисправность, на приборной панели загорится предупредительная лампа "VTM-4" и неплохо управляемый кроссовер зимой превратится в корову на льду. Иногда данная лампа может загореться и без неисправности в системе: некоторые ошибки в ЭБУ приведут к принудительному отключению полного привода.
У внимательного читателя может возникнуть вопрос — "как же хонде удалось с нуля создать такую вещь?". Всё очень просто: VTM-4 была разработана известной американской компанией BorgWarner, известной своими разработками в области трансмиссий.
На этом, наконец-то, всё. Слава хонде!