В декабре 2007 года мне торжественно передали ключи от Ауди, семейного рыдвана, и сказали – езди, будет тебе рабочая машина. Но поскольку бизнес семейный, да и рыдван семейный – катайся после работы по своим делам, да смотри, содержи агрегат в целости и сохранности!
Агрегат 89 года выпуска, в Россие с 98, катался годик под первым российским хозяином (другом семьи) и был торжественно куплен в собственность для отца. Так несчастная Авдотья в первый раз стала первым автомобилем для новичка в вождении. Отец любит пошалить и поэтому на менянные двери после задира бока или на три раза ремонтированную крышку багажника, куда он пару раз ловил зарвавшихся автобусников, никого уже не удивляли. В 2005 году права в семье появились у матери, которая ласково приложила машинку об дерево багажником и любила тошнить по полям на первой передаче.
Изрядно потрепанный рыдван вызывал у меня противоречивые чувства, права я получил летом 2007 и не сильно горел желанием убивать несчастную Ауди в процессе обучения езды, но что поделать! Изрядно обливаясь потом и страхом я сумел доехать от стоянки до гаража, который стоически еще 2 дня разгребали от мусора и разных ништяков, которые так любят хранить там «рожденные в СССР».
На первое утро ночевки в гараже я нашел под машиной симпатичную лужицу масла, к обеду по полу гаража плескалось уже почти с литр. Недолгий поиск товарищей вокруг гаража, транспортировка ручками, приложенными к багажнику – в сторону СТО дали пищу для размышлений – что-то не так с датчиком высокого давления масла. Что может быть не так с монолитным датчиком – этот вопрос иногда и сейчас мне снится в страшных кошмарах… Купили датчик, пару литров масла и через день машина вроде-бы снова была на ходу.
Из-за извечной проблемы с памятью, а так же страстью к фен-шую некоторых членов семьи – все необходимые запчасти и сроки замены, записанные в увесистый блокнотик, были безвозвратно утеряны, после чего мне выдали в загребущие ручки небольшой блокнотик и сказали – да все пучком, итак проживем!
Владение машины началось практически с чистого листа, и малых познаний в области ремонта и обслуживания машин. До весны 2008 был починен багажник, заменены его амортизаторы и фонари. В этот момент стоит произвести дефектовку всего, что было с машиной:
Двигатель любит масляные ванные, если не обливать его самому – выдавит из себя на себя же немного масла и будет счастлив. А так же любит кушать масло в перерывах между заменами, от 400 до литра на 10000км. Гур не любит масло, активно из себя его выдавливает, хотя если насильно накормить его герметиком – поперхнется и будет поспокойнее. Рабочая температура двигателя послушно растет до 90, потом жадничает, лезет к 100 и там и остается – не помогло ни замена радиатора, ни замена термостата, плюнули и лишь подливаем антифриза. За долгие годы замены дверей и починки всего прочего – наглухо не работает регулировка зеркал, выполненная в виде двух колесиков на ручке двери, и 4 проводов, тянущихся через дверь к зеркалам. За все время эксплуатации от починки этого нежного механизма открестились абсолютно все СТО, поэтому ездить я учился ориентируясь только на зеркало заднего вида, а при поворотах активно кручу головой или ищу место, куда сегодня показывают зеркала. Салон из черного велюра обшит в красный, также прошиты двери…ну я не знаю зачем. Теперь машина выполнена и снаружи и внутри в единой кровавокрасно-черной гамме.
За первый год овладевания машиной я познакомился со всеми ключевыми специалистами по ремонту Ауди в городе, овладел мастерским показыванием «што-то не пашет вот тут ниххх!!!» по книжке «Камасутра для любителей Ауди», а так же окольными путями узнавания «А кто еще в городе хотя бы представляет себе как это чинить!?».
Изначально стоит сказать о расходе и приемистости, эти параметры никак не поменялись за все время эксплуатации и ремонта машины:
По городу летом машина ест от 11 до 13 литров, зимой 13-18, в зависимости от прогревов. По трассе машина потребляет 7-10. Двигатель всего 90лс, при подвеске Quattro с ее весом и полным приводом – машина разгоняется крайне неохота, поэтому полноприводную Ауди таким движком перестали комплектовать через год после выпуска этой серии. Коробка со своими передаточными числами сделает все, чтобы вы наслаждались именно неторопливостью =) Первая передача умопомрачительно короткая, нужно только чтобы сдвинуться с места или аккуратно ползти по буеракам. Ручное отключение АБС по кнопке (а так же автоматическое отключение АБС при езде накатом или торможении двигателем по неровной поверхности на скорости до 40кмч) и включение по кнопке же блокировки заднего дифференциала на скорости до 15 (25 не помню уж точно) наводит на мысль, что первая нужна для выезжания из говн, куда водителя занесла шальная мысль «кваттра – значит внедорожник!!!!», ну или он там живет (в России вестимо) ). Машина на самом деле более чем проходима в сравнении с моно-приводами, однако до полноценного внедорожника ей более чем далеко. За 10 лет эксплуатации в семье – с охотничьими борзыми собаками, прогулками по полям и Горному Алтаю мы не сумели ее засадить до состояния «Пора шлепать за трактором», но и не проверяли специально «А дай как я в канавку забурюсь!!».
Данная модель Ауди является переходной – вся под завязку напичкана механическими датчиками, а комьютер стали ставить несколько позже, что приводит к долгим ночным посиделкам за книжкой по эксплуатации, штобы найти маленького мерзавца и заставить его работать так, как было задумано фашистами, ведь ошибки считывать негде).
К осени агрегат начал тошнить и подтраивать, причем очень нерегулярно и неприятно. Дело закончилось новыми форсунками и предупреждением о возможной скорой кончине дозатора, который фашисты собирают с нежнейшей резиновой прослойкой, не выдерживающей нашего бензина и дубеющей до пропускания бензина в соседние канавки, что приводит к перекосу наливания бензина цилиндрам.
Так же осенью были заменены картриджи в задние стойки – вся задняя независимая подвеска Quattro поставляется только родная ВАГовская, однако картриджи БОГЭ вполне есть в продаже. Помимо установки картриджей был снят и помыт бензобак, который стоит вертикально за задними сиденьями. В этом бензобаке сеточка запаяна внутрь, что приводит к ее изрядной загаженности и способствует быстрой закупорке и резвому износу бензонасоса.
Бензонасос на нашем бензине живет пару лет, после чего нуждается в капитальном ремонте. На заводе Кристалл умельцы из СТО по ремонту мерсов занимаются таким ремонтом, что выливается в 1-2 рубля. Аудюшные моторы почти все рассыпались за долгие годы, сейчас в машине стоит мерсовский насос (практически идентичен, но в нем нет хитрожопого крепления Ауди, вкоряченнго фрицами, штобы левый народ не мог легко снять и поставить родной насос).
К осени произошел смешной случай: Внезапно вспомнив, что топливный фильтр ходит в машине чуть ли не 30т.к. отец выдал новый и указал заменить не медля. После замены машина умерла буквально на руках через 4 секунды после завода. После недели таскания машины по ремонтникам мы нашли рукастого спеца – вердикт: от счастья получения топлива в нужном объеме, а не столько, сколько пролезет через забитый фильтр умер регулятор давления на дозаторе. Регулятор монолитный кусок, неразборный, так что вот вам направление –идите облегчите кошелек! За 9 с копейками тысяч мы стали обладателем нового регулятора, который был торжественно вкорячен в дозатор. Старый регулятор распилили пополам – пластина, перекрывающая проток бензина попросту прилипла к стенке и насмерть залипла в этом состоянии.
Собрали агрегат – троит. Тут стоит сказать что чувство легкого недоумения, переходящее в страстное желание ощущить в руках лом и выразить все переполняющие меня желания – еще неоднократно ощущалось мной, по мере таскания Ауди на очередной ремонт. Не мудрствуя и томя в ожидании – на тот момент виновата в троении была как резинка в дозаторе. После долгого поиска по интернету и в магазинах, расспросах и звонках было выяснено: резинку можно выколупать из дозатора на мерс со 102 движком, минимальная цена на дозатор – 10 с копейками и выше за бу, качество никто не гарантирует, резинок отдельно нет, шансов восстановить старую нет. В конце метаний сам ремонтник нашел у друзей бу дозатор с условием – разбираем, резинка целая – забираем резинку за 3 рубля с работой, не целая – не забираем без работы. Вот так, за 3 рубля сверху мы стали обладателями вполне сносной резинки и машина снова поехала…потихоньку, как всегда)
За долгие годы жизни чрезвычайно устала коробка, которая была первым объектом терзания и трех людей, учащихся водить и долгих лет езды (на одометре цифра около 420т.км., что около правды, ибо приборных досок у нас много, с разборок, но цифры где-то такие и должны быть). Синхронизаторы 1-2 и 2-3 уже совсем каюк, коробка работает нормально при движении рычага 1-нейтраль-2 и перегазовки по необходимости. Ну что поделать, освоил и такой стиль вождения, благо что сцепление работает по-немецки точно. Спонсирует ремонт отец, у меня особых финансов на это не было, да и он был категорически против лезть в коробку, не дай бог еще помрет от счастья, и где взять такую еще. Так же изначально был починен мотор дворников, который из-за износа щеток вхлам уже не работал в режиме прерванных взмахов. Чрезвычайно пафосный электрик содрал за это 2000р, что больше не приводило нас к нему на ремонт.
К весне 2008 года порвался трос на трапеции, держащей водительское окно. За символическую сумму нашли трапеции на обе передних двери на единственной в городе разборке по Ауди. Летом 2008, в день моего рождения умер люк (кондиционера в машине нет, люк есть, открывается мотором (видел модель с ручным открыванием)), разбор показал что за годы службы направляющие просто стерлись в ноль. Обошлись ремонтом, теперь мотор довольно громко гудит при работе)
К осени заменили подушки двигателя. До лета следующего года особо ничего не беспокоило, кроме эпопеи с прогревом. В Ауди прогревочные обороты для минусовых температур сделаны по механическому принципу – на воздуховод около двигателя одет специальный фильтр – в замерзшем состоянии би-металлическая пластина полностью открывает проход воздуху, его становится больше и обороты растут. С прогревом двигателя прогревается и фильтр, пластина возвращается на место и воздух поступает в стандартном количестве. Долгие мытарства, почему с прогревом обороты не падают, а упорно держатся на 1500 привели нас к покупке и доставке такого же фильтра из Казахстана (где цены чрезвычайно демократичны и выбор вполне есть). Однако новый фильтр повел себя абсолютно так же. Путем замены всего и вся пришли к фишке питания, которая не давала нормальный контакт с провода на фильтр.
В 2009 году к лету скис одометр, до сих пор не восстановили). В июне 2009 года после возвращения из Горного Алтая машина не завелась после остановки около дома, в 3-х метрах от гаража. Недельные мытарства по ремонтникам и СТО, замена бензонасоса и различные пассы руками и ногами привели нас все к тому же мастеру по топливной системе, который чинил дозатор. После дефектовки пришли к грустному выводу – умерло реле управления бензонасосом. Долгий поиск аналогичных реле в городе выдал 3 штуки, у каждой из которых был один и тот же номер детали, отличались лишь буква после номера. Ни одно реле не заработало, ремонтный гений привел к появлению реле к нашей 8-ки, которое заставило бензонасос снова качать литры ценного топлива. Однако наше реле обладает всего 4 ножками и не умеет 2 вещи – глушить бензонасос после поворота ключа в положение «аккум» и глушить насос если двигатель заглох. После сравнения цен (реле 8-ки 100р, реле под заказ 980р) выбрали отечественное. После чего было во внеочередной раз поменяно масло с фильтром, ибо попытки завести машину с неисправным реле вылились в большой запас бензина в масле, опасность чего утверждали многие ведущие специалисты различных СТО )
Через 2 недели в машине умер бензонасос (поставленный месяц назад из законсервированного состояния после ремонта на СТО), в тот момент я ехал к невесте в далекую деревушку. Наверно машина хотела предупредить меня о неосторожности выбора девушки, однако в тот момент, пока меня тащили на тросе 60км до СТО я проклинал все что мог =). Бензонасос с новым ремонтом обошелся еще в 2000р, девушка ушла, а машина снова потихоньку ездила.
Наступила зима 2009-2010, когда больше трех месяцев температура в Алтайском крае была под 30градусов ниже нуля, что наводнило салон сверчками, прописавшимся туда надолго. За эту зиму стала подтекать передняя стойка (предыдущие отходили 7 лет, эти четвертый год еще тянут), однако машина заводилась и ехала в любой мороз. Правда прокрутить первый раз коленвал стартеру было изрядно тяжело, вот уже 10 лет машина круглый год питается маслом 10в40 от Ликви Молли с молибденом, густовато оно по таким холодам.
В феврале 2010 собрав друзей и нормальную девушку на поездку в Новосибирск в Икею я доехал лишь до выезда из города. Прямо на мосту через Обь загорелся датчик аккума и машина заглохла. Открыв капот я узрел мешанину из ремней – слетел ремень генератора, упал на ремень к ГУРу и все равномерно изорвалось. Снова трос, СТО, дефектовка – Гур получил неизлечимую пробоину главного сальника и отныне и навсегда будет течь по черному. В Экзисте заказали новый ГУР, а так же банку глушителя (она ставится перпендикулярно обычной из-за quattro’вской подвески). Глушитель уже пару месяцев задорно бренчал остатками перегородок, которые не выдержали празднования 20-летнего юбилея в строю. Так же был вкорячен новый резонатор, изначально предназначавшийся для ИЖевского москвича.
Летом 2010 был заменен радиатор, однако на скачки температуры это никакого влияния не оказалось, но хоть охлаждайка перестала сочится по бокам старого истерзанного радиатора. К зиме 2010-2011 умер аккумулятор Бош, проработавший всего 3 года. Через 2 дня после замены аккумулятора машина встала на трассе после непродолжительного запаха горелой изоляции. На СТО выяснили что провис ремень генератора. Подтянули. Выехал с СТО – ремень лопнул через 5 минут. Купили новый, вкорячили, пока передвигается. На данный момент снова беспокоят дворники – работают через раз, то нормально елозят, то ползут как коматозные в любом режиме.
В целом резюмируя на сегодняшний день: машине 21 год, полный привод дает о себе знать большим расходом, неимоверной ценой оригинальных запчастей (главный сайлент-блок в заднем подрамнике стоит 6к рублей без аналогов) .
Машина ремонтопригодна, книжка по эксплуатации очень помогает, однако большой возраст дает массу проблем с электроникой и прочими мелкими деталюшками, которые банально износились вхлам. Машина все равно ездит, потихоньку, но ездит. По уму ей нужен страстно любящий хозяин, готовый вваливать приличное количество денег, ибо профилактикой тут не обойтись. Солидный и серьезный плюс – это опять же полный привод, который позволяет зимой ездить по буеракам и заснеженным дорогам с мало передаваемой уверенностью – лично я смотрю на зимние колдоебины и снежные разливы со льдом с улыбкой – проблем они мне не доставляют.
За годы владения я перезнакомился с огромным количество людей на СТО, поднаторел в устройстве автомобиля и стал гораздо большим матершинником, освоив управление автомобилем в городских условиях. Скажу честно – устал постоянно чинить машину, по количеству ремонтов она не уступает нашим маркам, хотя скорее всего это дань плохому бензину, отвратительным дорогам и многолетней эксплуатации.
На многих СТО Ауди сразу заворачивают, осталось очень мало мест, где машину этого года еще можно довести до ума. Навыки ремонта остаются в прошлом, зачастую сейчас вам предлагают из услуг либо замену масла, либо ремонт неисправных агрегатов путем узловой замены деталей =)
Так что если брать себе автомобиль такого года – нужно обладать изрядным мужеством, терпением и умением обойти стороной совсем уж гнилых товарищей.
Да, за годы работы в условиях России – коррозии так и не было, несмотря на многочисленные аварии. Да, постоянные ремонты не прибавляют теплых ощущений от владения машиной, но в целом машина ездила в 95% времени, а долгосрочность ремонта связана с левыми причинами, типа загруженности СТО на которых ее могут сделать. И еще – зимой, на гололеде – ездить одно удовольствие)
З.ы. - вечером добавлю больше фотографий!)