Дополнение лучше читать через бразуер, а не приложение дром, чтобы сохранить порядок фото.
Планировал путешествие на лето 2024 года от Хабаровска до города Оха, северной столицы Сахалина.
Это маршрут мечты из детства - проехать на машине по Сахалину и посмотреть остров.
В течение шести месяцев готовил автомобиль к поездке, доводя до технического состояния, близкого к новому, и изучая слабые места.
Также приобрел и установил металлическую защиту двигателя, докатку, ремень генератора, датчик адсорбера, жгуты для шин и инструмент.
Перед поездкой заменил масло в двигателе и АКПП. Также прокачал компетенции в ходе кодировок и дооснащений, взяв с собой ноутбук с софтом на случай диагностики и сброса ошибок.
Лучше иметь и не нуждаться, чем нуждаться и не иметь :) Места предстояли дикие.
Не нуждался ни в чем из того, что подготовил. Однако отмечу, что самое волнующее было - это грунтовка/щебенка, поскольку сахалинский скальник не жалеет шины. Поэтому на грунтовых участках периодически останавливался и проверял колеса. В будущем хочу установить датчики давления в шинах, чтобы исключить подобные "неведения".
Из того что у знал, датчики давления для европеек работают на частоте 433 мгц, Америка и Япония на 315 мгц. Перенастроить не реально, только искать датчики на 315 частоте.
Первая часть пути до Ванино известна. До Лидоги асфальт, где удачно пообедал в недавно открытом кафе на перекрестке.
Запас хода и остаток топлива спустя 215 км. Странно работает на турерах уровень топлива. После заправки 200 км стрелка не двигается, обычно заливаю до 2 отстрела. Зато как только начинает двигаться, так делает это как-то быстро...
От Лидоги поворот на Ванино и 326 км. пути по одной из самых красивых дорог Дальнего Востока.
Связь только МТС на определенных точках. Из красот отмечу горы, сопки вдоль прижима реки Анюй, несколько перевалов с серпантином через Сихотэ-Алинь.
Первый прижим реки Анюй.
Скалы Надге.
Укладывался в расход меньше 6 литров в начале пути. Было интересно и неизвестно, как это проехать на 1 баке (51 литр) с Хабаровска до Ванино. Поэтому 75% пути ехал не быстрее 110 км/ч.
Честно, под конец достало ехать медленно. Когда был уверен, что топлива хватит до Ванино, поехал 140-170 (со средней скоростью потока). По итогу расход до Ванино составил 6,7 литров.
В Ванино стояла задача заправиться, так как топлива осталось литров 12. Хотел залить АИ 98, как показывал яндекс навигатор. И да, 98 там нет, только АИ 100 и тот отпускается только по карточкам для коммерческих организаций... Не сильно расстроившись залил бак 95 вместе с активатором топлива.
Далее ночевка, регистрация на паром, ожидание.
Совершенно не приметный "вход" для оплаты и регистрации на паром в Ванино. С навигацией там беда - её нет.
По расписанию время отбытия 09:00 из-за задержек прибытия/разгрузки/загрузки время изменилось на 17:30.
Мыс Красный Партизан
Минусов в данной ситуации для меня не было. Плыть в ночь легче - хорошо спал.
Каюта на нижней палубе.
- нет окон
+ прохладно, одноместная, хорошо спать.
Меню в кафе на пароме нормальное. Цены не "космос". Примерно как в кафе, что в Лидоге.
Сахалин встретил солнечной погодой, штилем в Татарском проливе и зеркальной водой.
Приплыли в Холмск а 13:50.
Прошел бюрократические этапы и оплатил "побор" за проезд через территорию порта (2000р. за 300м.). Затем отправился по западному побережью на юг, до Невельска.
Целью было увидеть водопад Салют 46.831521359686164, 141.93800307092002.
По дороге понравились пейзажи: вид на зеркальный пролив справа и пышные, зеленые сопки слева.
Дорога живописная, 50/50 асфальт/грейдер, местами в процессе отсыпки и дорожных работ.
Невельск выглядел молодым благодаря реконструкции после землетрясения магнитудой 6,8, 2 августа 2007 года в 13:37. Радостно, что город не забросили и отстроили дома с нуля! В анивском селе Новотроицкое появился "Невельский городок", куда переселили островитян, которые потеряли квартиры из-за разрушительного воздействия природы.
После перекуса в Невельске на центральной площади, отправился в Аниву, на пляж бухты Лососей, Анивского залива. Дорога до Анивы была живописной, включая перевал от Невельска. Позже выяснилось, что дорога в этом направлении была в лучшем состоянии, чем через перевал к Холмску. Преодолев перевал и повернув в сторону Анивы, солнечное небо стало затягиваться серым туманом, и температура снизилась с 25 до 17 градусов. Подумал, что буду спать в прохладе - отлично. Анивский пляж - популярное место отдыха. Суббота, людей было много. Проехав по пляжу, застрял при попытке занять место на сухом песке, но был выдернут из плена благодаря парню на подготовленном сурфе. Избавил от незапланированного головняка, просто лучший!:)
Изучив лимиты проходимости, выехал на траву, где остановился на ночь.
Вода 16-17 градусов, единицы купались.
Рыбаки бросали сети на ночь - начинался ход горбуши.
Утром встретил рассвет и поехал в Южный, чтобы забрать родственника с поезда из Ноглик.
2 дня провел в Южном, посетив Озерское, Корсаков, Пригородное.
В Озерском обнаружил классный, обустроенный пляж на берегу залива Мордвинова. Рядом было озеро Тунайча.
Там впервые обратил внимание на запах леса. Ветер дул юго-западный, и ощущал аромат лиственницы и ольхи, которые смешивались в сладкий микс.
В Хабаровске такого сочетания не помню. Скорее, там преобладают запахи травы, воды и болота. Одним словом - духота:)
После этого отправились обратно и свернули на грунтовую дорогу в Корсаков через Чапаево. Грунтовка ровная, и беспокоился, как машина справится, но напрасно. Турер не пропускал пыль в салон, и ехать было комфортно. Сверчков нет, в салоне тихо. Подвеска справляется, не уходит в отбой. Никогда еще так комфортно не передвигался на легковой машине по грунту.
В Корсакове посетили памятный мемориал "Интернированным японцами на Сахалин корейцам, так и не вернувшимся на родину".
Строки тронули
Не дождавшимся встречи с Родиной.
Август сорок пятого года
В Корсаковском порту собрались
40 000 наших соотечественников,
насильно завезенных на Сахалин
для рабского труда.
Они,
как пустыня дождя,
ждали желанного возвращения на родину.
Но Япония бросила своих бывших сограждан.
Забыли о них и советская власть,
и обескровленная родина.
С тех пор они
долгими зимними ночами
под вой метели
ждали, когда приплывет к ним корабль
с далекой родины.
И долго на этой сопке был слышен
плач людей, сгинувших
от голода,
от холода,
от тоски по родине.
Но их потомки,
словно семена одуванчиков,
расцвели на этой земле
ростками неистребимой жизни.
Родина ныне обрела свободу и
блуждающие души соотечественников
вольными птицами устремились на юг...
Для них мы воздвигаем
на сопке печали
корабль,
устремленный
в небо.
Ким Мун Хван
Позже узнал, что конструкция памятника при сильном ветре создает гул и вой, с далека напоминающий вой людей.
Корсаков напомнил Владивосток, только маленький и видами с сопки на море, через порт.
Юг Сахалина представился как приморье, только компактное.
Чтобы добраться с Южного до восточного, южного, западного побережья, нужно всего 1-1,5 часа. Такое доступное разнообразие, которое обогащается путем повышения проходимости до отдаленных локаций.
Далее прокатились до завода СПГ рядом с Пригородным - первый в России завод по производству сжиженного природного газа. Впечатляет.
Рядом популярный пляж и чуть на сопке старый Японский памятник. В книге Игоря Самарина "Сохраненная память" указано, что 14 июля 1926 года на пожертвование местного населения на месте высадки японского десанта (июль 1905 года) был установлен памятник "Карафуто Энсейгун Дзерику Кинэнхи". Который представлял бетонную стелу высотой 8 метров. И был выполнен в форме трехгранного штыка. Общая высота стелы (вместе с основанием составила 11 метров. За стелой храм Серей Хатиман дзиндзя (1924 г.) посвященный командиру батальона майору Нисикубо (погиб в боях возле пос. Дальнее).
Тем же вечером вернулись отдыхать в Южный. Нужно было отдыхать перед поездкой на север.
Следующим днем отправился на север, планируя посетить хребет Жданко, пик Смелый, что возвышается у бухты Тихой, и Клоковский водопад. Получилось увидеть только водопад.
Выезжая из Южного, заправил бак 100 бензина. В Южном на АЗС очереди, за счет большинства автомобилей с лючком слева. Время ожидания 10-15 минут.
Ехал спокойно, с интересом рассматривая незнакомые пейзажи и радуясь, что воплощаю мечту. Было солнце и 25 градусов, которые постепенно снижались по мере приближения к побережью. Проехав Долинск, следом началось Стародубское, откуда дорога простиралась вдоль берега до Взморья, откуда де-факто начинается хребет Жданко. Погода постепенно сменилась на пасмурную с дождем и туманом, температура снизилась до 19 градусов. Из-за тумана, который окутывал макушки гор и сопок, не смог охватить взглядом красоту этих мест.
----
Шоком стало обилие сетей и неводов вдоль побережья до самого Поронайска.
У каждой второй реки стояли трактора, бортовые камазы, краны и экскаваторы. Промысел рыбы выглядел неэкологично. Компании не проявляли никакой ответственности перед жителями области, а также заботы о будущем флоры и фауны. В то время как на севере острова местные жители получали лицензию только на вылов на пару мест восточного побережья, на юге ведется промышленный вылов. Из-за этого рыба не доходит до севера в том изобилии, что раньше. Возможно, это норма, ведь я не профессионал в рыбном промысле.
----
Учитывая коррективы по погоде, следующей остановкой стал водопад. Надел дождевик и трекинговые ботинки выдвинулся к водопаду.
Это популярное место, куда привозят экскурсии на автобусах. По пути к водопаду все аккуратно обустроено: есть беседка в начале, лавочки на подъеме, указатели, беседка у водопада.
За счет рельефа водопад производит ВАУ эффект, успокаивающе распуская воду по ширине, по форме напоминая елку.
На подходе есть ручей поменьше:)
Это место однозначно стоит посещения! Доступно и впечатляет.
Прогулявшись вдоль ручья, я вышел к морю и пошел по берегу до машины. Там взял ракушку на память.
Далее дорога продолжала радовать видами до Макарова. Затем ландшафт стал плоским до Поронайска. Далее дорога ушла вглубь острова, до самых Ноглик. Были прямые участки, по сторонам виднелись сопки. Погода оставалась пасмурной, временами шел дождь. Заправился в Смирных и ехал до Тымовского. Дорога прекрасная, участки прямые. Дождь закончился, асфальт сухой, трафика не много, спокойно можно ехать 180-200.
По пути думал, как поступить, учитывая погоду и сэкономленное время с восхождения на Жданко. Первый вариант - доехать до Дагинских горячих источников (далековато). Второй вариант - Александровск-Сахалинский и скалы 3 брата, что ответвление на западное побережье в 56 км. грунта и серпантина. Ответ пришел по пути. Когда я подъезжал к самой высокой горе Сахалина - Лопатиной (1609м), которая прикрывает от непогоды с востока Тымовское, погода начала проясняться, появилось синее небо и солнце.
Приехал в Тымовское, а там солнце!
Решил ехать в Александровск-Сахалинский, так как это ближе и добавляло одну локацию в копилку воспоминаний.
Дорога казалось долгой, на пути былf пара серпантинов с затяжными поворотами и неукатанной щебенкой, но все с тем же запахом леса. На одном из таких поворотов показалась в кювете перевернутая машина. Люди целы. Помощь не понадобилась. Это напомнило об осторожности и внимательности при прохождении таких участков.
Александровск-Сахалинский город не большой - 8-9 тысяч жителей. Для того, чтобы проехать на пляж, проезжаем весь город с поворотом на мост и выезжаем на грунтовку и подъезжая к развилке, поворачиваем на лево, двигаясь в сторону моря. Въезжаю на пляж по гальке, по бокам растет трава и вижу скалы... ВАУ, так вот как вы выглядите в живую, тоже клево! Удивительная эмоция видеть такой пейзаж глазами.
Люди стоят на берегу, многие с ночевкой. Нашел место на пляже, сильный ветер делал пролив неспокойным, что только добавляло особенности пейзажу. Пишу эти строки, вспоминаю как рисовал море Айвазовский. Удивительно, как по памяти передавали настолько натурально непогоду в море.
Поужинав, отправился прогуляться по пляжу до старого тоннеля под мысом Жонкиер. Был прилив, и к сожалению найти камни с отпечатками панцирей малюсков не получилось.
И было много морской травы на берегу, а мыса периодически скатывались камни с песком. Море подмывает. Солнце быстро скрылось за горизонтом, хотелось уже спать. Поэтому вернулся в машину отдыхать.
Погода на бедующий день солнца и тепла не обещала. Остров в этот день продувал северо-востончый ветер, температура держалась на уровне 16 градусов.
План добраться до Охи, остановившись на горячих источниках для отдыха и обеда. Практически сразу после Тымовского заканчивается новый асфальт и начинается грунтовка на 30 км. Дорогу отсыпают и готовят к укладке асфальта. Было сухо и много пыли от снующей спец техники.
Незадолго до Ноглик начинается асфальт. Лес уже похож на северный - стланик, ели и мох.
Заправившись направился к Дагинским горячим источникам. Первым делом, нужно было взбодрить или расслабить тело, отправился погреться в источнике. Во многих были очереди. А в том, который обычно самый горячий, не было никого. Подумал, что всё таки попробую в него окунуться. И какого-же было мое удивление, что там не кипяток, а просто теплая вода, около 30 градусов. Интересно, как периодически меняется в источниках температурный режим. После релакса и приёма пищи, остаётся последний рывок.
Сложности добавил лишь участок грунтовой дороги протяженностью 70 км... Который вчера еще был разбит дождем на множество ям, а сегодня уже равнялся грейдером.
Преодолев его, не без усталости, начался вновь новый асфальт. Прекрасная дорога. Пейзаж уже больше напоминал местами тундру, разбавленную сопками и легким серпантином в районе реки Кадылыньи.
Оставшиеся 150 км преодолел примерно за час.
Далее время проведенное с родителями на рыбалке, в лесу за грибами, на болте за морошкой и катаясь по окрестностям и отдыхая.
Это карта топографов северной части Сахалина. Много рек, ручьев и водоёмов. Целая кровеносная система.
Это горячий "источник", как Дагинские. Искали нефть, а нашли горячую воду - отличный душ:)
Молодой медведь в поисках съедобного недалеко от людей.
Обратная дорога быстрее.
Вот так светятся проекты по добыче нефти на побережье. Целые города. Выше вы можете наблюдать буровую установку синего цвета - Кречет.
Однако, в районе реки Кадылынья напугал заяц. Выбежал слева и начал пересекать дорогу по диагонали в право пытаясь убежать от автомобиля. Пришлось сильно отмораживаться... Чуть не сбил, благо обошлось. Ну и напугал же ты меня, мистер заяц.
Еще с надеждой остановки у хребта Жданко, но вновь непогода... Так выезжая в севера, понимал, что в районе села Вал вчера и ночью прошел сильный ливень. Дорога сильно разбита, местами размыта и размочена в кашу. Но турер справился, правда эти 70 км преодолевал на 1,5 часа дольше прошлого раза. Местами приходилось ехать по обочине ближе к лесу, так было комфортней. Центр дороги в ямах.
Местами пробуксовывая, чиркая защитой, набрав песка на бампер выбрался наконец на асфальт. Какое это приятное чувство, так легко ехать, практически отдых. Предстоял еще 1 отрезок на 30 км, но он был в хорошем виде. Разве что лужи встречались.
Долго ли, коротко ли проехал Поронайск. Обратил внимание, насколько красивые пейзажи по дороге вдоль моря. В погожий день невероятная красота, должно быть.
При езде по грязным и пыльным дорогам задний номер не закидывает...
Проехав пасмурный хребет Жданко, погода стала налаживаться на глазах.
Взморье. Уже спокойное море. Остановился отдохнуть и поесть.
Оставалось немного до Южно-Сахалинска.
Из Охи выехал в 04:30, приехал в 16 часов.
Встречало такое невероятное небо.
Отстояв минут 15 в очереди на АЗС, заправился 100 бензином. За 1,5 недели топливо успело подорожать.
Доехал до Ситимола купить гостинцы и покушал.
Далее дорога в Холмск. Серпантин, туман на той стороне хребта.
По приезду в Холмск остановился подумать над местом ночевки. В самом Холмске не очень уютно. Минут 20 размышлял и поехал на пляж в Яблочном. Как раз хотел посмотреть, но было не по пути. А тут всего 20 минут. Приехать в порт нужно было в 04:30.
На пляже оказалось много отдыхающих. Была пятница, машины продолжали приезжать. Ото всюду доносилась музыка, как тут посплю, подумал про себя. Пришлось выбирать место поближе к воде. Благо в ночь луна уже уходила к горизонту и за прилив можно было не переживать.
Утром проснулся, уложил вещи и поехал в порт. Регистрация и оплата быстрее и удобнее чем в Ванино. Всё рядом. Вновь оплатив 2000 рублей за проезд через порт....
В этот раз паром прибыл и убыл четко по расписанию (всего +30 мин от заявленного).
На этот раз попалась каюта на верхней палубе.
Не сказать, что ВАУ. Простоя рядом кафе, душ и есть окна.
Из минусов отмечу неудобный 2 ярус.... Забраться на него не просто, по неосторожности можно удариться или что-то вывихнуть или потянуть))))
Корабельный кот.
Скорость движения парома 15 км/ч. Преодолеть ему нужно 250 км. Меньше 18 часов нереально.
Поэтому часов до 14:00 наблюдали еще берег Сахалина. Связь с него дотягивалась вместе с 3G.
Прибытие в Ванино запланировано на 02:00. Дальше - сон, еда, душ, отдых и можно повторять:)
Разгрузились в Ванино - нужно не сразу уезжать, а подъехать к зданиям слева как съезжаешь с парома, их там 2. В здании справа нужно получить пропуск, расписаться в 2 журналах.
Пропуск понадобится, чтобы выехать из порта. Выезжать там же где и заезжали.
Так как за день отдохнул, решил ехать сразу до Хабаровска.
Набирая высоту по дороге в горы, начался сильный туман. Никогда не ездил по такому. Скорость не более 40 км/ч. Разметки нет, отбойников нет во многих местах - в процессе капитальный ремонт дороги.
Спустя минут 20 постепенно настигает машина. Пропускаю. Оказалось такси, судя по уверенному движению, хорошо знаком с дорогой. Держался за ним, как за проводником:)
Пробивались мы с ним по туману около часа-двух. Потом опережая его пару раз благодарил "аварийкой" за командую работу:)
Дорога до Анюя со стороны Ванино ужасная. Много ям с трамплинами. Мест с грунтовкой. Дорогу необходимо ремонтировать. Хорошо, что при Ишаеве достроили и привели в пригодный вид.
Ремонт сейчас идёт ближе к Ванино. Несколько участков реконструируют, работы велись даже ночью, когда ехал.
От Анюя до Лидоги дорога отличная. Был уже рассвет и много гнуса, которым закидало всё лобовое стекло.
В Лидоге заехал в тоже кафе на завтрак, очистил лобовое стекло, залил полный бак 95 с присадкой и далее до Хабаровска доехал чуть менее чем за 2 часа.
Выводы:
Турер справился и не доставил проблем. Уверенно двигался по любому покрытию. Спасть в машине можно, у меня стало получаться хорошо только на обратном пути. Привык и адаптировался.
На Сахалине залить бензин выше 95 возможно только на юге острова - АИ 100, последняя цена на который 75.16 р. Доехать с юга на север не составляет труда. АЗС ННК/Роснефть в Смирных, Ногликах, Охе.
Дорога с юга до севера асфальт. На лето 2024 года без асфальта остались 100 км дороги. 30 из них на участке от Арги Паги в сторону Ноглик, и 70 км. от Горячих ключей +-до поворота на Чайво.
В остальном отлично. На юге острова встречаются участки, которые в скором времени потребуют обновления, т.к. уже появляются ямы. Главное, что процесс движется!
Маршрут закладывал на 4500 км, по факту получилось меньше - 3438 при среднем расходе 9,5 литров на 100 км.
Расход масла за 3500 пробега - около 140 грамм на 1000 км, при очень активной езде (когда обороты 3-4 тысячи и выше). Если до 3000 крутить, то не употребляет.
Затраты на топливо вышли в 20 000 р.
326 литров.
Паром в обе стороны обошелся в 80 000 р.
Итого 100 000 руб.
~~~~
В пути использовал 2 присадки для топлива.
Моторесурс - 360 р (упаковки хватает на 5 заправок или 500 литров). С ней работает ровно. Октановое число сильно не повышает, ошибки по топливу не всплывают, подхват турбины и ускорение слабее. Что понравилось - удобная упаковка и мерная часть.
Octane Power - 900 р. (на 50-70 литров 1 банки, повышает до 10 единиц октана). Эта присадка бодрит мотор, едет уже похоже на 98-100 бенз, при заправке 95.
~~~~
По приезду дооснастил авто-дальним светом - работа его понравилась. Чтобы не отвлекаться ночью на переключения режима света при появлении встречки. срабатывает быстро. Мне понравилось.