Хочу поблагодарить ресурс
drom.ru и его участников за хорошие отзывы и полезные комментарии, ведь они вместе иногда превращаются в полезнейший FAQ по той или иной машине. Мне такие обзоры помогли определиться с моей последней покупкой. Взамен решил поделиться опытом выбора и эксплуатации одного из своих железных коней, а скорее даже хобби.
Купе – как автомобиль не на каждый день
Искомый вариант не рассматривался, как единственная машина (это немаловажно для понимания подхода при выборе), или как машина на каждый день. В моем понимании, Е46 купе это не средство передвижения из пункта А в пункт Б. Это машина, для тех кто ездит, а не передвигается, и кто получает от этого удовольствие. Если вам нужно средство передвижения – не тратьте время. И деньги. Это, как и весь обзор, - сугубо моё личное мнение.
Выбор,
Я упущу предисловие к выбору, оговорюсь только, что хотелось именно БМВ – много ездил, но никогда не владел. Машина в семье не единственная. Изначально рассматривались модели Е36 и Е46. Е36 мне больше нравится внешне, но два существенных фактора сказали за Е46: 1) защита от коррозии, Е36 тут зарекомендовала себя не лучшим образом, 2) по качеству исполнения салона это просто два разных класса машин. По данным параметрам Е46 на голову превосходит Е36, хотя на роль компактного поджарого автомобиля с легким спортивным уклоном Е36 тянет больше. 46я толстая. И тяжелая, даже визуально. Машины в Беларуси в 2009-2010 году покупать я смысла не видел: у нас в руках местного населения за несколько лет машина превращается не в Опель, нет. Опель – это прекрасно! Она превращается в среднее между Джили/Чери и Жигулями (Джили-гули, или Чери-ли). Заниматься расколхоживанием ни времени, ни желания нет и не было. Оттуда автомобиль Е46 ”до 10” и Е36 ”до 14” лет становились в одинаковые деньги: таможня нивелировала разницу стоимости самих моделей. Разум взял верх
Унфаль и моторшаден к рассмотрению не принимались, как и вся первая станица мобиле.де.
Кузов. Купе смотрится очень эффектно и завершенно. Седан неплох, но проигрывает двухдверке в моих глазах. Кстати, 36й седан смотрится ощутимо лучше, чем 46й. Купе рядом с компактом и универсалом смотрится как спортбайк рядом с эмалированной кастрюлькой для отварки яиц и пластиковым корытом для замачивания огурцов соответственно.
Двигатель. Конечно 6. Смотреть начинал с 2001 года, соответственно это были М54 с двойным VANOS. M52B25 мотор (1994-2000г.в.) ”ужали” относительно M50B25 до 170 лс, а к M54B25 вернулись ”положенные” 192 коня. Плюс к этому, за счет двойного VANOS кривая крутящего на M54B25 выглядит много привлекательнее, чем на предшественнике M52B25, на верхах, и, что особенно важно, на низах, с 1000 до 2200 оборотов. Модель 320 в 2001 имела 2.2 литра и 170 лс, поэтому от 2.5 практически не отличалась. Если подумать, то презентованный в далеком 1990 году мотор M50B25 (не Е34) имел 192 л.с. И презентованный в 2001 M54B25 тож… Вот только съём 192х коней с 2,5 литров объема в 2001 году выглядит, ну, скажем так, скромно для машины толка БМВ. Ну да ладно. Не разобравшись толком в вопросе, я наивно полагал, что 330 это просто другой мотор. Лишь потом столкнувшись с запчастями я понял, что 330 делит ряд ходовых и тормозных компонентов с М3. Но на тот момент мне показалось неразумным переплачивать вдвое за таможню (1800 против 1000 эуро), и 330-е я не смотрел. А зря… А еще была М3. И деньги были. Но при почти вдвое большей стоимости и меньшем пробеге М3 могла быть вдвое больше убитой. Бабушки и дедушки нечасто покупали такие машины… Плюс вопрос таможни, опять же. Да и тогда я думал, что 320-325 мне хватит за глаза. Зря.
Коробка. Каждому своё. Я варианты с автоматом не смотрел, как и те, кому нужен автомат не будут смотреть машину на ручке.
Итак, на что смотреть? Кузов – это главное. Масса битых машин. И невнятное мычание продавцов ”ну, типа, может поцарапана была, подкрасили…” И тутже пытаются показать какая классная летняя резина на 18х дисках в придачу. Будьте бдительны! В металлик красятся только внешние панели и дверные проемы. Открываем багажник – металлик в проеме, закрываем, едем дальше. Мне попадались преимущественно битые в зад (тормоза!!!), но были и морды кривые. Моя машина была первой, к которой у меня претензий не было. Я не утверждаю, что не бита. Но на предмет коррозии тоже надо смотреть. Я нашел пару жуков после покупки, например, под молдингом крышки багажника, где освещение госзнака. Заводим двигатель. Посторонние шумы должны насторожить (было такое). Цепь, VANOS, клапана – я не хотел торговаться, прикидывая, сколько будет стоить ремонт. Вопрос не в стоимости ремонта, а почему у рядной двадцатичетырехклапанной шестерки БМВ, являющейся и признанной одним из самых совершенных двигателей в мире, возникли механические проблемы?
Остальное по мере возможности. Узлы и агрегаты перечислять не буду.
Экземпляр.
Итак имеем: 2001 года 325Ci, 5МКПП, на тряпке, но в остальном комплектация хорошая: ксенон, все электро, подушки, DSC, климат, круиз, спортивный мультируль, родная сигнализация , бизнес CD и прочее. Куплена была в Швеции у официального дилера БМВ с сервисной и пробегом в 126 тысяч за почти 9 лет. Плюс покупки у официала – машина шла с чек-листом по всем основным параметрам и полугодовой гарантией. Родное 16е литье с резиной класса ЛЛ (летняя лысая). Купил в январе 2010 г., поэтому аккуратненько поехал прямиком за зимой. Комплект новой зимы, плюс позже диски и новое лето.
Эксплуатация.
Я выше сделал оговорки, исходя из которых продолжу. Машина должна обслуживаться и ремонтироваться, как задумано производителем. Дорого? Значит, это не ваша машина. Не совсем понимаю, когда люди выбирают между Примерой, Галантом (и иже с ними) и трешкой. Это как пиво и водка. И то и то пьют, и цель схожа, но есть нюанс. А есть еще кефир (читай: троллейбус). По приезду сделал ТО. Помимо всех жидкостей поменяли пару сайлентов, проточили диски, разработали суппорта. Застоялась за несколько месяцев, накат был не очень. Почему точил и разрабатывал, а не менял? Потому что было желание позже поменять на aftermarket. Но при выяснении вопроса, оказалось, что на моделях 320 и 325 передние диски 300мм, а на М3 и 330ке – 326 (на 318 и того меньше, 286 по-моему). Суппорта, соответственно, многоцилиндровые Brembo вешаются на 326е диски, а под них нужны другие ступицы, поворотные кулаки и пр. А менять перед не трогая зад мне сказали нонсенс, а под задние увеличенные диски идут тоже другие ступицы, если уже отважиться идти по пути к М3. Соответственно другие полуоси, редуктор, и другая колея (т.е. расширенные задние арки, иначе срежет резину). Ессно я понял, что курочить полмашины смысла нет. Нужны тормоза М3 – надо покупать М3. Из идей на будущее – заказать диски Brembo и спортивные колодки под стандартные суппорта. А в целом по этому вопросу могу сказать, что БМВ в оригинальных запчастях не катастрофически дорога. Например, стоимость данного комплекта у официалов: суппорт передний около 350 евро, тормозной диск (перед/зад) 100/130 евро штука. Все можно купить при необходимости. И это дешевле, чем на мою предыдущую итальянку. Но маркетинг в з/ч тоже работает. Выбирая купе, следует помнить, что там где можно, на вас нагреются. Некоторые запчасти не унифицированы с другими Е46, и на них цена будет отличаться. ”У вас же купеее…”
Диагностика компа выдала только ошибку центрального и… все. Эта ошибка повторялась, пока не поменяли мелкую деталюшку в дверном замке, которая иногда не давала двери открываться. Больше по электрике претензий нет, чему очень рад. В багажнике почему-то стоял аккум на 70Ач. Для тех, кто не в курсе – на четырехцилиндровых Е46 аккум под капотом, на шестерках – в багажнике. Туда летом спокойно стала сотка примерно за стоку евро.
Есть небольшой люфт рейки. На техосмотре ничего не сказали. Придет время – заменим.
Есть затруднения с включением первой на стоЯщей машине. Я купил пригоршню мелких деталюшек в кулису (новые, оргинальные, в пределах сотки за всё вместе), все поменяли, люфт практически пропал, но проблема полностью не решилась. В коробку лезть не рекомендуют.
Да, расход. Принято обсуждать в отчетах. Паспорт: Г/Т/средний – 12,8 / 6,9 / 9. От себя: машина ест столько, сколько ей закормишь. Будешь ехать спокойно – это может быть очень экономичный автомобиль. Надо ехать быстро – она может, но придется заплатить. У отца получается даже в 10 по городу укладываться. У меня больше, но я менее аккуратен с газом. Бортовой комп выдает аккумулятивное значение. Ездишь много по городу – подойдет к 10. Поедешь путешествовать – упадет ниже 9. Да, машина ездит только на 98м. Я считаю, что она на это рассчитана и этого достойна. Это машина не на каждый день.
Салон великолепен! Обладатели новых, но недорогих иномарок, со злорадной ухмылкой слышат/читают про механические недостатки машин второй и третьей свежести. Точно также, как я с ухмылкой могу сесть в таксойдный Логан, а на Матизе попросту не поеду. Сядьте посидите не в нормальную, а в хорошую машину. Прокатитесь на хорошей машине. Почувствуйте разницу! Нет разницы? Тогда мне вас жаль. Ваш диагноз – средство передвижения. Выбирая трешку – вы покупаете машину без компромиссов по уровню комфорта и эргономики. Это машина для водителя. Если сравнить эту десятилетнюю машину с моей машиной на каждый день, то качество исполнения органов управления на другом уровне – все кнопки и переключатели прекрасно сохранились и работают как часы. Трехспицевый мультируль с кожаной отделкой приятен и удобен. Рычаг КПП – для меня ваще фетиш! Doggyleg (собачья лапка), как называют ее англичане, прекрасно ложится в руку и расположена именно там, где должна быть. Просто восхищаюсь совершенством формы данного элемента и не хочу отпускать его из правой руки. Климат логичный и очень удобный, а зональный климат на новой Octavia неудобен и по тактильным ощущуениям напоминает китайский магнитофон, хотя материалы отделки самой панели неплохие.
В комплекте шли 4 ключа. Два с дистанционным управлением сигнализацией и багажником. Они, кстати, на аккумуляторах и подзаряжаются от сети машины во время работы. Поэтому надо периодически использовать оба. В китайских аналогах, которые продаются на базаре, стоит обычная батарейка. Один сервисный ключ и один пластиковый в бумажник на случай утери. Если после снятия машины с сигнализации вставить ключ в замок, повернуть на открытие и подержать 5 секунд, то все стекла начнут опускаться/открываться. Повернув ключ в обратную сторону их можно таким же образом закрыть.
Очень порадовала музыка. Стандартная система бизнес-радио CD звучит очень хорошо, только вот диски МР3 не читает, но записанные воспринимает.
Садиться в машину на передние сиденья – нормально, на задние хуже. Но лучше, чем в некоторых конкурентных купе. Выходить (вставать) спереди – может быть трудновато, если проблемы с весом или физподготовкой, не забывайте – вы сидите низко, и потолок тоже низкий. Сзади вылазить неудобно. Но как только вы сели – красота! Причем на любом месте, даже сзади. Мне там довелось проехать несколько сот километров по трассе – без проблем при моих 182 см. Никакого стеснения ни для ног, ни для головы, честно! Купе – по определению машина для одного или двоих, но при необходмости я могу подвезти третьего и четвертого. Я был приятно удивлен вместимостью салона и багажника (ожидания были невелики). Под полом багажника находится докатка, над ней есть место для всякой мелочи. Либо туда спокойно укладывается полноразмерное колесо до 205/55R16. 225е семнашки уже не укладываются. Задний диван складывается 2/3, что очень удобно. Когда перевожу колеса на шиномонтаж, радуюсь и вспоминаю Merc W124 и Lancia Kappa – большие бизнес-седаны, где заднее сиденье не складывается , а в Мерсе даже лючка для лыж нет! (т.к. там бак стоит за диваном). Лыжи до 195см в Е46 укладываются спокойно, возил. Складная детская коляска залазит – проверял (одно колесо пришлось отстегнуть). Интересно, что сиденья откидываются при помощи рычажков из багажника. В обчной машине сиденье складывается из салона, т.е. в багажник, при необходимости, можно попасть из салона, но не в обратном порядке. В купе все наоборот, т.е. вскрыв багажник можно попасть в салон. Утилитарность у данной модели я бы оценил как высокую для машины ее класса и размеров.
Итак, самое главное, и то, для чего покупатели смотрят – и должны смотреть – в сторону баварских коней. Ходовые качества. Они, естественно, на высоте. Господин Кларксон также высоко оценивал ее ездовые качества. По его мнению, на то время она была лучшей в классе, если мне память не изменяет. Теперь мои личные впечатления. Я ездил на большом количестве автомобилей БМВ разных серий, мощностей и поколений, включая М5, сравнить есть с чем. Одно общее у 6-ти и 8-ми цилиндровых машин БМВ – это танки! Они тяжелые, и это чувствуется, особенно при разгоне в нижнем диапазоне оборотов. Вспоминаются те же Merc W124 и Lancia Kappa (бенз, 2.3 и 2.4, обе на механике). Их сдувало со светофора с самых низов и массы не чувствовалось совершенно . Этого я не скажу про 325. Я никогда не трогаюсь со свистом, трогаюсь плавно и с холостых, газ к полику никогда не прижимаю. И до 3000 я чувствую каждый килограмм этого легкого танка. После 3000 – это другая машина. Там события развиваюстя стремительно и драматически. В верхнем регистре оборотов мощность выливается на асфальт стремительно и неумолимо. В первую очередь это относится к низшим передачам. Там уже не то что массы – ничего не чувствуешь, дух захватывает, адреналин вытесняет кровь из вен. Мужчины – те же дети. Любимая машина – это игрушка. В такие моменты ребенок во мне заливается смехом, прыгает, хлопает в ладоши и кричит ”еще!” Это схоже во всех БМВ что я ездил (четырехцилиндровые не в счет). Короче, надо сесть прокатиться. Кому-то нравится крутить машину, я привык ездить на низких и средних оборотах. Эта БМВ не любит рваной езды. Резко ускоряться и тормозить на ней может понравиться разве что человеку, который пересел с Merc’а E W210 или подобной по повадкам вальяжной машины. Данные упражнения не для ее массы. Если Вам нравится рваная езда и хочется бесить всех окружающих в потоке – попробуйте любой GT хэтчбек класса гольфа. Как апогей, и если кошелек позволяет: Lancer Evo и Impreze WRX STI прекрасно подойдут на такую роль. Моя машина на каждый день – турбо Octavia – тоже куда больше подходит на роль ”зажигалки”. БМВ Е46 купе с 6-ю цилиндрами на эту роль я бы не рекомендовал. Нет, БМВ – это машина для трассы. После 100 она как чувствует, что освободилать от городских оков. Разгон до 180 ровный и незаметный. Запас у нее есть, но я больше не пробовал. По устойчивости – пятерка! Тут масса играет положительную роль. На памяти более позитивные впечатления дарила только Е38 на 18х колесах. Но на обгонах я бы рекомендовал пользоваться пониженной и держать мотор в тонусе. В такие моменты приходит мысль, что надо было переплатить за 330 или М3. Но я решил, что от добра добра не ищут – я очень доволен данным конкретным экземпляром.
Тут хочу сделать оговорку для обладателей и потенциальных покупателей. Раскручивая двигатель и нарушая установленные скоростные режимы надо отдавать себе отчет, каким нагрузкам вы подвергаете все механизмы автомобиля и чем это чревато для Вас и окружающих. Именно поэтому в баке 98 бенз. Обслуживание: комплект фильтров был привезен из Европы (масло €15, салон €50, воздух €30), само масло Castrol 0w-30 (как предписано) куплено там же у ОД БМВ за €150 за 7 литров. Топливных фильтров в 2001 году было два вида. Мне попался более новый и дорогой с встроенным регулятором давления. На лето были куплены б/у диски AC Schnitzer, к ним новая резина Goodyear Eagle F1 225/45R17 спереди и Goodyear Excellence 235/45R17 сзади. Резина потянула около €500. По стоимости б/у диски в Европе ”весят” одинаково ’17, ’18 или ’19, и все они становятся на Е46, только резину надо подбирать соответственно. Сама же резина ’17, ’18 или ’19 в цене будет отличаться заметно. Плюс наши дороги, поэтому остановился на 17х. А вот запчасти – это как раз-таки аргумент в пользу 325. Представляете, сколько бы стоил комплект оригинальных расходников и 285 резина на М3? Итог один: любишь кататься – люби и саночки чинить. Хочется ездить красиво – надо относиться к вопросу серьезно и обдуманно. Экономия может обернуться угрозой Вам и окружающим.
Машина очень устойчиво держит курс на любом покрытии. У нее длинная база и надежная электронная узда, поэтому опасаться заднего привода смысла нет, особенно если ездить до 3000 оборотов. С другой стороны, при желании поразвлекаться на заднем приводе с отключенной DSC зимой на заснеженной стоянке или пустой дороге с цепкой зимней резиной не всегда просто, нужно приноровиться. А вообще зиму купе не любит. В первую очередь из-за посадки. Я мучался во многих нечищеных дворах Минска. Про бордюры на купе можете забыть. Благо, что под коробкой есть выступающая балка, призванная ”принять” на себя удар, если что. Маршруты по Минску я обычно выбираю исходя из качества дорожного полотна, время и расход – факторы вторичные. Машину жалко на плохой дороге. Еду 40-45, все обгоняют, правда, никто не мигает и не сигналит. На хорошей дороге все становится на свои места. Старый добрый принцип: еду медленно, там где нужно, и быстро, там где можно. Сама по себе подвеска – очень энергоемкая. На любых колесах она старается сгладить любые удары и защитить от них драгоценного пассажира. Дорога чувствуется хорошо, неровности, конечно, передаются, но не так грубо, как, напимер, на Альфе аналогичного класса. Шкода и Фолькс ощутимо дубовее. Неплохой баланс между плавностью и жесткостью, на мой взгляд, как для машины выходного дня, – чуть больше в сторону плавности. Мне бы хотелось немного пожестче и кренов поменьше. Причем резина 225/45R17 против 205/55R16 не меняет ситуацию кардинально. Ощутимо, но не радикально, как на других машинах. Но крены, конечно, могут быть обусловлены целым рядом факторов: вес машины, возраст родных амортизатрорв и пружин и прочих элементов подвески.
А вот вечерние прогулки она любит. Спокойно фланировать по проспекту когда уже утихла городская суета – одно удовольствие. Шикарный шепот/шелест/рокот/баритон/ или грозный злобный рык шестерки – все зависит от Вашего желания, настроения, положения газа и выбранной передачи. Звук двигателя – песТня, заслуживающая отдельного упоминания. До сих пор каждый раз завожу машину с открытой дверью, чтобы в полной мере насладиться первым взрыом в цилиндре и последующим раскатистым сытым рокотом. По городу езжу без музыки – слушаю, наслаждаюсь. Музыку включаю, когда жду кого-то и на трассе. Очень приятный звук, когда движешься в горку и включишь третью чуть раньше положенного, чтобы обороты упали чуть ниже 2000. Нигде такого не слышал! Выхлопная очень интеллигентная – ее не слышно вообще, только сам двигатель. Поэтому возможная замена на нечто спортивное представляет угрозу данной симфонии. Когда скончается родной выхлоп, придется тщательно изучить вопрос перед принятием решения.
Пора заканчивать, а то всё и так сильно смахивает на ”я люблю свою лошадку, расчешу ей шёрстку гладко…” Подытоживая могу сказать, что машина интересная, самобытная, необычная, определенно не для всех. Ратовать за ее покупку не буду – это должен быть осознанный выбор. У каждого своя голова на плечах: кому-то нравится Субару, кому-то ТАЗ, кому-то кошки, кому-то борщ. Мне она доставляет массу удовольствия каждый раз, когда сажусь за руль. Жалко видеть такие машины в ушатанном состоянии. Поэтому скажу: обслуживайте машины оригинальными запчастями и Вам воздастся! Мертворожденным корытам, призванным перемещать Вас из А в Б, которые еще называются ”не роскошь, а средство передвижения”, все равно, какими з/ч и ГСМ их кормят. Е46 купе – это не роскошь, но это красивая, достаточно редкая машина, бесспорно достойная хорошего и заботливого обслуживания. Спасибо всем, кто осилил!