Всегда подозревал, что «баварец» понравится, но долго не решался, хотя сильно хотел. Понимал, чтобы не разочароваться в марке - надо брать не измученного. Для обладания БМВ, да и вообще всеми «немцами» (не новыми), надо созреть не столько финансово, сколько психологически. Знаете ли, морально нелегко согласится с тем, что в отличие от «японцев», цена за «немца» в момент покупки не окончательная, во – первых, и во – вторых, самое главное: когда уже недостаточно только надежности и неприхотливости, чем заслуженно могут похвастать «японцы».
Первым «неушатанным» из «немцев» попался в мои сети Мерседес Е класса в 211 кузове 2004г (отзыв о нем
Отзыв о Mercedes-Benz E-Class) хоть и не молодой, но в прекрасном состоянии, затем подвернулась Ауди RS6 в кузове 4В,С5 2003г (отзыв
Отзыв о Audi RS6) в состоянии чуть похуже, но тоже достойном цены, ну и после 211 в кузове универсал. К чему это я? Да к тому, что буду сравнивать три «сарая»: из Баварии, из Штутгарта и Ингольштадта. К сараям давно дышу неровно, но сейчас речь пойдет о BMW 525d Touring (E61 5er – он же «Бимер», он же «Бэха», он же «Бумер» и даже «би-эм-дабл-ю») 03 – 09 годы выпуска, Mercedes – Benz E240T 4MATIC (W211 универсал – он же «Мерс», он же «мерин», он же «глазастый» 02/03 – 09гв), Audi RS6 Avant (4В, С5) Quattro 02 – 06гв. («эрэска»). В этом перечне RS-ка с большой оговоркой, - полноценно ее надо сравнивать с Е6,3 AMG Туринг и Е61 М5 Туринг. В этой троице только Бимер с задним приводом, Мерс и Ауди - полноприводные (постоянный полный).
Но поначалу, все же, о БМВ. Модель 525d Touring(Е61) 2009г из Германии.
Комплектация: мотор без малого три литра, турбодизель М57 (рядная шестерка) с непосредственным впрыском; АКПП; автоматический привод задней двери; коврики; знак аварийной остановки и аптечка; релинги на крыше; сиденья повышенной комфортности с памятью; обогрев передних сидений; омыватель фар; датчики парковки с визуальным отображением; ксенон; круиз - контроль с функцией подтормаживания; навигация Business;BMW Assist;BMW online; блютус; хром снаружи; климат - контроль (не раздельный).
Цена ниже рынка где – то на сотку. Состояние по кузову на твердую четверку с плюсом. Кузов в родной краске (без аварий) и в подтверждение сколы на капоте и переднем бампере, посеченные фары. Вот только количество сколов не соответствовало 100 т.км по дорогам Европы. Остальные детали кузова – ни вмятин, ни царапин – напротив, свидетельствовали в пользу такого пробега. Состояние салона и кожаных сидений вообще, как будто только вчера с конвейера. Мотор шептал, если это уместно по отношению к дизелю БМВ, глушитель чист, словно из него все это время бежала родниковая вода. Рулевая без люфтов, подвеска без стуков, ни одной ошибки от рождения (вообще такого не бывает, тем более у БМВ – ошибки однозначно стерты, причем не актуальные тоже). Сервисной книжки не было, только бумажки от торгового дома (юрлица из Германии с подтверждением пробега и проверкой техсостояния).
Предметный осмотр выявил небольшую «потливость» маслом воздуховода на входе интеркулера. Следы масла есть у всех, но главное тут количество. А количество не давало повода для опасений – в моем случае, масло при снятии патрубка не капало. «Надо брать» - подумал я.
Первые впечатления – противоречивы. Почему? Все очень просто – дизель! После первой дизельной машины, а это была Тойота Камри с мотором 3СТ (2,2л). Хоть за все время она и не подвела ни разу, но общее ощущение от машины было испорчено дизельными повадками.
Она не любила езду на больших скоростях – начинала греться; запах от одежды при заправке – заправлялся в гараже из канистры через сетку, не пропускающую воду и грязь; холодная в сравнении с бензиновыми версиями – эксплуатировалась в Забайкалье; частая замена масла (через 5т.км.) и топливного фильтра; возможность «попасть» на летнее топливо зимой. На другой чаше весов был малый расход и возможность халявно заправляться, - для меня этого было недостаточно. Думал тогда, что дизеля больше не возьму. Но, как говорится: "зарекалась свинья дерьма не есть"
Не прошло и 15 лет, как у меня снова дизель. Однако, этот дизель совсем другой: любит скорость, заправляется на хороших заправках, эксплуатируется в средней полосе, надеюсь и зимой не холодно в нем (через пять минут старта уже идет теплый воздух). Справедливости ради надо отметить, что на Камри мотор работал тише, он был прост, как сибирский валенок – механический ТНВД, никаких пьезофорсунок и непосредственных впрысков, сажевых фильтров, правда и мощность всего 90лс. И только одно неизменно: шум и вибрация.
Привык ли я? Пока нет, но внимания уже меньше обращаю. Пройдено на момент написания, как – то незаметно, 12000км. Из них 4000 – путь до Фороса и обратно. Остальное Москва и окрестности. Планировалась еще Греция, но «радость» выпала другому автомобилю (об этом чуть позднее). Что немного напрягает, так это оповещение водителя о любой мелочной проблеме. А почему? Да потому, что расхожее мнение о «сверхломучести» немцев, почерпнутое из отзывов, пустило корни и в моем сознании, - ждешь постоянно ошибки на табло и, когда раздается «тиликанье» колокольчика, то первая мысль: «Ну, вот, приехали!». А когда посмотришь на значок – это всего лишь предупреждение о возможном гололеде (в виде снежинки), или о сервисе через N километров (замене колодок), или давление в шинах и еще много чего там.
Управление шестиступенчатой АКПП электронное, запуск/остановка мотора с кнопки, при этом автомат переводится в режим «Парковка» при глушении, хотя кнопка «Р» на рычаге есть тоже. Автомат от ZF. Первый автомобиль у меня, который не трогается с открытой дверью, именно с открытой, - с до конца не закрытой едет. Не знаю для кого, но лично мне, как минимум, это не нужно.
Рулится отлично (мне есть с чем сравнить), руль в меру тугой, информативный, тормоза – превосходные, клевки отсутствуют почти, крены минимальны, шумоизоляция замечательная, отзывчива на педаль газа, коробка не задумчивая. Едет на все 200 прописанных кобыл, при этом просит «еды» для 100. Расход, – даже поначалу не верил, – теперь привык.
Легенды о чрезмерной жесткости Бимера для меня разрушены раз и навсегда. Да, есть жесткие, но у тех спорт подвеска – на таких катался тоже. Дорогу держит превосходно, что 100, что 200 - не ощущаешь. Разгоняется бодро и после 160. На 200 ни шума двигателя, ни набегающего потока не слышно – только шелест шин. Уверенность – до осечки. Не скажу, что это первый автомобиль с такими качествами и ощущениями у меня, но первый с такими категоричными. БМВ – это провакатор.
Не нравится, как я уже сказал, рокот (дизельный шум), легкая «дизельная» дрожь на холостых, запах топлива, запах выхлопа. На первой же заправке с самообслуживанием (не было выбора) «вляпался» рукой в «солярку» на пистолете, - больше не повторялось. То же самое на некоторых АЗС может случиться и с обувью, - тогда запах будет и в салоне, - к этому надо быть готовым.
Ну, собственно, пора переходить к сравнению. Итак, начнем.
Кузов/салон
По дизайну (красоте) осмелюсь расставить в такой последовательности: БМВ, Ауди, Мерседес (корма подводит). Причем, у предыдущих кузовов приоритет за БМВ. Если брать свежие кузова, то, на мой вкус, Ауди делит первое место с БМВ. Закрытие/открытие дверей в Мерсе качественнее, с четким щелчком и фиксацией. Дверные ручки самые удобные на Бимере (поворотные – вся ручка поднимается вверх), на Ауди – самые неудобные (кургузые).
У всех троих «морда» обшита крылатым металлом. А у Ауди еще к тому же весь кузов в цинке. Мерседес самый большой на глазок. Однако, это не совсем так. Длина у всех почти одинакова (разница мм). Он чуть уже Ауди (3см) и на 2см БМВ. Но он выше Ауди на 4 см и вровень с БМВ (5мм не в счет). Багажник самый большой на Мерсе (690л). Самый маленький у Ауди – 455л (на 45л меньше чем у "баварца"). При сложенных задних сиденьях: БМВ – 1650л, Ауди 1590л и Мерс – 1950л (отчасти за счет съемных «сидушек» сзади – не путать со спинками). Минус большого багажника – наименьшие показатели пространства для задних пассажиров. В Мерсе сзади места меньше, чем в Ауди, а в БМВ меньше, чем в Мерсе. Больше всего места для задних пассажиров в RS-ке. Это объяснимо – RS спортивный универсал, в котором главным является все же пассажир, а не груз. У Мерса самый большой клиренс (160мм), что немаловажно для России. У RS-ки 12, у БМВ не могу сказать наверняка - возможно 14см у Туринга (у седана - 12см).
Что еще по салону? У Мерса есть вентиляция передних сидений и это здорово. Туринги БМВ тоже встречается с вентиляцией сидений, но значительно реже, или мне попадались только такие. Может для среднестатистического владельца Бимера это не так важно. У БМВ необычно вертикальная посадка для задних пассажиров в сравнении с остальными, без возможности регулировки наклона. Насколько это удобно или нет, не могу сказать о своих ощущениях – сзади долго не ездил, но жене не понравилось, а ей есть с чем сравнивать – во всех перечисленных «сараях» ей приходилось сзади сидеть в длительных поездках. При сложенных задних спинках пол багажного отделения у БМВ и RS-ки не ровный, т.к. задние сиденья не поднимаются. Это, конечно, минус и не малый. Однако сидеть сзади очень удобно именно в RS-ке, разница с Мерсом, а тем более с БМВ значительная. Самым дешевым выглядит салон у БМВ, в том числе потолок (светлая тряпка, с подкладкой на жесткой основе, наощупь значительно тверже, чем на Мерсе, но бывает черная ткань похожая на велюр). На Мерсе серая ворсистая мягкая ткань – смотрится дороже и лучше, а основа не такая жесткая. Выглядит значительно дороже и качественнее Бимера. На RS-ке потолок обшит алькантарой. Однако, на более свежих машинах даже S класса (W221, А8), тоже встречал потолки из тряпки на твердой основе. Зато в Мерседесе очень удобно расположены кронштейны ремней безопасности для передних сидений, обшивки центральных стоек довернуты вперед для удобства – не нужно тянуться, почти всегда под рукой.
Сиденья
Здесь вне конкуренции сиденья RS-ки, как никак, Recaro. И не только по степени комфорта, но и по качеству кожи – просто небо и земля. И тут Бимеру не помогают даже многочисленные регулировки (о них чуть позже). Есть подозрения, что у БМВ не кожа, хотя в комплектации числится кожа, пахнет кожей, спил как у кожи, но по тактильным ощущениям она какая – то не кожаная.
Из этой тройки худшее кресло у Мерседеса. Первый Мерседес у меня был с очень удобными, классными сиденьями с хорошей боковой поддержкой. И я ошибочно полагал, что у всех Мерсов такие же. Ан нет, - только если в комплектации указано, что сиденья МУЛЬТИКОНТУРНЫЕ! А таких, один на два – три десятка. Есть еще в дорогой комплектации сиденья с динамической подкачкой в поворотах (даже далеко не у всех Е500). Поэтому, если для вас важно комфортное передвижение на 1000 -1500 (без ноющей поясницы), ищите мультиконтурное или очень дорогое (оно не настолько лучше, насколько дороже).
Эргономика водительского места у БМВ и Мерса, на мой взгляд, лучше. Комбинация положения поручня двери и подлокотника справа на Мерсе самая удобная – локти как раз ложатся (в Мерсе), а в БМВ лишь опираются в нужных местах. У Ауди совсем не ложатся – далеко левому локтю. Возможно, из – за ширины салона или положения кресла, да и некогда на таком автомобиле сидеть вразвалку. Кресло у Ауди смещено к центру настолько, что сидя сзади нет нужды выглядывать вперед по центру между передними сиденьями, - дорога хорошо видна по левому (правому) борту.
По тактильным ощущениям от органов управления климатом и медиа - Мерседес далеко впереди. И, что немаловажно, в Мерсе больше всего положений удобной посадки, при которой не перекрывается рулем приборный щиток.
Качество кожи. Здесь, вне конкуренции RS. Худшая кожа на Мерсе (в моем случае, ибо в иной комплектации что у Мерседеса, что у БМВ - она не хуже, чем у RS-ки).
Посадка – высадка, самая легкая на Мерсе, но это и не удивительно, ведь там обычные сиденья. В сиденья от Recaro удобно только сидеть и управлять, но не садиться и выходить. Если бы в Бимере боковая поддержка не убиралась автоматом при вытаскивании ключа, то было бы тоже неудобно садиться и выходить, как на RS-ке, а так, - золотая середина.
Приборная панель
В Мерсе приборная панель, на мой взгляд, лучшая. Затем БМВ. У Ауди более архаично выглядит. По функциональности органов управления (подрулевых переключателей) первое место за баварцем. По наглядности отдаю предпочтение Мерсу, затем БМВ. На Мерседесе самый информативный и наглядный дисплей на приборном щитке, а также круиз контроль. Честно говоря, RS-ка проигрывает БМВ незначительно из – за отсутствия удобного режима поворотников и ненаглядного круиза. Подрулевые переключатели и их расположение очень похожи у них. Самая приятная подсветка у Мерседеса - бело/лунная, в БМВ тоже нравится - красно/оранжевая, в RS-ке красная (видимо, чтобы соответствовать названию), - не самый лучший цвет (хуже только синий), но не утомляет.
«Приятные прибамбасы».
Больше всего об этом тогда подумали в Штутгарте. На Мерсе есть два режима удержания (HOLD H, HOLD S). Первый включается педалью тормоза (при полной остановке продавливаете педаль чуть дальше) – машиной дальше занимается блок SBC - правая нога свободна. Отключается режим нажатием на педаль газа. Используется часто на светофоре.
Второй режим включается подрулевым переключателем (на нем же и круиз, и установленный предел скорости). В этом режиме удобно двигаться в пробках – как только ногу убираешь с газа, сразу включаются тормоза. Режим выключается либо вручную, либо автоматически при достижении 60км/ч.
Устанавливаемый предел скорости (Lim). Включается тем же переключателем и служит для ограничения скорости и для наглядности отображается на дисплее. К примеру, в городе можно выставить 69км/ч и даже не смотреть на спидометр, - актуальность возрастает пропорционально размерам штрафов и количеству камер. Задний дворник на Мерсе включается при включении задней передачи, если идет дождь – приятно. Задние подголовники убираются с кнопки даже в универсалах. Ни в Ауди, ни в БМВ ничего этого нет. Самый информативный дисплей на Мерседесе, - показывает не только среднюю скорость и средний расход от последнего обнуления и от рождения, но и от момента запуска в течение дня, за минусом остановок. Я уж не говорю о массе возможностей по установке наружного и внутреннего освещения, выбора цифровых или аналоговых показаний, выбора необходимой на данный момент информации и вывода ее на дисплей, читабельность любых показаний приборной панели Мерса идеальная. У Ауди и БМВ – весьма скудно и нечитабельно. На Мерсе часы нет нужды сверять: время корректируется по GPS.
Люк на Мерсе со сдвигаемой шторкой: можно люк приоткрыть, при закрытой шторке. Аэродинамические шумы при открытом люке и закрытой шторке практически отсутствуют, в отличие от Ауди. На RS – если люк открыт, то над головой «дыра» для солнца, пыли и шума. Зато люк ламинирован солнечной батареей, питающей вентиляцию салона на парковке.
На Мерсе и Ауди подсвечиваются все кнопки, в том числе регуляторы воздушного потока. На Бимере – нет, пожадничали. Но зато у Бимера, при включении задней передачи правое зеркало может опускаться вниз. Ну, а зеркала складываются только в RS-ке. Такого класса машины и нет пустяковой опции - уму непостижимо. Правда у немцев (почти у всех) зеркала складываются по идиотски (вверх/в бок) - без ощутимого выигрыша по габаритам.
На Мерсе и БМВ шторка багажника при открытии сама отъезжает. На RS нет. На Бимере и RS шторка легко снимается (на защелках), а на Мерсе не предусмотрено снятие – она опускается вместе со спинкой и это не очень удобно, и, мало того, еще и значительно тяжелее. Зато нет предпосылок для скрипов шторки в замках на неровной дороге. В Бимере снятую шторку можно установить на опущенные спинки задних сидений для установки сетки. У Мерса тоже сетку можно натянуть при сложенных сидениях. У RS-ки такой возможности нет. Задние сидения только на Мерсе легко демонтируются для увеличения багажного отсека. Также на Мерсе при открытии с ключа в темное время суток подсвечивается пространство для ног водителя и пассажиров от фонарей в «ушах» и нижней части дверей. На БМВ тоже есть такая «приятность», но не у меня. Также отсутствует подогрев задних сидений, как, впрочем, и на Мерсе (такова комплектация). Очень для меня важная опция: чехол для лыж с люком в багажник была только на RS-ке, к сожалению. На БМВ стекло двери багажного отделения открывается отдельно, но это недостаточная «компенсация» неровного пола багажника. Такое раньше встречал на Маздах и Ниссанах. А вот чего всем этим «немцам» не хватает, так это регулировки наклона спинок задних сидений! И еще: у всех троих в непогоду стекла передних дверей пачкаются от работы дворников, настолько, что в зеркала ничего не видно. Вы спросите: «А у кого они не пачкаются?». И я отвечу – у Авенсиса. На Мерсе и БМВ сектора очистки лобового больше, чем у Ауди.
Мотор
Моторы сравнивать не стану – разная весовая категория. Расскажу лишь о моторе БМВ. Рядная дизельная шестерка с непосредственным впрыском топлива. Марка мотора М57. Проверенный временем мотор. Без болячек современных бензиновых собратьев, таких как угар масла (в том числе из – за нежных стенок цилиндров в сравнении со старыми моторами, теплонагруженности), невысокий ресурс и надежность VANOS.
Однако, по отзывам, свои болячки есть и дизелей БМВ – это вихревые заслонки впускных коллекторов (у 525d – их нет), невысокий ресурс пьезофорсунок (от которых уже, по – моему, отказались), ну и малый ресурс (где - то 200т.км) демпфера крутильных колебаний (шкива коленвала). В остальном мотор просто прелесть. Мощность варьируется в зависимости от модели от 197 до 286лс, а момент от 410 до 560 нм. Максимальная мощность в линейке у модели 535d с двумя турбинами.
Мотор чипуется легко и относительно недорого. Мощность можно увеличить без последствий до 250 – 400, момент до 700. Однако не на всех моделях, а только с 26-ой и выше коробкой, рассчитанной под такой момент. У меня 21-ый «коробас» и чиповать можно до 480 - 500нм (по паспорту 450). Не скажу, что специально искал с такой мощностью (с небольшим налогом), просто этот Бимер был лучшим и полностью соответствовал цене. Пару слов о моторе Мерса для тех, кто выбирает мотор.
Я отдаю предпочтение шестицилиндровому, если до 2005г, то М112 (2,6л или 3,2л). Беспроблемный, в основном, мотор, по одному валу на головку и три клапана на цилиндр, правда по две свечи (на замену 12 шт). Надо просто найти живой (таких не мало). Если после 2005, то М272 (2,8л, 3,5л), начиная с 07г – с этого года ушла, в основном, проблема звездочки балансирного вала и вихревых заслонок коллектора. М271 4-х цилиндровый я бы не стал брать и не только из – за низкого ресурса цепи и звездочек. Кстати, М113 тоже хорош, если не смущает налог.
Трансмиссия/подвеска
На Бимере АКПП 6-ти ступенчатая. Переключается четко и своевременно, плавно. У RS коробка не хуже работает, но на моей была подуставшая и иногда сильно пиналась. Больше всего недочетов по работе коробки Мерса, во – первых, по причине задумчивости, во – вторых, «дерганья» в пробках (что на первом, что на втором Мерсе 722.6), и, наконец, передаточного числа высшей (5) передачи - обороты такие, словно едешь на четвертой, а отсюда и расход высокий на больших скоростях. Если в цифрах, то на скорости 200 у БМВ не более 3000об, а на Мерсе больше 4500об. На RS ближе к 4000. Последним двум не хватает 6 ступени. На более поздних моделях у Мерседеса появляется 7-ми ступка (если не изменяет память, то с 2006г – 722.9). Однако на нее больше нареканий, чем на предыдущую. На Ауди тоже с 06г 6-ти ступка (на малых объемах и переднеприводных ставились вариаторы). В остальном, к коробке Мерса никаких претензий, – переключения плавные и незаметные, коробка крепкая, ходит долго. У всех трех при включении передачи (режим D) никаких толчков и задержек.
По количеству рычагов на первом месте Мерс, если заднеприводный (по три на сторону спереди и по 5 сзади), у меня, на полном приводе, впереди на рычаг меньше (нет «косого»), затем Ауди RS6 (по четыре на каждую сторону спереди и по три сзади), и БМВ (два на сторону спереди - фактически Макферсон и три сзади). Рулевое - реечное с гидроусилителем. Рейка у Ауди верхнего расположения. По отзывам, у Ауди самая крепкая подвеска. Что же, поживем - увидим. Мерседес и Ауди полноприводные. Бимер - задний. У Мерса и БМВ сзади пневмобаллоны с автоматической регулировкой по уровню при загрузке. Ходят долго - на Мерсе один еще родной, второй лопнул при ударе у старого хозяина. Что удивительно: состояние выхлопной системы у десятилетних машин просто замечательное. Не могу не отметить, что в последних кузовах Мерс W212 в заднеприводном исполнении потерял верхний рычаг (кроме полноприводных), теперь обычный Макферсон, а БМВ F10 наоборот приобрел верхний рычаг (ушли от Макферсона) электроусилитель руля. Как это сказалось на комфорте/управляемости не знаю.
Комфорт
Акустический комфорт – тут Мерседес вне конкуренции – при запуске и пока не поехали, что называется "на все деньги". Полная тишина в салоне. Но! Это только если у БМВ дизельный мотор, как у меня. И, хотя у RS-ки бензиновый мотор, но по акустическому комфорту она не превосходит БМВ (мотор у нее работал жестко). Акустический комфорт у бензиновых БМВ значительно лучше, хотя все зависит от марки мотора. На скоростях больше 140, особенно 200 и более, первое место из этой тройки уже делят БМВ и Мерс, если не разгоняться больше 150 – 160, а после, Бимер уже ни с кем не делит, – думаю, в основном, за счет значительно более низких оборотов мотора. Однако на колдобинах у БМВ слегка поскрипывает шторка багажника. На Мерсе даже работа стеклоочистителей бесшумна, в отличие от БМВ (очень громко), у Ауди чуть тише.
Музыка
Качество звучания в RS-ке непревзойденное, во всяком случае, ничего лучше мне не приходилось слышать. Звук "прозрачный", чистейший, объемный, даже МР3 звучит достойно. Оцениваю на 5+. Надо сказать, что этот медиацентр штатный - Concert/Bose. Центры от Harmon Cardon звучат не хуже, если установлены качественно, а не так как в Лексусе RX 300 - "коту под хвост". А о простых Тойотах и говорить нечего. Опять отвлекся, пардон. В Мерсе чуть хуже звучание, но достойное марки (на 4+), в БМВ чуть хуже, чем в Мерсе - оцениваю на твердую 4. Однако отсутствует USB разъем. Напоминаю, что во всех обсуждаемых автомобилях медиацентр штатный.
Комфорт ездовой. Прежде всего, замечу, что у Бимера самая большая колесная база (на 3см больше, чем у Мерса), а у RS-ки самая короткая (разница почти 13см). Первое место за Мерсом, причем независимо от качества дорожного покрытия. Ауди RS6 отдаю второе, и, скрепя сердце, БМВ отдаю третье. Почему скрепя сердце? Потому что у RS-ки, все же не заводская подвеска. К примеру, А6 Avant на пневме, однозначно уступает БМВ, на мой взгляд. Бимер очень схож именно с RS и проигрывает ей чуть – чуть, да и то далеко не на всех типах неровностей. Не любит глубокие трещины в асфальте и крутые, даже невысокие надолбы.
Подвеска RS-ки на пологих волнах определенной длины уходит в резонанс (возможно из - за сочетания пружин и амортизаторов от KW и короткой базы) и ехать больше 80 – 90 не получается. По гравийке Бимер, уступает Мерсу. Ауди RS6 вообще не для гравийки, но не из – за подвески, а из – за очень низкого профиля (255/35 R19). Кто – то может засомневаться, что в Бимере достаточно комфортно на неровных дорогах, но езжу по одним и тем же дорогам, и не забывайте, что задок у Бимера на пневме, как, впрочем, и у Мерса. Доводилось кататься на БМВ со спорт подвеской – это совсем другое дело и на любителя (чувствуются мельчайшие трещины, стыки и неровности асфальта). Но скажу честно: иногда очень не хватает такой жесткости и активного руля на Бимере. Меня бы даже устроила чуть более жесткая подвеска на БМВ, чем есть. Если сравнивать с «японцами» по жесткости, то очень схож Бимер с Авенсисом.
Отдельно хочу сказать о комфорте сидений. Не знаю, каких вершин хотели достичь баварские инженеры, «запихнув» в сиденье 9 или 10 регулировок, но сиденье RS-ки (Recaro) из него не получается, хоть тресни. Совет! Не ищите специально БМВ с сиденьями повышенной комфортности – они не настолько хороши, насколько дороги, в сравнении с обычными. Самое полезное в них – возможность регулировки боковой поддержки. Еще один недостаток: спинка очень высокая и у человека ростом ниже среднего, голова при некоторых положениях не опирается в полной мере на подголовник. О регулировках: взад/вперед; по углу всего сиденья; вверх/вниз; подколенная подушка вперед/назад; подголовник вверх/вниз; спинка посередине ломается/выпрямляется; крылья боковой поддержки сжимаются/разжимаются (при запуске и глушении); три регулируемых упора в спинке; спинка по углу. В Мерсе же, напротив, штатные сиденья не ахти и лучше брать с мультиконтурными или с динамической поддержкой. Подогрев задних сидений был только в RS-ке.
Рулежка
Ну, вы уже догадались, скорее всего. Конечно БМВ! Просто класс! В повороты входит прекрасно и проходит по писаному, руль понятный и отзывчивый, острый (рулится очень точно). Похоже из «японцев» рулится Легаси, но у него база короче, колея уже (да и впечатление смазывается отсутствием тормозов и шумоизоляции). Крены у Бимера минимальны и RS-ка по кренам не уступает Бимеру, но в повороты входит значительно хуже, неохотно и с приличной тяжестью на руле. Надо сказать, что руль самый тяжелый был у Ауди, но вместе с тем и самый «короткий». Интересно, но руль в Бимере остается легким даже в крутом повороте. Самый легкий руль из этой тройки у Мерса, присутствуют клевки при торможении, крены значительны и в крутом повороте, все же уступает RS-ке, на мой взгляд. Радиус разворота самый маленький у Мерседеса. У Ауди и БМВ приблизительно одинаковый. Мерседес по дороге идет как катер по воде, плавно покачиваясь. Ауди RS очень сбито, упруго, четко на прямых и пологих кривых.
Бимер, всегда и везде (по тем трассам, где езжу я), приклеен к дороге, уверенно на прямых, уверенно в поворотах. Очень хорошо слушается руля даже в режиме оттормаживания (с больших скоростей), с ногой на тормозе позволяет перестраиваться, как ни в чем не бывало, т. е. режим торможения почти не сказывается на управляемости (при сухом покрытии, разумеется) – ни один автомобиль до Бимера не мог этим похвастать. Уверенность всегда: на обгоне, торможении, в повороте, на ровном и не очень покрытии. До БМВ, у каждого моего автомобиля был тип покрытия (неровностей), которое подвеска не могла достойно преодолеть на любой скорости, сохраняя ХОРОШУЮ управляемость. У Бимера, пока что, такового не обнаружено. Я же говорю – ПРОВАКАТОР!
Что еще. В моторе БМВ есть щуп для контроля уровня масла, хотя и электронно можно проверять. По мне – лучше щуп. В Мерсе нет щупа (в предыдущем тоже не было). Особо хочу сказать о тормозах. Тормоза на БМВ лучшие. RS-ку, ее 8 поршней на каждую сторону, и тормозные диски, размером с колесный диск некоторых автомобилей (R14), не могли остановить так уверенно, как Бимер.
По расходу масла. Больше всего ест Мерс – около литра на 5-6 т.км, если «валить» на все деньги. Если тошнить, то от замены до замены (10т.км) около литра. В БМВ расход есть, но по щупу до середины, а сколько это – не мерял. В RS-ке незаметно на глаз за 8 т.км.
По расходу топлива сравнивать некорректно. Ну, а на БМВ по городу со средней скоростью около 30 - 40 км/ч при агрессивной езде 10 – 10,5 л. Говорят можно уложиться в 8 – 9л. По трассе – как ехать, можно и в 6 – 7л, если держать 100 (по тахометру 1500об), но я так не езжу. У меня получается 8 – 9л (2000 – 2500об).
Отдельно об управлении климатом. Перемудрили баварцы. Даже одно упоминание раздражает! Слишком много манипуляций и чего ради! Такое впечатление, что управление температурой ведется независимо из двух центров: ММI и блока климат контроля на приборной панели, причем непонятно, кто главный. Зачем целых три градации «холода» или «жары»? Летом с этим была только путаница, - посмотрим как зимой. В общем, до конца еще не разобрался.
У Мерса с этим полный порядок – выставил температуру, режим «auto» и забыл. Ауди – где то посередине. Точно так же перемудрили со степенями обогрева сидений. В максималке просто невозможно усидеть на месте. Спрашивается, нахрена! И при этом, автоматически обогрев не отключается сам постепенно, как на Мерсе или Ауди. Может и здесь я не разобрался до конца, ну так на Мерсе даже мысль такая не возникает. Рециркуляция на Мерсе отключается автоматически сама, поначалу не оценил этого, но, спустя понял, что именно так и надо.
Очевидно: перемудрили с климатом, да и с MMI тоже.
Ремонтопригодность/техобслуживание
Субъективно, под капотом больше всего места у Бимера (продольная рядная шестерка), причем слева вообще много пустого места – мотор смещен от оси вправо. Не скажу как с доступом к 6 цилиндру, но визуально ничего страшного. Пока еще не приходилось лазить, как впрочем, и в Мерс, хотя там моторный отсек упакован плотнее. Про Ауди и говорить нечего – там монете негде упасть и очень многие виды работ проводятся на снятом моторе. Это, похоже, немецкая «фишка» для многих моделей Ауди, МБ и БМВ. В целом, стоимость ЗЧ сопоставима, но при сравнении затрат на ремонт и обслуживание, у меня выходит, что Мерс немного дороже. Например, регулятор фаз на М271 дороже в 1,5 – 2 раза, чем на БМВ. Это, в целом, совпадает с мнением сервисменов, что на БМВ ЗЧ чаще дешевле мерседесовских. Замена тормозных колодок на БМВ, на мой взгляд, самая трудоемкая, если менять самому и отличается от Ауди и Мерса (суппорт и скоба другие, датчик другой). Справедливости ради надо отметить, что Ауди простит езду с «ложной» индикацией ошибки. Что это значит? Приведу пример. Допустим, поменяли колодки на БМВ не у дилера, а ошибку не обнулили. Через некоторое время она может навсегда прописаться в мозгах. Это касается, возможно, и других ошибок. Или, к примеру, надо поменять тормозной шланг на Мерсе (с SBC) – без «старухи» никак. В Ауди – легко.
Отказы/неисправности
Больше всего их было на RS-ке:
1.датчик температуры выпускных газов (выгорел) - замена;
2. один из топливных насосов не выдавал номинал – замена; 3. замена байпаса; 4. ремонт вакуумного шланга на вестгейте; 5. поломка одного из клапанов вакуумной системы (развалился на две части), "вырубив" вакуумный усилитель тормозов; 6. замена тормозных дисков (склонны к перегреву), – мероприятие не из дешевых; 7. устранение течи через накладку лобового стекла в салон через салонный фильтр – криворукие установщики стекол при снятии сломали крепежный фрагмент накладки. Два последних можно не считать. Вроде все. Что – то дорогое, что – то сущие копейки, но самое неприятное, что приходилось ждать подолгу, потому что многие ЗЧ идут только на RS. Что еще не удавалось устранить, так это дрожание фар головного света. Крепление фар не до конца продумано и от вибрации постоянно ослабляется. Ну, не солидно, ей богу! Немало, конечно, за 8 т км пробега, но радости она доставляла несоизмеримо больше.
Все простил RS-ке, кроме отказа тормозов из – за развалившегося клапана вакуумной системы. Ну, не полного отказа, а частичного (без вакуумного усилителя). Педаль просто не продавить было. Спасли от серьезной аварии в потоке только запас по дистанции и не очень большая скорость.
Из всех автомобилей, а было их у меня более трех десятков (было - это значит проехал не менее 8 тысяч), отказ тормозов выпал на марку Ауди, «офигенно» высокотехнологичную! Причем виноваты в моем случае (ИМХО) инженеры Ауди, - ну, ни при каких обстоятельствах тормоза не должны отказывать на таких машинах, при надлежащем уходе за ними, а за ней был надлежащий уход, уж поверьте. Надо было предусмотреть дублирующую систему, категорически. Но нет.
Однако я отвлекся. У Мерседеса, который, кстати, в эксплуатации одновременно с БМВ и прошел чуть меньше (около 8 т.км) было три неисправности:
1. отказ датчика положения колена – стоит недорого и работы на 20 минут;
2. отказ электрического замка задней двери (частичный) – стоит 5000р, работы часа на два (если ничего не закисло, руки на месте и знаешь как).
3. отказ датчика парковки (вследствие нарушения изоляции провода разъема). Вообще, складывается впечатление, что изоляция проводов одно из слабых мест у «немцев». У RS-ки, кстати, еще хуже: электрическая изоляция подкапотной проводки полностью утратила эластичность. Под капотом у Мерса с проводкой все в порядке. У десятилетних «японцев» с этим проблем не было вообще – ни под капотом, ни в бамперах, ни под днищем.
4. пришлось заменить ручку водительской двери (хром отслоился). Странно, что старому хозяину это не мешало. Достал Б/У, темного цвета. Покрасил из баллончика краской для дисков. Почти незаметно. Заменил сам (работы на полчаса).
Неисправности БМВ. За 12000км не поломалось ничего, точнее сказать не подвела на дороге. Но это не значит, что не было вложений. Выработал свой ресурс сажевый фильтр с информацией бортового компьютера, разрешающей продолжать движение (с возможным понижением мощности). Это произошло где – то за неделю до поездки в Грецию.
Думал, "прокашляется", когда запущу регенерацию, и все пройдет. Но нет. Посмотрели противодавление, и решено было не насиловать турбину, т.е. не ехать в отпуск на БМВ, пока не удалю сажевый. Но время было упущено. В том смысле, что очередь на удаление была длиннее, чем мой отпуск. Под рукой была «палочка – выручалочка», Тойота Авенсис, на нем и поехали. Не хотел писать отзыв об Авенсисе, но поездка заставила поменять это решение. Коротко, но напишу в ближайшее время.
Забыл еще про одну неисправность. Не работал режим «анти – защемления» стеклоподъемника задней двери, но эта ошибка была при покупке, которая не устранена и по сей день, как малозначительная.
Удаление сажевого и перепрограммирование обошлось в 18р. Заодно удалил клапан ЕГР, ну и чипанул, само собой. «Залили» топливную карту от 530d (моща 235 – 240), момент ограничили на 480нм. Все обошлось в 30р. В Минске в полтора – два раза дешевле, но не рискнул. Чип на дизельные Ауди дешевле. Мерседес мало кто берется чиповать, как и дизеля БМВ в F10 кузове (пока не могут взломать ЭБУ). После удаления сажевого о прозрачном выхлопе и девственно чистом «дымоходе» можно забыть. При больших нагрузках выхлоп будет слегка черным.
Подведу небольшой итог по тому, что не нравится в БМВ. Как уже сказал - это повышенный шум и легкая дрожь на холостых; неудобные задние сидения и неровный пол багажника при сложенных задних сидениях, а отсутствие достаточного для универсала места сзади; отсутствие датчика температуры ОЖ; отсутствие отдельной кнопки на форсунки омывателей фар, как на Мерседесе; ну и с натяжкой - отсутствие режима "удержание" и, особенно, устанавливаемого предела скорости. Дизельные моторы Мерсов и Аудюх работают тише, мягче на мой взгляд.
Надо заметить, что при всех неисправностях у моих "коней" немецких кровей, они все же возвращались в "стойло" всегда своим ходом. Уже весьма неплохо, особенно для меня, избалованного японской надежностью. Ибо никогда еще я не стоял посреди дороги, позорно, у машины с открытым капотом и с «галстуком» в руках. Но, не исключаю...
Подвожу итог.
БМВ мне по душе и нравится больше двух других. Но язык не поворачивается сказать, Мерседес хуже, нет – он просто другой и тоже классный, причем стоит особняком. БМВ и Ауди очень близки, но тут все просто: Ауди (обычная) проигрывает Бимеру (на мой взгляд). Ну, а RS-ка – отдельная тема. Это первый и пока единственный автомобиль, понравившийся безоговорочно всем членам семьи, а это пять разных человек, хоть и близких, но с разными вкусами. Если и брать Ауди, то выбирать из S,RS, R или "Авоську".
Вроде, все. Прошу прощения за ошибки (русский у меня, в отличие от машины, не на твердую 4+) и за размещение фото не строго вперемеЖку (БМВ и Мерседес), а просто вперемеШку. Не думал, что можно столько разместить сейчас (раньше не больше 10 вроде). На одной из фотографий восстановленный мерседесовский пневмобаллон .
P.S. Конечно, отзыв желательно писать после продажи, но не удержался. Да и в актуальности потеряет, если ждать продажи. Фото Audi RS6 в отзыве (ссылка в начале отзыва). Надеюсь отзывы кому - то помогут определиться, а иначе для чего тогда они. Если есть вопросы - задавайте в личку. Иногда заглядываю.