Не так давно приобрел данное чудо немецкой инженерной мысли и решил поделиться впечатлениями, после сугубо «российской» манеры владения авто, которое якобы надежное и чинить его в принципе не нужно.
До этого было много чего, в основном российское и не доставляющее особых (как бы ни было странно) проблем. Кушают мало, запчасти копеешные.
Из иномарок первый Ниссан Пульсар 98 года по моему или 96… не суть. Машина надежная, проблем – ноль, продалась легко.
Далее Ниссан Блюберд 89 года рождения, левый руль, механика. На 15 колесах смотрелась божественно, такая, как говорится, только у меня и Майкла Джексона)) Электрика вся в порядке, небольшие траблы с движком на бензе, но на газу без нареканий работал.
Потом настало время Ниссана Санни 2001 года (наблюдается какое то сборище Ниссанов))). Тачка не прихотливая только брякает, аж бесит! И ничего с этим не поделаешь. Общее впечатление от Ниссанов – бюджетные авто.
«Омоложению старого немецкого коня, или санаторий БМВ» (Повесть)
ПОКУПКА
Звонит мне однажды брат и говорит : «Мол беху подешевке никому не надо?» Я подумал, что по дешевке надо мне, хотя знал что бехи довольно своеобразные авто со своим характером. Приехали в гараж смотреть. Стоит! Грязная как черт, с пулевыми (от травмата) ранениями лобового стекла, с разлетевшейся в клочья крышкой клапанов. Со слов хозяина за 8 лет владения он наездил всего 30 тыс. км…. Но как он ездил!!! В общем за 1998 год и 2 литра на механике он просил 160 тыс. рублей. Я сильно торговаться не стал, 155 тыр., заводи и если ездит - то заберу. За неделю бывший хозяин поставил её на ноги, заменил крышку клапанов (и якобы прокладку, но слукавил, как потом оказалось), ну в общем я забрал! В принципе если сравнивать ценники то она мне досталась почти даром, поэтому собственно я ее и взял. Сгонял в этот же день на мойку и о чудо! Под слоем грязи он в довольно неплохом состоянии, а если учитывать год и отношение прошлого хозяина – то состояние просто идеальное.
ОСОЗНАНИЕ РАБОТЫ
Первые впечатление от поездки были смешанные, с одной стороны приемистый двигатель и четкая механическая коробка, с другой стороны это нервная тряска при торможении и при попадании в резонанс на некоторых скоростях. Подумал что балансировка, но заехав на шиномонтажку и подняв тачку я решил поболтать колесо….. и оно поболталось, причем так, что оставшийся путь до дома я ехал с реальным опасением того что у меня просто отвалятся колеса. После пережитого решил сгонять на диагностику подвески и ГУРа (он гудел как сумасшедший и закусывал руль). Вердикт официалов БМВ, как и следовало ожидать, запчастей на 90 тыр. + работа скорее всего не меньше. В списке было все, из чего собственно состояла подвеска. Плюнул на них и полез под баварца сам. Итог моих изысканий:
-передние прямые рычаги (из за них и трясло, шаровые просто в воздухе болталась);
-стойки и втулки стабилизаторов;
-передний левый кривой рычаг, и сайлентблок на правом;
-ГУР.
РАБОТА
С подвеской я конечно намучался! Это не детская подвеска Ниссана Санни (сейчас когда чиню в ней че-нибудь, аж улыбаюсь от умиления, как там всё скромно и мило) – это *лядь МНОГОРЫЧАЖНАЯ подвеска БМВ!!! Там все массивное, серьезное и запрессованное! Что бы выпрессовать шаровые из поворотных кулаков требуется недюжая сила и смекалка, они ведь там, как я понял стоят 8 лет минимум, а может и с самой Германии не менялись. Как мне сказали знакомые парни с сервиса съемниками практически бесполезно пытаться снять рычаги, да и нет у них съемников. Берешь, говорят, монтажку, молоток побольше и применяешь всё это! Итог - две сломанные монтажки, почти неделя убитого времени, куча вновь придуманных матерных слов, эпитетов и оборотов речи, сбитые вкровь руки и всё снято))) Сложнее всего выходили кривые рычаги. В итоге я изобрел свой съемник с применением колеса, зубила, и рожкового ключа. После попыток подковырнуть рычаг монтажкой и двух её поломок, я бросил это дело и решил дать себе творческий отпуск. Отдохнув пару дней - снова полез под тачку. И придумал сию вещь: одеваем обратно снятое колесо и наблюдаем, что между внутренним ободом колеса и гайкой шаровой опоры нужного нам кривого рычага пространство сантиметров 3-5, и гайка как раз находится над этим самым ободом. Берем зубило (по крайней мере это то что мне попалось под руку, на самом деле можно использовать любую подходящую для этих целей вещь), подкладываем его между ободом и гайкой на шаровой опоре впритык и начинаем откручивать гайку, откручиваясь она будет упираться в зубило (или что там будет у вас) и толкать шаровую вверх. Сделали пару оборотов внатяг – постукали молотком по посадочному отверстию в поворотном кулаке (ну не по шаровой же бить), снова пару оборотов – снова постукали. И в таком темпе я снял оба рычага меньше чем за полчаса. Правда на одном все таки запорол резьбу, но тот рычаг у меня был полностью под замену, поэтому я и не расстроился. На втором поменял сайлентблок и поставил обратно. С прямыми рычагами особой возни не было, обошелся монтажкой и приложением силы на плечо. Стойки стабилизатора – это вообще детский сад)) А вот с правой втулкой стабилизатора пришлось повозиться, чертовски неудобно подлазить, но часа за 2 я её выйграл! Поставить всё обратно естественно проще. Самое главное – это затягивать сайлентблок кривого рычага на опущенной (под нагрузкой на подвеску) машиной!!!
Снял ГУР, по пути генератор разобрал и почистил, натяжной ролик помазал графитовой смазкой, поставил новый китайский ГУР с годом гарантии (3500 р. всего). Собрал все обратно с заменой бачка и промывкой системы, гул ушел но руль легче не стал крутиться. Главное вправо крутится нормально, а влево – хрен, то с рывками, то вообще как будто без гидрача. Короче полазил в инете, пишут многое, из этого многообразия способов выбрал побрызгать маслом на карданчик. Побрызгал – ниче не поменялось – забил – привык. Рулевую рейку пока нет желания снимать, хотя сложного там нет ничего…. Кроме опять же шаровых в рулевых наконечниках….
Заменил термостат, так как стрелка температуры втирала не какую-то дичь)) Когда снял корпус термостата, в очередной раз проклял прошлого хозяина. Термостат был просто срезан болгаркой (точнее срезана та часть которая отвечает за открытие/закрытие), антифриз просто бегал постоянно по большому кругу. Это конечно лучше чем постоянно по малому, но все равно не приятно. Помаялся с установкой крышки обратно, раза с пятого получилось её посадить на герметик так, что бы антифриз не убегал. Сделал вывод что на для крепления крышки термостата не помешал бы еще один болт.
Заменил масло и фильтр. В крышке масляного фильтра была микротрещинка, которую не было видно вообще, но масло из нее давило дай бог! Мазал, клеил, затыкал - всё бесполезно. Заказал за 1600р. и успокоился.
Прочитал что болезнь движка М52 – клапан вентиляции картерных газов (КВКГ), скорее всего из-за него и могло разорвать крышку клапанов. Что бы добраться до сего устройства необходимо снять воздушный фильтр, ДМРВ, гофру, первую и вторую дроссельную заслонку (заодним их и почистил карбиклином), затем матерясь и пыхтя я не без помощи матерных слов и интернета за 2 дня все таки достал этот злогребучий клапан из недр автомобиля (самым сложным оказалось сдернуть с него два патрубка, подлезть к ним сложно, ухватиться толком нереально, а силу нужно тоже приложить немалую - на пластиковом стоит защелка, которую нужно как-то сжать, а резиновый просто прилип), но я инженер и я справился. Как и следовало ожидать, мембрана в клапане была порвана, рем комплектов нет, пришлось заказывать полностью (2500 р.). Патрубки не сломал и не порвал (красавчик), просто прочистил и поставил на место. Так же прочистил отверстие под слив масла (но оно оказалось и так довольно чистым). По пути посмотрел в отверстие куда подходит пластиковый патрубок с КВКГ в крышку клапанов и ужаснулся. Отверстие было похоже на забитый холестериновыми бляшками сосуд. Естественно так просто я это оставить не смог, снял крышку клапанов, понял, что прокладку там никто и не менял, все было густо залито герметиком, а прокладки под свечные колодцы были просто в ужасном состоянии и масло стекало к свечам.
Крышка клапанов это отдельная история! Я конечно понимаю что запчасть это не новая, но такое чувство что она просто 20 лет лежала в грязи, а потом ее не удосужившись даже отряхнуть (не то что помыть) сразу поставили на машину. Мыть её я вам скажу дело не из простых, на внутренней стороне оооооочень большое количество пересекающихся ребер жесткости которые в итоге образуют множество квадратных полостей в которых и содержалось огромное количество присохшей, пригоревшей и прикипевшей грязи. Ковырял я это все отверткой, ножом, чистил зубной щеткой, поливал всеми на свете растворяющими жижами и свозил в итоге на мойку, что бы дунули керкером. Довольный собой поставил все на место.
Удивили ценники на прокладки: комплект под крышку и свечные колодцы стоит около 700 рублей…. Но отдельно нужно покупать уплотнительные колечки под болты, так как они теряют эластичность и это сказывается на притяжке крышки к ГБЦ. Стоит колечко от 35р., все бы ничего но их там 15 штук! В итоге 525 р. На какие – то вонючие резиновые бублики. Меня это немного напрягло, заказал 10 и выбрал 5 более менее эластичных из старых. Замены так же требуют наконечники на катушках зажигания, но я пожалел денег которых и так уже не было, машина работает ровно, тянет хорошо, поэтому с заменой пока решил повременить.
Кстати гофра которая идет после ДМРВ была конечно с трещинами. Обезжирил тщательно все места с трещинами и намеками на них, взял силиконовый герметик «Экон» для кухонь, пролил все подозрительные места и положил сохнуть. На следующий день даже порванные места на гофре при изгибе не давали даже намека на нарушение герметичности. Силикон – вещь! Его пора приравнять по функциональности к вэдэшке.
На панели приборов с самой покупки горела лампа антибукса, оказался порван тросик идущий к первой дроссельной заслонке. Поехал искать по разборкам и магазинам, и ниже чем 1000р. цены не увидел. Меня не устроило. На вид этот тросик стоит 300р. не больше. Естественно демонтаж – ремонт – монтаж))). Кая я теперь понял все троски в БМВ это не просто тросики, а целая конструкция. Под наружной оплеткой и пружиной идет еще прослойка из пвх или полиэтилена толи на самом тросике, толи нанесена на пружину, для более плавной работы видимо. Но суть в том что эта прослойка со временем начинает задираться и оставлять тросику все меньше пространства для движения. Далее износ, заклинивание и разрыв. Я купил самый тонкий тросик в магазине за 10 рублей, но он оказался толще, чем нужно и поэтому пришлось один виток выкрутить. Начались попытки впихнуть его в пружину. Забившиеся остатки пвх не давали мне этого сделать, поэтому пришлось срезать всю наружную оплетку и доставать остатки через витки пружины, затем просунув тросик, с горем пополам, я напаял бобышки на концы тросика, сымитировал наружную оплетку изолентой и поставил все на место. Лампа погасла – антибукс заработал.
Добрался до салона. Был он в состоянии деревенского уазика! Грязища, ветки, трава, мелочь (насобирал кстати рублей 200 так что тачка обошлась 154800)), но самое «приятное» это засохшая река из блевотины начиная от самого заднего сидения по центральному тоннелю через кассетники и до кнопки аварийки. Не двигалось пассжирское сидение, не опускалось заднее правое стекло, люк трещал и кряхтел, но кое-как открывался…. до поры до времени, была сломана ручка открывания задней левой двери из салона, и обе наружние ручки справа, было разбито правое зеркало заднего вида и сломаны крепления корпуса зеркала.
ЧИСТКА САЛОНА.
Естественно пылесос, губка, ведро, порошок, тряпки, мыло, зубные щетки, напрочь отброшенные брезгливость и принципы и салон стал более привлекателен. Что бы хорошенько все прибрать открутил передние сидения, заодним и починил поломку на пассажирском сидении (просто спали тяги, ничего сложного в починке не увидел, просто надо разобраться что и куда идет, подцепил все на свои места - заработало). Кассетники и крутилки заднего дефлектора в центральной консоли просто не работали, так как продукты жизнедеятельности (а точнее то что чей-то организм отказался принимать) попали внутрь и засохли. Вердикт – разобрать по максимуму и отмочить в теплой воде. Помучавшись и погуглив, потом снова помучавшись и погуглив я все таки снял центральный тоннель, нашел под ним ещё рублей 50)) и килограмма два пепла. Разобрал всё по максимуму, достал всю мелочь (кассетники, кнопки аварийки и центр. замка, кожух КПП и ручника, задний дефлектор) и всё что было более менее не электрифицированным бросил в таз с водой и принялся мыть и чистить. Затем все просушил и собрал обратно. Салон засверкал и все что должно было поворачиваться, открываться и нажиматься - стало поворачиваться, открываться и нажиматься))).
На разборке купил внутреннюю ручку открывания для задней левой двери за 500р. поставить несложно, но нужно снимать обшивку двери, что бы накинуть тягу на ручку. Без снятия обшивки пытаться это сделать бесполезно, хоть по началу и кажется реальным. Только потратите время, снимайте обшивку сразу, цепляйте ручку и радуйтесь, что дверь не только вас впускает, но и выпускает.
Разобрал заднюю правую дверь, движок стеклоподъемника работает, но каретка которая ездит по направляюще и к которой крепится стекло была какая-то погнутая и крепление тросика вырванное. Ценник починки начинался от 3500р., каретка отдельно не продается, покупается весь механизм. Плюнул, отцепил движок, что бы никто не баловался, собрал дверь до лучших времен.
Добрался до зеркала. Узнал ценники – решил починить сам. Крепления крышки восстановил с помощью клея, зеркало вырезали в «Мире стекла» по шаблону правого зеркала за 100р., они абсолютно не выпуклые, поэтому в обзоре (которого и так нет по сравнению с Ниссаном) не потерял ни грамма. Посадил зеркало на силикон, теперь как новое.
Не включалась аварийка, а сама кнопка нажималась как-то по уродски. Снял кожух КПП, подтолкнул кнопку с обратной стороны и вот она в руках. Ковырять сверху ничего не нужно!!! Разобрал, оказалось сломано одно из креплений (не описать какое, внутреннее устройство кнопки до такой степени замудренное, что для её производства впору строить отдельный завод и открывать сервисные центры по обслуживанию). Впаял вместо пластиковго крепления иголку потолще, откусил по размеру, собрал, стало даже надежней… но все равно аварийка не заработала. Кнопка светится, предохранители целые - значит дело скорее всего в блоке у правой ноги пассажира. Пока забил.
С самого начала как-то интересно работала печка, включалась не тогда когда мне надо, а тогда когда ей вздумается. Я подумал что так наверное и надо, но когда она перестала дуть вообще – понял, что что-то сломалось. Погуглил, говорят или ёж или печка. Скинул фишку с ежа, закоротил нужные контакты, печка дунула так, что чуть в штаны не наделал. Понял что дело не в печке. Порадовался, что не придется покупать, а тем более !!!менять!!! печку и полез доставать этого колючего засранца. Сложного ничего нет, в инете много фото и видео как это делается. Но я его не сразу обнаружил, в сети фото такого ракурса, как будто он должен быть виден как только снимешь боковую панель центральной консоли, но на самом деле он ближе к движку. Короче как он там стоит я так и не увидел, искал его на ощупь. Тянуть его со всей дури нет смысла, он не прикручен и не приклеен, нужно просто его нащупать, определить его очертания и опустить руку в нижнюю его часть. Там в виде полочки есть фиксатор который его держит, просто нажимаешь на него и тянешь ежа на себя. Именно этой инфы мне не хватало, когда я его снимал, поэтому описал все по максимуму подробно. Далее все по старинке – чертыхаясь, отковыриваем компаунд (или как он там называется) находим те самые контакты, паяем или отдаем пайщику с прямыми руками. Я паял сам, чертовски сильно не хватало паяльника с тонким жалом и опыта, но с четвертой попытки еж заработал. Воткнул его на место – радуюсь какой я молодец.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ
Итого на все работы и запчасти описанные выше у меня ушло не более 30 тыс. рублей включая страховку на год за 5100р. Если бы это все чинили в сервисе, то сумму затрат можно было бы умножить минимум в два раза, а если учитывать какие, в основном, руко- и головожопые люди работают у нас в городе в сервисах, то умножить можно и на три. Я конечно понимаю какой поток машин в сервисах и разбираться с каждой, так как я разбираюсь со своей машиной, у них просто нет времени, а порой и желания, но это их работа. В сервисе, куда ты пригоняешь авто, по идее уже должны знать где копать, когда принимают машину на ремонт, или не браться вовсе если не знают, а не говорить покупать тебе самую дорогую запчать, а после ее замены сказать, что дело оказывается в менее дорогой, а то что ты заплатил за абсолютно ненужную деталь и оплатил её установку их абсолютно не волнует. Тянут деньги, а качества и понимание проблемы - ноль, поэтому делать стараюсь все сам.
ПОЕЗДКА
И вот настало время передвигаться на ракете (после полуторалитрового Ниссана на автомате кроме как ракета её не назвать). Нажимаешь не педальку и мнгновенный отклик в виде пинка под зад. По началу крутил ее до 5-6 тыщ, все не мог наиграться, но потом позаправлял её и решил что пожалуй хватит)) Начал ездить по пенсионерски, скучно конечно до жути, но в разы экономичней, можно даже в 11 по городу уложиться. При такой езде начал замечать что на низах не особо то и хорошо тянет, как будто задумывается, но чуть притопишь – взрывается и несет тебя в будущее. Скорее всего дело в свечах и наконечниках катушек зажигания, но пока бюджет не позволяет разориться на них. Подвеска стала идеальной, ничего не брякает и не скрипит и это с учетом того что левая передняя стойка мокрая. С маневрами во дворах проблематично из-за плохо вращающегося влево руля, поэтому дворовых территорий стараюсь избегать. На ходу проблемы с рулевым практически нет, только удовольствие от вождения. А сейчас когда жара стоит на улице, руль стал крутиться еще лучше. Может там чё от застоя засралось и само прочистится (думает каждый первый человек, которому лень ковыряться в чем-либо)))
Не могу нарадоваться мягкости и бесшумности панели. Никаких лишних кнопочек, полочек, дырочек, звуков. Все именно так как и хотелось, там где и должно быть.
Вобщем работа по восстановлению авто до более-менее идеала продолжается, работы ещё непочатый край, но моя машина уже лучше многих, даже новых машин по ходовым и динамическим качествам (хвастаюсь как будто это сугубо моя личная заслуга, а не сотен немецких дизайнеров и инженеров)). Работа будет продолжаться, по мере продвижения буду дополнять!