Налицо падение нравов и крушение стереотипов. Такой торжественный момент, как покупка НОВОЙ МАШИНЫ, на глазах перестает быть таковым. Новый BMW теперь покупается на ночной распродаже…
Вообще-то последние два года я ездил на новом Land Rover Freelander 2 (турбодизель 2,2 л, 150 л.с., механика, средняя комплектация SE). Отзыв о нем лежит здесь. Не все меня в нем устраивало, но в целом машина оказалась очень универсальная. Ездил бы и дальше, но механическая коробка, разная высота педалей и неотключаемая система «старт-стоп» в городских пробках довели меня до предела: решил поменять «Фрил» с доплатой на такой же, но с АКПП.
Пока собирался и приценивался, машинка моя разбилась в нелепой аварии: уворачиваясь от пьяного идиота, шедшего пешком ночью посреди дороги, влетел в кучу бетонных блоков. Удар достался двигателю, а за ним пошли коробка, раздаточная коробка, редукторы… В общем, о восстановлении не было и речи. Вопрос о смене машины назрел сам собой.
Какую модель искал? Машина мне нужна статусная – по роду работы и для того, чтобы поменьше сталкиваться с откровенным хамством на наших дорогах. Далее - быстрая, но максимально универсальная и не боящаяся российских реалий. Чтобы могла преодолеть умеренное бездорожье, увезти большую компанию, и экспедиционный груз, чтобы салон трансформировался под любые запросы. В идеале это, конечно, минивэн. Но, во-первых, статусный минивэн – у нас пока понятие диковинное. Да и полноприводных моделей в этом классе раз-два и обчелся – если не считать праворульных японцев, на рынке есть только Seat Altea, Mercedes V-класса и VW Multivan. Mercedes очень понравился , но 2,6 миллиона – это явный перебор. Очень нравится по функционалу Citroen Berlingo, но полный привод французы зажабили, «автомата» нет, мотор слабоват, а про уважение к нему на дороге я вообще промолчу. Наверное, когда-нибудь я созрею на «Мультивэн», а пока выбираю из всяческих кроссоверов до 1,6-1,8 млн. Из оборудования нужны: кожаный салон (всегда чисто), люк (это простор и свет в салоне), хорошая музыка с USB-входом (реально не понимаю, как без него обходиться – диски ведь затираются и царапаются), ксеноновые фары.
Первым делом пошел, конечно, в Land Rover . Только что вышел обновленный Freelander, и он виделся мне первым кандидатом, тем более, что внешне он стал еще симпатичнее, а в список оснащения наконец-то вошла серьезная аудиосистема Meridian с USB. Надежность у Freelander на зависть многим, подвеска великолепная, дизель экономичный и неприхотливый…
Обломили. Заказать машину можно только в февральское производство, в Красноярск придет в апреле. Четыре месяца без машины??? Кроме того, начал раздражать демонстративный пофигизм англичан в части интерьера – почти нет выбора в отделке и цветах салона (ну не люблю я черный!), не заменили затирающийся пластик на передней панели, не появилось ни регулировок задних сидений, ни его подогрева, таким же тесным и неудобным остался багажник, а «панорамная крыша» - это по-прежнему два маленьких лючка родом из 80-х годов.
В общем, разобиделся я слегка, да и захотелось чего-то нового. Пошел к конкурентам. Сразу понравился Volvo XC60: красивый, очень уютный и с огромным набором опций. Есть и разные варианты отделки салона, и подогрев заднего сиденья, и фирменные детские кресла. Но проехался – и ощутил некоторую мягкость подвески. А потом решил, что Volvo для меня слишком элегантен и изящен. До сих пор, кстати, не уверен, что поступил правильно!
Mercedes GLK и BMW X3 отпали по цене – оба в хорошей комплектации выходили около 2 миллионов, при этом и в Mercedes, и в BMW отсутствовал подогрев заднего сиденья, а сама обивка предполагалась из искусственной кожи. Несолидно как-то. Вдобавок обновленный GLK стал внешне какой-то «непростой», слишком декоративный. А у BMW не оказалось запасного колеса. Непрокалываемые шины Run-Flat – это, конечно, здорово, но я отъезжаю от Красноярска в такие места, где трасса отсыпана острым камнем, а до ближайшей шиномонтажки километров 150. Если уж мощные колеса Land Rover об эти камни рвались на выброс, то что ждет там Run-Flat?
Из премиум-класса оставались еще BMW X1, Audi Q5 и Infiniti EX, но их я даже не смотрел – типичные городские кроссоверы, никуда на них не выехать.
Напоследок сходил к дилерам попроще – Mazda и Nissan. Mazda CX-5 впечатлила очень гармоничным салоном и влитой посадкой. Отделка салона у нее, кстати, реально лучше, чем у вроде бы более престижного Land Rover. А Nissan X-Trail я и вовсе считаю лучшим «паркетником» по набору удобств – и подогрев сзади (позор премиум-немцам и англичанам), и великолепный багажник с органайзером, и дополнительные фары на крыше, и огромный люк. Как оказалось, X-Trail и едет неплохо. Но… Считайте меня мажором, но не хочу я ездить на «Мазде» и «Ниссане». Хотя до “Лэндровера» сел бы на них спокойно, да и потом, возможно, сяду. Будем считать, не пришло их время для меня. Хотя хороши оба!
Окончательно запутавшись в своих хотелках, я решил совершить крутой поворот – купить BMW третьей серии, который случайно попался на глаза у дилера и неожиданно понравился. Вместо вседорожника – седан, вместо 4х4 – задний привод, вместо универсальности – полнейшая «пузотерка»? Зато, уговаривал я себя, полгода я поезжу по асфальту с настоящим кайфом – а там, глядишь, и Freelander в свободной продаже появится!
Подходящая «трешка» должна была прийти в Красноярск через месяц – черная 320i с 8-ступенчатым «автоматом» и неплохим оснащением за 1,36 млн. Месяц – не четыре, к тому же я успел внутренне перестроить себя и даже влюбился – отчаянно и жарко.
И вот 21 декабря я принес дилеру BMW первый взнос за свою будущую 320-ю. А у дилера как раз была ночь скидок. Захожу, интересуюсь для порядка (понятно ведь, что распродают машины в топ-комплектациях, мне заведомо не по деньгам). И вдруг среди всего перечня – BMW Х1 за 1,38 млн., причем в комплектации xDrive20d - дизель, полный привод, автомат, кожа и ксенон. А ведь обычная цена даже заднеприводной «базы» sDrive18i с «механикой» - не меньше полутора, а такой – около 1,7 млн. То есть машину отдают со скидкой в 300 тысяч! Дальше раздумывать было некогда…
Забрал обновку 30 декабря, сделав себе подарок к Новому году. Из дополнительного оборудования поставил только брызговики и коврики. Зимние шины пришлось выбирать из очень маленького списка – размер 225/50R17 довольно редкий, а мне нужны только шипы. Взял Nordman, которая, как известно, создана по образу и подобию Nokian Hakkapeliitta 4. Вообще-то я «Хаккапелиитту» не покупаю из принципа, но ценник на Nordman гораздо гуманнее – решил попробовать.. Все вместе обошлось в 47 тыс. рублей, КАСКО – в 49 тысяч.
В белом цвете BMW Х1 красив. Да, у него странная мордочка и нелепо торчащая нижняя «губа», но зато какой стремительный профиль! Хотя, конечно, дорожный просвет и шины сразу предупреждают – кроссовер этот исключительно для асфальта.
В чем я не сомневался, так это в удобстве посадки водителя. На Freelander (я буду сравнивать именно с ним, тем более что по цене они очень близки) правое колено трется о центральную консоль, а все элементы интерьера излишне массивные. Здесь же садишься как влитой. Очень понравилось, что регулировку наклона спинки инженеры BMW заимствовали из японской, а не из европейской школы – она падает в горизонталь одним движением подпружиненного рычажка. Таким же манером изменяется высота подушки – не надо качать ручку-домкрата, достаточно просто чуть приподняться, и сиденье выставлено.
Задние сиденья можно отрегулировать по наклону спинки – это плюс для увеличения объема багажника. Но для пассажиров это не имеет значения – им относительно комфортно только в самом последнем положении спинки. Кстати, пассажиров сзади должно быть двое – третьему нормально не сесть из-за высокого трансмиссионного тоннеля и выдающейся назад консоли. Багажник – не чудо вместимости, но свои колеса BMW увезет (в отличие от Freelander, требовавшего раскладывать сиденья). А под полом – аккумулятор, для лучшей развесовки.
Что не нравится? Больше всего - корма машины, которая пачкается просто мгновенно. Во-первых, сюда из-за аэродинамических особенностей кузова подсасывает снег и грязь с дороги. Во-вторых, неудачно расположенный выхлоп (у «Фрила» он был завернут книзу, а сам задок повыше) закидывает ее сажей. А в-третьих, какой идиот сделал задний дворник с рабочим сектором всего 120 градусов? В итоге уже через день после мойки машина сияет белизной, а зад весь в серой грязи, а дворник еще и добросовестно концентрирует эту грязь в зоне видимости. Некрасиво, да и открыть-закрыть багажник, не измазавшись, невозможно.
Почетное место на панели приборов занимает традиционный для BMW эконометр. По сути, это тросик, привязанный к педали газа: чем сильнее жмешь, тем выше расход. С наличием этого совершенно бесполезного прибора еще можно было смириться, если бы при этом не пропал прибор нужный - указатель температуры двигателя. А его нет. И это ведь на дизеле!
Неудачно сделан блок микроклимата. Удобны только «крутилки» выбора температуры. Кнопочное же управление скоростью вентилятора – решение неверное, тем более что кнопки мелкие, плоские и теряются в ряду других. На ощупь ими управлять невозможно, приходится бросать взгляд вниз. Кстати, такой же блок стоит и на Х3, и на Х5. Дисплей тоже мелкий и плохо читаемый. По сравнению с корейскими моделями его матричная монохромная графика может показаться демонстративно примитивной, но у «Ровера» ничуть не лучше, только у него была зеленая подсветка, а тут оранжевая.
По той же причине сложно управлять музыкой. Выбор CD/Radio/AUX зачем-то завязали на две кнопки, хотя куда логичнее делать его одной. Регулировка яркости подсветки – это четыре нажатия двух разных кнопок меню на подрулевом рычажке, хотя в том же Freelander это делается одним движением колесика-реостата. Неужели в BMW не слышали про «интуитивно понятное управление»? Кстати, сама «музыка» BMW Professional по звуку – никакая. Увы.
«Бардачок» и бокс между сиденьями – микроскопические, поэтому диски не положить никуда, кроме дверных карманов (а без дисков не обойтись, спасибо немцам за отсутствующий USB-вход!). Нет ни лотков под сиденьями, ни карманов на спинках. Особое спасибо – за то, что бумаги формата А4 пристроить вообще некуда. Как по делам-то ездить? Кнопка подогрева руля расположена за спицами так, что ее не увидеть – но при этом трогательно снабжена лампочкой, сигнализирующей о включении. Зачем, спрашивается, я ж все равно ее не увижу! Наконец, полированное пластмассовое «дерево» моментально царапается, хоть в белых перчатках садись.
Зато смотришь на подстаканник – и душа проникается уважением. Солидный девайс, красивый, крепится в отдельное гнездо на тоннеле с защелкой, а если не нужен – «паркуется» в специально отведенное место внутри бокса-подлокотника. Чувствуется, что над ним поработала целая группа дизайнеров, и с немаленьким бюджетом. Понятное дело, на всякие микроклиматы да карманы для деловых бумаг уже не хватило ни денег, ни времени – чего им на ерунду отвлекаться…
Зато по части езды вопросов к Х1 быть не может – это настоящий восторг. Очень точный руль, жесткая спортивная подвеска, быстрый «автомат» (шестиступенчатый, а сейчас начали ставить 8-ступенчатый), абсолютно адекватные тормоза (нет проблем с дозировкой усилия, не перетормаживаешь, как это было на Freelander), полный привод и 177-сильный дизель – все это работает настолько отточенно и гармонично, что ты сливаешься с машиной моментально и навсегда. Если дорога ровная, то 160-170 км/ч держишь совершенно не напрягаясь, а летом, думаю, можно попробовать и быстрее. Отменные зеркала, мощный ксеноновый свет. Отлично работают подрулевые рычажки – они нефиксируемые и раньше это создавало путаницу в управлении, но сейчас все абсолютно понятно. Отлично настроена система стабилизации – если на LR я так и не смог понять, когда же она включается, то на «иксе» DSC вмешивается очень адекватно. Едешь и упиваешься этой точностью, этими мгновенными реакциями и абсолютным взаимопониманием с машиной!
Увы, все это только на хорошем покрытии. На трассах вокруг Красноярска BMW слишком сильно скачет, повторяя профиль дороги, и на неровном асфальте не дает ехать больше 130-140 км/ч (на «Фрилэндере» я там же спокойно шел около 160). А в самом городе я теперь притормаживаю на переездах (на LR шел ходом) и совсем останавливаюсь перед «лежачими полицейскими» (раньше слегка сбрасывал). Обратная сторона жесткости и нежных «50-х» шин, ничего не поделаешь… Парковаться носом к бордюру тоже приходится осторожно – это не «Фрил», губу мигом обломаешь...
Что касается эксплуатации, то пробег за 2 месяца чуть превысил 7000 км, в том числе дважды съездил в таежные поселки за 600 км. Никаких поломок не было, но не обошлось без небольшой проблемы - в самом начале «икс» отказывался давать команду на запуск двигателя. Жмешь кнопку, а в ответ тишина. После визита к ОД машинка, видимо, испугалась и теперь заводится просто блестяще – в -30-32 за полсекунды безо всяких прогревов! Вообще прогрев и отопление продуманы здесь «на пятерку»: помимо мощных подогревов руля и сидений, здесь есть электронагреватель в самой системе, так что через 3-5 минут в машине уже комфортно. Аккумулятор, как я уже сказал, тут упрятан в багажник, но для удобства «прикуривания» под капот выведена «плюсовая» клемма, а в инструкции эта операция расписана очень подробно и толково. Наконец, можно оставить автомобиль прогреваться с запертыми дверьми – для этого нужно завести машину с ключа, затем вытащить его и «перезапуститься».
Минусы в эксплуатации пока невелики. Подвеска не любит мороза – первые пару километров она просто исчезает, едешь-грохочешь, как на телеге. А еще традиционно бесят идиотские выдвижные омыватели фар. Мыть фары они не моют, максимум – сбивают пыль. Зато: 1) щедро выкидывают «незамерзайку»; 2) поливают ей капот и, если есть люк, то и водителя; 3) замерзают и обламываются. В общем, супер-изобретение! Буду отключать…
Что касается топлива, то заправляюсь, как и раньше, зимним ДТ на проверенной сети АЗС. При температурах ниже 30-35 буду добавлять антигель. По опыту Freelander, проблем с дизелем «из-за нашей солярки» не было никаких – надеюсь, то же самое будет и с BMW . Расход в начале был 10,5 л/100 км, сейчас снизился до 9-9,5 л. По трассе на скорости 110-120 км/ч BMW вообще бесподобен – 6,2 литра на «сотню», и в таком режиме запас хода превысит тысячу километров!
В общем, за два месяца я определил свое отношение к покупке. Х1 – это универсальный быстрый автомобиль для активного горожанина и хороших покрытий, и в этой роли он великолепен. Но этого для меня маловато. Поэтому в итоге я все равно опять пойду за «Фрилэндером». Ну а пока – буду наслаждаться.