Очередная серия про старенькие баварские полноприводники.
Первая серия была посвящена моделям х5 в кузове е53:
Отзыв о BMW X5
Собственно, там описана вся предыстория, приведшая меня к этим машинам, а после и к герою данного отзыва. Как обещал – повествую, пусть и с запозданием. Впрочем, машина продана, а впечатления еще свежи. А поскольку таких машин немало на просторах родины, да и отзывов на данном ресурсе скудновато, в отличие от того же е53 – думаю, моя писанина кому-то до пригодится.
Итак, речь пойдет о BMW Х3 в кузове е83. Машина в данном кузове выпускалась с 2003г. до 2010г., в 2006 г. был сделан фейслифт. Машина выпускалась в Австрии (г.Грац), что выгодно сказалось на качестве – проблем с данной моделью гораздо меньше, чем с первым поколением х5, выпускавшимся в США (Спартанбург).
Вкратце – в целом по модели.
1.Дизайн.
Часто говорят, что е83 – один из самых некрасивых БМВ. Изречение оставлю без комментариев – на вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные. В целом машина выглядит достаточно динамично и цельно. На дорестайловых машинах бампера некрашеные, что практично, с одной стороны, но не очень эстетично – с другой. Рестайл выглядит более свежо за счет измененной светотехники, других (частично окрашенных в цыет кузова) бамперов, другого дизайна колесных дисков. Отдельная позиция – м-пакет. У машин с м-пакетом другой внешний обвес (бампера, арки, пороги, накладка багажника), полностью окрашенный в цвет кузова, и особая серия дисков.
2. Кузов.
Как правило, особыми проблемами по кузову даже старые х3 не отличаются – все достаточно продуманно и надежно. Металл толстый, «настоящий». В случае аварии х3 ведет себя очень надежно. Но вот мелочевки хватает, особенно на дорестайлинговых машинах. Из кузовных недоработок можно отметить следующие:
- форма капота не позволяет поднять дворники от стекла (кроме как при постановке их вертикально) – видимо, аэродинамическая особенность. Очень неудобно при замене щеток;
- при наличии алюминиевых порогов многие часто пачкаются об них при посадке-высадке в машину. Дело привычки, считаю;
- зимой частенько образуется наледь на кромке заднего бампера, что препятствует открытию багажника. Такая же проблема есть и с порогами;
- часто при обледенении ест ь проблема с открытием лючка бензобака;
- на дорестайле в переднем бампере имеется огромная ничем не прикрытая прорезь, куда летит вся дорожная грязь. Решается установкой соответствующей сетки;
- в прорезь между капотом и лобовым легко попадает всяческий мусор и грязь;
- при разряженном аккумуляторе дверцу багажника можно открыть только изнутри (а для этого нужно туда еще попасть из салона);
- скрип верхних уплотнителей дверей, которые почему-то приподнимаются вверх при полном закрытии стекла (решается проклейкой проемов армированным скотчем );
- при малейшем отслоении шумоизоляции в дверях в салон начинает попадать вода. Решается дополнительной герметизацией или заменой шумоизоляции;
- слабая шумоизоляция. Дело, конечно, относительное, но в сравнении с е53 ситуация с шумкой намного хуже. Выход только один – полная шумоизоляция хорошими материалами, и тогда удастся понять, что такое настоящий премиум. Доводилось кататься на таких машинах – по сравнению со стоком небо и земля;
- слабое крепление докатки – на дорестайловых машинах очень частая проблема. Подушки двигателя тоже оставляют желать лучшего;
- колёсные диски почти всех дизайнов выполнены с острыми углами на переходах спиц, что приводит к скапливанию трудноудалимой грязи в этих местах; нет достаточно закрытых дисков для зимней эксплуатации;
- обмерзание дверных ручек. Проблема, знакомая по е53, но не так ярко выражена;
- панорамный люк. Практически все дорестайловые проблемы имеют с ним проблемы. Отсутствие регулярной обслуги, климатические перепады приводят к тому, что направляющие люка забиваются грязью, пластиковые полозья и ползунки ссыхаются и деформируются, механизм закисает. Попытки «разработать» закисшие люки приводят к полной поломке. Рецепт тут один – своевременное обслуживание, чистка и смазка. Либо заглушить и не пользоваться, как особо бюджетный вариант;
- планка задней двери багажника. Проблема, идентичная е53 – из-за попадания воды в узел начинает глючить кнопка открывания багажника и подсветка номерного знака. Либо замена на новую, либо разбор, чистка и герметизация планки;
- вспучивание краски на рейлингах. Как правило, в одном и том же месте - правая задняя стойка. Видимо, технологический дефект.
3. Двигатели
Гамма двигателей включала в себя следующие агрегаты (для дорестайлинговой машины):
2.0i – 150 л.с.
2.5i – 192 л.с.
3.0i – 231 л.с.
2.0d – 150 л.с.
3.0d в двух модификациях – 204 и 218 л.с.
После рестайлинга моторная гамма существенно поменялась – в частности, на смену бензиновым двигателям м54 2.5 и 3.0 пришли двигатели серии N52, появилась и топ-версия с двигателем 3.0SD:
2.0i – 150 л.с.
2.5si – 218 л.с.
3.0si – 272 л.с.
2.0d – 177 л.с.
3.0d – 218 л.с.
3.0sd – 286 л.с.
Четырехцилиндровые бензиновые 2-литровые двигатели на х3 встречаются достаточно редко, основная масса дорестайловых машин шла со старыми проверенными моторами серии м54 (2.5 и 3.0). Этот двигатель хорошо знаком по Х5 е53. Соответственно, достоинства и недостатки описывал в отзыве про х5. Из достоинств – достаточно простая и надежная конструкция, хорошие тягово-динамические показатели (машина легче, чем е53). Из минусов –бывает, есть угар масла (до литра на 2000 км), непродуманная конструкция ДИСы и КВКГ – случается, перемерзает (на рестайлинговых машинах более совершенная КВКГ –«утепленная»), хотя на е83 такая проблема менее актуальна, чем на е53. На пожилых машинах «сохнут» сальники - начинает подтравливать масло. Еще бывает проблема в прохудившейся гофре воздуховода – подсос воздуха и неправильное смесеобразование. Но в целом все достаточно просто и надежно.
Другое дело – двигатели серии N. Особенно «славится» мотор 2.5si – в подавляющем большинстве случаев (кроме совсем уж свежих машин) ему присущ масложор, вплоть до 1 литра на 1000 км. При выборе таких машин надо иметь данный факт в виду, не радуясь неожиданно приятным ценам на вторичном рынке. Трехлитровый двигатель тоже весьма специфичен – одна электронная помпа чего стОит.
С дизелями особых проблем нет, что подтверждается их высокой ликвидностью и спросом на них на вторичном рынке. Ряд специфических проблем (трещины коллектора, течь заслонок, демпфер крутильных колебаний и т.д.) имеет место быть в основном на пожилых машинах с большими пробегами. Про 3.0d, опять же, упоминалось в отзыве про х5.
Очень интересный мотор – 3.0sdПо сути, этот то же самый трехлитровый дизель, но с двумя турбинами, что позволяет ему достичь мощностной планки 286 л.с. и быть топовым вариантом х3.
Касательно всей линейки дизелей – как правило, рано или поздно обладатели «тракторов» проводят цикл доработок своего двигателя, включающий в себя:
- удаление сажевого фильтра (если он есть в комплектации);
- удаление системы рециркуляции (ЕГР);
- удаление заслонок коллектора;
- чиповка.
К примеру, на двигателе 3.0d подобные процедуры помогают поднять стендовую мощность двигатенля с 218 до 290 л.с. и получить существенную прибавку в динамике. С безнаддувными бензиновыми моторами такого, увы, не получится.
Достаточно слабое место х3 – система охлаждения, особенно на дорестайлинговых машинах с м54. «Уход» антифриза – вещь вполне обыденная. Причин может быть множество, но в основном они связаны с возрастом и таковы:
- нижний патрубок радиатора (трескается);
- уплотнительное кольцо датчика температуры;
- расширительный бачок;
- пробка расширительного бачка (перестает стравливать).
4. Трансмиссия.
Сразу можно сказать, что проблем с АКПП у е83 гораздо меньше, чем у е53. Но есть у трансмиссии х3 и своя «ахиллесова пята» - это передний кардан и раздаточная коробка. Каждый «пожилой» х3 под подозрением.
В случае с карданом, как правило, виновата крестовина – со временем она изнашивается и клинит. Происходит это по причине того, что на дорестайловом х3 нет защиты кардана и АКПП и вся грязь легко попадает на указанные агрегаты. Рецептов тут два: или покупать дорогущий кардан в сборе и менять его целиком, или заменить только крестовину, благо аналоги вполне можно подобрать. Плюс установка защиты кардана (на рестайловых машинах она имелась с завода).
У раздаточной же коробки «враг» № 1 – серводвигатель. К 100-150 тыс.км. пробега он начинает глючить, подклинивая раздатку (виноват умирающий датчик Холла серводвигателя). Незамененное масло и дерганая езда только усугубляют положение. Как итог – минус 50-100 т.р. из бюджета на замену либо ремонт раздатки. Сам серводвигатель стОит дешевле – от 15 новый, и лучше не тянуть с его заменой при первых признаках кончины.
Также бывают проблемы с приводами – как правило, при резком газе при полностью вывернутом руле ШРУС может банально выскочить, обездвижив машину.
5. Ходовая, рулевое управление, тормоза.
Опять же, по сравнению с е53, е83 в части подвески – верх надежности. Все агрегаты ходят достаточно долго и внимания требуют после пробега в 150 ткм. То же касается рулевого управления и тормозов. Хотя многие жалуются на сравнительно невысокую эффективность штатных «тормозилок».
6. Оптика.
Дорестайлинговые машины, как правило, все страдают помутнением головных фар и тусклым светом, даже на ксеноновых вариантах. Дело в следующем: во-первых, достаточно быстро мутнится само стекло фары. Во вторых, выгорает и пачкается отражатель. В-третьих, «садятся» сами ксеноновые лампочки. Рецептов тут много, кардинальный – замена на свежие фары с рестайлинговой машины, благо по форме они такие же. Более бюджетный – разбор фар с чисткой внутренностей, замена ламп на новые и полировка стекол.
В остальном с оптикой проблем, как правило, нет.
7. Отопление, вентиляция, стеклоочистители.
Обыденное явление на старых е83 – скрип моторчика печки. Устраняется достаточно просто своими силами.
Другая проблема – вонь после работы кондиционера, которая лечится его дезинфекцией.
Воздуховоды в машине расположены так, что лобовое стекло не прогревается посередине, зимой и в сырую погоду это доставляет проблем. Кроме того, часто запотевание стекла связано с мокрым воздушным фильтром, на который легко попадает вода снаружи в случае негерметичности крышки фильтра.
Отдельная эпопея – система стеклоочистки. Во-первых, из-за непродуманной конструкции сальника частенько разбалтывается трапеция переднего стеклоочистителя (вода и грязь проникают в механизм и играют роль абразива, изнашивая его). В профилактических целях необходимо заменить сальник и смазать механизм, в запущенных – поменять трапецию.
Другая проблема – с трубкой омывателя заднего стекла, которая имеет два слабых места – соединение в крышке багажника и под полом машины. При забивании системы трубка выскакивает из соединителя либо в задней двери, либо под полом, куда и льется весь омыватель. И если в первом случае достаточно разобрать обшивку задней дверцы, то во втором придется разбирать весь салон, снимать и сушить обшивку пола. Лучше укрепить эти места заранее и посуху. Ну и лить только качественную жидкость стеклоочистителя.
У ряда машин накрывается задний дворник из-за попадания в узел воды – проблема, аналогичная е53.
8. Салон.
На е83, как и на е53, возможны 3 варианта передних кресел – обычные, спортивные и комфорт (с «ломающейся» спинкой). Кроме того, есть 3 варианта обивки: ткань, кожзам (сенсатек) и натуральная кожа (дакота). Возможны как механические, так и электрические регулировки с памятью положения. Также бывает и подогрев как передних кресел, так и заднего дивана.
Касательно обивки – настоятельно не советую салоны из сенсатека. При жаре на креслах из этого материала сидеть невозможно, на морозе же он легко трескается. Уж лучше ткань.
В целом материалы обивки у е83 проще, чем у е53, и это видно во всем – от «кирзовой» передней панели и обивочной ткани потолка до качества пластика салона. На «премиум» совсем не тянет. Но в целом все достаточно удобно, эргономика на высоте. Консоль между креслами покрыта непонятным материалом, который легко облазит и в итоге салон выглядит непрезентабельно. Также при легком касании часто открывается задняя пепельница.
На передних креслах с обогревом этот самый обогрев частенько прогорает на максимальных режимах, дырявя обивку кресла. Ремонт – или замена кресел, или установка матов от е46 взамен сгоревших родных.
А теперь немного поведаю о своем экземпляре.
Как я пришел к е83, описывал в отзыве про х5. Повторю и здесь. При желании раздел можно пропустить)
После продажи последнего е53 и покупки недвиги пришлось сделаться пешеходом.
Несколько месяцев "без лошади", особенно в Москве доведут до белого каления кого угодно, поэтому было принято решение на время приобрести что-нибудь бюджетное и простенькое, в пределах 500-600 т.р.
Попытки пересесть на что-нибудь легковое и моноприводное были с успехом отбиты снежной зимой, неважным обзором "снизу", грязью, высокими московскими бордюрами и нехилыми колдобинами отечественных дорог. Скудность багажного пространства в кузовах типа седан тоже не радовала. Отсюда определились следующие основные критерии предполагаемого авто:
- полный привод;
- кузов универсал;
- высокая посадка (кроссовер).
Дополнительно выдвигалось:
- левый руль;
- возраст не более 10 лет;
- желательно дизель;
- нормальная эргономика.
Обследование авторынка на предмет заявленных требований показало, что из имеющегося ассортимента более-менее мне нравится только Субару Легаси Аутбэк в предпоследнем кузове. Но нормальные рестайловые варианты по цене запрыгивали за 750 т.р., при этом удручали оснащением, аппетитом, пустоватым салоном и малоизведанностью для меня в плане обслуги и проверенных сервисов.
Не мудрствуя лукаво и поминая опыт эксплуатации баварских кроссоверов, вспомнил еще об одном "продукте" автоконцерна БМВ, с которым толком не приходилось сталкиваться - Икс 3 первого поколения в кузове е83.
Мониторинг информации по авто прибавил позитива - цены на скромные версии дорестайла начинались с 600-650 т.р.
Авто единогласно признавался почти всеми гораздо более надежным, чем старший брат е53 (сборка Германия, в отличие от х5). Наличие проверенных двигателей м54, кучи знающих сервисов и многочисленные рекомендации подстегнули интерес. Конечно, хотелось дизель, но цены на них уходили далеко за пределы бюджета. В итоге, после непродолжительных поисков и ознакомления, стал обладателем следующего аппарата:
- е83
- двигатель 2.5i (бензин) М54;
- американская версия;
- цвет черный, салон сенсатэк (искуственная кожа) бежевый;
- 2004 г.
- пробег 89 000 миль (47 по штатам) – около 140 т.км.
Машина продавалась официальным дилером (трейд-ин), до меня в РФ был единственный владелец.
Диагностика в проверенном сервисе выявила лишь небольшие косяки по подвеске (сайленты, верхние опоры стоек).
Внешне из недостатков пара незаметных потертостей на переднем бампере, вмятинка на водительской двери, да слегка топорщилась резинка люка. Даже лобовое стекло было еще родным.
Еще из косяков (по салону) - поцарапанный подстаканник центральной консоли, коцнутая крышка отделения для мелочей, длинна царапина на коже подушки водительского сиденья и слегка ободранная шторка багажника - в общем, ничего криминального.
В итоге с учетом приведения машины в "тонус" (замена масла в АКПП и раздатке, колодок, устранения указанных косяков по подвеске) "маленький" икс обошелся в пределах 700 т.р.
На машине я проехал чуть больше 40 тыс.км., по самым разным дорогам и в любух погоду – от южного Урала до севера Финляндии.
В целом можно сказать, что х3 с лихвой оправдал возложенные на него надежды – универсальный кузов, достаточно динамичный двигатель, отменная в своем классе управляемость, сравнительно невысокие эксплуатационные затраты.
Средний расход топлива за период владения получился около 12.5 л/100 км. При этом при спокойной езде по трассе – около 8-9 литров, при активной – 11-12, в городе- 14-15, при самых жутких пробках – 17-18.
Что касается ремонтов, то за период владения было проделано следующее, не считая регулярных ТО:
- замена передних амортизаторов/опор стоек/сайлентблоков верхних рычагов;
- замена передних и задних тормозных дисков;
- замена термостата и патрубка радиатора;
- замена опор АКПП;
- замена переднего кардана (хотя можно было просто поменять крестовину);
- замена сальника коленвала;
- замена гофры двигателя;
- замена свечей и аккумулятора.
Всего за почти два года и 40 ткм. на ремонты ушло около 100 тыс.руб. Кроме ремонтов и планового обслуживания, при покупке поменял масло в АКПП, раздатке и редукторах – в итоге никаких проблем с этими агрегатами у меня не было.
Когда продавал машину с пробегом почти 180 т.км., диагностика выявила лишь необходимость замены сальника штока АКПП (1т.р.). Больше никаких проблем с авто не было.
Несмотря на то, что машина планировалась как временный вариант, потихоньку начал улучшательством и доработками иксёныша под себя. Так у меня со всеми машинами. Поначалу ничего масштабного не планировало. Но потом, как говорится, понеслась…
1.Доработка оптики.
Машина мне досталась с галогеновой оптикой, пластик фар был отпескоструен и фары светили кое-как. Фирменных бмвшных колечек в фарах тоже не было. К тому же бесили уродливые оранжевые вставки в поворотники. "Душераздирающее зрелище" (с). В итоге было сделано следующее.
По случаю были куплены за копейки свежие рестайлинговые галогеновые фары с поврежденными корпусами, но целыми незатертыми стеклами. Планировалось использовать именно стекла - переставить их на свои фары, ибо разницы между ними нет.
Что касается колец, то очень хотелось иметь не CCFL, а светодиодные (SMD) кольца. Ибо неон легко перегорает, нестабильно работает зимой, на них реагируют парктроники. А кроме того, чуть что случись, опять разбирать фару. Диодные в этом плане на порядок надежнее.
В итоге купил подходящие диодные кольца и установил их в фару. Попутно почистил отражатели, и поменял стекла фар на свежие. Свет фар стал на порядок лучше.
Однако далее было принято решение установить рестайлинговую ксеноновую оптику, что и было сделано.
2. Доработки по кузову.
Поскольку привык к порогам, купил и дооснастил оригинальными алюминиевыми порогами и этот икс. И практично, и симпатично. Также поменял ноздри решетки радиатора на новые хромированные. Плюс новый подстаканник в переднюю консоль (старый был ободран) и планку подсветки номера. После советов на форуме купил и поставил защиту раздатки. Также поменял родную ободранную шторку багажника на рестайловую (точнее, переставил полотно шторки на свой механизм).
Что касается панорамы, то провел полное обслуживание и регулировку – стал закрываться, как на новой машине.
3. Доработки по салону.
Первым делом решил заняться «климатическими» проблемами – поскольку у меня не было подогревов передних кресел, решил его поставить (ибо в холодное время года сидеть на ледяном сенсатеке ой как неудобно). Для этого потребовались: планка с кнопками в переднюю консоль, комплект проводов дооснащения, маты подогрева от е46 и куча нервов). Пришлось разбирать полностью передние кресла и вставлять маты. Попутно заменил треснувшую обшивку водительского кресла на новую. После программирования все заработало.
Установил подсветку салона, прикупив фонарики, благо проводка под них уже имелась.
Поменял руль с обычного 4-спицевого на М-руль с обогревом от е53, гораздо более удобный.
Поменял вкладки приборки с американской на европейскую, изменил подсветку приборки с красной на белую и перекрасил стрелки.
Снял всю консоль с подлокотником, очистил ее от ободравшейся краски, покрасил, покрыл лаком, доработал для установки айфона. Стала как новая.
Купил и установил мультимедиа-систему МуDean 7182 в центральную консоль с установкой DVD-блока в подлокотник, а так же камеру заднего вида.
Установил комфорт-кресла (с ломающейся спинкой) от е53, поменяв, таким образом, сенсатековый салон на натурально кожаный. Очень удобные кресла! Со штатными «табуретками» никакого сравнения.
Поставил черный потолок вместо светлого стокового – и симпатично, и практично. К тому же с ним уютнее как-то.
Помимо всего прочего, обновил софт во всех блоках авто на самые последние версии.
3. Колеса.
Машина мне досталась на уставшей всесезонке 17-го радиуса на родных невзрачных дисках 111-го стиля.
Вместо них был куплен зимний комплект на 17 (диски 112-го стиля) и летний разноширокий комплект на 19 (диски 145 стиля).
Помимо вышеперечисленного, было сделано много другой мелочевки, перечислять не стану, дабы не утомлять читателей.
Многое из того, что планировал сделать, воплотить в жизнь не успел. А именно:
- установить задние рестайлинговые фонари.
- установить передний/задний бампера м-пак. Почти все для этого было найдено, но "не судьба".
- перешить дверные обшивки новой кожей;
- затянуть рейлинги в пленку;
- полная шумоизоляция;
- полная полировка.
Но вскоре было принято решение о замене авто по ряду причин:
- Достаточно старый год.
- Расширение семьи. Х3 не совсем подходит на роль семейного, поскольку слишком жесткая подвеска, скромный багажный отсек (коляски/ванночки и пр).
- Необходимость в дизельной машине. Часто приходится ездить в Европу, а там на бензине тоскливо.
В итоге авто был выставлен на продажу, и ушел первому же потенциальному покупателю. В отличнейшем состоянии.
Взамен куплен Х5 е70 3.0sd.
Напоследок совет всем потенциальным покупателям авто. Он только один: тщательная диагностика перед покупкой. Ибо на рынке очень много откровенно уезженных машин, после покупки которых и возникает масса слухов, что БМВ – «ломучий отстой». Покупайте ухоженные машины, и они будут вас радовать.
Меня, во всяком случае, ни один купленный БМВ еще не разочаровал и, надеюсь, впредь не разочарует.
Всем успехов на дорогах, буду рад, если отзыв окажется кому-то полезен.