Привет всем.
Расскажу о своей машине – BMW X5 3.0si 2008 года.
Выбор и приобретение
В 2011 году финансовые возможности позволили думать об исполнении мечты – покупки немецкого SUV. Изначально выбирал между MB ML350, Porsche Cayenne и BMW X5 3.0. В итоге на выбор повлияли совершенно прозаичные финансовые соображения – все три машины 2008 года в США стоят примерно одинаково, но двигатель (и, соответственно, пошлина) у X5 самый маленький. Кроме того, на момент покупки и у ML и у Cayenne уже были новые кузова, а X5, по крайней мере до 2014 года позволял быть модным парнем :) Сразу было решено не искушать судьбу и покупать автомобиль не на аукционе, а у дилера. В помощь была привлечена местная компания, привозившая машины со всего мира. Основными требованиями были отсутствие пневмоподвески, системы Adaptive Drive и, конечно же, черный цвет. Хотелось найти и Comfort-салон, но 3-х литровые Х5 в США с ним большая редкость и сметают их сразу. И, вот, спустя две недели поиска в Калифорнии в Северном Голливуде был найден устроивший вариант – черный (Black Sapphire Metallic) X5 2008-го года, на черной коже (Black Nevada Leather), Premium пакет, Technology пакет, Rear Climate пакет, подножки, передние сиденья с подогревом, автоматическая дверь багажника (подробнее о комплектации и пакетах ниже). Пробег на момент покупки составил всего 29 000 км. Не верите? Сам бы не поверил, но машина покупалась у того же дилера, что и продавал ее новой и на машину имелась полная дилерская история обслуживания. Побег подтвержден Carfax’ом и машина сертифицирована по программе BMW Certified Pre-owned Vehicle, что давало основания указанному пробегу поверить. Кроме того, по прибытию состояние машины заявленному пробегу вполне соответствовало.
Вдумчивое изучение истории обслуживания показало, что на машине в США во время эксплуатации первым и единственным владельцем был заменен сдохший аккумулятор и мотор печки (все это болезни Х5). Перед постановкой машины на продажу дилером было поменяно масло, заменены тормозные колодки и установлена новая резина.
По моей просьбе дилер провел диагностику на предмет остальных болезней X5 – течь радиатора, состояние помпы, состояние поддона АКПП, работа электронного ручника и панорамной крыши. Все было в норме. Замены потребовали только облезшие пластмассовые панели на руле.
Все это богатство в США обошлось мне в 42 000 долларов. Ударив по рукам, через 2,5 месяца уже встречал автовоз в Хабаровске. В тот же день, получив документы, оформил КАСКО и начал активно эксплуатировать автомобиль.
Теперь подробнее обо всем.
Двигатель
Двигатель на машине атмосферный 3-х литровый, рядный 6-ти цилиндровый, мощностью 272 Л.С. Иногда в ПТС у машин из США встречаются и 260 Л.С. Налог в Хабаровском крае на такие лошади, конечно же, не радует – вынь да положи 40 000 рублей. Предыдущей машиной была Honda Inspire 25, так что, буду сравнивать с ней. Как и всех рядных шестерок у момент на низах у Х5 больше, чем у V6, что делает перемещение в городе гораздо комфортнее – ускорение с малых скоростей происходит гораздо бодрее. На верхах картина уже несколько другая, хоть и крутится данная версия мотора до 7000 (в режиме DS, в D до 6800) оборотов, ничего похожего на пинок VTEC на Хонде нет и в помине. Разгон ровный без эмоций, плавно затихающий к пику оборотов. Педаль газа электронная, естественно, задушенная в угоду экологии. Задушенность убирается переводом машины в режим DS (Drive Sport), одновременно меняется и режим работы коробки – переключения становятся резче и наступают на более высоких значениях оборотов. 3 литра, это, конечно, не 4.8 литра с 355 конями, но, вполне хватает. Динамика, по ощущениям, достаточно близка к 200 сильному (но более легкому) Инспайру.
Двигатель горячий, прогревается очень быстро. Первый год проездил на 98-ом бензине, потом стал лить 95-ый – разницы никакой не заметил. Расход летом в городе 16-18 литров, зимой 20-21. На трассе рекорд был 8 литров на сотню.
Масла требует 6,5 литров. Цена оригинального масла вполне демократична – 450 р. за литр. Меняю каждые 7000 километров. Датчик уровня масла электронный, щупа нет (что спокойствия не добавляет). В датчик давления масла встроен датчик качества масла (измеряет сопротивление). По данному датчику корректируется меж сервисный интервал замены масла на бортовом компьютере.
Звук грязный, с хрипотцой, как у всех рядных 6-ок. С V8, конечно же несравним. Да и истерические вопли хондовского V6 тоже были слаще для уха :)
Двигатель исключительно беспроблемный, болезней нет, работает и работает. Единственная проблема – стук гидрокомпенсаторов на холодную при небольших дневных пробегах. Лечится сменой производителя масла, либо, кардинально, установкой новой модели гидрокомпенсаторов. На скорость не влияет, больших проблем в будущем не сулит, так что, пока не нервничаю.
АКПП
АКПП 6-ти ступенчатая, со спортивным режимом и возможностью переключения передач в ручном режиме (Steptronic). Управление электронное – джойстиком. По сравнению с АКПП в Inspire работает невероятно плавно :) Переключения заметны только по оборотам. У АКПП уже есть свои болячки. У машин 2007-го и первой половины 2008-го года на морозе лопается резиновый адаптер внутри коробки. Стоимость адаптера 300 рублей, но по незнанию, многих разводят на переборку коробки, стоимостью до 90 000 рублей. Поддон у АКПП пластмассовый, что серьезно ограничивает внедорожные возможности машины, и имеет свойство подтекать, что требует повышенного к нему внимания. Ну и, как и все современные АКПП может внезапно сломаться совсем, но от этого не застрахован, как мне кажется, никто. Надежность европейских многоступенчатых АКПП не идет ни в какое сравнение с простыми 4-х ступенчатыми японскими автоматами.
Замену масла (хоть BMW и позиционирует АКПП как не требующую замены масла) надо проводить уже после 100 000 километров.
Единственное нарекание к работе АКПП – эпизодические толчки при трогании. Пропадает с прогревом автомата и по утверждениям коллективного разума сайта bmwclub.ru решается новой версией прошивки АКПП.
4WD
Свою систему 4WD BMW называет Xdrive. Данная версия 4WD является системой с постоянным полным приводом (с распределением момента по осям в нормальном состоянии 40:60) с мокрым многодисковым сцеплением с возможностью переброса до 100% момента на любую ось. Дифференциалы открытые, понижающих передач и блокировок нет. Блокировки имитирует система распределения тяговых усилий (DTC) с помощью тормозов. При включении заднего хода 100% момента автоматически перебрасывается на заднюю ось, а передняя ось подключается уже при проскальзывании задней.
Собственно, понятно, что ни для какого серьезного бездорожья машина не рассчитана. Максимум, что я себе позволял это речной песок, снежная целина и жидкая грязь в пол колеса. Самое главное, лично для меня, что машина позволяет передвигаться зимой по холмистому Хабаровску (не Владивосток, но все же), не тратя ни единой нервной клетки. С ужасом вспоминаю мучения на Inspire :)
Подвеска
Подвеска многорычажная (3 рычага спереди, 4 сзади). Амортизаторы у меня простые – от пневмоподвески и системы Adaptive Drive с магнитореологическими амортизаторами намеренно отказался. Баллоны пневмоподвески (у E70 только сзади), хоть и не дороги по сравнению с E53, но имеют свойство трескаться и лопаться. Система Adaptive Drive на Е70, хоть и безумно хороша, но знаменита вечно стучащими активными стабилизаторами (60 000 за новую не стучащую версию) и амортизаторами по 50 000 рублей за штуку (обычные 10 000 рублей).
Подвеска откровенно жесткая, что с одной стороны плохо, так как иногда хочется мерседесовской мягкости, но, с другой стороны, хорошо, так как дорогу жесткая подвеска держит существенно лучше, чем мягкая. Да и привык я после Хонды к жесткости :)
Подвеска крепкая, существенного внимания не требует. За почти 20 000 километров, пройденных по России, замены требует только один лопнувший передний гелиевый сайлент-блок (4 000 рублей) и скрипящие зимой опорные подшипники амортизаторов (450 рублей за штуку).
Тормоза
Отдельно о тормозах хочу рассказать, потому как количество технологических новинок с ними связанными просто завораживает.
Сами по себе тормоза для машины вполне адекватны, вопросов по остановке не возникает. Естественно присутствует 4-х канальная ABS и система стабилизации (DSC). ABS, кстати, работает на любой скорости. На Inspire, например, на малых скоростях отключалась.
Итак, об интересностях:
Датчики износа колодок.
Просушка тормозов. В дождь, по сигналам с датчика дождя колодки начинают массировать диски поддерживая их в сухом состоянии.
Помощь в трогании в горку. После отпускания тормоза, если машина стоит в горку, тормоза еще 2 секунды удерживают машину от откатывания назад.
Помощь при экстренном торможении. При резком убирании ноги с педали акселератора, колодки автоматически подводятся на минимальное расстояние к дискам и одновременно повышается давление в тормозной системе, что позволяет выгадать метр другой тормозного пути.
Электронный ручник. Ручник полностью электронный, управляется кнопкой.
Auto-hold. Есть спец кнопка, переводящая электронный ручник в автоматический режим, в котором ручник включается каждый раз самостоятельно при остановке машины и выключается при нажатии на педаль акселератора.
Присутствует система помощи спуска с горы, которая автоматически поддерживает скорость без участия водителя. На тормоз и газ можно не нажимать, сосредоточившись на рулении.
Единственный недостаток имеет, опять же, экологическое происхождение. Колодки изготовлены по без асбестовой технологии и летом пылят, зимой скрипят и вызывают повышенной износ тормозных дисков.
Колеса.
Диски на моей машине 18-ти дюймовые, что, положа руку на сердце, конечно, мало. ПО настоящему образ машины раскрывается только на дисках диаметром 20 или 21 дюйма. Оригинальные 20-ти дюймовые диски с комплектом резины стоят 170 000 рублей, реплику можно купить за 80 000. У меня пока жадность побеждает, лучше в Таиланд съездить за такие деньги :) В США на машину были поставлены run-flat шины Bridgestone, по какому-то недоразумению, считающиеся в США всесезонными. Шины эти из-за технологии run-flat жесткие сверх всякой меры, хоть и позволяют спокойно ехать 50 километров при проколе. Шины как назло новые и, опять же, жадность не позволяет их выкинуть и купить нормальные :) На зиму купил простые Yokohama Goosander, обошлись в 30 000 рублей.
На дисках смонтированы радио-датчики давления. Датчики дельта и конкретное значение давления не измеряют, а измеряют только изменение его значения.
Комплектация
Теперь, по моему мнению, самое интересное – рассказ о кнопочках!
Сначала пройдемся по пакетам и опциям, затем обо всем остальном.
В Premium Package входят:
- Система для открывания автоматических шлагбаумов и ворот. Программируемые кнопки смонтированы на зеркале заднего вида. Можно настроить автоматическое открытие ворот и без нажатия кнопки.
- Салонное зеркало заднего вида с автоматическим затемнением. Наружные зеркала заднего вида с автоматическим затемнением и обогревом. Как ни странно без Premium пакета, зеркала на X5 даже не складываются…
- Поясничная опора на передних сидениях. Управляется кнопками, может перемещаться вверх и вниз.
- Storage пакет. Рельсы в багажнике, верхняя шторка и телескопическая перегородка (которую, кстати, кто-то спер еще в США и ее пришлось покупать отдельно (6 000 рублей).
- Компас в зеркале заднего вида.
- Ambient light пакет. Подсветка машины снаружи из дверных ручек, плюс дополнительные источники света в салоне.
- Bluetooth для телефона. Единственная проблема – не понимает кириллицу в записной книжке. Проблема решается заменой модуля MULF2 (8 000 рублей).
- BMW Assist. Можно пожаловать оператору техподдержки на тяжелую жизнь :) В наших условиях, естественно, не работает.
В Rear Climate Package входят:
- Шторки на задние стекла.
- Две отдельные зоны климат-контроля для задних пассажиров
- Легкая тонировка задних стекол. Тонировка настолько легкая, что сразу же затонировал зад как положено :)
В Technology Package входят:
- Большой монитор.
- Передний и задний парктроники (всего 8 датчиков).
- Камера заднего вида. Камера сама по себе отвратительного качества, что, в целом, удивительно. Умеет рисовать траекторию движения и выводить на картинку информацию о положении препятствий (в дополнение к картинке с парктроника).
- Система голосового управления
- Информация о пробках (в России не работает)
- Навигационная система на DVD (карты есть только для западной части России)
Теперь опции.
Automatic Tailgate Opening and Closing – дверь багажника с электроприводом. Управлять можно кнопкой на самой двери, кнопкой в салоне или кнопкой на брелоке. Сама дверь багажника двустворчатая, на нижней можно сидеть.
Running Boards – подножки. Без подножек X5 не X5 :)
Heated Front Seats – трехуровневый подогрев передних сидений.
iPod and USB Adapter – USB и линейный разъемы.
Black Nevada Leather – толстенная черная кожа. Никакого сравнения с тонкой лексусовской.
А теперь, что в машине было в стандартной комплектации.
Динамический би-ксеноновый автоматический свет. Ближний/дальний переключается шторкой, фары поворачивают вслед за рулем, повороты могут подсвечиваться противотуманными фарами. Присутствует автоматический режим включения ближнего, в зависимости от освещенности. Уровень светового потока регулируется в соответствии с показаниями датчиков в подвеске. Есть дневные ходовые огни в виде двух колец. Поворотники в фарах по американской традиции горят постоянно. Подсветка панели приборов регулируется. Задние поворотники красные.
4-х зонный климат-контроль. Две зоны спереди, две зоны сзади. Три автоматические программы (Soft, Medium, Intensive), полностью настраиваемые зоны обдува, дополнительный подогрев или охлаждение зоны обдува груди. Кнопка максимального охлаждения салона (специально для Калифорнии :). Датчик загазованности воздуха, автоматически переключающий забор воздуха. Единственное, что огорчает – отсутствие кнопки выключения. Для выключения необходимо несколько раз нажать на кнопку уменьшения оборотов вентилятора.
Датчик дождя. Вот с ним поначалу общего языка найти не удавалось. То по сухому машет, то в дождь на месте стоит. Ситуацию, как ни странно, поправила замена дворников – старые плохо зону датчика очищали. Тем не менее, не хватает настраиваемого в ручную прерывистого режима, тут он полностью автоматический и завязан на датчик дождя.
Омыватели стекол с распылителем, что существенно снижает расход омывайки. 6 литров хватает на всю зиму.
Бортовой компьютер. Может многое, управляется джойстиком-крутилкой iDrive. Наиболее ценными для меня стали предупреждения о сервисе (замена масла, колодок, вызовы на ТО и сервис), система контроля давления в шинах и индикация различных ошибок (рассказывает где какая лампочка перегорела). В целом бортовой компьютер управляет мелкими настройками машины (приветственный свет, уровень открытия багажника, авто закрывание замков и т.п.), навигацией, климатом, магнитолой и коммуникациями.
Магнитола понимает, СD-Audio, MP3 на USB, CD и DVD (нижний слот для диска навигации). Радио настроено на американские частоты, но я им и не пользуюсь. Можно перепрограммировать.
Машина заводится и глушится с кнопки Start/Stop, ключ вставляется в слот. В брелоке спрятан классический ключ для открывания дверей в случае разрядки аккумулятора.
Руль имеет электрические регулировки по высоте и вылету, на руле есть кнопки управления телефоном, подачи голосовой команды, управления громкостью и треком, плюс две программируемые кнопки. Руль без подогрева, что зимой расстраивает, конечно. Можно дооснастить подогревом за 26 000 рублей. Руль туговат, по началу на месте вращать было непривычно тяжело.
Подушек безопасности 8 штук.
В машине есть панорамная крыша в 2/3 салона. Открывается почти полностью, есть режим проветривания. Шторка автоматическая.
Сиденья, самые простые, под широкую американскую спину :) Хотелось же конечно, Comfort-сидений, но 3-х литровые Х5 с ними редкость. Регулировки электрические, включая подголовник. Память на две позиции. Запоминается также положение руля и наружных зеркал заднего вида.
Правое зеркало заднего вида по американской традиции увеличивающее, о чем недвусмысленно намекает гравировка на нем же. При движении назад может опускаться вниз.
Стеклоподъемники везде автоматические, травмобезопасные.
Есть круиз контроль с функцией поддержания скорости в горку/под горку.
Система стабилизации и распределения тяговых усилий отключаема. Буквально вчера, перед новым годом крутил волчки по свежему снегу на площадке у краеведческого музея, благо распределение момента по осям позволяет :)
Задние сиденья складывающиеся (40:60). Есть ISO-Fix, что с моим семейством крайне полезно :) Подогрева задних сидений нет.
В багажнике притаился аккумулятор, запаска с домкратом и инструменты. Есть разъем для подключения зарядного устройства.
Поломки и проблемы.
Куда же без них. С горечью вынужден сказать, что качество сборки и контроля поставщиков на конвейер у БМВ сейчас не на высшем уровне (впрочем, как и всех, кроме Лексуса, пожалуй). Болячек связанных с эти много.
С какими я уже столкнулся:
- Сдохла помпа. Помпа на E70 электрическая, сдыхает стремительно и необратимо. Спасибо, хоть, бортовой компьютер о перегреве сообщает. Датчика температуры на приборной панели, к сведению, нет. В целом ремонт (диагностика, помпа со срочной доставкой, антифриз, покатушки на эвакуаторе и работа) обошелся в 30 000 рублей. Сама помпа стоит 16 000 р.
- Потек один из насосов омывателя. Сам насос стоит 1 500 р., работа еще 1 500.
- Лопнула трубка заднего омывателя. Вот тут уже беда. Трубки омывателей сделаны не из резины, как полагается, а из гофрированной гибкой пластмассы и перемерзания жидкости в них не переносят. Трубка заднего омывателя лопается в салоне, под водительским сиденьем, выпуская всю вонючую омывайку в салон. Замена трубки (сама трубка недорога – 2 000 р.) требует полной разборки салона (от 20 000 рублей). Неудобства добавляет еще и то, что трубка идет в одном жгуте с проводами. Салон после потопа необходимо сушить. Я, лично, решил обойтись малой кровью – трубку заглушили в районе бачка омывателя, салон сушил на мойке без разбора. Все равно задним омывателем и не пользовался толком.
- Стали протекать задние фонари. На заводе в качестве уплотнителя используется шнур, рассыхающийся со временем. Проблема решается установкой нормальных резиновых уплотнителей (1200 р. за пару, 1000 рублей работа)
- Заверещал на морозе мотор печки. Лечится закладкой новой смазки.
Чего жду:
- Обязательно должен потечь радиатор. Решается установкой новой версии, стоит 15 000 р.
- Контакты блока ручника, расположенные в районе заднего бампера склонны к окислению. В зависимости от везения их необходимо будет почистить, либо можно попасть на замену блока.
- Передние фары со временем начнут трескаться, что при некотором везении может привести к выходу из строя блока розжига. Покрытие отражателя имеет свойство темнеть. Ремонт небюджетен ни разу.
- Панорамная крыша, особенно по зиме склонна к заеданию. Лечится подпиливанием упоров или небюджетной заменой рамки.
- Протечка поддона АКПП. Поддон меняется целиком (вместе с фильтром). Поддон, масло и работы обойдутся примерно в 30 000 р.
- Кошмар любого автомобилиста – поломка АКПП. Надежность АКПП на Е70 ниже среднего и поломка может вылиться в круглую сумму.
Заводка зимой.
Тут, к счастью, ничего интересного рассказать не могу – машина стоит на крытой стоянке и ночных морозов не знает. Днем, при 4-5 часовом простое на -30 морозе заводится уверенно с первого раза, что на 95-ом, что на 98-ом бензине. Webasto нет.
Обслуживание
Обслуживание, естественно, стоит доверять автосервисам, специализирующимся на европейцах. В Хабаровске таких, как минимум, три. Официального дилера и сервиса BMW нет, но к 2014 году построится. Проблем по обслуживанию нет, есть специалисты по электронике. Ценник ничем не отличается от нормального обслуживания японок. Запчасти заказываю из Москвы, стоимость их от стоимости оригинальных запчастей на японские автомобили тоже не отличается. Доставляют за две недели.
В целом – машиной доволен выше крыши, что еще сказать :)
Фотографии дилерские, но обещаю на праздниках запечатлеть автомобиль более художественно на фоне зимнего Хабаровска.
Задавайте вопросы в комментариях – буду дополнять отзыв.