В качестве пролога. Почитав тут отзывы о китайцах и комментарии к ним хочу сразу оговориться: если вам хочется поставить оценку машине, то хотя бы посидите в ней, потрогайте руками, прокатитесь пару километров, потом напишите отзыв и поставьте оценку в соответствующей графе. В противном случае ставьте пожалуйста оценку за отзыв, и не устраивайте холиваров в камментах. Спасибо за понимание :)
Краткая история первого таганрогского «тигрёнка» в Чите.
Ну вот наконец прошла почти половина зимы, самые сильные морозы позади (если верить метеосводкам) и можно подвести итоги не только летней, но и зимней эксплуатации таганрогского «тигрёнка» в условиях Забайкалья. Попытаюсь подробнее описать все достоинства и недостатки этого автомобиля (а недостатков у китайского авто, собранного в России и продающегося по цене 10-ти летнего аналогичного японца, как вы понимаете, не может не быть уже по определению:)). И так, начнем.
Почему именно этот автомобиль? Года три-четыре назад я себе и в самом страшном сне не смог бы представить, что буду ездить на китайце) Я тогда мечтал об аукционной иошке, копил деньги, морально готовился к ежегодной чистке ТНВД (начитался «ужасов» в этих ваших интернетах), но реальность оказалась сурова, и в один прекрасный день, узнав, что мне предстоит добавить почти половину стоимости автомобиля лишь для разрешения стать его владельцем было принято решение покупать новый автомобиль, и желательно произведенный в России, так как 30% пошлины за новую иномарку тоже деньги не маленькие.
И начались долгие и мучительные поиски. Критерии были такие: новый авто российской сборки, в наличии (купить за один день), бюджет ~580 тыр, механика, и дорожный просвет не менее 170 мм (с меньшим клиренсом мне до дачи без матов не добраться). Не смотря на то, что вариантов было не так уж мало, на практике оказалось, что в наличии нормальных авто практически нет, на все очередь от нескольких месяцев до года. В результате в списке претендентов остались уазег (патриот-спорт), таганрогский «тигр» (Тагер, бывший Корандо) и пикап актион-спорт (на самый крайний случай, можно было дотянуть до него бюджет). Уазег, если честно, яб себе взял, будь я холостяком, но у меня еще есть ребенок и жена, которая сразу сказала «Выбирай, или я, или уаз :)».
В общем сошлись в итоге на тагере, машинка в принципе не плохая, плохо только что трехдверная. Но и тут реальность дала о себе знать — тагеры кончились) совсем). «Тагеры будут однозначно — это лицо завода, но когда — никто не знает» - таков был ответ дилера. «Через пару недель тинго придут — можете посмотреть». Что за тинго, и как я его просмотрел во время поисков? Полез в интернеты за ответами. Оказалось, что с 2010-го года производство китайца Chery Tiggo перекочевало с калининградского Автотора, в таганрогский Тагаз. А Тагаз, как известно славится своей любовью обзывать собираемые автомобили своими загадочными именами) Был Chery Tiggo, стал Vortext Tingo :) С гордой надписью, самыми большими буквами на пятой двери - «Produced by TAGAZ» :) Но самые забавные надписи оказались в ПТС — они взорвали моск не только мне, но и господам полицейским при регистрации, которые долго изучая документ спросили «Как машина то правильно называется, что писать?)» — официальное название автомобиля по документам - «SUV T11 Vortex Tingo» :))
В общем пошукал я по интернатам в поисках отзывов, косяков и недостатков, и был приятно удивлен — особо критичных косяков у автомобиля нет. На первом месте были плохо закрывающиеся двери (о, еслиб я тогда знал как это выглядит на практике :))). На втором резонирующий кардан на полноприводных версиях, и наконец, обгорающий от коллектора тросик МКПП (этот косяк давно исправили, тросик теперь защищен, с карданом китайцы тоже вроде как разобрались, но сборка полноприводных версий пока только на родине). В общем машина с какой-никакой историей, с 2005-го года почти все детские болячки залечены — решил рискнуть, как говорится «была ни была»).
И как раз за месяц до покупки автомобиля Тагаз выдал новость, что начинается сборка версий с роботизированной коробкой — робот конечно хорошо, вроде как и автомат и механика два в одном, все лучшее в одном флаконе, но как-то не прельщала меня мысль стать одним из первых тестеров нового агрегата. Соответственно место на конвейере будет занято ими, и машину на механике придется ждать еще несколько месяцев. Поэтому я быстренько забрал из банка деньги, прыгнул с тестем на поезд и мы поехали выкупать последнего оставшегося на механике «тигрёнка» (и как в последствии потом оказалось — первого — в нашем городе на тот момент таких автомобилей еще не было — это выяснилось во время регистрации, и подтвердилось во время прохождения нулевого ТО на 2000-ах).
«Тигрёнок» оказался вишнёвым). Цвет конечно красивый, но маркий до ужаса. Зато жена довольна — как раз такой цвет хотела. В общем отдали 540 тыр (цена завода — 500, 40 — за доставку до Улан-Удэ), забрали авто, сняли целлофан, и поехали обратно, около 750-ти километров предстояло проехать, не поднимая обороты больше 2000 (80-90 км/ч) — обкатка). Поездка эта была довольно забавной — всю дорогу ждали что что-нибудь отвалится, или откажет :) Пару раз останавливались и осматривали подвеску — при открытых окнах из под колес доносились равномерные звуки, похожие на цоканье — по приезду домой я только догнал, что этот звук издают камушки, застрявшие в резине — такие вот цокающие колеса стоят в стоке) Один раз «тигренок» наградил нас своим известным «запахом» (я его ждал) — катализаторы иногда реагируют на не очень качественное топливо выбросом сероводорода :)
На этом «маленькие неприятности» маленького перегона и закончились, остались только приятные ощущения, хотя нет — у нас «сломался» датчик уровня топлива, по крайней мере тесть до последнего в этом был уверен - «Проехали уже 150 км, а стрелка не шевелится» - говорил он, и стучал по прибору пальцем) «Но по показаниям моментального расхода все укладывается — пока едем на горловине», отвечал я - «Да этот моментальный расход тоже брехня, чушь показывает, не может такой расход быть» - парировал тесть. Наконец стрелка потихоньку зашевелилась, но когда дошла до половины — тесть все же настоял на том, чтобы заправиться — залились под пробку, посчитали расход — 5,4 литра на сотню!) Расход на самом деле не реальный, даже по докам у «тигрёнка» 7 с копейками по трассе, но факт есть факт. Такой результат получился от того, что не крутили обороты больше 2000, и дорога состояла из постоянных подъемов и спусков, соответственно топливо мы тратили только на подъем, а на спуске компьютер останавливал подачу топлива (вот за что я люблю механику) — зачем двигателю скармливать впустую бензин, если там и так все само прекрасно крутиться-вертится.)
Сразу отступлюсь по расходу — после того, как я приехал в город, и накатывал оставшиеся до 2000 км. пробега, держа обороты в районе тех же 2000 — расход составлял ~8 л/100, после прохождения нулевого ТО, началась эксплуатация в штатном режиме — расход получился ~10 л/100, зимой, с прогревами - увеличился до ~12 л/100км.
Первые впечатления конечно были приятными — машина, казавшаяся мне на картинках в интернетах немного несуразной, в реальности оказалась довольно симпатичной, китайцы взяли за базу RAV4, а морду ему прилепили от CR-V — получилось вполне не дурно. Порадовали отличия от комлектации, описанной на сайте Тагаза — я ожидал увидеть автомобиль с механической регулировкой зеркал и допотопным «CD-ченжером на 6 дисков» - в реальности зеркала регулируются джойстиком на панели водительской двери, а «магнитофон» читает MP3 с флешки :) Остальные «вкусные плюшки» от китайцев (передние и задние ПТФ, подогрев сидений, кондей, обогрев зеркал и заднего стекла, подушки безопасности водителя и пассажира, ABS) оказались на месте и в рабочем состоянии (правда подушки не проверял, но если верить интернетам, то должны работать - описания «любительских» незапланированных краш-тестов имеются).
Понравилось рулевое колесо — не смотря на то, что оно слегка несуразное на вид и самый страшный и некрасивый зазор в автомобиле именно на нем :) - оно очень удобное и эргономичное. Вообще руль отзывчивый и информативный. Машина на дороге держится уверенно, крены в поворотах не большие, подвеска мягкая. Еще понравилась коробка и сидения — передачи переключаются четко и мягко, сидения удобные — за время перегона не устала ни спина, ни пятая точка.. Рулевое колесо и сиденье водителя регулируются по высоте — найти для себя оптимальные настройки не составляет особого труда. Задние сидения трансформируются — их можно подвинуть, отодвинуть, сложить, или вообще убрать без особого труда.
По приезду домой начал осматривать авто со всех сторон — искать косяки. Нашел :) В пружине передней стойки был обнаружен промасленный пакет из под какой-то запчасти - изъял) Глушитель болтался на двух креплениях из трех — резиновые такие — вставил на место. Резиновый молдинг на крыше, под рейлингом — был криво вставлен — вправил на место. Ковролин в багажнике был не до конца загнан по арку — был бугорок — запихал. В общем вот такие мелкие косячки обнаружились.
По большим косячкам — это конечно же двери :) Их реально приходилось закрывать так, что казалось стекла повылетают, открывались тоже с трудом — приходилось тянуть дверь на себя при открытии, иначе можно было оторвать рычажок замка, пятая дверь вообще закрывалась почти с пинка :) Косяк в уплотнителях — они слишком жесткие — обработал их силиконом, стало гораздо лучше. Сейчас уже приработались — стало совсем хорошо, но до японских им еще долго прирабатываться — когда сажусь к кому-нибудь пассажиром в японку — по привычке хлопаю дверьми, чем вызываю мягкое негодование владельца :) В принципе я уже к ним привык, особо не напрягает, но обидно, что такая незначительная казалось бы мелочь сильно портит всю картину.
Еще по дверям — они все «кривые» :) Обывателю это конечно не заметно, но опытный глаз сразу замечает разные зазоры на всех дверях. Мне оно как-бы покс, но все равно обидно :( Насчет «опытного глаза» еще один нюанс — если вы вдруг соберетесь продавать такой автомобиль — приготовьтесь к тому, что каждый второй «спец» будет утверждать что машина «вся бита и крашена вкруг» :) А дело вот в чем — я, как среднестатистический начинающий водитель просто был обязан в первые три месяца помяться об гараж — и я помялся :) Слегка замял заднюю дверь и ребро жесткости на арке. Поехал искать хорошего «маляра» - и куда ни приеду — все как один утверждают что «машина вся крашена» - дело в шагрени — не знаю почему, но российские автопроизводители красят машины с шагренью — не понятно в чем причина, вроде же роботы красят, может за ними ухаживают плохо, или эти роботы такие дешевые, но факт есть факт — ЛКП с шагренью — отличительный знак отечественного автопрома :) В принципе это не так уж страшно, мне предлагали сполировать всю шагрень вкруг за смешную цену в 3 рубля, но я отказался по простой причине — кому ни пытался из знакомых показать шагрень — никто так ее и не увидел (но она есть, я знаю что это такое), а если никто не видит, то зачем ее полировать? В общем у меня теперь задняя дверь и арка гладкая как у японца, а весь остальной кузов с шагренью :)
Кстати кузовщику зачет — работу выполнил на отлично, определить что машина была в кузовном ремонте сможет только «опытный глаз» - исключительно по отсутствию шагрени в местах ремонта :). И еще я не могу здесь не упомянуть одну из его фраз, за которую я его очень сильно зауважал — загадочно разглядывая автомобиль со всех сторон он сказал так «Русские то наверное гораздо лучше китайцев их собирают» - вот такой патриот работает у нас в автосервисе - умеет уважать свой труд и труд своих соотечественников — еще бы не бухал на работе - был бы вообще молодец %) Он мне кстати и зазоры на дверях показал - «Вообще машина хорошая, мы тут ее посмотрели, всем понравилось, но эти двери!»
Ну хватит пока о недостатках, немного еще о достоинствах. Что мне очень нравится в этом автомобиле — так это электронная педаль газа. Что это дает? Во первых катишься где-нибудь за городом на пятой передаче, глянул на показания моментального расхода — чуть-чуть приотпустил педаль — буквально на миллиметр — машина продолжает ехать с той же скоростью, а расход на литр/полтора меньше. Также такая система позволяет подстраиваться компьютеру под ваш стиль езды — машина по разному реагирует на одинаковое нажатие на педаль у разных водителей — у любителей спокойной езды педаль становится не такой чувствительной, обороты умеренные, при агрессивном стиле езды — наоборот, педаль становится острой и чувствительной, обороты сразу подскакивают. Это становится особенно заметно, если сбросить клемму с аккумулятора, тем самым обнулив настройки компьютера — я после кузовного ремонта сел за руль — машина не моя, какая-то вялая и нерасторопная, но через день «тигрёнок» меня «вспомнил» и все встало на свои места. Кстати удобная функция при смене сезонов зима/лето — зимой машина ведет себя спокойнее, летом наоборот, становится агрессивнее :)
Поехали как-то летом с женой по грибы — наткнулись на болотину — стал сдавать задом по узкой дорожке и зацепил зеркалом ветки деревьев - «Идиот! Ты оторвал зеркало!» - закричала жена :) Вышел, смотрю — зеркало вывернуто в обратную сторону — тогда я и узнал, что зеркала складываются и в одну и в другую сторону — очень удобно — отломить ненароком сложно) На легком бездорожье машина чувствует себя как рыба в воде, в грязь конечно лезть не стоит, все таки передний привод, но подвеска, клиренс и свесы позволяют довольно комфортно ездить по грибы — по ягоды. Также не советую быстро гонять по лужам — ибо содержимое последних сразу оказывается в подкапотном пространстве — надо ставить дополнительную защиту днища. Еще по преодолению водных преград — самый глубокий «водоем», через который мне довелось «поплавать» этим летом был чуть более 50 см. в глубину — вода была чуть выше колесных арок — в салон ничего не натекло, а вот передний номер смыло — пришлось раздеваться и «купаться» в луже в поисках последнего)
Что еще интересного узнал о машине за время летней эксплуатации? Вентилятор охлаждения стоит электрический, и может включаться даже когда машина заглушена и заперта. Разумно — в жаркую погоду остановился — встречный поток воздуха на радиатор уже отсутствует а горячий двигатель продолжает нагревать антифриз — в таких случаях автоматически включается вентилятор и охлаждает двигатель. Тесть об этом не знал и однажды очень испугался, когда стоящая во дворе машина вдруг начала подавать «признаки жизни» :) Активно пользовался кондеем — работает хорошо, охлаждает воздух быстро. Понравился ключ-выкидушка с кнопками отпирания/запирания центрального замка, в нем же находится иммобилайзер. При запирании машины с ключа автоматика выключает свет и закрывает окна (очень удобная фишка).
По поводу запахов — никаких посторонних/резких/неприятных запахов в машине не было. По крайней мере до тех пор, пока я не постелил оригинальные полиуретановые коврики Норпласт (Россия) — вот это была вонища!!! Ктож знал, что их сначала помыть надо хорошо с мылом, а потом уже в машину стелить :)
Понравился двигатель — он, как и коробка австрийского происхождения — Acteco. Объем 1,8л., 132 л/с — для авто такого класса с передним приводом и на механике хватает за глаза. Оборотистый и экономичный, но довольно шумный — на ХХ держит 800 оборотов и гудит почти как дизель. На оборотах больше 3500 звук двигателя прорывается в салон — при разгоне не критично но постоянно на таких оборотах ехать не комфортно, я обычно держу 2000-2500. По максимуму его не выжимал — я не любитель быстрой езды, да и особо не надо — уже на 4000 скорость на второй передаче ~80 км/ч — выехать со второстепенки на трассу и быстро разогнаться, чтобы никому не помешать не составляет труда, обгоны тоже получаются легкие и динамичные.
Теперь по зимней эксплуатации. В «зимний пакет», как я уже говорил, входят подогрев заднего стекла и зеркал, и подогрев сидений (очень полезная вещь - рекомендую), Тагаз от себя добавил 75-ку тюменского аккумуляторного завода. Машина в морозы заводится без проблем, но есть один нюанс — зимой «тигрёнок» особенно чувствителен к качеству топлива. У меня такая небольшая проблема была по началу — после стоянки на улице при температуре ниже -25 в течении 5-ти часов машина завелась «с полпинка», но через некоторое время обороты начали падать, двигатель стал «захлебываться» и заглох — со второй или с третьей попытки заводился нормально. Такая беда продолжалась до тех пор, пока я не сменил заправку — после этого как рукой сняло — заводится без проблем в более сильные морозы. Заливаю 92-й — бензин с таким октановым числом рекомендует Тагаз, не смотря на то, что с моей степенью сжатия 10,5 надо бы лить 95-й — я решил не экспериментировать и выполнять рекомендации завода.
Печка греет хорошо, салон нагревается быстро, даже при -38 в машине довольно комфортно, стекла не потеют. Под передними сидениями выведены воздуховоды для задних пассажиров — очень большой плюс когда сзади кто-то сидит, и небольшой минус когда едешь один — небольшое количество тепла теряется при прохождении по этим воздуховодам — было бы вообще идеально, еслиб можно было их иногда отключать, но чего нет, того нет.
Подвеска зимой мягкая, но в температурном диапазоне от -5 до -30 начинает скрипеть во время езды через препятствия — такие как «лежачие полицейские» и большие неровности на дороге. По началу напрягало — потом привык. Скрипит — значит работает :), главное чтоб не дубела. При температуре ниже -30 скрипы пропадают по той причине, что подвеска становится более жесткой, но не критично — ехать комфортно.
Коробка на низкие температуры реагирует адекватно — после долгой стоянки прогоняю все передачи и трогаюсь — переключения поначалу не такие мягкие как летом, но уже после нескольких километров коробка оживает и радует) При температуре -38 и ниже педаль сцепления становится слегка туговатой и вялой — возвращается плавно. Остальные органы управления на низкие температуры не реагируют, тормоза работает четко, педаль газа такая же мягкая как и летом.
Тормоза на всех колесах дисковые, система двухконтурная, с диагональным разделением — машина и зимой и летом тормозит четко и предсказуемо. ABS зимой работает отлично, хотя стараюсь тормозить так, чтобы до нее не доходило, но когда срабатывает — по звуку и общим ощущениям складывается впечатление, что машина выпускает когти и скребет ими по дорожному покрытию)
Самый большой косяк для меня за эту зиму — это замерзающая водительская дверь, вернее фиксатор. При длительной стоянке на морозе -25 и ниже дверь открывается с большим трудом — идет очень туго. Так что когда прихожу в обед погреть машину — сажусь на место пассажира, чтобы лишний раз водительскую дверь не насиловать, а то чтонить еще отвалится :)
Если резиновые изделия китайцы пока толком делать не научились (двери, подвеска), то с пластиком дела обстоят гораздо лучше — сверчков в салоне не наблюдается, ничего не скрипит и не бремчит, кнопочки аккуратные, ничего не люфтит. Единственный недостаток по салону — это не очень аккуратные зазоры на рулевой колодке и очень страшный зазор на рулевом колесе (подушка). Ну и бардачок кривоват - один угол слегка выпирает. Все остальное по салону вроде нормально.
По сервису. За нулевое ТО на 2000-ах с меня взяли 5600 рублей, за эти деньги протянули подвеску и заменили с промывкой обкаточную минералку на NGN Gold 5W40. Масло перелили, заверив меня, что к зиме устаканится. Не устаканилось :) После одной из продолжительных стоянок на морозе излишек выдавило из под фильтра. Поехал на СТО — там настучали кому-то по башке и подтянули фильтр. Уровень сейчас около максимума, когда машина хорошо промерзнет — пару капель из под фильтра все равно выдавливает — решил пока с этим не заморачиваться, скоро ТО 10000 — там поменяют и масло и фильтр.
По запчастям. Когда переобувался на зиму — остался без шпильки на переднем колесе. Полез в интернеты в поисках новой гайки и шпильки, и обнаружил что сегодня достать запчасти на китайца куда проще чем на японца — практически все есть в наличии, и по цене раза в три дешевле. Для сравнения — задняя ступица в сборе, с датчиком ABS стоит 3500 руб против 16-17 тыщ за аналогичную японскую на RAV4 (у брата равчик 10-летнйи — как раз сейчас ступицу ищет). Заказал себе пару комплектов шпилек-гаек, обошлись в 160 руб. за комплект.
Небольшое сравнение с RAV4 (сразу оговорюсь — это не мое личное мнение, а общие выводы с владельцем японца, сделанные после визуального сравнения обоих автомобилей). Этой осенью моему брату надоело царапать пузо своей четырехлетней белты при езде на дачу и он обменял ее с доплатой на 10-летний RAV4 — по грубым прикидкам машина обошлась ему в 580 тыр. Покупка оказалось не совсем удачной — пришлось еще немного вложиться на ремонты, но это к теме не относится. И так, мы поставили машины рядом и стали сравнивать. RAV4 с передним приводом на автомате и с двигателем 1ZZ-FE — практически полный аналог «тигрёнка», хотя о чем это я говорю — наоборот — Chery Tiggo аналог RAV4 в этой комлектации :) Чем они отличаются? У равчика отсутствуют рейлинги, пневматические держатели капота, подогрев сидений и воздуховоды для задних пассажиров. Но зато у него «ровные» зазоры и прекрасно открывающиеся/закрывающиеся двери!!! Еще одно отличие, которое меня сильно озадачило — в кузове переднеприводного равчика имеется тоннель под кардан, но он никак не используется! В «тигренке» тоже есть такой же тоннель в наследство от полноприводной версии, но китайцы разместили в нем магистраль выхлопной системы, тем самым увеличив в этом месте дорожный просвет.
Подведя итог можно сказать, что я за свои деньги получил то что хотел, и в качестве добавки «А что ты хотел за такие деньги?» :) Главное что машина не смотря на свои недостатки нравится мне и моим близким, и я, как говорил Гейко, получаю кайф от управления автомобилем. Если бы была возможность вернуться назад и изменить свой выбор — я бы его не изменил, но еслиб можно было добавить к бюджету еще хотяб тыщ 300, то я бы сейчас ездил совсем на другой машине) В общем как-то так :)