Привет всем.
Хочу вам рассказать про легенду американского автопрома – Chevrolet Tahoe (Шевроле Тахо). Его братья – Юкон, Денали, Субурбан, Эскалейд, Хамер.
До 2011 года в течении 15 лет владел в основном японскими авто, различных марок и кузовов. Осенью 2011 года пора было менять 2-х литрового, на МКПП, Субару Форестера 2003 года, на что нибудь поновее и побольше. Жизнь сложилась так, что нужна была машина с вместительным салоном, полноприводная с отключаемым приводом, на бензине, не пикап, 2005-2006 г. Дело в том, что несколько раз в год мне приходится загружать все охотничьи причиндалы, включая лодку, подвесной мотор, литров 100 бензина, и барахла что бы прожить вдвоем 5-6 дней вдали от цивилизации. Причем дорога вполне сносная. Многие скажут, что для этих целей подходит пикап, но практика владения Ниссаном - Датсуном еще в 2005 году показала бесполезность данного вида кузова для повседневной жизни. Для меня по крайней мере.
Ну так вот, Форестера продал в октябре 2011 года, и начал «сканировать» рынок на предмет моего замысла. Всем моим запросам полностью удовлетворял Крузак 100 серии или Прадо, но…. Цена, млять, за 2006 год была мягко говоря не адекватная. 1 млн 300 т. рубчиков за Прадо -2006 жаба давила безбожно. Ниссан не хотел по причине владения несколькими Ниссанами и «секаса» с ними. Из Мицубиси: Паджеро дорого, L200 – пикап (смотри выше), Делика в новом кузове с мотором 4М40 рассматривалась, но была «снята с дистанции» из-за того, что надо было переделать двое гаражных ворот по высоте, тот еще геморрой. Короче начал смотреть за океан.
Во многих американских фильмах мелькает Тахо, и видимо «подкорка» вывела меня на него. Зарегившись на двух форумах по американцам, позадавав вопросы, решил брать. Очень хотелось взять в новом кузове ( с 2007 года), но по цене не вытягивал. Поэтому нацелился на поиски «круглой» Тахи (2000 – 2006 г). Промониторив рынок убедился в отсутствии их в продаже на территории восточнее Урала, наиболее большой выбор был в Москве, Питере. В Иркутске официалы Шевроле были, с запчастями почти полная засада. Кое что по мелочи можно было найти в магазинах, покрупнее – только у официалов по соответствующим ценам. Я конечно понимал, что в 2006 год придется вложить деньги, но наличие интернет - магазинов вселяло уверенность. Списавшись с одноклассником в Москве, переведя «бабульки» Блиц - переводом Сбербанка на себя, собрался, и за один день рванул в столицу. Трое суток бессонных ночей и вот она мечта - Chevrolet Tahoe LT, черный, бензин, 299 л.с., 2006 г., Калининградская сборка, 2 хозяина, AUTORAID, новая всесезонная резина на 17, хорошая музыка, усилитель, сабвуфер, не битая, все в поряде. Отдал 880 т.р. При снятии учета возникли небольшие проблемы с номерами на раме, кое как нашли и оттерли. Спасибо понимающему гаишнику, видимо не чистокровный москвич попался. Не буду говорить про первые ощущения за рулем, но дикое ускорение, и уважение на дорогах Москвы и области просто поражало!!! Первоначальный план был отправить машину до Иркутска в сетке или автовозом, но обратившись в несколько фирм перевозчиков, везде получал ответ – с ожиданием 2-3 недели. Ты типа, оставляй тачку, а мы через три недели сами погрузим и доставим. Но не такие мы, сибиряки, что бы оставлять свое добро ))). Решил гнать сам до Иркутска, вызвал сына с правами в Москву, сделав ТО у официалов (заменил свечи, приводной ремень, прошприцевал), погнали домой. Дорога заняла 5 дней, по пути в Омске заменили масло в ДВС. Перегон отдельная история, но прошло все нормально, единственно огорчили гайцы на дороге Курган – Кемерово, три раза расставался с кровными, за обгоны через сплошную, из-за фур. Последние сотни километров спал в «отрубоне», сын рулил. Домой прибыли в субботу утром. Дальше по русски – обмыли как полагается.
Ну теперь по делу, для тех кто хочет Таху, но не знает особенностей эксплуатации и ремонта. Далее по составляющим опишу устройство, надежность, процесс ремонта основных узлов. Сразу скажу, что по запчастям оказалась засада, как и думал, но собравшись, отдефектовав узлы, сделал большой заказ через интернет-магазин, напрямую в США. Пришло все и без ошибок. Машина позволяет ездить до «талого», то есть время сделать заказ всегда есть. Это первый плюсик американцу. Забегая вперед, скажу что машина ни разу «не встала колом», всегда довозила до дому и ждала замены запчастей, при этом потихоньку эксплуатировалась. А это многое значит.
1. Кузов. Толстое оцинкованное железо. Лакокрасочное покрытие слабое. Видимо америкосы не заморачиваются, у них за 200 енотов можно целиком машину «облить». Стекла крепкие. Двери тяжелые, поэтому есть проблемы с петлями. Углы, сварка сделаны не аккуратно, по сравнению с японцами, но прочно. Много «жимков» на сгибах. Пластиковая «хромовая» решетка радиатора, естественно сколы, пятна даже на свежих машинах. Кузов «лежит» на резиновых подушках. Затрат не было, кроме моек и смазки замков и петель.
2. Рама. Толстенное железо. Ржавеет безбожно, особенно в задней части и на дорогах с реагентами. Необходима антикоррозийная обработка. Много деталей, приваренных к раме «встык», что не совсем правильно с точки зрения нагрузок и надежности. Передняя поперечина рамы, сделана «глухой», при попадании внутрь грязи – не выбьешь ничем. Это к внутренней коррозии. Торсионная балка крепится к раме через сайлентблоки в «ушах» приваренных к раме. Это два ненужных узла, которые снижают надежность в общем. На форумах полно историй про восстановление рам на авто 90-х годов. Они просто сгнили. У японцев такого нет. Но, при нормальном подходе к защите рамы, прослужит очень долго. Сзади под бампером висит балка для прицепного устройства. Висит низко, по лесу цепляешь ей всегда, можно снять, но дополнительная защита от дураков сзади отличная. Пока оставил. Затраты: антикорозийка.
3. Салон. Толстая жесткая кожа сидений, с вставками кожзаменителя. На водительском сидении лопается у всех. Сидения удобные, мягкие, летом проблем с «потением» пятой точки нет. Подогрев трехуровневый, с разделением спинка-диван. Передние имеют все электрорегулировки, поясничный подпор то же. Спинка передних сидений назад до пола не опускается, только градусов 45. Водителю, пассажиру поспать лежа не получится. Задний диван складывается в уровень с полом, можно частично 23 и 13. Длинна заднего отсека при сложенном диване – 205 см, ширина в задней части – 130см, в районе задних дверей – 150 см, высота – около 100см. Верх – ворс. Ковры – ворс. Приборная панель – а ля ТАЗ 2108, такой же дубовый пластик и дизайн. Но что интересно не гремит и не скрипит. Обзор отличный. Зеркала отлично, автозатемнение рулит, правое удаляет, левое нет. На салонном зеркале есть компас и температура. Ручка АКПП – кочерга на руле, при положении «D» и дальше абсолютно не мешает рулению. Подрулевой переключатель один, слева. Управление светом и задним дворником слева над коленом. Ручник – ножной, со снятием ручным. Разъем диагностики - OBD II. Зимой тепло, печка работает очень хорошо. Их две. Вторая сзади. Пользуюсь второй при -30 и дальше. У многих вторая не работает из-за косячной прошивки климата. Официалы – перепрошивают. Шумоизоляция лучше чем на последнем Субару раза в два. Люк со шторкой, режима два – открытие и проветривание. Не свистит. Кондиционер слабоват, при 30 градусах молотит постоянно на средних оборотах. Затраты на салон: косметика, лампы подсветки приборной панели.
4. Двигатель. LM7. Впрыск - форсунки. V-образный. 8 цилиндров. Стоит продольно. Чугунный блок, этим все сказано. Надежный как трехлинейка. ГРМ-цепь. Бензин 92. На каждый цилиндр своя катушка зажигания. Приводных ремней два. Рабочая температура – 97 градусов. Приводной вентилятор отсутствует, только два электрических. Что лучше – ХЗ, электровентилятор срабатывает не часто, в основном при маленькой скорости. Есть защита предупреждающая водителя от перегрева и отключающая половину цилиндров для уменьшения нагрузки, то же самое и на давление масла. Есть масляный радиатор. Привод заслонки дросселя – электронный (без тросика). Основные проблемы: а) подушки двигателя, их две, опорные, хитрой формы, менять – геморрой. б) из-за отсутствия постоянного вентилятора необходимо следить за радиатором, продувать, изредка промывать. в) топливный насос и фильтр находится в баке, насос давит около 5 атм., меняется со снятием бака, желательно, что бы было всегда половина бензина в баке. Свечи – иридиевые. Катализатора – два. Лямбд – четыре. Просто удалить «каталики» не так просто. Придется перепрошивать. Выпуск – один глушитель и «самец». Масла входит около 5,5 литров. Синтетика 5W*30 – круглогодично. Аккумулятор – хитрый, с боковым креплением клемм. Воздушный фильтр имеет датчик загрязнения. Масляный фильтр маленький, как на Короллу. Менять масло удобно, но со снятием защиты. Сливной болт поддона имеет встроенный уплотнитель. Может «троить» чуть на холостых – считается нормой. «Достать» поддон камнем очень сложно, стоит высоко, защищен защитой из металла 4 мм. Капот подпружинен и установка подпорки не требуется. РАСХОД БЕНЗИНА: из-за паровозной тяги двигателю во всех режимах очень комфортно, перегрузки не наблюдается, при 100 км/час по ровной дороге, тахометр показывает 1700 об/мин, расход кажет 12-14 л/100 км. В городе летом средний расход 18-19 литров/100 км, зимой в городе 22-23 л/100 км. Я не думаю что у Крузака меньше. Мои затраты на двигатель за 2 года: свечи, вв провода, масло, фильтра, опоры ДВС, ремень приводной длинный, ролик паразитный, ролик натяжной и фсё.
5. Трансмиссия. Самое интересное, и самые дорогостоящие ремонты (меня пока миновали). Задний мост – неразрезной, с крышкой для обслуживания. Передний мост – редуктор с полуосями. ХАБов нет. Полный привод на Тахе выполнен довольно интересно. Двигатель – АКПП – РК (режимы - авто, 2ВД, 4ВД, 4 ВД ПОНИЖ, нейтраль) – передний мост (подключается электроприводом при всех режимах РК, кроме 2 ВД и нейтраль) – задний мост (имеет LCD блокировку диффа типа «гав-лок»). То есть раздатка имеет фрикционные диски, для режима «авто», и в ней отсутствует дифф и его блокировка. В режимах 4 ВД полный привод – «жесткий» как на УАЗ. Отсюда и ограничения для движения в режимах 4 ВД на твердых покрытиях. В режиме «авто» при пробуксовке задних колес, подключается передний мост. В режиме 2 ВД передний кардан не крутится. Теперь по узлам:
• Передний редуктор. При правильной эксплуатации ходит до неприличия долго. Лифты и «покатушки» убивают его соответственно быстрее. Менял сальники полуосей, оказывается это расходники. Полуоси (привода) имеют разъем на фланце около входа в редуктор – очень удобная штука, при замене сальников (подшипников) привод целиком снимать не надо. Рассоединил – фланец вытащил из редуктора и меняй. Масло льется обычное трансмиссионное. Необычные пыльники наружных ШРУСов, много (7 или 9 шт) изгибов. Связано это с большими углами поворота шарнира, ставил подбором от «япошек» – срывало. Купил оригинал у официалов пластиковый (за 3700!!!), все ОК - забыл.
• Карданные валы. На обоих валах крестовины одинаковые. Те, которые возле мостов – разборные, откручиваешь две пластинки и все. На родных крестовинах нет тавотниц под шприц. Удивило сильно. Менял на переднем мосту обе. Засвистели от «обилия смазки», но люфта не было. Свистели год, пока не понял что это они. С самими валами проблем нет.
• Раздатка. Висит высоко. Достать можно только пнём. Не то что у Прадо или Сафаря. Защита есть. Есть свой электронный блок. Переключатель режимов – электрический. Встречается у некоторых неисправность – изнутри протирается дыра от масляного насоса. Небольшая. Кто «Поксиполом» лечит, кто снимает РК и меняет часть, которая делает эту каку. Масло в РК свое GM-ое, называется AUTOTRACK II, синего цвета, входит около 2-х литров. Довольно надежный узел, судя по форумам, если не насиловать.
• Задний мост. Как писал выше он неразрезной с блокировкой дифа, для перераспределения немаленького момента по задним колесам, а не для лазанья по «говнам». Сливной пробки нет, только заливная. Откачать масло можно вакуумом или снять крышку. По маслу идут споры на форумах, какое лить, с присадками для LCD или без. Я залил с присадками. Странная «грузовая» конструкция крепления полуосей. Полуось заводится в чулок моста, проходит сальник, подшипник и заходит в дифференциал, и там фиксируется стопорной шайбой. То есть снять полуось, без снятия крышки моста, и следовательно замены масла, не получится!!! Соответственно со временем возникает продольный и поперечный люфт полуоси, который можно определить просто вывесив колесо и покачав его. Люфт до 2 мм считается НОРМОЙ!!! Офигеть! Довольно часто у некоторых сыпется блокировка, остатки металла попадают на главную пару, сателлиты и размалывают их. А это только замена. Не часто, но встречается. Сам корпус моста грузового размера - сломать, погнуть его сложно.
• АКПП. На Тахое стоит коробка 4L60. Довольно крепкая АКПП. Не любит «стартинга». Это я по своей точно знаю, позажигаешь на светофорах, начинает дурить потом, пока не остынет. Выхаживает без ремонта до 250 т км. Поддаётся легкому и жесткому тюнингу, естественно у специалистов. А спецы похоже только в Москве или рядом. Масло – до 2006 года декстрон 3, после декстрон 6. Полная замена ATF через аппарат не приветствуется, лучше частичная со снятием поддона и заменой фильтра, два раза. Стоит еще выше раздатки. Имеет подушку крепления, за которой нужно следить, иначе можно попасть на замену (ремонт) корпуса АКПП. Я и поменял ее уже в паре с подушками ДВС. Затраты на трансмиссию крестовины -2 шт, пыльники ШРУСов, все масла, фильтр и прокладка АКПП, прокладка крышки заднего моста, сальники и подшипники игольчатые переднего редуктора, опора АКПП.
6. Ходовая часть. Перед - на торсионах, с амортизаторами, стабилизатор. Зад –на пружинах, с амортизаторами, поперечная тяга. Система «Авторайд» - подкачка задних амортизаторов до необходимого уровня + регулировка жесткости всех амортизаторов. Сразу скажу что я её выкинул, из-за «сдохшего» компрессора и протертых задних амортизаторов, установив усиленные пружины и другие аммортизаторы. По задней подвеске вопросов не возникало. По передней были заменены рулевые тяги и наконечники, кастерные пластины. Сайлентблоки, шаровые, маятник, сошка при пробеге 150 т км пока живые. Торсионы за 6 лет сдохли, установил тюненые ключи на старые торсионы, на 2,5 дюйма. Года на 2 хватит. Перед весь шприцуется, это очень гуд. Я шприцую через 5000 км. Удивили откровенно слабые рычаги (особенно верхний) передней подвески. Линков нет – есть тупо трубка с болтом. Просто и надежно. Шаровые впрессованы в рычаги, менять лучше в сборе с ними и сайлентблоками. У владельцев встречаются проблемы с передними ступицами, вернее с подшипниками, а они идут только в сборе со ступицами. Не любят ступицы «не родные» размеры колес. Что я менял: рулевые наконечники и тяги, регулировочные пластины, задние пружины, амортизаторы, торсионные ключи, стойка стабилизатора, новые колесные диски + резина шиповка.
7. Тормоза. Тормоза явно слабоваты для Тахи. Необходимо соблюдать дистанцию. Частично лечится установкой перфорированных дисков, нормальных тормозных колодок и армированных шлангов на перед. Полностью лечится установкой тюненых дисков и суппортов большего диаметра. Стоимость полного лечения может достигать 6000$. На задние тормоза идут стальные !!! трубки, которые постепенно сгнивают. Люди ставят медь. Оригинальная конструкция стояночных колодок, они стоят внутри заднего тормозного диска и имеют форму разрезанной в одном месте окружности. Не понял я, почему конструктора «впендюрили» направляющие переднего суппорта под «звезду» Torx на 55. При этом все гайки и болты рядом под нормальные ключи, правда на 11,13,15,18,21. Открутить закипевшую направляющую удалось только в тисках зубилом. Вообще в машине много болтов под Torx. Поэтому наборчик надо иметь. Мои затраты на тормоза: все колодки, все направляющие, все манжеты направляющих, шланги на перед, тормозуха ДОТ4.
8. Электрика, освещение. Неоднократно до покупки слышал мнение о ненадежной проводки американцев, что типа даже двигатель нельзя мыть. Чушь это, электрика у них нормальная. Бывает отгнивание «масс» и то нечасто. Двигатель мыл 2 раза, и все ОК. Освещение в стоке – полное, извиняюсь, г……о. Хоть бывший хозяин и воткнул ксенон, толку было мало, света не было. Задние фонари были убогие, как на «ЗАЗ». Притащил с ебея альтернативную оптику (перед, зад) + противотуманки. Головная стала линзованая на ксеноне, дальний – белый галоген, п/туманки – ксенон. Светить стала повеселее, с четкой границей, встречные перестали моргать. Далее в плане поставить ДХО на светодиодах.
Подводя итоги длинного моего рассказа, хочу отметить, что несмотря ни на что машина мне нравится. Были порывы – продать. Сразу вопрос, а что купить? Нормальный автомобиль за свои деньги. Хоть и ввалил я в него с момента покупки около 150 т р, ни чуть не жалею. А когда вижу удивленные лица во встречных машинах, понимаю что не прогадал я с моей Тахушей. Раз нравится не только мне, пусть поживет еще у меня. Удачи всем на дорогах! Ни гвоздя, ни жезла!