Мой Chrysler Pacifica был выпущен 1 октября 2004 года, о чем знаю точно, потому что пришлось съездить к дилеру за справкой для таможни. Двигатель - бензиновая V-образная "шестерка" 3,5 литра, 250 сил. На Pacifica ставился еще мотор 3,8 литра, но он древней конструкции, развивает только 180 сил, при этом "кушает" больше - за что, спрашивается, платить лишние 300 долларов при растаможке?
Покупка
Машина заказывалась в Штатах через одну из минских фирм, давно и плотно занимающихся доставкой автомобилей из США. Меня предупредили сразу, что если предъявляются какие-то особые требования, например я хочу небесно-голубой цвет кузова в сочетании с кожаным салоном песочного цвета, то не исключено, что такую машину придется искать год.
Меня цвет кузова и кожаный салон не волновали нисколько. Что я оговорил жестко - передний привод. В базе Pacifica идет с полным приводом, и в Штатах таких машин подавляющее большинство, но у меня уже был полноприводный автомобиль. С той поры я сделал вывод, что все ведущие колеса - это целый год платишь за дополнительное топливо, которое расходуется на механические потери в трансмиссии, и только 50 дней в году реально что-то от полного привода получаешь. Второе - сложность трансмиссии. Я работаю диагностом на станции Volkswagen "Атлант-М", и для меня не проблема самостоятельно отремонтировать автомобиль, что со своими личными машинами я всегда и делаю. Так вот, зная, как труден, сложен и дорог ремонт полноприводных машин, я не видел смысла в покупке Pacifica с полным приводом.
С этого начался поиск, который показал, что в Штатах имеется более 250 удовлетворяющих моим требованиям Pacifica, выставленных на продажу в данный момент! Далее начался отсев. Нашлась машина в Лос-Анджелесе, но ее надо доставить в Нью-Йорк, откуда она отправится до Жданович: ее погрузят на судно, которое пойдет через Панамский канал до Майами, там будет перегрузка и так далее. Все это увеличивает расходы на транспортировку и время ожидания машины многократно. Вмешиваются в отсев и другие моменты. Например, я не хотел битую машину. Но когда машина небитая, она чаще продается не с аукциона, а с площадки дилера. Он, допустим, взял ее в зачет за новый автомобиль, почистил, подготовил и выставил на продажу. Однако в таком случае к цене машины добавляется вознаграждение дилера, и оно может быть разным - и 150, и 700 долларов.
В результате из 250 вариантов после нескольких этапов сортировки осталось всего 3 наиболее предпочтительных. Вот из них и было выбрано то, что после двух с лишним месяцев ожидания я встречал в Ждановичах.
Американское состояние
Сразу после постановки на учет я загнал Pacifica к нам на сервис. Поднял на подъемнике - по механике, состоянию кузова придраться не к чему. К моему удивлению, быть может, из-за того, что машину продавали с дилерской площадки, перед продажей ее явно обслужили. Масло в моторе было свежим, фильтр снаружи чистенький, незапыленный, только-только прикрученный. Масло в трансмиссии нормальное, тормозные колодки по кругу - супер. В замене нуждались лишь оба рулевых наконечника, да и то нельзя сказать, чтобы там какие-то криминальные люфты были. Просто на сервисе наши слесари набежали глянуть, что я купил: ага, смотри - есть все-таки люфт.
Поехал спрашивать эти наконечники - дефицита нет. У продавцов сразу же встречный вопрос: какие хотите - оригинальные или неоригинальные? Озвучили цену: "неоригинал" - 35 долларов, "оригинал" - 60. Я взял "оригинал". Два наконечника за 120 долларов, конечно, недешево, но кто хочет, может брать "неоригинал" - это ненаказуемо.
С чем столкнулся еще - машина пришла на летней резине. Само собой, захотелось ее "переобуть", и тут выясняется, что на каждом колесе по одной секретной гайке. Всю машину перетряхнул, все потаенные уголки, но ключа для них так и не нашел. Чтобы открутить, пришлось приварить по болту к каждой гайке. Взамен купил комплект новых "секреток" за 45 тысяч рублей уже с ключом. Больше ничего в машине немедленного обслуживания не требовало.
Кузов
Определенные меры против коррозии в Pacifica приняты. Во всех арках есть пластиковые подкрылки, на порогах имеются пластиковые накладки, которые защищают от "пескоструя". Но, к сожалению, никакой дополнительной антикоррозийной обработки нет - днище просто покрашено. По уму надо что-то делать, но, с другой стороны, я не очень по этому поводу беспокоюсь. Один мой товарищ уже 5 лет ездит на Dodge Caravan - с антикором такая же ситуация. Я этот Caravan знаю как облупленный и не могу сказать, что за это время с ним приключилось что-то страшное. Ну да, кое-где ржавчинка появилась, но чтобы там насквозь гнил пол или коррозия лонжероны "жрала" - ничего подобного. В общем, сам еще не определился, стоит заниматься кузовом серьезно или нет.
При заказе я оговаривал, что комплектация не должна быть самой бедной, но и получить кучу всяких "прибамбасов" тоже не очень-то хотелось. Например, есть у Pacifica комплектация, в которой предусмотрен DVD-проигрыватель, DVD-монитор на потолке, регулировка педального узла, подогрев сидений, кожаный салон и еще много разного. Все это увеличивает цену, а электроника при проблемах потребует решений, которые не могут быть простыми и недорогими. Из дополнительного оборудования в моей машине есть электростекла, центральный замок, электрорегулировка передних кресел, иммобилайзер, кондиционер с климат-контролем, круиз-контроль. Приятно было, что магнитола пришла сразу с МР3. В общем, было все, что нужно, кроме газового оборудования.
Двигатель
Я точно знал, что долго Pacifica на бензине не поездит. У другого моего товарища есть полноприводная Pacifica - он слезы по лицу растирает, потому что в городе на "сотку" она берет 18 литров. Он водитель, конечно, молодой и рьяный, с каждого светофора должен быть первым, но даже если что-то отнести на стиль езды, откинуть в минус литра полтора на то, что у меня будет переднеприводный вариант, то все равно расходы на топливо предполагались немалые. Поэтому, когда машина еще плыла морем, начал потихоньку накапливать оборудование для перевода на газ.
Можно было бы, конечно, сделать все тупо и дорого, но зато быстро. Например, пойти в ларек на Ждановичах - и через пять минут все нужное лежало бы на прилавке. Или обратиться в установочный центр, где, расставшись с 1100-1200 у.е., на следующий день я получил бы машину назад с газовым оборудованием под "ключ". Однако меня такие варианты не устраивали.
Обратной стороной поспешности, с которой работают установщики, является небрежность установки, некачественное регулирование аппаратуры и другие неприятные нюансы - мне, профессиональному диагносту, доводилось наблюдать их неоднократно. Само оборудование, которое предлагается для установки, неплохое - ничего не скажешь, но недешевое. Однако кроме итальянских или голландских систем существуют, например, польские и литовские, по качеству практически такие же, только у нас они широкого распространения не получили, а напрасно.
К примеру, мне требовался особый баллон, потому что я хотел сохранить в неприкосновенности шестиместный салон, и, сделав необходимые замеры на Pacifica товарища, я точно знал, что мне нужно. Баллон на 45 литров вместо "запаски", который у нас устанавливают в таких случаях, с учетом расхода газа 3,5-литровым мотором не устраивал никак - на нем дальше 100-150 километров от газовой заправки не отъедешь. Мне же требовался тороидальный баллон диаметром 720 миллиметров и высотой 270 миллиметров, без внутренней выемки, полезной емкостью 80 литров - такие выпускает одна польская фирма, но у нас, как мне сказали в Ждановичах, их не бывает. Правда, продавец "сфотографировал" меня как потенциального клиента, и когда я по каким-то делам обратился к ним снова, сам же и напомнил: дескать, вас баллон интересовал, так можем доставить в течение недели, и будет это стоить 450 у.е. Спасибо, говорю, не надо. У меня и впрямь нужный баллон уже был - из Москвы привезли за 315 у.е. Согласитесь, лихо хотели на мне продавцы "наварить"!
Баллон, кстати, обошелся дороже всего. Еще был куплен редуктор - 200 у.е., две рампы форсунок - 120 у.е., электроника - 200 у.е., трубки, хомуты - 40 у.е., мультиклапан - 47 у.е. Оборудование устанавливал сам - делал все не торопясь, потому что для себя. Еще 70 тысяч рублей понадобилось, чтобы оплатить заключение сертифицированного установочного центра, что моя установка соответствует требованиям, предъявляемым в Беларуси, - и все. Конечный итог - порядка 750 у.е.
Берем калькулятор
Пока не нашлась информация, какой Pacifica надо бензин, заливал 95-й и так ездил на машине недели две. Минск, окрестности - на табло светился средний расход 13,5 литра на "сотню". По пробегу на спидометре это подтверждалось.
В чем, однако, достоинство американских машин - при наличии минимального желания из Интернета выкачивается англоязычная информация. Нашел оригинальную документацию, где четко прописаны процедуры проверки, регулировки, ремонта, в том числе указано, что топливо годится от 91-го до 95-го бензина. Я начал заправлять машину 92-м, до перевода на газ заливал его примерно месяц, и на нем средний расход топлива увеличился до 14,3 литра. Думаю, связано это с тем, что блок управления двигателем, определив по датчику детонации начало детонационного сгорания, делал зажигание поздним. Это, естественно, ведет к уменьшению мощности двигателя, а компенсируется потеря дополнительным нажатием на педаль акселератора.
При езде на газе 80 литров хватает на 500-550 верст - это в среднем 16 литров на "сотню". Вот теперь можно считать экономию. При нынешних ценах на топливо 100-километровая поездка на 92-м бензине обошлась бы мне примерно в 32 тысячи. На газе - 20 тысяч. Экономия - 12 тысяч, или около 4,2-4,3 у.е. Получается, что оборудование окупится через 18 тысяч километров. Это значит, что за пробег 100 тысяч оно окупит себя как минимум пять раз. Вернее, окупит-то оно себя, конечно, раз, а дальше начнет экономить деньги, которые я с удовольствием буду тратить не на ветер, а для улучшения качества жизни: на покупку каких-то вещей, семейные путешествия... С учетом того, сколько предполагается пользоваться Pacifica, экономия может составить не меньше 2,5-4 тысяч у.е. Возможно, для кого-то эти деньги лишние, но не для меня.