Приветствую всех, кто решил удостоить вниманием мой эпистолярный экзерсис.
Время позволяет, поэтому постараюсь более-менее подробно рассказать о замечательном, на мой взгляд, американском автомобиле Chrysler PT Cruiser. Косвенным подтверждением моей высокой оценки является тот факт, что он выпускался без сколь-нибудь значительной модернизации в течение целых 11-и лет (2000-2010 гг.).
Обычно все начинают с «мук выбора». У меня никаких мук не было: просто какие-то подонки морозным январским вечером угнали из под окон 7-летнюю «Мазду-трешку» моей жены. Утешительного бонуса в виде полиса КАСКО не было. Машина жене нужна (работа, внучки, дача и т.д.), денег нет. Привет Диме Медведеву, который в таких обстоятельствах рекомендовал «крепиться»! На моем Chrysler 300C жена, конечно, ездит, но, скорее, по необходимости, чем с удовольствием (здоровенный, 3.5 л на заднем приводе и обзорность плохая). Поскребя по сусекам и прикинув, что называется, детородный орган к носу, решил искать ей небольшого американца. Соображения: их конструктивная простота, отсюда – надежность и ремонтопригодность, а также очевидная недооцененность на нашем рынке. С учетом дачи и внучек – хэтчбек. На небольшие внедорожники (Dodge Nitro, Cherokee) облизнулся и пошел дальше: не по Хуану сомбреро… В остатке – Dodge Caliber, PT Cruiser и Pontiac Vibe. Caliber дороже и на вариаторе, Vibe неплох, но их мало... Итак, PT Cruiser.
В силу обстоятельств я сам участвовать в выборе и покупке не смог, поэтому консультационно-методическую помощь жене оказывал муж ее сестры – большой, надо сказать, «иксперд» в автомобильной теме (не в обиду ему: как смог – так помог, дай Бог ему здоровья!). Основным же фактором являлся, безусловно, потолок бюджета – 250 тыс.
В итоге за 225 был приобретен Питюня, как мы с женой его ласково называем, 2006 года, мексиканец по происхождению. Здесь позволю себе небольшое лирическое отступление (о железе еще поговорим). По моему глубокому убеждению, основанному на многолетнем опыте общения с автомобилями (молодежь, наверное, покрутит пальцем у виска, дескать: во, гонит дедушка…), у них есть не то чтобы душа, но некая энергетика, они чувствуют отношение к ним и отвечают взаимностью. Поэтому все мои автомобили имели имена собственные: 300-й – Гаврюня, Tahoe GMT900 – Мася (от слова «масенький), 140-й Мерин – Бегемоша и т.д. Даже новый служебный Volvo S90 – Филимоша, хоть и не родной. Ну да ладно, вернемся к железу.
Питюня на момент приобретения (март 2018 г.) был более-менее живой, но хотел покраски хотя бы по пояс. Где-то через полгода он продемонстрировал мне дыру в левом пороге. Проблемы по кузовщине усугубились, когда в жену уипался очумелый байкер, попортив водительскую дверь и левое переднее крыло. Кузовщину нам позже сделал мой давний товарищ, с достойным качеством и за вменяемые деньги .
Двигатель.
Вообще, Питишки выпускались с бензиновыми моторами 1.6, 2.0, 2.4, 2.4-турбо и дизелем 2.2. На рынке преобладают 2.0 и 2.4-атмо. У Питюни 16-клапанная атмосферная четверка 2.4 (EDZ) мощностью 152 силы. Бывают европейцы, которых сюда поставляли оф.дилеры, у них 143 л.с., что приятнее с точки зрения налога. Хотя, после Тахо, за который я платил 48 тыс., да и Гаврюни с его 18-ю, Питюнин налог для меня не драматичен. Невысокую для 2.4 мощность компенсирует приличный крутящий момент. Цифру не помню, кому надо – найдут в Интернете. Двигатель весьма надежный и ресурсный, достаточно сказать, что именно его устанавливали на приснопамятные Волги Сайбер, которые до сих пор живут с конскими пробегами и зачастую казенным обслуживанием. Особо хотелось бы отметить отсутствие вихревых заслонок, клапана EGR и прочих сомнительных радостей. Дроссельная заслонка (я был изумлен, когда увидел!) приводится тросиком. Датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) нет. Его функции (выдача исходных данных для расчета количества подаваемого на впрыск топлива) выполняют 2 датчика: температуры воздуха на впуске и давления во впускном коллекторе. У Гаврюни, кстати, так же. Считаю, что с точки зрения надежности так лучше, а по деньгам, если что – дешевле. Рекомедуемый производителем бензин, как и на Тахо и на 300-м – 92-й (точнее, как написано в мануале, «с октановым числом не ниже 87»). Евро-4: две лямбды – до и после катализатора. Катализатор был варварски расковырен кем-то из предыдущих уродов-владельцев, из-за чего пустая банка мерзко дребездела, а ЭБУ при диагностике писал ошибку 0420 (низкая эффективность катализатора), что, впрочем, не мешало машине прекрасно ехать. Банку ампутировал, вварил пламегаситель, под 2-ю лямбду воткнул самую простую обманку. Все стало супер. Для душевного спокойствия сразу после покупки заменил комплект ГРМ (ремень, помпа, ролик-натяжитель). В принципе, на моторе EDZ при обрыве зубчатого ремня поршни с клапанами не встречаются (большое, я считаю, достоинство мотора), но возможность того, что мои девчонки могут стать где-нибудь на полдороги на дачу, для меня неприемлема. Цену вопроса точно не помню, что-то в пределах червонца на аналогах средней ценовой категории. Для профилактики сделал раскоксовку (ХЗ, как прежние владельцы ездили) и не пожалел – эффект дало ощутимый. Если бы вы видели, какое г*внище слилось с маслом из картера и чем Питька после запуска отплевывался из выхлопной трубы… По хорошему, надо было компрессию замерить до и после, но я проделывал это все без ассистента (зять был чем-то занят), поэтому забил, хотя было бы любопытно. Сейчас в продаже много разных средств для раскоксовки. На дилерском сервисе, куда я гоняю служебную Volvo, вообще раскоксовывают Wynns-ом для промывки форсунок, говорят, здорово. Я делал по-старинке: ацетон, керосин и моторное масло в равных частях. Так еще мой ныне покойный батюшка в стародавние времена «Запорожец» свой раскоксовывал. Лавра, Винса и др. тогда не было. Держал «компот» в горшках около суток, периодически пошевеливая колено. Масло в движок лью Lukoil Genesis Armortech 5W40, отлично зарекомендовавшее себя на 300-м. Меняю раз в 10 тыс.км. Почему именно 10. Тахо сам напоминал, когда пора делать ТО и делал это в зависимости от моточасов. По километражу это выходило 10 +/- 1 тыс. Масло покупаю только на лукойловских же заправках. Взял как-то раз в приличном магазине (бывает и на старуху проруха, повелся на акцию 4+1 по цене 4 литров!), оказалось, представьте, балованное… Поначалу движок подъедал немного масла (именно подъедал, не жрал). Многие говорят: а, это особенность мотора… Не знаю, может, уставшие или какие-то «особенные» у них моторы, у Питюни дело было в некорректной работе клапана PCV. Воткните между клапаном и впускным коллектором одноразовый топливный фильтр (прозрачненький такой) и посмотрите сколько масла в нем накопится после сотни-другой километров. Это к вопросу о пресловутом масложоре, который все так оживленно обсуждают.
Коробка.
4-ступенчатый автомат DGL. Был разработан в каких-то лохматых, чуть ли не 80-х, годах. Модернизировался, получил электронное управление и стал, типа, адаптивный. Поскольку устанавливался на вэны с двигателями объемом 3.6, имеет большой запас по крутящему моменту и, соответственно, ресурсу. После покупки сразу заменил масло и фильтр, выставил уровень на горячую. То, что бултыхалось в коробке, маслом назвать трудно, напоминало какую-то жижу из канализации. Утешало то, что горелым жижа не пахла. Едет идеально, переключения вверх-вниз практически не ощущаются, едешь будто на вариаторе. Производитель рекомендует для коробки разумеется свою «эксклюзивную» жижу Mopar ATF+4 (недешевую, скажем так). Эту же жижу Chrysler рекомендует и для коробок на 300-м. Тут есть нюанс, а именно. На моем Гаврюне стоит коробка NAG1, которая суть есть знаменитая мерседесовская 722.6, которую немцы ставили на C, E, S классы и даже Гелик. Гаврюня был создан в период , когда Даймлер и Крайслер восторженно слились в экстазе, в память об их совместном счастье на картере его коробки даже отлита мерседесовская звезда, а некоторые детали подвески взаимозаменяемы. Так вот о масле, а то опять отвлекся. Немцы (оказывается, не такие жлобы как пендосы) для своей 722.6 разработали лист допуска по маслу 236.14, в котором, помимо их родного масла, присутствуют масла доброго десятка других производителей, даже нашего Лукойла (его, правда, я в продаже нигде не нашел, может, на экспорт идет). Из опыта эксплуатации Гаврюни мне сильно глянулось масло Febi (арт.29449 и 36449), вдвое-втрое дешевле мопаровского и мерседесовского, а коробка работает отлично (пробовал Fuchs Titan из того же листа 236.14 – не понравилось, переключения жестче). Возможно (но не факт), ресурс масла Febi поменьше, но меня это не парит, т.к. считаю, что масло в коробасе по-любому надо менять через 50-60 тыс., что бы там ни писал в мануале производитель. Его же вместо рекомендованного мопара лью и в гидроусилитель руля. Кстати, о гидраке. Сразу после покупки выявилось, что не по-детски закусывает руль, особенно при маневрировании на парковке. Предположив, что сервисмены однозначно предложат мне замену или ремонт рейки с соответствующим ценником за ихние хлопоты, занялся этим вопросом сам. Посмотрел жижу в бачке – на удивление не шибко грязная. Тем не менее пошел по схеме: откачал – долил свежую – крутим руль, откачал – долил – крутим… Лучше и лучше, но не айс. Тогда воткнул в обратку перед бачком ГУРа одноразовый фильтр для дизтоплива и крутил. Подложил под передние колеса картонки, чтобы резину не стереть и дыру в полу гаража не сделать. Супер! Фильтр выкинул, шланг на место надел. Жена ездит уже третий год, ни намека на закусывание.
Подвеска.
Очень простая. Спереди – Макферсон, сзади – балка на продольных рычагах, только вместо привычной тяги Панара – «вертолет» Уатта. Никакой тебе пневмы: пружины и телескопические амортизаторы. «Вертолет» был уставший и погромыхивал, заменил обе тяги и маятник. На передке скоро подойдут шаровые и задние сайлент-блоки, посмотрел – в 3-4 тыщи по деталям на обе стороны уложусь. Кстати, кто что думает по сайлент-блокам: резиновые ставить или модные полиуретановые? У полиуретановых расцветочка веселенькая (красненькие есть, желтенькие), а вот как они ходят? Читал диаметрально противоположные отзывы, что скажет почтенная публика?
Кузов.
Железо серьезное, приятно постучать по крылу: чувствуется, что машина. В 3-ей позиции VIN-кода у Питюни стоит цифра «4», что означает «Multipurpose passenger vehicle», т.е. многоцелевое пассажирское транспортное средство. Багажник немалый, детская коляска влезает без проблем. Заднее сидение сделано раздельным (подушка тоже) и легкосъемным, можно снять его полностью либо частично, спинка переднего пассажирского кресла ложится горизонтально на подушку. В общем, загрузить в него можно немерено. Великолепно для тех, кто, например, возит всякий шмурдяк на дачу. Запаска (докатка) не в нише багажника, а в наружной корзине снизу, как на вэнах и джипах, чтобы не пришлось в случае прокола колеса багажник разгружать.
Динамика и расход.
Если вы еще молоды и вам хочется весело отжигать с девками, берите 2-х дверного Питишку-кабрио с 2.4-турбо, будет самое то. На мой взгляд (а я привык к далеко не самым овощным машинам), динамика у Питюни вполне приличная, что с места, что с ходу. Если с ходу вдавить тапку, кик-даун перебрасывает на 2 передачи вниз, крутит до отсечки и прет. Не чувствителен к загрузке: груженый не кряхтит и не пердит как нынешние малообъемники. Расход по трассе – где-то 7,5-9 (у жены -7,5, у меня – 9), по городу (ездит жена) – около 11. Больше 160 км/ч его не разгонял. Не потому что не едет, а просто негде. Мой дачный маршрут Мытищи – Сергиев Посад так утыкали камерами, что полный ПЦ. Как говорится, тошни, дедушка, 110 и вспоминай былые дни, когда на Мерине ходил ты 220 (во, почти стих получился!)… Кроме того, коробка 4-хступенчатая, ну и на больших скоростях обороты двигателя соответствующие.
Экстерьер.
Я бы сказал, нестареющий. 20 лет назад был ретро, сейчас ретро и еще через 20 будет ретро. Это, на мой взгляд, плюс, а то сейчас каждые 3-4 года задние фонари по-новому нарисуют и ты, типа, уже ездишь на старье. Маркетологи, *ля…
Обслуживание и ремонт.
Ввиду конструктивной простоты обслужить и отремонтировать Питишку можно практически в любом сервисе. Ну, если только соберетесь коробку перебирать, лучше, наверное, обратиться к профильным спецам. Запчастей полно. На оригинал цены высокие (хотя, с чем сравнивать), полно недорогих аналогов неплохого качества. Хотя, при нынешней «мировой глобализации» уже зачастую попадается и говенный оригинал. Полно всего и на авторазборах.
Любопытная деталь. Сняв аккумулятор, обнаружил, что в «корыто» вставлен какой-то пластиковый пятак, от которого идут 2 провода. Удивился, заинтересовался. Оказалось, датчик температуры аккумуляторной батареи! При нагревании АКБ (в жару, например), шлет сигнал в ЭБУ и тот уменьшает напряжение зарядки. А дроссельная заслонка – тросиком…
Завершая свое повествование, потравлю вам еще одну баечку. Точнее, травить особо не буду, а просто воспроизведу свой пост, который я раскидал по нескольким сайтам.
Выполняю свое обещание, данное китайцам из Happy Touring Car Parts GWall Store, донести свое мнение о них до максимального числа пользователей.
Заказал через Алиэкспресс у вышеназванных **здюков компрессор кондиционера на PT Cruiser. Заказывал по ориги-нальному номеру (5058032AC) из каталога по ВИНу. Прислали внешне практически идентичный, но без каких-либо опознавательных знаков (табличек, номеров и т.п.). Покорячившись без подъемника и ямы, снял старый и уже было собрался инсталлировать новый, НО... расстояние между нижними посадочными отверстиями не 105 мм, как на родном, а 115. Обсуждать возможность его колхозного вкорячивания не имет смысла, речь не об этом.
Долго препирался с ними на чистейшем английском (слава Богу, владею), отправил фото с приложенной линейкой. Короче, их финальное предложение: купите у нас "правильный", мы сделаем вам скидочку.
Как говорится, докладываю в порядке информации.
Проблема в том, что я не знаю на какие модели/модификации подходит этот «девайс», соответственно, не знаю кому его предложить. Лежит пока в гараже, как вижу – матюкаюсь, товарищу Си, что ли, пожаловаться?
На этой оптимистичной ноте, пожалуй, завершу. Всем добра! На вопросы по существу изложенного постараюсь ответить.
За фотографии не обессудьте: ради фотосессии выгружать все барахло и пылесосить салон не стал. И еще: писано все в Ворде, поэтому если при переносе текста абзацы куда-то съедут, тоже строго не судите.