Доброго всем дня!
Купил я как-то, значит, год назад машину, проехал без малого 20.000 км, самое время и отзыв написать. Предыстория краткая: ездил на Hyundai i40 с печально известным двухлитровым движком, зимой начал на холодную постукивать, почитал я клубные форумы, посмотрел я на свою сервисную книжку с отметками ТО "со своим маслом", гарантией в соседней стране и решил, что ну нахрен, отдам в трейд-ин, возитесь сами. Замена машины была незапланированной, поэтому идея была в том, чтобы взять что-то с минимальными доплатами.
Небольшой отступ: в отзыве я буду часто сравнивать С4 именно с i40 несмотря на разницу в классах, потому что в деталях могу сравнить обе машины "на горячую" после пересаживания из А в Б. Причём, несмотря на то, что кореец формально был выше классом, оказалось, что Ситроен во многом способен его побить.
Так вот. Приложив руль к носу, я стал прикидывать, что можно взять за стоимость i40 плюс ещё немного.
Хотелось на тот момент:
- отсутствие болячек в основных агрегатах, приводящих в состояние чтения форумов, замены масла и слушания стуков и скрипов
- хотя бы немного бодрую на ходу машину (гонку не обязательно, но овощ не хочу)
- приятный внешний вид и интерьер
- основной набор "свистелок": подушки более 2, esp, круиз, климат, датчики света и дождя, магнитолу с блюпупом, камеру заднего вида желательно
- автомат не критичен, мне нравится ездить на механике
Беглый осмотр сайтов всех Минских дилеров дал следующие варианты:
1. Skoda Octavia
2. Toyota Corolla
3. Mazda 3
4. Ford Focus
5. Citroen C4
Что дал детальный осмотр и посещение дилера:
1. Шкода Октавия. Пожалуй, самый сильный претендент из пятёрки. Правда, рассматривая для себя Октавию, мне в первую очередь хотелось её взять из-за динамики в сравнении с конкурентами. В идеале - 1.8Т на палке. К сожалению, даже 1.8Т в минимальной комплектации Active (ради 1.8 я мог бы уговорить себя пострадать в пустой машине) сильно выбивается из бюджета. А чем дальше выбор варианта уходит от 1.8Т, тем менее привлекательной становится Октавия. 1.4TSI на палке можно было бы попробовать выторговать в Ambition, но это всё равно больше денег, чем хотелось бы, а на Ambition ещё сверху надо накинуть несколько допов: климат, камеру или партроники, руль с кнопками, стеклоочиститель. Машина хорошая, но нет денег, в общем :) А 1.6 вообще не интересен, вплоть до отказа от покупки. Хотя, при общей её хорошести мне напрочь не нравится новая морда, ну прямо вот фу.
2. Королла. Этот автомобиль в шоуруме Тойоты меня встретил громыхающими дверями и крышкой багажника с акустикой ведра из деревни. Под крышкой багажника обнаружился небрежно кинутый кусок ковролика, а под ним - кривые мазки гермета кисточкой с соплями в стиле "и так сойдёт". Приятное впечатление в этой машине произвело торпедо, руль, в общем, всё, что находится перед лицом водителя, но это всё, пожалуй. Тканевая обивка на сиденьях тоненькая, словно леггинсы натянули, потолок напоминает коробку для куриных яиц, мультимедиа под плоской доской из чёрного глянца с ЖК-часами вызывает смешанные впечатления. Не понравились сужающиеся передние стойки, с обзорностью всё хуже, чем у конкурентов. Сиденья такие... обхватистые, с боковой поддержкой, но напоминают гамак. Держат хорошо, но я не уверен, что в долгой поездке мой позвоночник не попросится встать и уйти. Выбор двигателей печален, как-то едет только 1.8, но с учётом того, что Королла в принципе стоит неадекватно дорого, цена за 1.8 атмо приближается к 1.8Т у Шкоды, что просто смешно. Да и вариатор с моей манерой вождения, скорее всего, противопоказан - не сработаемся. А за цену Ситроена или Форда в Тойоте можно было купить пустой барабан с двигателем 1.33, что звучит как плохой анекдот. В общем, Королла отпадает без обсуждений.
3. Мазда 3. Тут разговор короткий. Она в подходящей комплектации стоит больше, чем хотелось бы (почти как Октаха 1.8Т в амбишене без допов), при этом она на 1.5 атмо и по двигателю более вялая, чем все её конкуренты. Даже не брал на тест.
4. Форд Фокус. Тоже интересный вариант. Отличная подвеска, рулёжка - огонь, лучше остальных конкурентов, при этом подвеска достаточно энергоёмкая и хорошо глотает неровности. Правда, руль очень синтетический, как будто обратной связи вообще нет и туда просто пружину натянули. Мотор 1.5Т довольно приятный, не ровня Октавии, но хороший - приличный момент с низов, хороший отклик на педаль, коробка (6F35) довольно шустрая. По интерьеру звезд с неба не хватает, но нормальный, не вызывает негатива. Хотя после i40 было ощущение "более дешевой машины". Хорошая шумоизоляция. Правда, салон тесноват, но для меня не критично. Хорошо упакован, при этом стоит весьма умеренно в сравнении с остальными. Из нюансов - огромное, поистине огромное количество обсуждения болячек в профильных клубах. У этих с подвеской проблемы, у тех стекло лопнуло "улыбкой", у других МКПП сопливит, у иных рейка стучит или подклинивает, у четвёртых павершифт нагнулся, на форуме Куги конского размера обсуждение пинающегося гидроавтомата (у 50% опрошенных были пинки, у 25% опрошенных и имеющих пинки заменили АКПП). Я, конечно, понимаю, что это не говорит о том, что на новой машине обязательно что-то сломается, но ввиду того, что я менял постукивающего корейца, влазить заведомо в новую авантюру ой как не хотелось.
5. Ситроен С4. Вообще. в Ситроен я зашёл почти случайно, вспомнив, что ещё и такая машина есть. Сходу понравилась внешность (она мне всегда нравилась, в принципе), симпатичный интерьер и приличное соотношение ценыупакованности. Косяков серъёзных по машине практически нет, если не брать турбобензин. Взял на тест сначала 1.6 АКПП. По впечатлениям: в салоне качественные материалы: приятный "резиновый" пластик торпедо, плотная, фактурная и выносливая ткань сидений, то там, то сям вставки металлические или металлизированные, на центральном тоннеле всё крышечками аккуратно закрывается. Отличная шумоизоляция, возможно, лучшая среди конкурентов. Очень выносливая энергоёмкая подвеска - крупные и средние неровности ест на завтрак. АКПП Aisin, переключает мягко и незаметно, при этом достаточно шустрая, не заметил тупняка. Но теперь к минусам: рулёжка, конечно, ни о чём. Машина на балке, при этом подвеска приподнята ради клиренса и "адаптации для наших дорог", поэтому имеет некоторую раскачку, автомобиль не любит ветер, и после Фокуса вообще не рулится. Это раз. Два - с 1.6 115 л.с. на автомате автомобиль вообще мёртвый, он просто никакущий и не едет. Попробовал то же самое на МКПП - получше, но всё равно 1.6 атмо - это не то, что я хотел, да ещё и механика пятиступенчатая, на 100 кмч уже 3000 оборотов. Не вариант. Попросил попробовать дизель на 6МКПП. Я, вообще, раньше интересовался дизелями, но как-то не доводилось поездить. В общем, дизель на ходу - совсем другое дело! Отличный подхват с 1400 оборотов (и все 270 момента с 2000 оборотов), шикарная эластичность при обычной езде, без предварительных ласк и вывода в рабочий диапазон оборотов: надо внезапно ускориться - нажал на педаль и попёр. На городских скоростях подхват очень приятный, я бы назвал его полностью достаточным для динамичной езды без гонок. Да, после третьей передачи дизель потихоньку скисает и на трассе он уже вялый и не даёт нормальной динамики для обгонов. Но это уже кому что больше надо. Да, ещё у Ситроена есть 1.6 турбо на 150 коней, но этот двигатель достаточно проблемный и после истории с корейцем я не решился рассматривать вариант.
В сухом остатке выбирал между Фокусом и С4 (да, если бы были деньги на Октаху 1.8Т на палке в ambition + пакет "зимний", то взял бы её), поторговался с обоими дилерами и всё-таки не рискнул брать Фокус и остановился на С4 с дизелем на ручке. Сейчас уже точно курс валют не помню, но с учётом скидок и трейд-ина он обошёлся мне где-то в 1.050.000 в комплектации Feel Edition с пакетом Visibility в белом цвете.
Далее перечислю мои впечатления от владения Ситроеном за год, в сравнении с i40, с которого пересел:
Двигатель и КПП, динамика:
В принципе, хочу сказать, что С4 едет в среднем не хуже i40 с 2.0 на автомате. На трассе на высоких скоростях i40 будет получше, но С4 в городе ощутимо бодрее из-за отличного дизеля. У атмосферной "сороки" с автоматом была езда в стиле "предварительного планирования" - ты задумал маневр и выполняешь его на определенной скорости и определенным ускорением, но заставить машину резко изменить темп не получится - пока продавишь педаль, пока автомат поймёт, что от него хотят, пока переключится, пока движок заревёт… на С4, если ты не сидишь в турбояме, ситуация отличается кардинально: надо подкинуть дровишек в топку - в любое время нажал на педаль и сразу попёр. Опережаешь кого-то и надо ещё ускориться? Нажми на педаль! Едешь спокойно и надо воспользоваться "окном" в потоке? Нажми на педаль! Подкатываешься со второстепенной и видишь возможность выехать? Просто нажми на педаль! У неё на 1500 оборотах больше момента, чем у сороки где-либо, а масса на 300 кг ниже. При этом одновременно ты едешь на низких оборотах в крейсерском режиме с низким расходом и уровнем шума. На i40 с атмо 2.0 этого очень не хватало. В целом, впечатления от динамики дизеля сугубо положительные, кроме трассы. На трассе вялый - это надо учитывать, если это важно. Коробка отличная. Переключения понятные, чёткие, не слишком длинные. Нет "усилия" при переключении с 1 вверх на 2 или с любой передачи вниз на 1, как когда-то давно у меня на Солярисе. Ходы более чёткие и понятные, чем на Поло (хетч, европейка). Работать коробкой одно удовольствие, в общем. Особенно при том, что мне нравятся машины на механике. По расходу машина очень экономная, хотя я дизель брал не ради экономии, а ради динамики. На трассе получается 4.5, если тошнить 90 на пределе шестой передачи и около 5, если ехать порядка 110. Кстати, на 120 кмч выходит 2000 оборотов. В городе выходит где-то 6.5, если ни в чём себя не ограничивать. Экономия после двухлитрового атмо раза в полтора и выше, а удовольствия от вождения больше.
Комфорт, салон, мультимедиа:
По уровню отделки салона i40 будет получше Ситроена, но С4 далеко не отстаёт - нет ощущения, что пересел в более дешевую машину, как это было с Фокусом. Материалы отделки добротные, дизайн приличный, строгий. Не хватает сидений с электрорегулировкой во множестве диапазонов - хочется чуть-чуть спинку наклонить назад и чуть-чуть приподнять перед сиденья вперёд, а нельзя. Что интересно, кресла простой формы, но в дальней дороге сильно не устаёшь - на дальняк ехать комфортно. А ещё хочется положительно отметить идеальное расположение подлокотника - кладу туда руку и могу переключать передачи вообще её не поднимая, одной кистью (не считая, пожалуй, пятой). Рука лежит ровно там, где надо.
Места в салоне i40 больше, чем в С4, но С4 тоже достаточно просторный. Что любопытно - на мой взгляд, задний ряд в С4 удобнее. В Ситроене больше места над головой - я со своим ростом в 185 могу сесть и спокойно выпрямить голову, она не утыкается в потолок, как в i40. И в С4 диван чуть сильнее наклонён назад, мне показалось, что такая посадка более удобная и расслабленная.
А вот по шумоизоляции С4 прекрасен. Удивительно, но факт - когда я пересел после сороки в С4, у меня было ощущение, будто я немного оглох. Или вставил беруши. В С4 заметно тише, чем в сороке, гораздо меньше слышно шины и двигатель (основные источники шума в i40), аэродинамических шумов поменьше. Причём дизельный двигатель изолирован - моё почтение. Если бы не предательский цокот форсунок, можно было бы не догадаться, что машина на дизеле. Я даже стал поглядывать на тахометр, пока обкатывался, ибо "по звуку и вибрациям" поначалу было переключаться сложно - и то, и другое слабо ощущается.
Из минусов про магнитолу скажу. Я не брал пакет TouchDrive, где 7-дюймовый экран, и у моей магнитолы отвратное качество музыки по блютус. Насколько я знаю, магнитола использует какой-то старый протокол кодирования сигнала и поэтому музыку по блютус лучше не слушать. А жаль, раньше было очень удобно просто сесть в машину и слушать Гугл музыку после поворота ключа, теперь приходится подключать телефон через кабель.
Подвескарулевоетормоза:
Рулёжка - пожалуй, самое слабое место С4. Кренится в поворотах, дорогу на трассе держит в лучшем случае на 4-, при этом резко не любит боковой ветер. Зато хороший баланс между избыточной и недостаточной поворачиваемостью. Корейцы скользили мимо поворота носом, у С4 что-то среднее. Есть опасение, что в некоторых экстремальных случаях может понести зад, но пока не встречался. I40 рулится острее Ситроена, конечно. И трассу на высокой скорости держит лучше. И на мелких неровностях идёт благороднее. Что ещё не понравилось на С4 - большой руль. Прям не руль, а штурвал. Если бы я мог улучшить один единственный аспект в своей машине, я бы выбрал именно рулёжку. У того же Фокуса она многократно лучше.
Но зато при этом у С4 куда более энергоёмкая подвеска, глотающая те ямы, в которые сорока хлопается всем своим весом, подбрасывая в воздух вещи в салоне. Но при этом С4 почему-то передаёт мелкие неровности в салон несмотря на энергоёмкостью подвески. Зато выносливость подвески поражает, конечно (вроде как на дизеле она усиленная относительно бензина) - зимой 2018-2019 у нас асфальт растаял и дорожное покрытие превратились в покрытие ямами, за сезон я несколько штук таких словил, что был бы люк - вылетел бы через крышу. А подвеске хоть бы что.
По рулю - на С4 стоит электронноуправляемый ГУР (не ЭУР), что одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, у машины есть честная обратная связь с дорогой, и если её куда-то ведёт, то я хорошо чувствую, куда и как её ведёт. С другой стороны, с ЭУР просто комфортнее было рулить - руль мягкий и ты просто едешь.
К тормозам на Ситроене после корейцев пришлось привыкать - у С4 интенсивность торможения регулируется ходом педали от и до, а у того же i40 - сначала ходом, а потом усилием. Пришлось переучиваться некоторое время, а поначалу казалось, что педаль мягкая и машина внезапно втыкается колом. Теперь уже на С4 педаль кажется "обычной", а на других машинах - "давишь, давишь, а оно не тормозит" :)
Зато хочу отметить, что тормоза на С4 хорошие, цепкие и при этом выносливые. На i40 оные плывут буквально после пары оттормаживаний на скорости. Например, ехал по МКАДу 120-140 и интенсивно затормозил (допустим, спереди кто-то замешкался и попытался вылезти из третьего ряда сразу на свой поворот), потом поехал дальше и оттормозился на свой съезд. После этого уже на самом съезде чувствуешь, что эффективность тормозов снизилась и ты останавливаешься хуже. С4 за таким не замечен.
Разное:
Вообще, пока я ездил на корейских машинах, я думал, что у них хорошо получается делать машины. Когда я пересел на Ситроен, я удивился, сколько всего у корейцев сделано неудачно.
- Аэродинамика. Оказывается, если подумать головой, то можно продумать форму автомобиля так, чтобы грязь с дороги не засирала зеркала и боковые стёкла ровно там, где водитель смотрит в зеркала. На i40 через 15 минут МКАДа осенью в грязь уже приходится перестраиваться по приборам. На С4 едешь и в зеркалах всё видно.
- Обзорность из салона. Буду краток: в С4 хорошо видно пешеходов при повороте на перекрёстке, в i40 - плохо, надо было каждый раз елозить головой вокруг стойки.
- Датчик дождя. Обожемой. Французы, известные своей эргономикой "не как у всех", сделали нормальное человеческое управление автоматическими дворниками. Корейцам надо стыдиться и записывать на бумажку под диктовку. Во-первых (что меня страшно бесило в i40 в каждый дождь), на С4 я могу выбрать, помимо прочего, интервальный режим работы дворников. В i40 можно выбрать или автоматический режим, или "тереть постоянно", а автоматика отрабатывает плохо в ряде ситуаций. Во-вторых, в i40 автоматический режим дворников включается фиксацией рычажка в одним из положений, а если завести машину в таком режиме, то дворники один раз проедут по стеклу "для инициализации". На С4 автоматический режим работы дворников не "фиксируется" рычажком, а включается однократным нажатием. И он же автоматически выключается после остановки двигателя - то есть, нет этой идиотской ситуации, что ты забыл выключить автощётки и ушёл домой, а на следующее утро они тебе бодро проедут песком по стеклу насухую, как только ты повернул ключ.
- Управление круизом. Логичное и понятное. Крутилка круиза включает или выключает режим. Кнопка "плюс" увеличивает выбранное значение или фиксирует новое (если ничего не выбрано), кнопка "минус" снижает выбранное значение. Кнопка "пауза" временно приостанавливает круиз и при повторном нажатии возобновляет. Вроде бы банально, как можно сделать иначе, да? А вот что было на корейце: кнопка "круиз" включает режим. Другая кнопка "кружок" его ставит на паузу при однократном нажатии и выключает при двукратном. И есть двухпозиционная качелька "вверх и вниз". Далее фантастика: если у тебя уже установлена скорость круиза, то движение вниз её понижает, если скорость не установлена, то движение вниз её устанавливает. Если у тебя уже установлена скорость круиза, то движение вверх её повышает, а если не установлена - то восстанавливает из памяти. Установка паузы - нажать на кнопку с кружком, снять паузу - двинуть качельку вверх. Корейцы, как можно было так сделать??
Ещё разное:
- Камера заднего вида. Увы, у нас не продают модель с дизелем и в комплектации Shine либо Shine Ultimate, чтобы с большим экраном и камерой заднего вида (да и денег мне бы на неё не хватило :) ) и мне этого очень не хватает после i40. Ездить "вывернувшись на 180" и слушая парктроники - каменный век после камер. На i40 ездить задом было удобнее. Хотя, хочу отметить, что из салона С4, обернувшись назад, видимость неплохая. На Сороке она оставляет желать лучшего и без камеры на ней просто очень печально было бы.
- Складывающиеся зеркала. Никогда не понимал этой фишки, но нашёл ей применение на С4. Машина складывает зеркала только в том случае, если все двери закрыты и полноценно заблокированы. Можно забыть привычку дёргать ручку двери и просто смотреть на зеркала - если они поехали складываться, то можно идти.
- Подушки. На i40 их 7 только спереди, на С4 их всего 4. Надеюсь, не придётся воспользоваться. Вообще, крайне мало вижу машин, которые предлагают 7 подушек спереди, как сорока, да ещё и подушку для колен.
- Клиренс. На С4 выше на 3-4 сантиметра, что как раз позволяет спокойно парковаться мордой к бордюру и добавляет спокойствия при проезде ухабов (чем я балуюсь редко, но иногда может и пригодиться). На i40 встать носом к бордюру нельзя - обдерёшь.
- Багажник. Несмотря на то, что на i40 большой и вместительный багажник, пользоваться им неудобно по двум причинам: 1 - очень скромный по размерам погрузочный проём. То есть, багажник-то здоровый, но туда фиг чего положить объёмное, оно просто не пролезет в проём. 2 - направляющие багажника съедают еще пространства по бокам, и иногда бывает так, что загрузил, а потом закрыть не можешь. На Ситроене погрузочная ниша выше процентов на 30-40, а направляющие зашиты в короб. Получается более функциональный багажник, хоть и меньше в литрах.
- Вода. Ёжки матрёшки. У французов что, вода с неба не льётся? Как можно так налажать с конструкцией жабо и за столько лет не исправить эту течь воды то тут, то там? Проблема-то изначально гроша выеденного не стоит - сделать покрепче планку, закрепить по всему периметру жабо к стеклу, резиновую поверхность оного (в районе мышей) продлить до кромки капота и прибить там через резиновую прокладку клипсами или прикрутить.
В целом я С4 доволен.
Претензий к Ситроену всего три, по сути:
1) руль от автобуса
2) вялая рулёжка на "адаптированной для наших дорог" подвеске
3) "адмирал, мы тонем" или конструктивно предусмотренная течь воды под капот
А в остальном - приятная машинка, позволившая мне преодолеть сомнительные стереотипы о французском автопроме.