Всем привет!
Отзывов о дизельных Ситроенах до обидного мало. Будем это исправлять.
МОЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ОПЫТ
Немного о своем автомобильном опыте. Последние 10 лет езжу в основном на французах. В настоящий момент у меня во владении три француза – Рено Лагуна, Рено Колеос и Ситроен DS5. Все машины были куплены поддержанными. С моими небольшими пробегами новые машины экономически бессмысленны. До французов ездил на Тойотах. Были Форд, Фиат, Пежо, Ровер и Ниссан. Так что правило трех Ф я нарушил во всех его буквах :). И должен сказать, что это глупое правило – Тойоты ломались дороже и глобальнее. Французы мне нравятся своими комплектациями, комфортом и ценой. Главное не выбирать проблемные двигателя и трансмиссии. Ну и обслуживание – обращаться только в профильные сервисы. По моему опыту обычные сервисы даже защиту двигателя не могут прикрутить на Лагуна 2 (там она металлическая и служит для увеличения жесткости подвески).
МУКИ ВЫБОРА
Почему был выбран дизельный Ситроен С4? Как стало понятно выше, французского происхождении я не боялся. Сама модель С4 мне очень понравилась еще 2012 году, причем именно в комплектации Exclusive. Шикарные комбинированные сидения кожа/ткань/алькантара, парктроники по кругу, отличная кожа на руле, изменяемая подсветка приборов (красную не люблю), улучшенная шумоизоляция. Бензиновых С4 намного больше, но там есть проблема – автомат AT8. Меня не так волнует его надежность (она не так плоха, да и ремонтируется обычно недорого), как катастрофическое влияние на динамику машины. Все 120 лошадей тонут в омуте 4-х передач. Зато у Ситроена есть великолепный дизельный 1.6 с роботом EGS. Похожая связка у меня уже была на Пежо 308 2009 года. Я ставил на нем рекорды экономичности. Смог добиться 2.9 л/100 км по трассе и 5.8 по городу. На Ситроене же поставили более совершенную установку – современный двигатель с 8 клапанами и микрогибридная система (стартер-генератор + конденсатор). Ну, думаю, быть новому рекорду!
Стал искать дизельный С4. А их очень мало в продаже – обычно не более 5 на всю Россию. Нашелся по цене 650 тысяч в Севастополе (650 км от моего Краснодара). Белый Exclusive, 2013 год выпуска, 81 тысяча пробега, 2 хозяина, новая летняя резина, комплект зимних колес. Продает женщина. Предварительно договорился за 580 тысяч. Оговорил, что салон должен быть в очень хорошем состоянии. Решил совместить небольшой отпуск с покупкой машины. Надо сказать, что приобретаемый автомобиль должен был быть основным для отца, поэтому поехал с родителями. Стали осматривать машину. Почти каждая деталь имеет огрехи лакокрасочного покрытия. В идеальном состоянии только задний бампер и багажник (спасибо шести датчикам парктроника и камере заднего вида). Вообще должен заметить, что краска у С4 очень слабая. Если было воздействие, то сразу скол до металла. Салон дико грязный – хозяйка видимо постоянно ездила с открытыми окнами, а Севастополь пыльный город. Левое заднее колесо отремонтировано жгутом. Прокатился. На ходу никаких нареканий – едет как новая машина. Документы по обслуживанию подтверждают заявленный пробег. Но салон и огрехи кузова не тянут на 580 тысяч рублей – сторговались на 530.
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Есть машины, на которых сразу едешь так, будто всегда на них и ездил. Такой у меня Колеос – садясь за его руль, сразу уверенно им управляю, хотя с последнего раза может пройти месяц (обычно так и бывает – заправляю один раз в месяц, а ездит жена). Но С4 на роботе не такой. Полное ощущение, что ты только получил права. Данные с приборной панели считываются с трудом – сразу и без труда только цифровой спидометр. Тахометр маленький и дискретный – показывает с точностью до 250 об/мин. То ли 1300 оборотов, то ли 1500? Непонятно. А разница важна – гладим педаль газа или уже можно наступать от души? Так и не привык к нему за 4 месяца. Помимо цифрового спидометра есть и аналоговый – маленькая такая черточка ходит по окружности. Рассмотреть ее нормально удается только стоя на месте – и зачем она нужна тогда? К датчику уровня топлива нареканий нет – считывается нормально, показывает точно. Но дискретно – одно деление ровно 5 литров. Есть еще одометр – тут никаких претензий. И больше ничего на панели нет! Ни датчика температуры двигателя (даже лампы прогрева), ни показания бортового компьютера… Данные последнего есть, но выводятся на экран мультимедиа системы. Вот и крутишь головой как заведенный – зеркала, вперед, на приборы, на экран мультимедиа… Да еще правая рука, лежащая на руле, перекрывает показания бортового компьютера. В общем, незачет проектировщикам Ситроена! Место водителя организовано мудрёно, сумбурно и неинформативно. Но сама посадка и обзорность хороша.
Ладно, ехать можно и без всяких показаний приборов. Но и тут проблема! Несмотря на мой полуторагодовалый опыт на роботизированном Пежо 308, поехать без кивков при переключении передач мне не удалось – логика всё же другая. Тормоза настроены слишком чутко – легкое нажатие вызывает резкое интенсивное замедление. Требует привыкания. Первые полчаса управления привели меня к мысли – доеду до дома и выставлю на продажу!
Второстепенные дороги Крыма представляют собой остатки асфальтового покрытия, уложенного еще во времена СССР. И должен сказать, что Ситроен плохо их переносит. Если ямки не сильно большие и загрузка машины небольшая, то подвеска на удивление комфортно едет. И это на шинах 225/45/17! Но стоит ямке быть чуть больше и следует громкий бах – энергоемкости подвеске не хватает. Всё усугубляется постоянной раскачкой кузова. Я к ней потом, в принципе, привык, но жена отказалась со мной ездить на этой машине на сколько-нибудь длительные расстояния. А одной из основных причин покупки дизельного С4 были дешевые путешествия.
Шумоизоляция у автомобиля вполне приличная – на всех скоростях особой тишины нет, но фон не слишком громкий и не раздражающий. Зачет. Единственно, пришлось привыкать к постоянно слышимой работе турбины двигателя. Поначалу немного напрягало. Но это дело привычки.
РАСХОД ТОПЛИВА
Была у меня надежда на новые рекорды экономичности, но она достаточно быстро улетучилась. По Крыму я ездил с, пожалуй, самой экономичной скоростью 70 км/ч, но расход по бортовому компьютеру ниже 4 литров падать не хотел. Потом выяснилось, что я впервые столкнулся с враньем компьютера в большую сторону. Причем он завышает расход на существенные 10%. Т.е. когда он показывает 4 л/100 км, то реальный расход в районе 3.6. В принципе, это отличный трассовый расход, но не выдающийся для меня. Подобный был у дизельного 308 со старым 16-клапанным двигателем. От микрогибридной технологии в купе с более современным двигателем я ожидал большего. Тут, правда, надо учитывать, что колеса на 3 см шире и сама машина потяжелее. Для себя я сделал вывод, что типичный трассовый расход С4 при скорости 100-110 в районе 3.8-4. Это дает пробег на баке почти 1500 км. Неплохо.
Расход в городе тоже не рекордный. Тут, правда, может виновата слабая аккумуляторная батарея. Простояв неделю на стоянке, двигатель перестал глохнуть на светофорах. Т.к. все остальные поездки у меня были короткими, то я так и не зарядил батарею, чтобы микрогибридная технология заработала. Новый же аккумулятор покупать на 12-15 тысяч рублей для экономии 0.5 литра мне показалось неразумным. В общем, средний городской расход по компьютеру получился 7.2, что дает в районе 6.5 реальных. Пересчитываю я из-за фактического расхода топлива, определяемого по заправкам до полного бака. Пежо 308 с дизельным двигателем предыдущего поколения кушал примерно столько же. Рекорд был 5.8 осенью (без использования кондиционера), зимой же расход возрастал до 7.2. Летом был посередине – 6.5.
Так как мой пробег перед продажей вообще стал незначительным, то я умудрился не заправляться 2.5 месяца. На баке я прошел почти 900 км. Исключительно по городу. С поездками часто 1.5-2 км.
РОБОТ
Я два раза покупал автомобили из-за этой коробки и два раза продавал именно из-за неё… Французы сделали очень хорошую коробку – надежную, дешевую, эффективную и адекватную. Я считаю ее лучшим массовым роботом с одним сцеплением. Это во многом получилось из-за того, что коробка изначально создавалась роботизированной. И переключением передач занимается электрогидравлика. Если интересно более подробно узнать об этой коробке, то поищите по фразе «Познавательно об АКПП EGS6».
Я же опишу свои ощущения от этого робота. Пока ты не попал в пробку всё великолепно. Трогается машина уверенно, потом происходит переключение на 2-ю передачу (каким оно будет зависит от опыта, можно добиться минимального кивка при смене). Дальше робот работает как хороший автомат. В нужных местах ты чуть приотпускаешь педаль газа и происходит мягкое переключение вверх. Вниз коробка переключается вообще идеально. Причем скорость смены передач зависит от степени нажатия педали газа. При хорошо утопленной педали переключение происходит очень быстро. Я так на механике не смогу. Производитель заявляет, что в спорте это занимает 0.35 секунд. Причем происходит это почти без разрыва мощности из-за кратковременного "кросс-эффекта". Под этим эффектом подразумевается кратковременный процесс, когда синхронизатор выключаемой передачи уже вышел из зацепления, но его фрикционные кольца посредством трения ещё передают небольшой крутящий момент, а синхронизатор включаемой передачи ещё не вошёл в зацепление, но благодаря трению конических поверхностей его колец крутящий момент уже начал передаваться в трансмиссию. Этот эффект обеспечивается конструкцией синхронизаторов BorgWarner с тремя фрикционными кольцами. Последние пару предложений взял из статьи, чтобы не переврать самому. И это действительно работает. Нет эффекта как на других роботах, когда ты нажал в пол и надеешься быстрее разогнаться, а коробка вырубила 1-ю передачу и, мучительно долго пережевывая (пару секунд!), включает вторую.
На трассе лучше коробки пожелать трудно. Робот очень адекватно себя ведет. Быстро переключает передачи, позволяет самому лепестками сменить их (через секунд 15 робот сам вернется к автоматическому режиму). В общем, нет тут нареканий.
Но стоит въехать в город и начинаются вопросы. Реализации коробки у Пежо 308 и Ситроена С4 отличаются. У С4 более современный вариант и добавлен ползущий режим, т.е. робот ведет себя как автомат – при отпускании тормоза автомобиль начинает катиться. Это удобно в пробках и при маневрировании. Также изменили логику работы на низких скоростях. При замедлении до скорости пешехода раньше робот переключался на первую передачу и поэтому в пробках часто коробка металась между 1-й и 2-й передачами. У С4 попытались избавиться от этого и получилось тоже не идеально. Переключившись на 2-ю передачу, коробка включит 1-ю только при почти полной остановке. Т.е. при качении со скоростью пешехода будет происходить проскальзывание сцепления. Причем не всегда принудительно удается включить первую передачу – робот игнорирует твои команды. А в затяжной пробке это до добра не доведет. Если ты часик потолкался в таких условиях, то следующие несколько дней робот будет перекалибровывать сцепления, и трогания происходят с подергиваниями. Т.е. всё вернется к норме, но ты всё равно переживаешь за здоровье сцепления. По отзывам, оно ходит в районе 100 тысяч км. Замена с запчастями 30-40 тысяч рублей.
Если бы я жил не в таком пробочном городе, то отдал бы С4 отцу и он здорово сэкономил на топливе. Но его маршрут включает тягучие пробки и удовольствие от редких заправок быстро сменится на раздражение от подергиваний при трогании.
В общем, живя в небольшом городке или селе, в которых не приходится постоянно ездить по глухим пробкам, этот робот вас абсолютно устроит. Он умный, держит передачу когда надо, у него есть противооткатная система при трогании в горку. Но долгие ползучие пробки ему противопоказаны.
УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ВОЖДЕНИЯ
Оно есть! Робот дарит вовлеченность в управление автомобилем. Дизель позволяет достаточно динамично ездить. Маленький же расход топлива заставляет не думать о том, что вот это щедрое нажатие на газ сделало тебя беднее. Ты просто получаешь удовольствие от энергичного подпора в спину. В поворотах С4 тоже не теряется и обладая достаточным запасом мощности ты просто как из пращи из него вылетаешь. Это не езда на унылом атмосфернике, где не раскрутив его хотя бы до 3.5-4 тысяч оборотов, ты не получишь энергичного разгона.
ОПЦИИ
Немного о работе опций С4.
У меня были кресла с массажем. Это французы так назвали ритмичное движение поясничного подпора вперед-назад. В дальней дороге, может это как-то и скрасит монотонность езды. А так – опция для галочки.
Передний парктроник в слякотную снежную погоду что-то стал попискивать просто так. Такое было только один раз, но немного напрягло.
Не понравилась работа подсказки наличия помехи в слепой зоне (сбоку сзади). То показывает, то не показывает. Отключил вообще, чтобы даже не надеяться на нее.
ПЛЮСЫ-МИНУСЫ
+ Динамичный и экономичный дизель
+ Комфортный, с хорошей шумоизоляцией
+ Отличные материалы
+ Отличные кресла, посадка и обзорность
+ Большой багажник (легко влазит комплект колес)
+ Приятная управляемость
+ Хорошая грязевая аэродинамика (окна и зеркала не пачкаются)
- Робот (все же отнесу его к недостаткам – пробки не для него)
- Низкая энергоемкость подвески
- Слабая краска
ИТОГИ
Я был владельцем дизельного С4 всего 4 с небольшим месяца. Проехал на нем всего 3000 км и заправил 4 полных бака. Я с удовольствием вспоминаю этот период. Автомобиль запомнился очень комфортным и динамичным. Но плохие дороги из-за низкой энергоемкости подвески не для него. Никаких поломок у меня не было. Я заменил только пощелкивающий ограничитель двери и основательно отдраил салон. Из затрат было только ТО, где просто поменял все фильтра и масло.
Почему все же продал? Когда 4 месяца подряд ползаешь только по пробкам, то хочется максимального комфорта именно в них. Робот этого обеспечить не может. Была бы надежда, что жена согласится поехать в путешествие на Ситроене, то, может быть, и не стал бы продавать. Мучиться же в бесконечных пробках без прострелов по трассе глупо.
Ситроен продался очень быстро. Где-то за 10 дней. За 535 тысяч. Т.е. на 5000 дороже, что компенсировало затраты на химчистку.