Привет всему дрому из Украины, а точнее из пригорода Львова. Напишу я про один из своих несольких авто. Случилось так, что я ещё с детства помешался на одной из самых неординарных автомарок мира – Ситроене. Началось с того, что ещё после распада союза в страну начался ввоз авто из Европы, Америки и Японии. И в 1992г, когда мне было 12 лет, мой сосед пригнал из Германии Ситроена. Это был GS, уже и не помню какого года. Тогда она казалась мне чем-то неземным. Дизайн а-ля НЛО, салон и приборы словно из фильма «Звёздные войны». А то, что кузов мог опускаться и подниматься это был реальный шок.
На дворе 2002г, я продал свою первую машину, ТАЗ-06, и стал искать Ситру. Первым Ситроеном стал ВХ. Затем в 3 года назад, после его продажи, купил себе турбовый ХМ 1999г, который у меня есть и поныне как авто на каждый день. В машине есть всё, что нужно, и если я её и поменяю, то только на С6.
SM же появился летом этого года. Откопал я его в Польше. При покупке обошлась 6500 евреев, ещё растаможка, тоже круглая сумма. Но авто того стоит, это реальный эксклюзив! Всего около 13 тысяч выпущено за 5 лет. По кузовщине состояние почти идеал! Лишь временами на хроме есть небольшие пятнышки. Салон видно, что в годах, уже изрядно потёрт. Но его отделка всё так же шикарна, как в 72м. А вот техника подустала, временами изрядно. Но к чести автомобиля, почти 400 км до Львова он проехал своим ходом! А сейчас машина стоит разобранная в гараже. Надеюсь, что она когда-нибудь скоро выедет на улицы и будет также шокировать своим дизайном так, как это и должен делать настоящий Ситроен. Работы предстоит много, а детали на него днём с огнём не сыщешь. А ведь авто заслуживает внимание, и в нём есть масса нетривиальных штучек и есть вещи, серьёзно опередившие своё время. И так начнём.
Любой авто начинается с двигателя. А он здесь отменный. V6 совместного производства с Maserati, с двумя клапанами на цилиндр, но при этом имеющий по два распредвала в каждой голове, приводящиеся цепью. Система питания – три карбюратора Weber 42mm DCNF. Работают в данный момент плохо, топливная подлежит ремонту или замене. В идеале я думаю движок будет тянуть отменно. Движок расположен в базе, за передней ведущей осью, а перед движком – коробка. Она здесь тоже особая. По сути это прообраз современных роботизированных трансмиссий! На деле это пятиступка-механика. Рычаг двигается по кулисе обычной механической коробки. НО! Педали сцепления нет! Автоматического режима тоже. Отпускают и выжимают сцепление гидроприводы. Впрочем технология езды такая:
1.Трогаемся так: просто врубаем первую, не выжимая тормоза, а затем поддаём газу и просто едем.
2.Переключаемся просто рычагом как на обычной коробке, отпуская при этом газ.
И ещё одна особенность – невозможно включить или выключить передачу с заглушенным двигателем. Так как за переключение отвечает гидравлика, то при выключенном движке гидронасос просто не работает. Вся эта хитромудрая хрень называется C-Hydromatic, которая серьёзно в массовое производство в виду сложности конструкции и не очень хорошей надёжности. Но у меня, тьфу три раза, вроде всё работает. Но если не дай бог полетит… То спецов по этой штуке днём с огнём не найти, литературы почти нет, а то мизерное количество, что есть, вся на французском, в котором я не силён вообще.
Рулевой механизм здесь уже тогда был с переменным усилием, называется variopower, в последствии DIRAVI. А руль здесь управлял даже задними колёсами! Выходит, что и 4WS придумали во Франции, хотя не буду утверждать, может япы сделали и раньше. Но такая система полюбому только здесь, потому что задним рулевым механизмом управляет опять таки гидравлика. Фары уже тогда поворачивались в сторону поворота, и опять гидравликой.
Подвеска оригинальна, но для Ситроенов традиционная схема. Пневмогидравлика с восьмью сферами, в которую залито 6,5 литров LHM, это гидрашка такая.
Дизайн. Это не от мира сего! Морда, как в современном цивике-хэтче, сплошная полоса стекла, которая вся светиться. С двух сторон по три пары фар (одна пара фар поворотная), а в центре – место под номерной знак! А эмблема на капоте, около правой двери. Цивик, когда появился, вызвал спорные ассоциации, а что тогда было? Авто представляет собой огромный гран-туризмо, размером с бизнес-седан. Это трёхдверный хэтч, стилизированный под купе. Линии кузова ломаные и необычные, он непохож ни на что! Но ещё больший шок – это салон! Односпицевый руль и ОДНА педаль в привычном понимании этого слова! Тормоз представляет собой кнопку с датчиком усилия. Кулиса такая как у Вольво S60 в первом кузове. Три подрулевых переключателя – два, которые слева, управляют светом и дворниками, а вот правый регулирует усилие на руле. Спидометр размечен в милях, а под значениями скорости указана ориентировочная дистанция тормозного пути, правда в футах. Второстепенные приборы расположены на торпеде, а вот майфун, вернее радиола, торчит панелью управления вверх между креслами. Слева от водителя управление подвеской. И ещё, в машине 72го года есть кондиционер и электропакет, это к слову, на сколько отстал русский автопром. Отделка салона шикарная – натуральная кожа на креслах и замша на потолке!
Ходовые качества объективно оценивать не буду, много что в машине нужно ремонтировать. Скажу лишь, что плавность хода какая-то нереальная, любое направление превращается в автобан! Тормоза по-французски резкие, крены минимальные. Отличная шумка для своего времени. И вообще авто нетривиальное и требующее внимания! Надеюсь побыстрее поставить его на ход, что будет очень нелегко, и если кому интересно, буду отписываться об авто и процессе доведения его до ума. И попрошу не оставлять комментов типа: «вот япы настоящие авто делали, их надо восстанавливать, а не это ведро с болтами». Впрочем у каждого свои вкусы. И напоследок о мечтах. А мечто у любого поклонника Ситроенов – это DS, но увы в более-менее приемлемом состоянии пока их не находил. Жду комментов и если есть грамматические ошибки, то извиняюсь за это, и прошу строго не судить))))