Продолжим писать отзыв о странных автомобилях, которыми я владею.
Первый отзыв был о Renault Avantime Отзыв о Renault Avantime) -- машине со странным кузовом.
Кроме этого у меня были приусы двух поколений - машины со странной трансмиссией.
Что остается? Ну пожалуй подвеска, рулевое управление и тормоза, тем более это все можно совместить!
Итак встречайте - Citroen XM 3.0 V6 Exclusive. На дроме уже есть "отзыв" о этой машине, ну вернее там написано, что отзыв о XM, но на самом деле о чем-то другом :)
Французское чудо с гидропневматической подвеской и гидроприводом рулевого управления DIRAVI.
Для тех, кто не любит читать вот видео от корифеев ситроеноводства в России:
Собственно это видео и стало финальным толчком к покупке.
История болезни:
Машина была куплена в Германии за 1300 евро, на самом деле это вторая моя попытка купить XM - первая запечатлена на видео:
и обошлась мне в 300 евро + дорога, но и состояние там далеко от идеала, поэтому мониторинг mobile.de продолжался. Надо было себя занять чем-то на рождественские каникулы и были выбраны две потенциальные жертвы - дорестайловая версия с 24х клапанным мотором (даже двумя - запасной мотор и коробка передач в подарок), в спортивном обвесе, с люком и бежевым салоном. Но так как у меня уже был рестайл в качестве набора запчастей, то перспектива иметь несовместимые наборы не очень прельщала, да и ушел этот вариант очень быстро.
Вторым был рестайловый exclusive на автомате, с бежевым салоном и люком с легендарным мотором ZPJ/PRV (родственный мотор стоит на DeLorean, 2 клапана на цилиндр, цепь) - полный фарш! Фотографии были весьма невзрачны, да еще и перекуп, но делать нечего - поехал смотреть. Ночь в поездах привела меня в район Баденского озера (того самого, над которым столкнулся Ту-154 с самолетом DHL и разгорелась драма с убийством диспетчера). Звоню продавцу, встречаемся и на привокзальной площади я вижу его - зеленый, блестящий (машине 20 лет!), ну, думаю, натерли воском чтобы скрыть проблемы, но я то ученый, сейчас потыкаю продавца в "болячки". Открываю капот - там все сухо (странно для машины опутанной километрами гидравлических трубок с давлением в пару сотен бар), но не чисто, видно что мотор не мыли перед продажей. Первый облом... Завожу - стартер крутит, но машина не заводится. Ура, сейчас домой поедем на поезде! Но тут продавец тыкает пальцем в "калькулятор" - иммобилайзер, который требует ввести код, обычно его отключают и выкидывают. Второй облом. Ввожу супер-секретный код 1111, установленный еще на заводе и машина заводится. Продолжаем искать... Переходим к проверенным вариантам - крутим рулем несколько раз и смотрим на пыльники рулевой - сухо... Третий облом. Включаем кондиционер и смотрим на муфту - крутится! Не может этого быть! Болезнь кондиционера в том, что контакты в блоке предохранителей не рассчитаны на столь большой ток и просто плавятся, смотрим на блок и видим, что исходный предохранитель висит рядом в отдельном корпусе, рядом прикреплена бумаженция с логотипом Citroen, датой ремонта и номером доработки. Видя мое озабоченное лицо продавец делает контрольный выстрел - достает из машины толстенную пачку бумаги - накладные и фактуры за все время существования машины с 1997 года, один владелец, обслуживание только у официального дилера. Немецкого ОД, не российского, что многое значит. Обломавшись по всем статьям едем на переоформление. Скажу сразу что я не проверил круиз-контроль, так как даже не надеялся на его работу (заслонка механическая и круизы там долго не живут, но об этом позже) и CD-changer по причине отсутствия наличия картриджа. Из недостатков - ржавый выхлоп и коррозия правой арки колеса - было видно еще на фотографиях, так что цену на этом не собьешь, но продавец все равно скинул 150 евро :)
Немного беготни по немецким бюрократиям и в 12 часов дня я за рулем "новой" машины беру курс в сторону дома, впереди 700 километров пути после бессонной ночи, на всякий случай на 400м километре забронирована гостиница (вернее комната на ферме). Гостиница не понадобилась - комфортнейшие сидения, рулевое управление с автоцентрированием и гидравлическая подвеска делает поездку на этой машине такой же утомительной, как сидение в кресле с бокалом французского вина. Кстати о круиз-контроле - он работает! Но узнал я об этом за 50 километров до пункта назначения и то от скуки :)
О машине:
Внешность - французская, на любителя. Лично мне нравится передняя часть французских машин и вид сбоку, филейная часть всех "настоящих" ситроенов как-то не "вставляет" (DS19/DS21/CX/XM). К дизайну машины приложило руку (линейку и циркуль, причем линеек было больше) дизайнерское бюро Bertone, которое не нуждается в представлении. Вытянутый заостренный в угоду аэродинамики нос, широкая линия остекления и "укороченный" зад лифтбека.
Двигатель - 6ти цилиндровый, V-образный, 12 клапанный, без малого 3 литра объема, выдающий скромные по нынешним меркам 167 лошадей. Развал двигателя "восьмерочный", то есть 90 градусов. По сути это V8 с отпиленными двумя цилиндрами. Существовала и 24 клапанная версия этого мотора - ZPJ4, с 200 конями под капотом, но она шла только с механикой, так как рвала 4HP18 в клочья, да и механика не всегда выдерживала (те кто прочитал историю покупки помнят вариант с запасной коробкой). В моем случае масло ни один из двух имеющихся моторов не ест ни капли. На низах тянет бодро, автомат редко крутит мотор выше 2 тысяч и тяги на этих оборотах хватает с головой. На обгонах крутит до 4х и пассажиры начинают пугаться. Такой же 3 литровый V6 на авантайме "просыпается" где-то после 3х тысяч, до этого не тянет совсем. Из-за цепи мотор шумноват, да и гидравлика добавляет звуков под капотом.
Коробка передач - 4х ступенчатый автомат 4HP18 от ZF. Ставился на некоторых немцев в варианте с продольным расположением для заднего привода. 4 ступени маловато, конечно, но машина разработки 80х годов... В общем нареканий к ней нет, автомат как автомат. Кикдаун и тяга мотора на низах позволяет безопасно обгонять, большего мне не надо
Рулевое... Самое видимое его отличие от обычных усилителей - это автовозврат в центр. Всегда! Невероятно удобно на парковке, настолько удобно, что когда пересаживаюсь на другую машину необходимость крутить руль на парковках раздражает. Удобно тем, что отучает стоять на левый поворот с вывернутыми колесами :) Такой привычки у меня не было, но даже если бы и была, необходимость удерживать руль быстро бы ее отбила. Неудобство разве что в том, что на затяжных дугах трассы приходится держать руль дополнительно. В начале отзыва я написал что это гидропривод, а не гидроусилитель. Механической связи между рулевым колесом и колесами при нормальном функционировании системы нет, это значит, что когда колесо попадают в яму руль из рук не выбивает, совсем. Механическая связь замыкается только при падении давления в гидросистеме, при это рулевое обладает чудовищными люфтами, но позволяет остановиться на обочине и ждать эвакуатора (ну или паять лопнувшую трубку). Обратной связи на руле нет, что, наверное, плохо для участников ралли, но мне нравится, не нужна мне каждая неровность в руле. Усилие переменное от скорости и регулируется центробежным регулятором с тросовым приводом от коробки передач.
Тормоза - тоже не от мира сего. Так как в машине уже есть источник гидравлического давление - грех не использовать его, а не ногу водителя. То есть вакуумного усилителя нет от слова совсем. Давление в системе создается тем же насосом, что и давление в гидроприводе руля и подвеске (да, это по сути единая точка отказа, есть только гидроаккумуляторы и клапан безопасности для безопасной остановки) и передается на тормозные механизмы через тормозной дозатор (пожалуй, самое страшное слово, которое можно услышать на сервисе - новых уже давно не производят, дефицит!) в зависимости от давления в заднем контуре подвески (читай - загруженности задней оси, этакий гидравлический "колдун") и силы нажатия на педаль. Когда кто-то хочет прокатиться на моей машине я сразу предупреждаю "проверь тормоза" - с непривычки можно поцеловать руль, педаль очень чувствительная, ход педали буквально пару миллиметров. Чтобы совсем не порвать шаблоны у людей, привыкших ездить на машине с "обычным" приводом тормозов французы поставили на дозатор специальный резиновый "капюшон", чтобы добавить педали немного свободного хода, из-за чего складывается впечатление, что система завоздушена. Зато когда пересаживаешься обратно, то становится страшно - педаль уходит на целый сантиметр! На Citroen DS (на котором фантомас летал) вообще стоит кнопка, а не педаль :)
Подвеска - гидропневматическая, в моем случае "гидрактив второго поколения", сокращенно ГА2. Пружин подвески нет, совсем, нет риска остаться без зубов при замене. Зато есть риск попасть под зеленый душ :) Стойка подвески (гидроцилиндр) соединена со сферой через отверстие с очень маленьким сечением, выполняющего роль амортизатора. Сфера состоит из двух полостей, разделенных плотной нейлоновой (условно) мембраной. Нижняя полость сообщается со стойкой и заполнена жидкостью. Верхняя часть герметична и заполнена азотом под давлением (около 50 бар, в зависимости от модели и назначения). При наезда на неровность (выпуклую) гидроцилиндр сжимается, жидкость через отверстие поступает в сферу и давит на мембрану, азот сжимается. Гениально и просто. Цена сферы у нас - 15 евро, замена - полминуты времени. Изменяя давление в подвеске можно менять клиренс. При загрузке машины система автоматически увеличивает давление и восстанавливает клиренс - происходит это без участия электрики. Все описанное выше - самая простая версия. В моем случае на каждую ось установлена дополнительная сфера, регулятор жесткости - два электроклапана, компьютер, управляющий этими клапанами и датчики на руле, педали газа и в тормозной магистрали. Подвеска имеет два режима - "нормальный" и "спортивный". В нормальном режиме дополнительная сфера подключена к стоечным сферам и обеспечивает дополнительную мягкость подвески плюс через эту сферу возможно перетекание жидкости между стойками и несколько повышаются крены. В "спортивном" режиме дополнительная сфера отключается и перекрывается канал "перетока" жидкости. Крены значительно уменьшаются. При этом компьютер подвески может увеличивать жесткость в зависимости от давление в тормозах (при интенсивном торможении подвеска становится жестче), скорости поворота руля и нажатия акселератора, ну и открывания-закрывания дверей и багажника (при погрузке-выгрузке). Фух... Но и это описание является очень упрощенным.
Едет оооооооооочень мягко. У меня есть дорога между домом и дачей - 7 километров, дорога без ям но латаная-перелатаная очень сильно с большим количеством поворотов. Я ее называю "контроль подвески". В зависимости от скорости комфортного движения можно делать выводы. Так вот на приусе там нельзя было ехать больше 50 км/ч - грохот и тряска. Авантайм позволяет комфортно ехать 70, но из-за высоты тормозить перед поворотами. На XM 90 км/ч - вполне комфортная скорость даже без музыки, больше - страшно на виражах, особенно закрытых, начинает сносить заднюю ось.
Салон и комфорт: В моем случае это бежевая кожа, неплохо сохранившаяся для своего возраста (на "доноре" черная кожа, так, учитывая состояние "кожи" на современных машинах я бы ей не дал больше 2-3 лет). Очень удобные широкие сиденья с длинной подушкой и спинкой с регулируемой боковой поддержкой ("обнимашка" (с) Янус). Подогревы всех сидений спереди и сзади. Из-за люка потолок низкий и я со своим ростом 180 см легко достаю головой до потолка. Без люка такой проблемы нет. Черный потолок и деревянная отделка панели и дверных карт, не "под дерево", а именно деревянная! Дополнительный козырек между основными позволяет закрыться от солнца, светящего в глаза через просвет над зеркалом - пользовался - удобно! Электрически регулируемый центральный подлокотник! Ну и дополнительное стекло между салоном и багажником! Уже испытал эту прелесть, так как машина лифтбек - при открывании багажника зимой это стекло не дает проникнуть в салон холоду, грузишь себе вещи на парковке, а ребенок сидит в машине в тепле и комфорте, задняя полка оснащена шторками - не очень удобны, ну да ладно, пусть будут. Задние сидения завалены немного назад - вылезать сложно, да и не хочется, очень мягко и комфортно, правда ребенка немного укачивает и она постоянно засыпает в дороге, на авантайме такого не наблюдается. Из оборудования - автоматический климат контроль, электростеклоподъемники всех дверей, водительский с доводчиком. CD-changer на шесть дисков (под пассажирским сидением), два ЖК матричных дисплея над рулем под панелью приборов (левый - RDS, сообщение об открытых дверях-капоте-багажнике и неисправностях (т-т-т, пока не видел), правый - температура воздуха, часы + бортовой компьютер).
Не знаю, о какой машине написан Отзыв о Citroen XM но двери у меня с рамками, лобовое стекло обычное, люк небольшой. Педали без электрорегулировок, задний диван и подавно. Никакой системы распознавания примесей и закрывания окон, как и разговаривающего компьютера нет и подавно. Даже подвеска у меня, как и у всех остальных XM - спереди обычный Макферсон. Ну пусть количество употребленых веществ останется на совести автора :)
Спасибо всем дочитавшим до конца этот спонтанный отзыв. Весна грядет, некогда по клавиатуре стучать особо! Фото еще зимние, на транзитах. Новые будут как будет солнце и машина отмыта от соли и грязи!
Итак, прошел год, а с ним и первые поломки и ремонты, куда же без них, ведь машине стукнул 21 год! Из самого мерзкого - лопнул патрубок ОЖ в развале мотора и следом за ним (или вместе с ним) - разорвало бачок (он уже был клеен). И все это за один день до встречи тещи в аэропорту, ну пришлось ехать на некомфортной, но безотказной Хонде, которая откатала 800 км (4x200) без проблем. Поменял бачок, патрубок (с донора, остальное новый оригинал), антифриз и, конечно, крышку. Катаемся дальше.
Продал машину, перекрестился, купил Камри XV20, вернулся в родные пенаты, так сказать. У меня все =)
А нет, не все, машина хорошая, все как я написал, но в обслуживании - большой жирный белый северный пушной зверек. Надежный как лендровер (с) известный в узких кругах Артем aka Арти.
Авантайм ездит! Сейчас на нем жена катается в основном.
Понятно.Давай еще че нить для нас экзотическое прикупи.Чтоб семейный бюджет не растрачивать-Рено Р5.Не одному ж мне интересно узнать про авто,которых никогда не видели и,возможно,не увидим..
Единственные из автопроизводителей, кто делал не как все и хотели изменить жизнь водителей. Спасибо за отзыв, очень интересно почитать было! Кстати, фирма Тойота в том году догадалась поставить подобие гидрактива на свой УАЗик, презентовали это как мегапрорыв века...
Понятно.Давай еще че нить для нас экзотическое прикупи.Чтоб семейный бюджет не растрачивать-Рено Р5.Не одному ж мне интересно узнать про авто,которых никогда не видели и,возможно,не увидим..
Это прекрасный автомобиль.
Лет 15-20 назад несколько таких у нас бегало по городу. По дизайну на него чем-то Дэу Эсперо походил (тож Бертоне).
Искренне хочется чтобы такие автомобили, с техническими решениями малоиспользуемыми сегодня, жили долго и продолжали удивлять автолюбителей.
И к чему это???Едут не лошади,а момент!!!А его там достаточно
Достаточно для чего? http://www.autonet.ru/auto/ttx/citroen/xm/270400
267Нм при 4000 оборотах, это притом что 190сильная версия. А на 167сильной итого меньше порядка 245-250нм.
Для сравнения тойотовский 7м на 10 лет старше и того же объема имел порядка 280Нм, а 3л 2JZ в 96г "аж" 300нм.
Так что реально позор. Ни мощи ни момента и это в 96г с 3л...