Давал ему разные прозвища, сначала за внешний вид – Бешеная Вишня. Потом за неожиданную прыткость – Пулька. Жена зовет Козочкой – на кочках скачет не слабо.
Жена сдала на права, и инструктор двинул тему – нужно ездить иначе навыки обучения выветрятся безвозвратно, у женщин так голова устроена. Взявши ноут прикинул суммы и варианты для новичка – нужен левый руль, не старше 4-5 лет, удобное управление, экономичная, опций побольше, безопасность, кондиционер.
Выбор в нашем Новокузнецке в марте был не велик. Или Матиз или Калина. Так же на выбор повлиял опыт друзей, которые несколько лет гоняли на Матизе, практически не ремонтируя его, только стекло заднее у них сыпалось. Калин с кондиционерами не осталось, так что выбирали из Матизов. Первый оказался 0,8 потрепанный жизнью, второй литровый уже выглядел целее и жил в гараже. А главное о четырех горшках, о чем многократно упомянул общительный родственник хозяйки, занимавшийся продажей. Женушка оценила на отлично внутренний объем и удобство на первом ряду сидений, благополучно разместивших её не мелкие габариты. Как ни странно, в 0,8 Матизе ей категорически не понравилась посадка, хотя кресло двигали и наклоняли.
Комплектация Бест – литровый движок, пластиковый обвес по кругу, кондиционер, управление обоими зеркалами, ГУР, все электростеклоподъемники, центральный замок, противотуманки, подогрев заднего стекла, заводская антикоррозийка, 4 динамика и магнитолка Clarion CD Mp3. Кроме того: 4 зимних шины Кордиант на отличном литье, сигналка Гарпун (не лучшая, но вполне рабочая, с автостартом по температуре), тонировка задней полусферы, коврики резиновые в салоне и пластиковый в багажнике. Ну и бонусом – иконка с тремя ликами на торпеде.
Скинув круглую сумму от объявления, хозяева склонили чашу весов в свою пользу. Потому даже не сильно жалею, что не поехали сразу в сервис на проверку, взяли почти вслепую. Жена просто села за руль и повезла нас домой, легко и непринужденно вертя рулем по мартовскому льду. Пока занималась оформлением, успела в нем обвыкнуться, и водила вполне уверенно. Единственно подводил клиренс, который оказался много мельче чем обещанные справочниками 15 см. Похоже, у Беста клиренс в передней части сильно ниже. А так как зима у нас выдалась снежная, и во дворах накопилось на дорогах сантиметров по 30 льда, который еще и таять надумал, то благополучно образовались водяные ямы и колеи эпических масштабов. Уронив в них машинку пару раз до удара в дно, и вообще много потершись об лед на наших колдобинах (спасибо мэру) ставили машину во дворах, куда еще могли заехать. Раз сели в снег на дно, так я ее сам в нос вытолкал.
Эксплуатация – минусы
Главный минус – малый клиренс. Поставил защиту картера 2.5 мм. Точнее, поставили в сервисе салона Дэу за 200 р. Я сразу и не понял, что защита стоит нестандартно. Особенность конструкции Матиза – удлинители лонжеронов, идущие под двигатель. Крепятся к лонжеронам кузова болтами, левый из которых в лонжерон запрессован, хотя, в моем случае зачем-то имеет 6-гранную головку. Потому на первой СТО его снять не смогли. Но в итоге всё оказалось несколько неожиданно. Задние петли крепления защиты и не должны были прикручиваться, они клались сверху-вокруг головки болта – большое отверстие, а снизу к ним прикручивалась защита. Благодаря защите клиренс стал еще меньше но зато удары о стабилизатор подвески сменились скрежетом по защите, за которую не так волнуюсь, её легко заменить. Проставки в пружины ставить не буду – машина высокая, итак сильно кренит в поворотах.
Изредка что-то клинит в замке водительской двери – не захлопывается. Передернешь ручку открывания – захлопывается. Но это редко. А что постоянно не нравится – плохо захлопываются двери, приходится с усилием захлопывать, видимо слишком легкие, чтобы инерцией продавливать уплотнения. Сами уплотнители проемов в пазах двери сидят некрепко, некоторые клипсы выдраны. На задней правой уплотнитель вылез из пазов и торчал из закрытой двери. Заправил его отверткой с обеих сторон резинки – теперь сидит ок.
Дверь багажника была перекошена и стекло билось о правое крыло при закрытии, чуть содрало краску. Возможно дверь так криво поставили на заводе, возможно были и еще аварии, но сколько мы не искали следов правки и варки не нашли – краска сзади вся родная, стекла одного года. Передвинул крепления замка на двери и кузове – теперь стекло ни за что не задевает, но дверь захлопывается с трудом.
Тормозит как-то вяло, по сравнению с пятнашкой. Хотя до блокировки довести можно. На подъемнике смотрел старые колодки, передние еще по 8 мм примерно. Купил 4 новые, поменяю с колесами.
63 лошади – все же маловато. На первой разгоняется отлично, но дальше приходится крутить на высоких чтоб держаться в потоке. На 4-5й держится неплохо, на трассе легко делает 140 кмч. Сдаёт если затяжной подъем. Главная мощь в больших оборотах, и если нужна скорость приходится раскручивать. Для всех наших скоростных участков хватает с лихвой. С другой стороны – особо не пообгоняешь, но и не нарываешься на неприятности. Так что умеренная мощность с нашим опытом вождения скорее плюс.
Минус вынесенного вперед ветрового стекла – стойки. При посадке они не мешают, зато мешают в обзоре, особенно левая. Просто нужно помнить о этой мертвой зоне, и вертеть головой, пешеходы за ней иногда прячутся.
Нет сигнала, что при вынутом ключе оставлены фары. Один раз забыли выключить, за 6 часов батарея села в ноль. Бардачок мелкий, подстаканники рассчитаны непонятно на какие стаканы.
Эксплуатация – плюсы
Первый месяц ездила только жена, я не мог из-за травмы. Никаких замечаний или претензий не было, рулить ей очень понравилось с самого начала, и ей есть с чем сравнить – в автошколе перепробовала разные авто, из них Соларис, Акцент и Рио.
Есть корректор угла фар, противотуманки хоть и не самые мощные, но фарам помогают. Дворники шустрые, бесшумные, задний с брызгалкой, 4 режима работы передних дворников. Только на скорости 110 кмч начинают проскальзывать по воде.
Все хвалят коробку передач. Я сначала не понял ее, иногда приходилось втыкать силой. Но потом усвоил скорости и звук двигателя, и рычаг стал прыгать сам собой, когда надо. Друг, сравнивая легкость переключений с Калиной, сказал, что переключается очень легко. Единственный косяк коробки – задняя без синхронизатора и втыкается через раз, приходится передергивать сцепление.
Салон практически не звучит, иногда под женушкой поскрипывают кресла, возможно от влажности зависит. Редко гремело стекло задней двери, но если поджать подъемником переставало. Больше сверчей не припомню. Еще, на больших оборотах громко шумит вентилятор салона, особенно если листьев насосал. Но он снимается за две минуты и ставится за одну, так что не проблема.
Кресла довольно удобные, сижу с почти поднятой спинкой из-за перелома – и вполне удобно. На обычном стуле сидеть больно, а в машине нет. Жена отклоняет и отодвигает кресло подальше назад. Причем делается это одним движением двух рукояток, в отличие от ВАЗов, где приходится крутить треклятое колесо где-то за задницей. Этот затянувшийся маразм перекочевал уже во вторую Калину. Ещё удобно садиться в машину – крыша высокая, ветровое стекло выдвинуто вперед и головой при посадке об косяк не бьёшься. Как-то раз ехали недалеко вшестером, сзади трое, с моим сыном 35 кг на коленях, тесно не было. Торпеда под стеклом широченная, с углублением во всю ширину для мелкой поклажи.
Удобно, что на все один ключ – и дверь и багажник. Багажник и лючок бака открываются из кабины. У крышки бака есть петля, не потеряешь, и трещотка, чтоб не перекрутить. У крышки капота есть блокировка от самопроизвольного открывания. В багажнике есть мелкая лампа подсветки. Багажник мелкий, тут все понятно, колесо не войдет, только под поликом запаска, насос и домкрат лежат. Вот 27л бытовой газовый баллон входит нормально, как раз подпирается огнетушителем.
Багажник трансформируется за минуту – спинка заднего ряда складывается, сиденье сдвигается вперед. Получается небольшой грузовичок. Проём по максимуму ~90 x 70 см. Читал, что возят холодильники, мне пришлось возить мусор и кинескопные телевизоры. Довелось и саженцы возить, и выкопанное деревце 2.5 метра ростом.
Ну и главный приятный момент, который сподвигнул на отзыв. На днях собрался с чеками и посчитал средний расход, получилось приятное число – 5,6 л на 100 км. Это с нечастым использованием кондиционера, и без ночных прогревов, но с раскручиванием при разгонах. За 81 день мы накрутили 5300 км, затратив примерно по 3 тр в месяц. По трассе гоняли раз, 350 км по кругу.
Общее впечатление от машины – какая-то притягательная легкость вождения. Ездить приятно, потому и средний пробег у нас 65 км в день, про автобусы и трамваи жена забыла. Неприятно долбить по ямкам, но ширина машины позволяет их обруливать, карта ямок в голове уже закрепилась. Многие ругают за нестандартную колею, в основном это не владельцы Матиза. Я проблем не вижу – с такой шириной больше простор выбора траектории в полосе. В колее не сижу, хотя их на наших дорогах хватает.