Для многих людей является загадкой, как кто-нибудь в здравом уме может выбрать себе такую машину как Дэу Матиз. Считается он маленьким, слабым, несолидным. Разгадка заключается в том, что так думают только те, кто никогда в нем не сидел и не ездил, а видел лишь со стороны. Абсолютно все знакомые, кто садился ко мне в машину, были очень удивлены, что внутри он действительно просторный, а едет быстро и уверенно. Но обо всём по порядку.
Выбор
Итак, почему именно матиз, и как он попал ко мне в руки? В 2007 году я закончил университет, через некоторое время устроился на работу, и где-то через год встал вопрос о том, как бы мне перестать ездить в костюме в общественном транспорте, и приобрести собственное средство передвижения, тем более, что я как раз получил права. Денег было не так много, и в любом случае приходилось бы брать в кредит некую сумму. Много занимать не хотелось, также привлекали процентные ставки по автокредитам, выгодные по сравнению с потребительскими. Именно это повлияло на выбор в пользу новой леворульной машины из салона в противовес подержанной праворульной.
Обзор предложений показал, что выбор в ценовой категории до 250 тысяч не очень большой. Это были либо русские автомобили типа десятки, калины, приоры в плохой/средней комплектации, либо нижние модели корейского ряда шевроле (например, ланос) и дэу, что примерно одно и то же, но под разными именами. Поездив по автосалонам, я решил, что русскую машину не буду брать совершенно точно, тем более, что у меня у отца десятка, и по опыту ждать от неё хорошего не стоит. Все Лады были совершенно ужасны внутри, тесные, скрипящие панелями даже во время тест-драйва.
Шевроле смогли предложить лишь голую комплектацию, примерно вообще без всего. Тоже не вариант. Дэу на тот момент имела в модельном ряду Нексии и Матизы, и я отправился к одному из дилеров покататься на обеих. Нексия внутри оказалась очень похожа на десятку, всё угловатое, страшное, садишься туда как в саркофаг. А вот Матиз, к которому я по стереотипной традиции тогда относился очень скептически, совершенно меня поразил ОЧЕНЬ просторным салоном и опрятной внутренней отделкой с плавными линиями панелей и красивыми сиденьями. Пластик там, конечно, дешевый и простой, но ожидать чего-то другого было бы странно.
Изучив комплектации, я обнаружил, что модификация BEST с полноценным 4-х цилиндровым литровым двигателем и всякими опциями типа ГУРа, электропакета (4 стеклоподъемника, корректор зеркал, фар итд), мп3-магнитолы стоит вполне доступных денег — 240 тысяч. Еще были варианты с литьём, кондиционером и рейлингами на крыше, но они уже приближались к трёмстам и выходили из бюджета. Выбор был сделан, цвет серебристый, чтобы серые молдинги, идущие в обязательном порядке со всеми литровыми матизами, не выделялись на фоне кузова. Оставалось лишь дождаться автовоза и забрать машину после покупки.
Эксплуатация
Самое главное, чего не знают о литровом матизе, это его отличное соотношение массы к мощности двигателя. Будучи легкой машиной, он имеет при этом 63 лошадиных силы, чего внутри города хватает для динамичного разгона и езды на скоростях до 70-80 км/ч. Дальше, разумеется, сказывается слабость двигателя, и тут он уже не конкурент старшим собратьям, которых на какое-то время опередил со светофора.
За городом я бывал не так часто, но никаких проблем там не испытывал никогда. Один раз ездил в Новосибирск, по утренней дороге достаточно долго держал скорость 140, тоже без вопросов (ну кроме повышенной прожорливости). Крейсерская скорость у него, конечно, в районе 90, тогда и обороты держатся низкие на пятой, и бензин он просто нюхает слегка.
Про маневренность, наверное, не имеет смысла особо рассказывать, потому как она очевидна: практически всегда и везде можно развернуться или выехать задом в два движения, назад и вперед. Возле дома всегда находилось место, где встать, например, параллельной парковкой, куда не риснули всовываться более длинные автомобили. Руль очень мягкий, отзывчивый. Подвеска надежная, стойки спокойно отработали все пять лет, нигде ничего не текло.
Теперь о вместительности. Сам багажник маленький, хватит поставить пару пакетов с едой, не более. Однако, в это сложно поверить, но я дважды возил в нем кровати размером 200х200 с матрасом. В чем секрет? :) Ну, разумеется, они были икеевские, т.е. разобранные и упакованные так, чтобы занимать минимальный объём. С разложенными задними сиденьями и снятым с переднего пассажирского подголовником, вакуумная труба матраса четко укладывалась в длину вместе с длинными деревянными элементами каркаса. Обзор в правое окно закрывало наполовину, но если ехать спокойно и неторопливо в правом ряду, то всё ок.
Назад нормально могут сесть три обычных человека, ноги никому не жмёт, в отличие от десяток и нексий. Другое дело, что при большой загрузке в 250-300 лишних кг заметно чувствуется, что тормоза теряют эффективность, а разгон — динамику. Не едет и не тормозит. Матиз всё же оптимален в расчете максимум на одного-двух человек.
Надежность и обслуживание
Вообще никаких нареканий по технической части за пять лет использования нет. Всё очень четко, исправно, отлично функционировало. На удивление качественно сконструированная машина, не требовавшая практически никаких вложений. Но была и парчока неприятных моментов.
Во-первых, регулярно горела лампочка Check ещё со времен гарантийного обслуживания, сигнализируя о датчике кислорода. Официалы говорили, что он работает по стандарту EURO 3, слишком чувствителен к качеству топлива, и что это ни на что не влияет, отказываясь менять его по гарантии. Сам датчик стоил около 3 тысяч, и не факт, что виноват был именно он, так что я со временем просто перестал обращать внимание, тем более, что лампочка иногда гасла. В итоге на очередном обслуживании ее просто выкрутили, чтобы не мешала (не судите строго). Результатом стал чуть больший расход топлива на всем протяжении использования, т.к. компьютер работал по усредненному значению.
В районе 50 тысяч пробега (на пятом году) выработало свой ресурс сцепление, что было ожидаемо, пришлось его заменить, этот первый ремонт вышел примерно в 6 тысяч рублей. Ещё по мелочи менял только аккумулятор на более компактный и мощный, дворники, лампочки и колодки. Всё. Тут, конечно, проявляется преимущество покупки новой машины.
Техобслуживание следует делать не как написано в книжке каждые 10000, а два раза в год — перед и после зимы, причем менять надо не только масло и фильтры, но и свечи. Я это понял только со временем, каждую зиму обнаруживая себя в 30-градусный декабрьский мороз со свечным ключом, ковыряясь под капотом, чтобы завести машину с залитыми свечами. После их замены всё работало хорошо и заводилось с полоборота до конца зимы.
Дополнительно
Бытует мнение, что матизов на дороге не уважают, ущемляют и вот это вот всё. Могу сказать, что это совершенно не так. Да, завистливых взглядов вы не соберете, но реально щимят лишь только тех, кто ездит, как идиот: тупит, тошнит в левом ряду 40 итд. Если за рулем адекватный человек, никто ему ничего не скажет и косо не посмотрит. Ездите грамотно на чем угодно, и будет вам уважение на дороге.
В общем, служил он нам с женой верой и правдой. Все обычно как-то называют свои машины, дают прозвища, так и у нас он сразу же был наречен «Мышонком» :) Мы его любили, но настала пора покупать другую машину, и пришло время расставаться, а потому в сентябре 2013 он был продан. Ушел в женские руки, надеюсь, что ему там будет хорошо и уютно, и что его сохранят в целости.
Спасибо, если прочитали этот отзыв до конца, надеюсь, что он нёс в себе полезную информацию и кому-нибудь пригодился.