1 мая 2014 года. Ехать было не обязательно, но отказать приятелю я не мог. После выезда из предместья Улан-Удэ в сторону Байкала пришлось вернуться обратно: выяснилось, что друг забыл запереть двери своего «Патфайндера». Вспомнилось, что возвращаться в начале пути – дурной знак. Суеверие оправдалось через неполный час: в прибайкальском селе Ильинка с нами совершил столкновение безумный «Ниссан-пульсар», за рулем которого находился пьяный местный человек по фамилии Тарасюк. В результате этого происшествия был выведен из строя верный товарищ- микрогрузовик «Мазда Бонго брауни», 1996 г.в., полуторатонник. Я был его первым владельцем в России. Люди, включая виновника, в аварии серьезно не пострадали. ДПСники появились быстро и отработали ситуацию грамотно, что потом помогло при возмещении ущерба.
После того, как немного утихли физическая боль и моральная горечь, скрепя сердце было принято решение о продаже машины. Учитывалось, что время строек и ремонтов жилья себе и близким было завершено, а «калымить» извозчиком я не собирался. В последний год до аварии грузовик использовался лишь для нечастых перевозок мебели и иного дачно - домашнего инвентаря, либо в редких поездках за топливом в соседние районы. В этих случаях его возможности представлялись избыточными.
Тем не менее, расставаться с заслуженным трудягой мне было жаль. Кроме того, становилось неуютно при мысли, что в хозяйстве не будет средства переброски всякого рода холодильников, диванов и прочего чернозема. Девять лет обладания грузовым автомобилем в сочетании с жизнью в частном доме на земле наложили неизгладимый отпечаток на психологии. Я начал склоняться к мысли о повторном приобретении небольшого грузовичка, ТТХ которого позволили бы решать оперативные задачи хозяйственно-бытового плана.
До этого, бывая в соседней Монголии, с интересом приглядывался к юрким грузовичкам Кей-класса: Судзуки, Хонда и особенно Дайхатсу. Тамошние приятели рассказывали, что жители аймаков (сельских областей) подобные машины уважают за проходимость и надежность. Эта оценка запомнилась мне: братья-монголы знают толк в хороших автомобилях. К слову сказать, в Монголии практически нет японских грузовиков-полуторатонников, чрезвычайно популярных в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Их подвеска чрезмерно жестка для монгольского бездорожья и гравиек. Эта ниша там заполнена корейскими однотонниками.
Что касается использования японских кей-каров в российских условиях, то ранее в семье имелся «Мицубиси ЕК-вагон» 2007 года выпуска. Честно отработал он без единой поломки три года, пробежав за это время 35 тысяч километров и оставив о себе неплохие воспоминания. Был продан по причине покупки легковой автомашины классом повыше.
Мониторинг Дрома и японо-корейских аукционов показал: средства, которые я мог бы выручить после продажи своего поврежденного автомобиля, можно будет использовать лишь для приобретения очень уставшего аналога с неизвестной историей и большим пробегом по дорогам нашей великой Родины. Добавив некоторую сумму, возможно рассчитывать на покупку относительно свежего грузовичка Кей-класса на одном из японских аукционов. Часть средств был готов предоставить друг, по просьбе которого состоялось злосчастное путешествие до роковой Ильинки. Еще что-то я собирался вытребовать от господина Тарасюка - виновника «первомайской катастрофии».
В июле 2014 года было подано объявление о продаже «Мазды». С учетом ее повреждений, машина была оценена в 150 тысяч рублей. Покупатель нашелся через неделю. Торга не было. Видя, что расставаться с автомобилем мне грустно, этот добрый человек уверял меня, что грузовик попадет в хорошие руки. Судя по состоянию машины, которую я иногда вижу на улицах Улан-Удэ, он не обманул. Еще через некоторое время, добившись денежной компенсации от виновника аварии и получив материальную поддержку товарища, я стал обладателем суммы в неполные триста тысяч рублей. Этот же мой друг взял на себя обязанность по поиску устраивающей меня машины на японских аукционах. Было решено брать «Дайхатсу-Хайджет-Трак». В середине августа 2014 года сыграла очередная ставка, еще через месяц моя новая машина прибыла во Владивосток. Сделка была совершена очень вовремя, так как через месяц-полтора после этого курс рубля обрушился более чем вдвое. Покупка и прочие издержки обошлись мне именно в размер имевшейся суммы. Взамен был получен полноприводный «Дайхатсу-Хайджет-Трак» 2012 года выпуска, объемом бензинового двигателя в 0,66 кб.см., с механической коробкой передач и пробегом по Японии в 29 тысяч километров. Полный привод включается кнопкой на панели. Аукционная оценка – 4 балла.
Из Владивостока до пригорода Улан-Удэ Хайджет (дальше буду именовать его так) прибыл на автовозе с иркутскими номерами. К моему появлению он уже был выгружен. Особенно компактный на фоне автоприцепа, заполненного сплошными джипами и кроссоверами, мой новый грузовик вызывал желание взять его на руки и унести куда-нибудь в безопасное место. Бросались в глаза маленькие колеса на 12 дюймов (впоследствии я заменил их на 13-й размер). Разбитной парень –водитель автовоза, вручая ключи от машины, саркастически поинтересовался, что именно я собираюсь возить на ней. Пришлось его слегка осадить. Подумав, малый учтиво сообщил, что, по его ощущениям, на данном автомобиле стоит дизельный двигатель и когда-нибудь он непременно купит себе такой же.
Действительно, запустив машину и начав движение в сторону дома, я согласился с оценкой в части похожести ее двигателя на дизельный. На 1-ой, 2-ой и 3-ей передачах, скорости до 40 км/ч, двигатель в сочетании с коробкой выдают схожую динамику и относительную тяговитость. В более энергичном ритме это ощущение начинает нивелироваться. При наборе скорости в звуке двигателя возрастают высокие нотки, за бортом усиливается свист ветра и шум колес, которые при скорости выше 80 километров в час заставляют сильнее держаться за рулевое колесо и глушат тревожное биение сердца. Разгонял я свой Хайджет и до 130 км/ч, но лишь в порядке опасного и кратковременного эксперимента. Наиболее оптимальным для грузовиков и микроавтобусов этого класса, на мой взгляд, является скоростной режим от 60 до 70 км/ч на родных колесах 12-го размера и на 10 км/ч выше при колесах на 13.
В целом машина меня если не порадовала, то уж точно не разочаровала. Весьма обманчивы визуальные габариты автомобиля. Размер кабины, конечно, не позволяет дрыгать конечностями, но и сильно стесненным при росте в 176 см и весе в 95 кг я себя не ощущаю. По моему, эргономика рабочего места такая же, как за рулем УАЗа-«головастика». Во всяком случае, поездки по соседним районам республики - до 170 километров в одну сторону - меня не утомляют. Все же людям, страдающим выраженной клаустрофобией, данный микрогрузовик противопоказан. Нравится высота посадки: примерно на уровне кроссоверов или минивэнов. На седаны можно поглядывать свысока.
Расход топлива держится в районе от 6 до 7 литров как в режиме города, так и на трассе. Нагрузка не особо влияет на аппетит, также как и сезон года. Но в зимнее время в условиях Бурятии его особенно не поэксплуатируешь – печка не справляется ввиду отсутствия полноценной теплоизоляции кабины. По этой причине в морозное время я ставлю Хайджет на прикол.
Хороша проходимость машины. C подключенным полным приводом он без особых затруднений взбирается на вершины малого Хамар-Дабана и других невысоких хребтов по соседству, пробирается по берегам проток и ивовым зарослям на островах Селенги и Хилка, карабкается, похожий на тарбагана, по каменистым склонам сопок в лесостепях моей малой родины. Единственный конфуз случился, когда я въехал на нем на песчаный пляж Гусиного озера. Мелкий песок не давал колесам за что-то зацепиться, в результате машина просто погружалась в грунт и глохла. Для его извлечения с избытком хватило мощности прибывшей на помощь «Тойоты-Харриер». На мой взгляд, при наличии более мощного двигателя – хотя бы в объеме 1 литра,- Хайджет мог бы стать вообще неостановимым. Вид готовящегося к выезду грузовичка приводит в возбуждение двух моих собак, которые любят покататься в его кузове по окрестностям поселка. Особый восторг испытывает младший пес- помесь дворняги и лайки, иногда сопровождающий меня в поездках по районам республики. Часто не успеваешь завести автомашину, как в кузове уже происходит оживленная беготня и слышен его радостный лай.
Что касается размеров кузова, то он не так уж и мал: примерно 195 на 140. Совершенно свободно в нем размещаются стандартных размеров диваны, шкафы и кровати, а при умелой компоновке - то и другое одновременно. Перевозил я на нем также дверные полотна и оконные блоки, гипсокартон, опилки, цемент и даже пару раз металлолом. Массу груза более разрешенной (350 кг) я стараюсь не превышать, но однажды довелось мне перевезти около 500 кг газобетонных блоков. Есть недостаток, выявленный при транспортировке - груженная машина на ходу склонна к продольным раскачиваниям при скорости выше 40 км/ч. Козлит, короче говоря.
Выявлена также другая особенность автомобиля. Он привлекает внимание людей. Например, первое время после приобретения, когда я появлялся на близлежащем строительном рынке, вокруг машины собирались любопытствующие водители полутора- и более- тонных грузовиков, занимающиеся извозом. Люди это все сдержанные и суровые, но при виде моего супергрузовика на их загорелых лицах неизменно отображались какие угодно чувства, но только не безразличие. Преобладали положительные эмоции. Однако, со временем их интерес к моей машине утратил характер местной сенсации. Окончательно я разочаровал калымящих на рынке водителей после того, как несколько раз увез оттуда материал для различного ремонта и мелких строек, заставляющий обычных покупателей обращаться к их услугам.
Тем не менее, неизменный интерес к машине проявляют разные люди: фермеры, предприниматели, охотники, и даже буддийские и православные священнослужители. Недостатков машины от них я не скрываю. Это небольшая мощность двигателя, слабая теплоизоляция кабины, отсутствие шумоизоляции, дешевый пластик панели, весьма условный радиоприемник, дефицит запасных частей (хотя они до сей поры не потребовались). Посоветовал бы я кому-нибудь приобрести такой грузовик? Нет, пусть каждый решает сам.
Только что наступил 2019 год. Незаметно прошло 4 с лишним года после того, как Хайджет появился в нашей семье. Конечно, к механизму не стоит относится как к живому существу. Однако, в этом грузовичке есть нечто, что заставляет вспоминать о нем, как об одушевленной сущности. Также я опасаюсь в его присутствии говорить что-то комплиментарное в адрес иных грузовиков, хотя капризным его я назвать никак не могу.
Сейчас машина стоит в холодном гараже, погрузившись в зимний сон. Это еще одно сходство, сближающее ее со зверьком тарбаганом. В нетерпении бродит вокруг гаража веселый приятель – молодой пес полулайка Аявриг. Прислушивается к редким шорохам со стороны спящего «Дайхатсу» мудрый старый пес Громит. Он знает: в феврале, когда наступит новый лунный год, когда потянутся с крыши гаража первые сосульки, послышится из его нутра знакомый мерный звук, постепенно теряющий по мере разогрева двигателя высокие нотки. Выедет из гаража чудесный японский друг, и можно будет, впрыгнув в его кузов, проехаться по любимым местам: ольховым и ивовым подлескам на берегах речки Халюты или могучей Селенги, облаять филинов и мышкующих лис на полянках камышовых зарослей, пробежаться рядом с машиной по ароматным сосновым лесам близ Улан-Удэ. Иногда, в компании друзей хозяина, на Хайджете можно доехать до прогретых склонов малого Хамар-Дабана и вкусить чего-то этакого в честь Цагаалгана - Нового года по лунному календарю. В это время в восточной Бурятии действительно хорошо: днем землю реально греет солнце, тают сугробы, слышны переклики птиц и иных существ, заставляющие безумствовать легкомысленного Аяврига. При этом никто из моих псов до сей поры не убил никакого зверя. Собаки мои не кровожадны: они к убийству не приучены, поскольку к охоте и рыбалке я равнодушен.
Сейчас Хайджет спит. Пусть он отдохнет. В наступающем году его снова ожидают поездки в степные и горные районы республики, беготня по Улан-Удэ, рейды на Байкал и в прилегающие к нему районы. Село Ильинка я буду проезжать с особенной осторожностью (да простят меня его добропорядочные обитатели). Нетрезвому господину Тарасюку не стоит попадаться мне на глаза. Даже пеший, он и подобные ему субъекты вызывают у меня сильное чувство отторжения.
Несмотря на всякие обстоятельства, моя машина должна работать. Она уже славно поработала. Я не толстокожий кулак-мироед и к этой рабочей лошадке ощущаю массу разных теплых чувств. Желаю, что бы такие же ощущения к своим железным коням испытывали все российские автовладельцы. Пусть ваши машины будут источником хорошего настроения для всех членов ваших семей. Мира и здоровья всем в наступившем году!
П.С.: На фото с сыном мой предыдущий грузовик. Сбита датировка фотографий, на самом деле они сделаны в октябре 2015 года.