Идея приобрести машину такого класса пришла не сразу. Я шел к ней планомерно в течение шести лет. За это время сменил автомобили Шевроле Авео и Тойоту Ярис. Шевроле был хорош, удобен для небольшой семьи в городе, но пришлось расстаться, потому что нужен был первый взнос на квартиру. Тойоту Ярис продал, так как у нас скоро должен был появиться третий ребенок и мы не помещались внутри, тем более с крупногабаритными вещами типа колясок.
И вот настало время выбора большой семейной машины, при этом бюджет был не более 450 тысяч рублей.
За время выбора было осмотрено несколько наиболее популярных минивенов (компактвенов) и машин большой вместимости: Опель Зафира, Мазда МПВ, Рено Кангу, Рено Сценик, VW Sharan, Форд Галакси, Хендай Старекс, Мицубиси Грандис, Ситроен С4 Пикассо. Из них по функционалу больше понравился Старекс со своими сдвижными дверьми и большим дорожным просветом, но почти все осмотренные экземпляры были ушатаны довольно сильно: наблюдались сильная ржавчина крыльев и порогов, дверей и уделанный салон – как будто в них перевозили грязные мешки со свеклой. Не удивительно, потому что данная модель пользуется спросом у рыбаков и охотников. Я к таковым не отношусь – мне принципиально важно перевозить с комфортом большую семью и сопутствующий багаж, например – коляску.
Шараны более свежих годов выпуска не укладывались в мой бюджет, Галакси тоже были в основном старичками, хоть и выглядели на пять с плюсом. Мазда МПВ была всего одна, но старая – не решился брать, Грандис выглядел и стоил дорого – гораздо дороже своих одногодок соперников. Понравилась Зафира, попался замечательный агрегат по приемлемой цене с двигателем 1.8. Посмотрев еще три Зафиры, почувствовал все-таки, что она уступает по удобству настоящим минивенам. На задний ряд сидений не заберешься, не испачкав обувью салон, поэтому пришлось отклонить этот вариант.
Были отсмотрены также два Ситроена С4 Пикассо с незначительными кузовными повреждениями (царапины на дверях и слегка помятые пороги – ну низковаты они очень). Отпугнуло, как ни странно, наличие большого количества электронных примочек, но главное все-таки дорожный просвет очень мал, почему и пороги все в царапинах и даже вмятинах. Да и по функционалу – посадка на задние рады не очень удобна. По цене они тоже были на пределе моих возможностей, никакого запаса для ремонта авто у меня уже бы не осталось.
Случилось так, что в то же самое время мой знакомый продавал Додж Караван 2004 года. Всегда с опаской относясь к американцам (пугал расход топлива и кажущаяся редкость запчастей), я все же пару раз съездил посмотреть машину. На первый взгляд машина поразила своими внутренними и внешними габаритами. Но все познается в сравнении, а в сравнении с моими прежними машинами, эта выглядела королем дороги, домом на колесах.
Из замеченных мною плюсов, с первого впечатления: высокая посадка (правда по высоте сиденье никак не регулируется), 4-х ступенчатая автоматическая коробка передач – к слову сказать раньше машины с автоматом у меня не было. Само расположение переключателя передач под рулевым колесом по сравнению с классическим – между передними сиденьями, высвобождало массу места и позволяло пройти к задним рядам без особых проблем.
Первая пробная поездка на машине с автоматом запомнилась надолго, очень необычно, так как рука так и тянулась переключить передачу. Семья при первом осмотре сразу оценила внешний вид, габариты и удобство посадки – большего они и не требуют от авто. Приняли положительное решение и составили договор. Стоимость авто составила 400 тысяч рублей, в итоге оставались средства на мелкие работы и запчасти. Приятными бонусами от предыдущего владельца оказались кожаные чехлы на всех сиденьях, установленная газовая система, камера заднего вида, парктроник, магнитола с выдвижным экраном и USB разъемом и разъемом под флеш-накопитель. Дорожный просвет предыдущим владельцем был увеличен. Вместе с плюсами мне достались некоторые минусы: трещина через все лобовое стекло (сразу вспомнился техосмотр!), сколы на некоторых пластиковых деталях (в том числе юбка бампера), сколы краски, переключатель поворота подрулевой не возвращался в исходное положение, защита картера почему-то оказалась демонтирована предыдущим хозяином и лежала у него в гараже.
Итак, после года эксплуатации этого автомобиля могу подвести некоторые итоги.
Показания спидометра в двух измерениях: мили и километры, но уже более мелким шрифтом поначалу резало глаз. Привык – больше не замечаю. Кстати, километраж на момент покупки составлял 76100 миль. Еще одно наследие «американизма» - задние фонари с красными поворотниками, но это некритично. Возможности трансформации салона оказались не так велики, как я думал раньше. Ну да ладно – пока ни разу не приходилось серьезно трансформировать салон. На трассе этот автомобиль – настоящий король дорог. Додж едет уверенно, как крейсер, неспешно и в развалку. Додж Караван с двигателем 2,4л располагает к неспешной езде, обгоны на нем даются не так уж легко – все-таки сказывается нехватка мощности для такой массы.
Габариты машины сначала пугали при парковке, но это тоже дело привычки, сноровки, освоил и эту премудрость на минивене.
При эксплуатации машины трудно переоценить удобство сдвижных дверей, особенно при посадке маленьких детей. На парковке я не раз пользовался этими дверьми, тем более, что пробраться с водительского места к ним очень легко.
Сиденья. Спереди два кресла с откидными подлокотниками. Задние ряды – два дивана, на которые сразу были установлены три детских кресла. При этом задний диван, конечно, уже не сложить, не сняв кресла.
Вместимость багажника без сложенного дивана невелика, но складная коляска или ватрушка для катания зимой с горки влезала легко. Зачастую брали еще одну коляску, которую складывали прямо между сиденьями. Покупки в пакетах помещались там же, а также на оставшемся свободном месте заднего дивана.
Уже после покупки данного автомобиля обратил внимание на отсутствие прицепного устройства, мало ли – когда-нибудь придется ее вытаскивать из снежной каши – за что тянуть? Кто знает, может подскажет, как быть.
Оценил достоинства газовой системы, экономию денег на топливо, невзирая на потенциальную опасность ее эксплуатации. Но автомобиль, вообще – транспортное средство повышенной опасности.
Заказал моторное масло, вместе с заменой это стоило 2650 р. (синтетическое масло Pennzoil platinum 5w30 емкостью 0,946литров х 5 шт. плюс масляный фильтр – 310 р.) Заменил воздушный фильтр, свечи.
Теперь о неполадках, возникших при эксплуатации.
При поездке по снежной январской каше и из за отсутствия штатной защиты картера двигателя был поврежден пластиковый кожух (защита) приводных ремней, а вместе с ним и ремень генератора. Пластиковая защита восстановлению не подлежала, пришлось заказать новую (номер 04857325АА). Цена вопроса: ремень генератора 480 р., пластиковая защита 1320 р.
Расхваленная мной газовая система начала шалить при морозах, причем даже незначительных: уже при минус 10 в салоне явно чувствовался запах газа. На сервисе промылили все соединения – ничего не нашли. На всякий случай заменил газовый фильтр. Проблема то исчезала, то появлялась. Как потом выяснилось, травила управляющая форсунка (газ система СлавГаз). Таких форсунок в продаже найти нереально. Была одна запасная – пока езжу на ней, но если и эта выйдет из строя, придется менять газовую систему, уж больно «шоколадно» ездить на дешевом топливе.
В какой-то период стал замечать, что в пути свет фар стал нестабилен: то становился ярче, то тусклее, то вообще гас. Дней через десять после замены ремня произошла следующая история: еду с работы, вдруг чувствую – все приборы в машине начинают тускнуть (магнитола, панель приборов) а сама машина глохнет. Кое как из последних сил на докате съехал с трассы в неглубокий снежок около ж/д полотна и понял, что электрика в машине полностью отключилась. Машина не заводится. Завел ее с десятого раза и при всех выключенных потребителях, при выключенном свете фар, доехал до дома. Вызвонил своего знакомого – того самого, кто продал мне данный авто. Вместе осмотрели, но на месте не удалось установить причину. Предположили, что «кирдык» генератору. Зарядил аккумулятор и опять при выключенных потребителях и включенном свете доехал до сервиса. Там и установили, что действительно генератору пришел конец. Вместе с демонтажом-монтажом генератора, заменой подшипника, щеток и новым антифризом это обошлось мне в 3600 р.
Через полгода эксплуатации, в конце мая заметил стуки в подвеске. На сервисе забраковали втулки стабилизаторов и скобы. Заказал: втулка стабилизатора (№ 4684890) – 2 шт обошлись в 1076 р., скоба (4684298AD) – 2 шт. обошлись в 1484 р.
Еще через месяц оторвалась плохо закрепленная защита приводных ремней и своим пластиком порвала ремень генератора. На честном слове и одном аккумуляторе доехал до своего города. Опять ремонт. Помятую защиту менять не стал – поставили как есть, а вот ремень пришлось (700 р.) Работа по замене обошлась в 1100 р. Заодно заменили правый ступичный подшипник, который был куплен еще предыдущим хозяином, но так и провалялся у него в машине. Там же в сервисе обнаружили вздутие правого тормозного шланга. Заказал за 985 р. С защитой картера решил более не шутить: вытащил ее из гаража бывшего хозяина машины, установили за бешеные деньги в автосервисе. Как выяснилось, приключения с защитой на этом не закончились. Возвращаясь с семьей из аэропорта (кстати, летали в уже российский Крым) услышал громкий стук и скрежет под днищем автомобиля. Съехал на обочину, мать честная – защита картера держится на двух болтах! Под мокрым снегом и брызгами проезжающих машин, привязал защиту на проволоку и так, осторожненько проехал 50 км до города. Отремонтировали в автосервисе бесплатно, вероятно крепеж не был затянут, разболталось от вибрации.
В конце лета диагностика подвески выявила износ передних стоек стабилизатора (Patron PS4011) – цена вопроса 860 р.
К осени стал пошаливать блок переключателя света фар: иной раз десять попыток сделаешь, чтоб включить ближний. Заказал б/у на разборке: обошелся с доставкой в 2000 р.
Самая последняя проблема – это пропадание жидкости гидроусилителя руля из бачка. Долил. Через какое-то время снова обнаружил, что бачек пуст. Соединения вроде чистые, бес следов утечки. Покурил форумы, причин могло быть много, но сервис расставил все на свои места. Приговорили рулевую рейку на замену. Ценник на нее мой семейный бюджет пока не потянет (18000-26000 р). На форумах посоветовали залить герметик. Купил и залил, пока уровень нормальный. Но все равно менять нужно, когда разживусь деньгами.
Еще одна проблема, до которой пока не доходят руки – это работа коробки передач. Стал замечать, что при езде на малых скоростях, особенно в плотном потоке, наблюдаются рывки при движении. Раньше, отпуская педаль тормоза и не нажимая газ, машина сама двигалась потихоньку, сейчас же приходится помогать ей, подгазовывая. В чем проблема, пока не разобрался – дело ближайшего будущего. Еще в ближайшем будущем планирую заменить потрескавшееся лобовое стекло, подремонтировать сколы краски и прикупить багажник на крышу – летом собираемся всей семьей ехать в дальнее путешествие.
Если подвести итог, то скажу, что машина безусловно нравится, несмотря на свои косяки и особенности. Любой, даже новый автомобиль требует вложений, а уж бывший в эксплуатации – тем более. Этот авто, похоже, надолго в нашей семье, поэтому, будем вкладывать.