История появления стэлса на свет

"Японцы придумали оригинальный способ контрабанды стали в США: они ее красят, ставят на четыре колеса и утверждают, что это — автомобиль". Генри Форд.

История появления Dodge Stealth неотрывно связана с историей предприятия DSM.

DSM (Diamond-Star Motors) — это совместное предприятие по выпуску автомобилей двух компаний — Chrysler Corporation и Mitsubishi Motors Corporation. Название взято из логотипов этих компаний – трех бриллиантов (Diamond) Mitsubishi и пятиконечной звезды (Star) Chrysler.

Корни DSM можно проследить в 1970 году, когда Chrysler Corporation выкупила 15% Mitsubishi Motors в рамках стратегии по продвижению автомобилей Mitsubishi на американском рынке через союзы с иностранными партнерами. Американская компания стала продавать автомобили Mitsubishi под своими брэндами Chrysler, Dodge и Plymouth, что стало удачным решением благодаря большой востребованности в 70-х годах маленьких экономичных автомобилей. К тому же такой ход позволил заполнить пустующую до этого времени нишу компактных автомобилей в линейке Chrysler.

К 1982 году Крайслер импортировал до 110.000 автомобилей Mitsubishi на американский рынок ежегодно, однако назревал некоторый конфликт, т.к. японцы хотели продавать свои автомобили и через собственные представительства. В то время существовало определенное ограничение на импорт автомобилей и, когда японская компания начала открывать собственные представительства в США, каждая продажа Cordia, Tredia и Starion под собственным брэндом стала сокращать долю автомобилей, ввозимых Chrysler.

В октябре 1985 года, чтобы порвать этот замкнутый круг, обе компании на партнерских условиях основали Diamond-Star Motors. В апреле 1986 года в городе Нормал (штат Иллинойс) был заложен фундамент автомобильного завода общей площадью 177 тысяч квадратных метров. В марте 1988 года был построен завод производительностью 240 тысяч автомобилей ежегодно. Именно на этом заводе в будущем и производился Dodge Stealth.

Итак, шёл 1988 год. В США Джордж Буш (старший) выигрывает президентские выборы. В СССР состоялся первый и единственный запуск советского космического корабля многоразового использования "Буран" и ракеты-носителя "Энергия". Джордж Герфид изобрёл сенсорную панель (тачпад), а на экраны выходят фильмы "Человек дождя", "Крепкий орешек" и "Рэмбо 3".

В этом же году на Чикагской выставке автомобилей (Chicago Auto Show) корпорация Chrysler продемонстрировала свой концепт-кар Chrysler Intrepid, который наглядно отражал идеи дизайнеров Chrysler о внешнем виде будущего автомобиля класса Gran Turismo. Концепт-кар был построен на шасси Dodge Daytona, имел среднемоторную компоновку, необычное расположение зеркал заднего вида и фантастическую для тех времён аэродинамику. Автомобиль оснащался 4-х цилиндровым двигателем объёмом 2.2 литра мощностью 225 л.с.После анонса Mitsubishi 3000GT, чтобы облегчить новинке проникновение на американский рынок, японцы заключили соглашение с корпораций Chrysler о досборке "трехтысячника" и его продаже в Штатах под названием Dodge Stealth, на который дизайнеры Chrysler и перенесли черты своего прототипа Chrysler Intrepid.В 1991 году Dodge Stealth был выпущен на американский рынок наряду с 3000GT. Автомобиль поставлялся в практически собранном виде из Японии и дособирался, как Вы уже знаете, на заводе Dodge городе Нормал. Японское происхождение машины при этом не скрывалось — на табличке с идентификационным номером под капотом Dodge Stealth красовалась надпись Mitsubishi Motors. Технически это был тот же Mitsubishi 3000GT с тем же кузовом, двигателем и подвеской, но с точки зрения дизайна Dodge Stealth представлял собой американскую интерпретацию японского купе, от которого его отличают передний и задний бампер, противотуманные фары, боковые накладки на двери, пороги, передние и задние фары, указатели поворотов, спойлер, стойки крыши и оригинальные диски.Стоит отметить, что в апреле 1990 года Пентагон провел публичную демонстрацию всему миру тактического ударного самолёта F-117, выполненного с использованием технологии "стелс". Американская публика была в восторге от одного вида такого чуда и начался бешеный пиар этого самолёта. F-117 замелькал в журналах, на авиасалонах, в фильмах и видеоиграх. Именно на волне популярности этого самолёта, нахлынувших патриотических чувствах американцев и внешнего сходства машины с F-117, Dodge получил название "Stealth".Dodge Stealth никогда официально не продавался в Европе и является там достаточно редким автомобилем. Он выпускался в двух поколениях. Первое поколение производилось с 1991 по 1993 год, второе — с 1994 по 1996 год.

В США и Канаде Dodge Stealth 1990-1993 гг. предлагался в следующих версиях: Base, ES, R/T, R/T twin-turbo.

Dodge Stealth R/T twin-turbo являлся самой дорогой версией автомобиля и унаследовал от Mitsubishi 3000 GT VR-4 постоянный полный привод (система 4WD), подруливающие задние колёса (система 4WS), ABS, подвеску с электронным управлением жесткостью (ECS) и управляемую выпускную систему, изменяющую направление потока выхлопных газов. Из-за оригинального спойлера типа "Banana Wing" система активной аэродинамики (Active Aero) на Dodge Stealth никогда не устанавливалась.

Аналогично Mitsubishi 3000 GT VR-4, в движение Dodge Stealth приводил двигатель 6G72 объёмом 3 литра с двумя турбинами TD04-9b, расположенными по схеме TwinTurbo, выдававший 300 л.с. и 415 Нм крутящего момента при максимальном давлении 0.7 бар.

На автомобиль устанавливалась 5-ти ступенчатая коробка передач немецкой фирмы Getrag и в целом по всем своим техническим характеристикам он соответствовал Mitsubishi 3000 GT VR-4.

Dodge Stealth R/T соответствовал комплектации Mitsubishi 3000GT SL и оснащался атмосферной 24-х клапанной DOHC версией двигателя 6G72 мощностью 220 л.с. при 6000 об/мин и 272 Нм крутящего момента при 4500 оборотах в минуту, 5-ступенчатой ​​механической коробкой передач или, опционально, 4-х ступенчатой АКПП. Автомобиль имел привод только на передние колеса. Все опции, которыми оснащался Mitsubishi 3000GT SL (ECS, 3-х канальная ABS, люк на крыше, круиз-контроль, климат-контроль, кожаный салон, сиденье водителя с электрорегулировками) были доступны в версии Dodge Stealth R/T.

Dodge Stealth Base и ES были самой дешёвой из всех доступных версий этого автомобиля, но, в отличии от Mitsubishi 3000GT базовой модели, Dodge Stealth Base оснащался атмосферной 12-клапанной SOHC версией двигателя 6G72 мощностью 166 л.с. при 5500 об/мин и 250 Нм крутящего момента при 4000 оборотах в минуту (версия ES оснащалась атмосферной 24-х клапанной DOHC версией двигателя 6G72 как на Dodge Stealth R/T), 5-ступенчатой ​​механической коробкой передач или, опционально, 4-х ступенчатой АКПП. Автомобили этих модификаций имели привод только на передние колеса, тканевый салон, механически регулируемые сиденья, кондиционер вместо климат-контроля, на них отсутствовали люк, ECS, управляемая выпускная система, задний стабилизатор поперечной устойчивости и ABS.Задние фонари в этой модели хоть внешне и похожи на таковые у Mitsubishi 3000GT, но они не являются взаимозаменяемыми. У Dodge Stealth ES эти фонари немного большего размера.

Замечу, что на автомобиль с SOHC двигателем климат-контроль никогда не устанавливался. Тахометр в этой версии автомобиля размечен до 8000 оборотов в минуту (у авто с 24-х клапанным двигателем до 9000 оборотов в минуту) и красная зона начинается с 6000 оборотов в минуту (у авто с 24-х клапанным двигателем с 7000 оборотов в минуту).

Как и с 3000GT, на деле существовала некая вариативность в исполнении интерьера каждого Dodge Stealth и можно встретить базовую модель как с кожаным салоном, так и с тканевым.

Неплохой ролик, на котором можно рассмотреть все внешние отличия версии ES:Вообще, рассказ об этом автомобиле мог бы получиться скучным и сухим, если бы dimitrik однажды не поведал мне интересный факт, за что ему отдельное спасибо.

Самым известным автоспортивным событием, происходящем в США, является, пожалуй, ежегодная гонка Indianapolis 500. Впервые овальный трек принял 500-мильную гонку в 1911 году и с тех пор только во время Первой и Второй мировых воин гран-при не проводился. Специфика заездов по овалам такова, что старт гонки дается с ходу, а не с места, как в Формуле-1. В связи с этим обязательно требуется наличие пейс-кара, то есть машины, задающей темп на прогревочном круге а затем выезжающей на трассу в случае аварий или других непредвиденных ситуаций, требующих ограничения скорости болидов. Пейс-кар, таким образом, является важнейшей частью мероприятия и при телетрансляции и на самом треке зрители видят его достаточно существенное количество времени. И, опять таки, в отличие от Формулы-1, где safety-кары сугубо функциональны, в Indy существует целая традиция, связанная с пейс-карами.

Каждый год выбирается один автомобиль, исключительно американского производства и, как правило, спортивный, которому выпадает честь быть использованным в качестве официального пейс-кара. На старт гонки пейс-кар выводит кто-то из знаменитостей, проводя пелетон по овалу во время двух церемониальных кругов и одного прогревочного перед стартом. Две-три машины используются в самой гонке, но еще до сотни становятся так называемыми festival cars, обслуживая другие аспекты мероприятия и находясь возле трассы. А победитель Indy 500 получает копию пейс-кара в качестве дополнительного приза — ключи вручаются на официальной церемонии в понедельник после гонки.

В 1991 году право задать темп Indy 500 выиграли Dodge и пейс-каром должен был быть Dodge Stealth, чье производство, как Вы помните, только началось.Но кто-то из функционеров профсоюза UAW (United Auto Workers) в итоге обратил внимание, что эта машина — на самом деле клон Mitsubishi 3000GT и, что самое ужасное, производится на заводе в Японии! Так как пейс-кары всегда выбирались из числа американских автомобилей, Dodge пришлось в срочном порядке менять машину.В конце 1992 года в продажу должен был поступить Dodge Viper. Один из двух собранных вручную предсерийных прототипов в срочном порядке доделали и оклеили стикерами Official Pace Car, снабдили необходимым оборудованием (интересно, что сигнальные огни аккуратно встроили в имеющуюся на Viper дугу безопасности) и выпустили на трассу.

А более ста перламутрово-жёлтых Dodge Stealth R/T Turbo обслуживали гонку, в том числе два — на пит-лэйн в качестве машин безопасности во время Indy 500 (Viper выезжал только на старт). Также, именно Stealth был призом для победителя гонки Рика Мирса.Создаётся ощущение, что центральная торпедо Dodge Viper и крепление зеркал на двери навеяно тем самым Dodge Stealth R/T Turbo образца 1991 года.В 1992 году в США на гонке "12 часов Себринга" Питер Каннингем, Энди Пилигрим и Борис Саид заняли на Dodge Stealth первое место в классе "Sports class". Однако открытых данных по этой гонке я найти не смог.Зато есть подтверждённые данные о том, как Shawn Hendricks на Dodge Stealth в 1995 году выиграл "гонку в облаках" Pikes Peak в классе IMSA/Bridgestone Super Cars (Exhibition Class), обойдя такие автомобили, как Chevrolet Corvette, BMW M5 E34, Ford Mustang Cobra R , Mazda RX-7 Turbo и Nissan 300ZX Turbo.

К сожалению, это единственная крупная победа Dodge Stealth в американских гонках. С остальными результатами можно ознакомиться по ссылке.

Большую популярность Dodge Stealth в США принёс фильм "Bandit" 1994 года.В 1994 году с Dodge Stealth произошёл целый ряд изменений. Автомобиль получил новый передний бампер, передние фары, капот (такой же, как и у 3000GT 2-го поколения), противотуманные фары, накладки на дверь и пороги. Во всех версиях автомобиля была добавлена подушка безопасности для пассажира.Dodge Stealth 1994-1996 гг. предлагался в следующих версиях: Base, R/T, R/T Luxury, R/T twin-turbo.

Dodge Stealth R/T twin-turbo получил доработанный двигатель 6G72 объёмом 3 литра с двумя турбинами TD04-9b, расположенными по схеме TwinTurbo. Теперь их максимальное давление составляло 0.8 бар, при котором двигатель выдавал уже 320 л.с. и 427 Нм крутящего момента (против 300 л.с. и 415 Нм у 1-го поколения).

5-ти ступенчатую ручную коробку передач сменила 6-ти ступенчатая от той же фирмы Getrag.

Автомобиль получил новые увеличенные тормоза. Спереди устанавливались 4-х поршневые алюминиевые суппорта и тормозные диски диаметром 315 мм (против 296 мм. у 1-го поколения), сзади — 2-х поршневые алюминиевые суппорта и тормозные диски диаметром 297 мм (против 284 мм. дисков и и 1-поршневых суппортов у 1-го поколения).

С 1995 года 2-х канальную систему ABS сменила 4-х канальная.Dodge Stealth R/T с атмосферной 24-х клапанной версией двигателя 6G72 так же получили небольшую прибавку мощности (222 л.с. против 220 л.с. у 1-го поколения) и крутящего момента, который стал равен 277 Нм (против 272 Нм у 1-го поколения). Эта версия автомобиля продавалась без ECS.

В 1994 году было выпущено 681 автомобилей Dodge Stealth R/T в комплектации Luxury. Она включала в себя ECS, ABS, подогрев зеркал, круиз-контроль, дорогую аудиосистему с управлением кнопками на руле.

Появление дополнительной комплектации автомобиля произошло из-за роста цен на Dodge Stealth к 1994-му году. В компании Chrysler было принято решение предложить покупателям более широкий выбор опций, что расширило диапазон цен на данные автомобили, тем самым сделав их более доступными для покупки.

Dodge Stealth Base значимых изменений не получил.

Dodge Stealth ES с 1994 года не производился.

Интересный факт: первые два Dodge Stealth R/T Twin Turbo 1994-го модельного года имели необычный код коробки передач — "Q". Их VIN коды:

JB3AN74K6RY000028 MQGFL7D 93/06/1 ? W29 17A

JB3AN74K8RY000029 MQGFL2D 93/06/1 Z17 Y99 27A

Оба автомобиля были произведены в июне 1993-го года и никогда не были зарегистрированы. Первый соответствовал требованиям экологических выбросов штата Калифорния, второй — общим экологическим требованиям.

Среди американских поклонников Dodge Stealth ходят слухи, что эти автомобили были оборудованы АКПП и создавались для тестов связки турбо мотор + автоматическая коробка передач. Такой вариант исполнения определённо имел бы успех среди американских водителей. Однако из-за возникших проблем с надёжностью АКПП, либо не соответствия экологическим требованиям, либо разногласий компаний Chrysler и Mitsubishi, либо других причин эта идея была отброшена.С дальнейшим ростом цен на Dodge Stealth в Chrysler старались максимально удешевить производство, оставив модель на конвейере.

С 1995 года на Dodge Stealth R/T Twin Turbo перестали устанавливать управляемую выпускную систему, а с 1996 года — подвеску с электронным управлением жесткостью (ECS).

Но в 1996 году из-за роста курса японской иены по отношению к американскому доллару сборка автомобилей в Америке из японских машинокомплектов окончательно стала убыточной и Dodge Stealth был снят с производства.

Однако 360 автомобилей 1996 года выпуска всё же увидело мир.

Встретить Dodge Stealth за пределами США и Канады можно в большинстве случаев лишь в странах СНГ, куда эти спортивные автомобили широко продавались в 90-х и 2000-х гг. по причине относительно невысокой стоимости (особенно за версию ES) и достаточно эффектной внешности. Источники:

en.wikipedia.org/wiki/Mitsubishi_GTO

japanesenostalgiccar.com/…a-japanese-nostalgic-car/

www.3000gt.it/index.html

www.3si.org/forum/

www.dsm-club.org/forum/

forum.avtoamerika.by/inde…ed&pid=6111&showtopic=451

www.autoblog.com/photos/1…tealth-indy-500-pace-car/

www.stealth316.com/0-home.htm



Опубликовано

Другие дополнения из этого отзыва

Похожие отзывы и дополнения

Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить отзыв