Продолжаю серию отзывов про не самые популярные машины :). Этот еще не последний на самом деле, есть еще одна редкая машинка в семье, дойдет и до нее очередь когда-нибудь.
Вот сразу напишу для тех кто любит бросать фразы типа «нафига нужен такой неликвид»: продолжайте ездить на логанах/солярисах, а я хочу попробовать разное, причем недорого. Подобные каменты буду херить не отвечая. Да, я люблю старые редкие вёдра :)
Fiat MAREA Weekend 2000г.в. (рестайлинг). Спорный для нашего восприятия итальянский дизайн, зато самобытный.
Как обычно захотелось «этакого». Однако, был нужен именно универсал, ибо была куплена дача и в Ровер перестало лезть всякое большое и длинное вместе с пассажирами - то или то:). Пруль как-то давно уже не хочется, хотя можно было взять относительно свежего Libero, например, занедорого и живого. Был момент, когда присматривал микрика, но не сошлось.
Что имеем: 4.45м длины при массе 1.3т, объем багажника с разложенными сиденьями 1.5 куба – немного, но и не мало. «Рога» на крыше и откидной задний борт (можно положить на него 200кг).
Начинка под капотом:
2.0л 20V 154л.с., пять цилиндров, поперечное расположение. МКПП. Максимальный момент уже при 3750 об/мин. Чугунный блок и алюминиевая голова. Оно тяжелое, если память не изменяет что-то в районе 180кг. Там в линейке есть турбодизель 2.4 – он легче этой зажигалки на 15кг.
Система изменения фаз газораспределения. Изменяемая геометрия впускного коллектора.
Места в подкапотном пространстве откровенно мало. Тут как раз подходит фраза «руку некуда просунуть». Замена того же воздушного фильтра – небольшой квест, ибо корпус фильтра слегка в крыле. Замена ремней навесного – более интересный квест :). Замена ремня ГРМ и сопутки – не для слабаков, ибо по мануалу (есть русский мануал! и не один) нужно снять ДВС. Но и тут есть решение – поможет опыт английских самоделкиных, и так же есть на драйве подробная инструкция от нашего собрата что и как сделать так, чтобы двигло не снимать. Проверено – работает. Причем даже не так и сложно все по итогу. Для того чтобы заменить ремень ГРМ нужны кондуктора (мне достались с машиной) для фиксации распредвалов. Вообще чтобы что-то сделать с ДВС нужно внушительное количество оригинальных приспособ. Читая мануал постоянно натыкаешься на фразу «Приготовьте специнструмент № …». Но нас не напугать, кроме фиксации распредвалов все остальное пока что удается делать без глобальных сложностей. Но, блин, замена масляного фильтра только спецключом с боковым захватом, ибо фильтр стоит так, что ключ подлезает как родной, а пальцами усилия не хватает чтобы повернуть. С подвеской нет серьезных проблем, кроме резинок переднего стаба – придется слегка открутить подрамник чтобы их поменять, но опять же на практике это делается вполне легко и быстро.
Подвеска:
Передок МакФерсон. Зад – многорычажка, пружины и аморты раздельно.
Что есть из начинки:
Дисковые тормоза вкруг. Передние колодки с датчиками.
ABS.
Стеклянные фары с электрокорректором, ближний свет линзованый. Омыватель фар (я снял нах).
Противотуманки (задняя одна).
ГУР (рейка).
Сцепление гидравлическое.
На каждую свечу своя катушка.
Кожаный салон (машине 23 года, он даже не потрескался). Руль так же в коже. Водительское кресло с электрорегулировкой вверх-вниз и с электрорегулировкой зоны поясницы. Подогрев передних сидений. Задние сиденья раскладываются 40/60 (поднять сидушки, положить спинки). Получается условно ровный пол. Во всех дверях карманы. Нет подставки под кофе нигде в салоне :(. В багажнике на полу пластиковые направляшки чтобы по ним груз запихивать. Так же в багажнике слева и справа ниши под барахлишко.
Запаска полноразмер. Ну и место под домкрат/барахлишко там тоже есть.
4 подушки.
Электрозеркала с подогревом (складываются механически в обе стороны).
Электропривод всех стёкол. Причем с водительского места все автоматики.
Центральный замок.
Штатный иммобилайзер.
Педаль газа электронная.
Кондиционер.
Салонный фильтр.
Руль регулируется вверх-вниз.
Регулируется скорость прерывистой работы дворников.
Практически бесполезный подлокотник. Он есть, но руку на него не положить :). Но в нем есть бардачок.
Условный климат. У меня в Вольве такой же был, один раз выставил как надо и вообще не трогаешь, по крайней мере зимой так. Работает корректно и что в плюсе, если завести машину не начинает сразу маслать: по достижении какой-то контрольной температуры плавно включается, дабы не вломить тепловую трещину лобовухе (при пробеге 165,5т.км. стекло все еще родное и даже в нормальном состоянии).
Магнитола родная еще кассетник. В моем случае это «топовый» кассетник. Потом в комплектациях еще были с CD, но это зверь пореже белого носорога, вообще нигде не видел в продаже на разборках. Так же были комплектации с чейнджерами. Управление музыкой на руле. 6 динамиков, и это ппц, товарищи. Они ВСЕ нестандартные. Те которые в торпеде еще как-то можно подобрать и поставить из наличия в магазинах, те что в дверях если не ошибаюсь 5х8, что вообще редкость, и плюс ко всему обычно на тех что продаются крепежные отверстия не там где надо расположены. А вот задние просто ЖОПА – они совмещены с креплением (передние тоже с особым креплением, но съемные), и чтобы что-то туда поставить надо на 3Д принтере изобразить это крепление под 8см динамики (кажись до 10см можно вкорячить). А менять все это придется, потому что этот «топовый» комплект акустики в моем случае мог только чуток хрипеть, все колонки высохли и растрескались. Хз кто придумал ставить именно такою акустику, но он редкостный гад, ибо качество динамиков даже не с чем сравнить, надо снимать и выкидывать, причем это надо было сделать еще на новой машине. Для установки нормальной 1дин магнитолы без проблем приобретается переходник взамен штатной головы.
Вежливая подсветка салона. Так же есть подсветка для задних пассажиров.
Сверловка колес 4х98 (да-да, это то о чем подумали). Вылет 45-35. А вот с размерами немного зоопарк. Я не знаю как на младших комплектациях, но у меня ниже 15 дюймов не поставить, спереди точно суппорта не дадут, да и сзади все по виду плотненько, но в каталогах указано что 14 это типа стандартный размер. Теоретически возможно что да, встанут, но только какие-то родные диски. Мне достался комплект родного литья на 15, и я взял вторым комплектом 15 с какого-то жигулятора. Вылет 35 – это наверное предел, ставить с еще бОльшим вылетом уже не стоит, будут торчать наружу. Родные 45 вылет. ЦО отличается от жигулевского на 0,7мм в меньшую сторону.
Резина, по моему мнению, самая нормальная будет 185/60/15 или 175/65/15. Сейчас стоит 185/65/15, и есть тёрка в одном положении, причину ниже распишу.
Бак 63л. Заливается 95-й. Были версии специально для России с 1.6л под 92-й.
Масло в ДВС 5-40, 5л.
Масло в коробку 75-90, 2л.
Антифриз где-то 7,5-8л.
Клиренс заявлен 170-180мм для разных комплектаций, что неплохо. Да и выглядит машинка не низкой.
Особенности:
ДВС охлаждается сверху вниз, т.е. сначала голова, потом все остальное. Вообще система охлаждения своеобразная, есть на что посмотреть. У радиатора нет нижнего отвода, оба сверху, и вообще он как-будто из двух половинок слеплен. Сзади вдоль блока идет ресивер с кучей отводов. Блок термостата – цельный. У дореста датчик температуры однопиновый вкручивается в голову, на ресте датчик двухпиновый и вкручен в блок термостата. Печка начинает греть быстро, разводка походу специально сделана чтобы забрать тепло как можно эффективнее и отдать в салон – стрелка еще не тронулась, а уже вовсю дует теплом.
Прогревочных оборотов как таковых нет. Заводим, обороты 1100-1200 и за 20-30сек. они съезжают до холостых. И такая дребедень в любое время года. Помнится, на Паджере с 1700-1800 постепенно съезжали в процессе прогрева. А вот на бэхе так же было, завел и почти сразу холостые.
Т.к. это рестайлинг, блок управления двигателем находится под капотом на блоке дроссельной заслонки, в салон идет минимум проводов, а вся коса на движке совсем небольшая. В доресте ЭБУ в ногах у пассажира.
Через 10 лет после того как появилась эта машина начали выпускать Приору-универсал. И она, как ни странно, чем-то внешне неуловимо напоминает Marea. Даже приборки очень похожи, но только у дореста, у меня приборка уже сильно другая, и могу сказать что Veglia Borletti сильно налажали с подсветкой – она настолько корявая, что регулятор уровня подсветки не нужен, достаточно всегда выкручивать на максимум чтобы что-то нормально видеть.
В комплектациях с задними барабанными тормозами задняя ступица сильно напоминает таковую от ТАЗа, и я почему-то думаю что не просто напоминает, читал что ставят…
Задние амортизаторы подозрительно похожи на нивовские. Причем похожи как 2 капли воды.
Если не врут каталоги, то передние амортизаторы один-в-один от Ларгуса. Хотя тут есть тонкость. На всех комплектациях с ДВС ниже 2.0л яйца короткие и крепятся к нижнему рычагу, а у всего что от 2.0л яйца длинные и крепятся к аморту, у которого есть специальное «ухо» под это дело, но при этом рычаги одинаковые, и можно на 2.0 поставить короткие яйца с амортами без «уха», и вот как раз эти аморты по кроссам бьются как на Логан/Ларгус и прочие их соплатформенники.
На доресте и ресте сам блок ДВС одинаковый, все датчики взаимозаменяемы по посадке, но все разъемы разные. Потому что разные производители. На ресте Бош.
На доресте нет изменяемой геометрии впуска, и сам впуск алюминиевый против пластикового на ресте. Так же стала пластиковой топливная рейка и крышка головки. Форсунки невзаимозаменяемы.
Топливная система тоже серьезно изменилась. Обратки на ресте нет. Регулятор давления, насос и фильтр теперь в одном блоке в баке. Насос меняется, там обычный как на жиге, просто надо разобрать всю эту бандуру, а вот с остальным хреново. На доресте фильтр был под днищем, РДТ на рейке и обратка. Хорошо оставили доступ из багажника, бак не надо снимать.
Еще отличием реста от дореста является 154л.с. против 147л.с. (налоги, привет :( ). Но тут кроется другая фича, причем понять пока не могу откуда ноги растут. Расход на ресте по городу 10-11л/100км при обычной езде. На доресте заявлен 14.8 кажется, и вроде как он у людей такой и есть. Я понимаю, что можно мне сильно не поверить, но это факт. Жрет 95-й именно столько. По трассе 7л/100км если ехать в пределах 100км/ч, но это я на небольших пробегах замерял, возможно и ниже будет. Я понимаю когда на рядной шестерке или V8 у БМВ реализован впрыск «через раз» (у меня была бэха, эта фишка примерно с 1988 года у них как стандарт) и на движке 2.5л на трассе удается уложиться в 6,5-7л/100км при опять же скорости до 100км/ч. Как реализовано тут я хз. Причем бэха-то в городе хавает 14 и не давится, что 2.0 (125-150л.с.) что 2.5(170-190л.с.), а тут имеем расход 10-11. Сколько Фиат будет жрать если «давить тапок» не знаю, подозреваю что побольше, логично же, но этот караван-сарай не предполагает рвать со светофоров. Хотя я естественно пробовал, 150 кобыл на палке едут здраво, особенно с учетом длинных 2-й и 3-й и раннем высоком моменте.
Фиат владеет такими брендами как Лянча и Альфа-Ромео. Тележки одинаковые, зч идут одни и те же. У меня вся подвеска аналогичная со 156 Альфой. На Лянче движки фиатовские. На Альфе вроде как свои.
Пружины на движках 2.0 и выше «свои», т.е. усиленные. Вот как раз если пружины просели то 185/65/15 где-то чиркает. А пружины тут проседают с завидной регулярностью с таким весом движка. Благо цена не кусается – 1700р. за новую (взял Kilen 12119).
Движок позволяет легко и непринужденно ехать 40-50км/ч на 4-ой. Тяги хватает с лихвой. Понятно, что это вредно и грозит масляным голоданием при низких оборотах (еще и поршневая охлаждается масляными форсунками).
АКПП на эти машины ставились только на 1.6 для Бразилии. Все остальное исключительно МКПП для «тру-гонщегов» :).
Крышка бензобака «особенная», имеет внутреннюю резьбу, если прощелкать ее на заправке то пойти в соседний магаз и купить любую не получится. Причем это на ресте. На доресте насколько я разобрался подходит простая от десятки, хотя и это не факт. У меня вместо крышки была заглушка из серии «я ее слепила из того что было», по итогу после поисков и наконец понимания что искать была куплена VALEO 247589. Родная должна быть под ключ, но т.к. лючок на защелке смысла в ключе нет.
Шумки нет. Ну вот блин совсем. Хорошо хоть салон сам по себе тихий. Арки надо шумить полюбому…
Ближний свет для тех лет хорош. Но сейчас он сильно проигрывает любому бюджетнику. При наличии великолепной светотеневой границы имеем слабоватый поток в целом. Вероятно, если воткнуть очень хорошие лампы можно улучшить ситуацию, но при установке ламп по 750р./шт. (брал проверенные временем и несколькими машинами OSRAM Nightbreaker) ситуация не сильно поменялась, а это уже средне-высокий ценовой диапазон для H1.
Так и не могу понять адаптивная педаль газа или нет. У меня смешанный стиль езды, скорей всего это не дает понимания. Надо попробовать долго потупить.
Доступ к прикуривателю только с открытой пепельницей :). Так устроено. Заряжать телефон иначе никак, либо что-то мудрить.
«Вечные» фиксаторы дверей. На моем пробеге они как новые, даже я бы сказал они лучше чем многие новые, что я видел :). Т.е. дверь порывом ветра вряд ли вывернет.
Внутренние ручки дверей ломаются. Но это от непонимания. Не знаю зачем так сделали, но чтобы изнутри открыть дверь надо потянуть ручку и локтём толкнуть дверь, т.е. она сама не отщёлкивается, как это обычно, и пассажир думает что дверь закрыта, как итог ломает ручку пытаясь сильнее дернуть. Благо поляки наладили производство дешевых ручек, спрос есть :). Судя по отзывам это глобальная болячка.
ЗЧ:
Большинство расходки не напрягает. Но вот лобовой сальник, который идет с обоймой, нормальный начинается от 2.2т.р. Или термостат в корпусе от 5 т.р. Есть один глобальный плюс: на разборках эти машины никому не нужны от слова СОВСЕМ. Я купил живую колбу в сборе с бензонасосом за 1т.р. (новая от 12 если что). НОВЫЙ не китайский передний бампер под покраску обошелся мне в 6.2т.р. уже с учетом доставки, и это типа продвинутый под туманки и омывайки фар, а есть еще простой для более дешевых комплектаций.
У меня лопнувшая гофра перед дросселем – не купить новую. Оригинал просто не поставляется, а неоригинал по каталогам бьётся, и цена даже адекватная, но везде нет наличия, походу последствия санкций, производитель перестал отправлять в РФ. Пришлось насколько возможно прилично починить. Буду искать, может на разборе попадется где, хотя сильно сомневаюсь, рестайлов 2.0 мало было в РФ.
Купить ремонтную поршневую – не проблема. Все есть и цены вроде нормальные, с учетом того что цилиндров не 4, а 5. Вкладыши так же не проблема, они одинаковые с дизельной четверкой и даже есть вариант от какого-то производителя что 2 комплекта на четверку выходят дешевле чем 1 на пятерку :). Но тут есть тонкость: часть движков имеют редкую комплектацию поршневой группы, которая ставилась при переходе с дореста на рест – вот ее не купить.
Цена на комплект сцепления может вывести из равновесия любого здравомыслящего человека :). Опять же я не искал особо аналоги, подозреваю что можно найти за адекватные деньги.
Новый польский расширительный бачок я брал за 1100р. Крышка бачка 230р. (Vernet). Рабочий цилиндр сцепления в соседнем магазине 750р. (он дофига на что ставится).
Ремни навесного тоже с причудами, точнее один из них. Относительно редкий двусторонний поликлин, цена начинается от 1100р. и выбора немного, но он хотя бы есть в наличии у поставщиков.
Сзади идет длинный патрубок с поворотом на конце, по каталогам его нигде нет в наличии. Идем в ТАЗомагаз, берем верхний патрубок радиатора от Нивы и отрезаем 4-5см лишних :).
Кузов:
Заявлена оцинковка. Похоже что так и есть. Слабое место – пороги.
Управляемость:
Тормоза так себе, буду менять вкруг диски/колодки, подозреваю что в них дело, хотя выглядят относительно нормально.
Рулится как сарай. Тяжелая морда и в связи с этим явно плохая развесовка. Не спорткар.
Зажечь по прямой можно, разгоняется как снаряд, хотя первую можно было бы сделать подлиннее. Реальная скорость на трассе до 220км/ч (я так не могу, но нашелся кто смог, да и видео есть на трубе где такой сарай специально разгоняют на автобане).
По трассе едет хорошо. Обгоны легко, запас мощи позволяет.
Диагностика:
Через переходник или просто через 3 провода цепляется обычный ELM. Особенность в том что ABS, мозги и вроде как кондей – это 3 разных разъема, которые находятся вместе рядом под капотом около коробочки с предохранителями. Есть специальный софт для итальяшек, проблем скачать нет. Я зацепился через планшет под Вин8, так же есть аналогичный софт для Андроида. Ошибки можно стирать. В онлайн показывает все параметры, строит графики и т.п.
Если есть подсос воздуха то будет выскакивать ошибка P0220, что в описании указано как ошибка потенциометра педали акселератора. Но по факту это именно подсос воздуха, т.е. расхождения между тем что показывает расходомер и % открытия заслонки. Результатом становится повышенный расход и включение программы «тупим и не едем», что проявляется в крайне вялой реакции на нажатие педали газа.
Так же софт позволяет тестировать систему, отключая форсунки и включая вентилятор на радиаторе. Ну и прочее в таком же плане.
Если прощелкать ключ зажигания – считай машина превратилась надолго в кирпич. Иммо сложно снимается, придется искать мозги + блок иммо + ключ с разборки, либо того кто снимет иммо.
Общее и разное:
У меня комплектация HLX – почти топовая. Были еще машинки с турбой, это 185л.с., но я вообще не видел в РФ в продаже и отзывы не нашел по таким модификациям.
Marea создана на базе Bravo/Brava, но в отличие от них имеет европейскую классификацию D, а не С. База-базой, а размер больше.
Fiat Marea – машина года 1996 в Европе, лучшая в своем классе 1997г.
Marea переводится с итальянского как «множество».
Феррари принадлежит Фиату.
_Чего еще вспомню позже допишу, так особо больше ничего не всплывает в памяти.