До покупки
Итак, апрель 2005, Пежо-106 (тривиально именуемый "Пыжиком") отмечает свой десятилетний юбилей далеко не в лучшей форме. Два года эксплуатации на пределе его скоростных возможностей и год простоя под открытым небом в английском влажном климате, без какой-либо подготовки или последующего обслуживания, всё чаще давали о себе знать. Машина буквально рассыпалась. А авто была мне необходимо постоянно, причем для частых поездок на расстояния 200-400км.
Замену выбирал между Пежо 206 (106 был неплохой машиной, так что был не против Пежо), Рено Меган, Фольксваген Голф или более мелкими их собратьями, но с приставкой GTI, ну или Спорт, в случае с Рено. Рассматривал машины не старше 4 лет, т.к ни времени, ни денег на ремонт не предвиделось. К тому же, страховка на более новые машины стоила дешевле. Случайно заехал на дилерскую Форд. Сразу заметил 2 идентичных трехдверных черных Фокуса на красивом литье. Увидев цену на Фокус удивился, думал они дороже, а попав в салон, понял, что ближайшие 2-3 года проведу в этой машине. Почти все предыдущие варианты, кроме "малышей" GTI, были в базовых комплектациях (на более дорогие версии нужных годов не хватало денег, а более старшие авто не рассматривались), многие даже с ручными стеклоподъемниками и на ужасных родных штамповках(Golf, например). Фокус же с завода имел: кожаный салон, чейнджер на 6 дисков, подогрев всего, включая лобовое стекло с вживленными в него проводками. Меня мало интересовали системы активной безопасности. В Пыжике их не было в принципе. Будучи два года за рулем, я естественно считал себя супер-мега-водилой и был уверен, что все они стоят для тех, кто не умеет ездить, так что зачем они мне? У Фокуса, кроме стандартного ABS, стояли противопробуксовочная и противозаносная системы. Аналогичные мысли были у меня и по пассивной безопасности. В Пежо числились... хм... о! брусья жесткости в дверях! Классная защита в машине, меньше Таврии! Но я же жив-здоров, а ездил ого-го! Поэтому, шесть подушек Фокуса вызывали у меня значительно меньше энтузиазма, чем хромированная насадка на глушителе. Сразу скажу, средства пассивной безопасности мне так и не понадобились, но, несколько раз, во многом, благодаря наличию средств активной безопасности. Огромным плюсом было и то, что, т.к. машине было всего два года, а пробег составлял 10000 миль (16000км), к ней прилагался год (или 50000 миль) заводской гарантии. Двигатель 1.6 привлекал скорее стоимостью страховки, а не своими характеристиками. В общем, сделка не заставила себя долго ждать! Кстати, у них принято торговаться с дилером, так же, как и у нас. Мне удалось сбить цену примерно на 10% от первоначальной.
Первый год владения (автомобиль на гарантии).
Радость от покупки была неимоверной! Полные штаны на седьмом небе! После "деревянного" Пыжа, доезжавшего последние километры пред списанием, этот Фокус казался самой крутой тачкой на земле. Нет, пожалуй, во вселенной! В нем было все, о чем я мечтал на тот момент. Я не хотел вылезать из машины. Километры наматывались сотнями по делу и без. Фокус доставлял удовольствие и на длинных прямых магистралях, и на извилистых деревенских дорожках. Машине, надо сказать, доставалось по полной: любил погонять. Газ НЕ в пол, как и на Пежо, был скорее исключением, подтверждающим правило. При этом хлопот с машиной не было никаких. Обслуживал у дилера, вовремя менял все расходники. Машина продолжала радовать, и когда первые ощущения прошли, когда управление боковым стеклом кнопкой, а не "веслом" стало обыденностью, а не давней мечтой! Отличное шасси позволяло получать огромное удовольствие от извилистых загородных дорожек. Системы помощи водителю при этом совсем не мешали. Сначала отключал их на время покатушек, а потом научился использовать их для еще более быстрого прохождения сложных участков, адаптировав стиль прохождения поворотов под их наличие. Передаточные числа в коробке позволяли почти всегда держать нужные обороты двигателя, что при объеме 1600 кубиков и шестнадцати клапанах было жизненно необходимо для динамичной езды. Передние сиденья с развитой боковой поддержкой и отделанный кожей руль маленького диаметра служили катализатором восторга от шасси. Ой! Забыл! Тормоза. Для данной машины их, видать, придумывали очень трусливые трусы. При резком торможении, автомобиль замедлялся так, что глаза пытались выскочить из орбит. При этом машина не клевала, не рыскала, а педаль позволяла очень четко варьировать скорость замедления. Перегревались они не часто, даже с моим тогдашним стилем езды. Дальние поездки по мотовеям (так в Англии называют скоростные многополосные магистрали) тоже не вызывали никакого дискомфорта. 1500км за день? Легко! Места в салоне и в багажнике для машины такого размера было вполне прилично. Специфика работы частенько заставляла совершать поездки на 200-300км со мной и еще четырьмя пассажирами, трое из которых были ростом за 180 и весом под 100кг. Сидевшие сзади хоть и жаловались периодически на недостаток места для ног, признавали, что все не так уж плохо.
Внешне машина нравится до сих пор. Считаю дизайн первого поколения Фокуса, особенно после рестайлинга, очень и очень удачным, а мой был еще и двухдверным, черного цвета на 16” дисках. Смотрелся на 5!
Насиловал машину почти год до первой поломки и горя не знал, проехал на ней к тому моменту 70000км. Как-то поехал в магазин. Выезжаю на дорогу, даю газ, обороты взлетают к 5000, и, вдруг, машина закашлялась. Не едет ни фига! С трудом разогнался до 60км/ч, судорожно звоня дилеру и записываясь на ремонт. По дороге лампочка Check Engine сначала загорелась, а потом начала мигать. Как в последствии выяснилось, горящая лампочка означает: внимание!; мигающая – дальше ехать своим ходом не рекомендуется. Да и черт с ним, денег на эвакуатор все равно нет, а без машины и не появится. Ближайший салон Форд, где меня согласились принять сразу был в 20км, в тех что ближе очередь неделя-две, без шансов на получение сменной машинки. Доехал до сервиса с огромным трудом, слушая и даже ощущая взрывы где-то под ж..ой. Шарахало прилично, другие водители старались объехать меня подальше. В общем, приезжаю, объясняю механикам что и как. Минут 40 смотрю на то, как эти “механики” ходят вокруг машины, чешут репы и другие места: типа ищут дефект. Мне начинает надоедать и я предлагаю им проверить катушку зажигания. В ней и находят проблему, ремонтируют (еще часа 2), и я снова в пути. Неделю наслаждаюсь машинкой, а потом новая история. Еду около 150, вдруг откуда-то снизу звон и машина начинает терять обороты и мощность. Кое-как доползаю до универа и опять начинаю обзвон близлежащих дилеров на предмет быстрого ремонта. В чем дело понял еще по дороге: когда из-за поломки в зажигании бензин взрывался в выпускной системе, он повредил катализатор, который, прожив еще неделю, развалился. Решил не рисковать. Новая проблема возникла из-за того, что был проигнорирован сигнал о том, что своим ходом дальше ехать нельзя, поэтому решил в ту же мастерскую не ехать. Заставят еще, не дай Бог, за свой счет катализатор менять. Еду на другое СТО, где подтверждают мою гипотезу о поломке. И тут начинается цирк! Дилер заявляет, что катализатор мне поменяют по гарантии (уже хорошо – новый больше $1000, а выбьешь – не пройдешь тех осмотр), но забитую остатками катализатора выпускную систему мне предложили за свой счет, а это $500. Я им: “Она же сломалась из-за дефектного катализатора!” А они мне: “Да, но она же была исправна…” Короче, цитируя им Вадима Евсеева после матча Россия – Уэльс всё-таки добиваюсь замены всей выпускной системы по гарантии. А т.к. подходит конец гарантии на машину, еще и заставляю их сделать диагностику всего автомобиля за их счет, типа за моральный ущерб. Проблем они не находят, гарантия заканчивается, больше на дилерские ни ногой! Пока всех не построишь, ощущение, что им клиенты вообще не нужны и что ты им сильно обязан. Это еще можно понять, когда приезжаешь на гарантийный ремонт, но и приезжая на обслуживание за деньги сталкивался с тем же отношением.
В итоге, за год накатал 80000км. Никаких проблем, кроме тех что описал выше, с машиной не возникало. Ездил и получал удовольствие.
Второй год владения (гарантия закончилась).
После сдачи экзаменов в июне уехал на лето в Россию. Фокус в эти месяцы честно ждал моего возвращения. Приехав обратно, первым делом поставил новые колеса. Случайно нашел в магазине комплект резины с дисками R17 за 300 долларов, что было даже дешевле, чем покупать резину на родное шестнадцатое литье. Поменял колеса и опять восхитился внешностью моего Фокуса. А потом снова пошло перманентное изнасилование машины.
Как-то раз ехал с работы с двумя друзьями-коллегами. Время было позднее, воскресенье. В Англии в это время мелкие дорожки между городами вообще пустые. Это способствовало тому, как я ехал в тот вечер. Все повороты проходились с заносами и со сбросом на передачу-две вниз для уверенного выхода из них на более высоких оборотах. На одном из поворотов мне показалось, что мигнула лампочка масла, но газ я сразу не сбросил. На следующем повороте лампочка мигнула вновь, почти сразу появился какой-то щелкающий звук. Газ я все-таки сбросил, но было поздно. Звук из пощелкивания перешел в довольно громкое стрекотание, а когда мы подъезжали к пункту назначения, уже напоминал работу двухтактного мопеда без глушителя. То, что я сделал дальше, сейчас объяснить не могу! Никак! Последняя прямая, ведущая к университету, и я решаю, что если дать движку прос... прокакаться, все вернется в норму. На скорости 150км/ч и 4500 оборотов раздался страшный удар, а из печки полыхнуло огнем, а машина резко замедлилась и дернулась в сторону. Чувак, сидевший на переднем сидении, несмотря на свое эстонское происхождение, за доли секунды успел отстегнуть ремень и перескочить на заднее сиденье! Я же, поняв что движок клинануло, выжал сцепление, вцепился в руль и начал “аварийную посадку”. Остановившись мы сразу выскочили из машины, в страхе, что она сейчас рванет, ну или, по крайней мере, загорится. К счастью все обошлось и машина просто перестала подавать признаки жизни. Как всегда бывает в Англии, как только что-то случилось, тут же откуда ни возьмись появилась полицейская машина. Они-то и дотащили умершего Фокуса на парковку. Я пребывал в шоковом состоянии и даже не стал заглядывать под капот.
На следующий день начал решать, как быть с машиной дальше. Новый двигатель у дилера стоил 6000 долларов и, естественно не являлся вариантом решения проблемы из-за отсутствия у меня таких денег. В какой-то момент подумал, что это судьба и я осуществлю старое желание поставить двигло от модели ST (170 л.с.) или даже RS (200+ л.с., точно не помню), но с ними возникла бы проблема при переоформлении и я от этой идеи отказался. В итоге взял такой же Зетек 1.6 на разборе за 800 долларов. Параллельно нашел мастерскую рядом с универом, где согласились произвести трансплантацию еще за 1000 зелененьких. Каждый день ходил в мастерскую – контролировал!) Поразило состояние старого движка! В блоке цилиндров (литой кусок металла) была дыра 15х5см, головка цилиндров была расколота в нескольких местах, один из поршней так и не нашли… и т.д. Две недели ждал результата, потом еще неделю слушал обещания о том, что машина завтра будет готова, и вот звонок: “Забирайте!”
Поехал, забирать. Приезжаю, объявляют цену на $175 больше, чем договорились и начинают рассказывать мне про НДС. Я думал закопаю их прям там! Когда договаривались, специально уточнял (раз 50), что 1000 долларов – за все, и что это общая сумма. Снова пошла в ход крылатая фраза Вадима Евсеева, и они согласились сделать мне скидку на всю сумму НДС.
Двигатель, кстати, разрушился полностью по моей вине. Сначала я отправился в дальнюю дорогу, не проверив уровень масла. Затем проигнорировал первый сигнал о его недостаче, когда оно еще и расплескалось при прохождении связок резких поворотов. Это привело к тому, что двигатель в какой-то момент подклинил, из-за чего ремень ГРМ (пробег был почти 100000км = срок замены ремня) перескочил по шестерне. Ну и самой большой глупостью была попытка дать движку прокакаться. На высоких оборотах поршень столкнулся с клапаном и мотор разнесло к чертям собачим! До сих пор стыдно, что имея достаточно опыта и знаний допустил все эти ошибки.
С новым двигателем проехал еще около 20000км, но уже в несколько более щадящем режиме. Закончилась учеба, оставаться в Англии не было никакого желания. Фокус был передан маме и используется почти каждый день до сих пор. Проблем с ним больше не возникало. По сути, единственная поломка, за 2 года и почти 100000км моего жесточайшего использования, которая произошла не по моей вине была катушка зажигания. Конечно и качество дорог, и ГСМ в Англии не чета нашим, но машинка показала себя очень практичной, надежной и приятной в эксплуатации. Допускаю, что в России, а особенно в Сибири, проблем бы с ней было куда больше, а там я остался полностью ею доволен. Всем желаю удачи на дорогах и столь же приятных ощущений от владения своими железными конями!
P.S.
В конце 2008 наведывался в Англию, ездил на Фокусе, радовался, ностальгировал. И вдруг смотрю, а на встречу едет мой Пыжик! В Англии номер машины переходит с ней к следующему владельцу. Его также можно оставить себе или поставить на свою следующую машину за 500, кажется, долларов. Хотя своего Пыжа я бы и без номера узнал. Ради интереса узнал судьбу машинки после нашего с ней расставания. Оказалось, его купили соседской девочке, как первую машину, подремонтировали, и она до сих пор с удовольствием гоняет на ней по округе!