Всем привет.
Парни (и, возможно, даже редкие девушки), обслуживающие своих коней самостоятельно, настоятельно рекомендую и местами даже заклинаю - хотя бы раз в год проводите глубокое ТО (хотя не такое уж оно и глубокое получится), чтоб не стать героями истории ниже... :)
В один прекрасный летний день (начну издалека)
послышался мне легкий шум от колеса, из колпака.
Подняв машину на домкрат, подергав колесо,
источник обнаружить рад - из ступицы оно!
Нет, ступица стоит надежно, крепко. словно монолит!
Но при вращении тихонько, нежно подшипничек свистит.
А значит надо мне, друзья, взяв в руки крепкий ключ
Болта 4 открутить - руками ж я могуч.
И с этих мыслей, с этих строк, и в магазин гонца,
начнется повесть, как на ровном месте нахлебаться пи%деца! :)
***
Если по смыслу, то начал подавать признаки старости задний подшипник. Знакомый опытный и мудрый механоид, послушав, выдал вердикт: "фигли паришься, еще тыщ 5 спокойно пройдет, если не больше". Но чтоб не отсчитывать время до часа "Ч", купил новый подшипник и поехал в гараж меняться. Заодно и тормозные колодки заменю - им тоже пора на пенсию.
Предварительно изучив форумы, понял, что ничего там сложного от слова "совсем", но вот с набором инструментов немного непонятно:
кто-то пишет, что у него ступица крепится к рычагу стандартными болтами под обычную 6-тигранную головку, а кто-то пишет, что головка под биту Torx50 (мама). Ну ок, стандартные головы есть в избытке, а в магазине купить силовую головку T50 - тоже не самая сложная задача. Приобрел и вечером поехал в гараж.
По факту, приехав на яму и засунув своё любопытное жало в хитросплетение рычагов и пружин, узнал, что у меня там болт под Torx E14 (папа). Ну млять... Откладываем ремонт.
И тут, видимо, способность каждого человека чуять жопой (она же – интуиция) подсказала мне: «а разбери-ка суппорт и посмотри, как там диск поживает (его ведь снимать придется потом).
Сдернул колесо, снял аккуратно суппорт (заодно и колодки заменил)... а диск стоит мертво и надежно. Хм... аккуратно постучал молотком через деревянный брусок – хоть бы хны. Ладно, пойдем деликатным путем и зальём WD-шкой. Залил, собрал. Ту же операцию (с колодками и заливкой) провел со второй стороны и поехал домой.
Через день я опять в гараже и опять восхищаюсь той стабильностью и монолитностью, с которой диск стоит на ступице. Опять постукиваю, пытаюсь распереть рычагом, заливаю WD-шкой. Параллельно думаю: «раз диск со ступицы сниматься не хочет, надо снять его вместе со ступицей, тем более что нужная головка уже под рукой лежит!» Хрен там. Болты категорически не желают крутиться и даже с удлинителем и с помощью такой-то матери откручиваются максимум на 1-2 оборота. Дальше просто не идут. Заливаю WD-шкой и их (2 болта из 4х, потому что другие 2 закрыты щитком и до них не добраться без снятия диска). Собираю, еду домой.
Неделю. Ребята, неделю я почти каждый день пытался (без фанатизма и насилия) снять диск и скрутить болты, матерился и замачивал снова! Под конец за машиной тянулся такой амбре из WD-40 и Унисмы, что я уже минуты 2 как уехал с перекрестка, а запах все еще напоминал о моем красном Фокусе :)
В конце концов это окончательно достало и я решил идти до победного.
Привычными, отработанными движениями снимаю суппорт и скобу (специально замерил – от момента постановки домкрата до снятия скобы прошло 5 минут 15 секунд), пробую сбить диск – без результата.
Ок, лезу под машину, надеваю на ключ трубу-усилитель и начинаю крутить болты (а они, благодаря неоднократным попыткам и отмачиванию, уже достаточно легко делают оборота 3). И как показал опыт, крутить их лучше «враскачку» - поддавил, чуть вернул обратно и опять давишь.
Болты скрипят, руки гудят, а на улице уже ночь наступает...
Засада в том, что:
- не снимая пружину и амортизатор, приходится работать в очень стесненных условиях. К тому же, нужен длинный «хобот» для головки, иначе просто не достать до болтов.
- головка Torx нормально крутит только если плотно и до конца насажена на болт. То есть в моей ситуации каждый поворот ключа выглядел следующим образом: насаживаем головку на болт -> другим ключом стучим по ключу с удлинителем -> поворачиваем на 1/6-1/5 оборота. Если не насадить плотно, то головка под усилием делает громкий «клац» и немного «слизывается». И так – много раз.
По факту всей это камасутры, один болт вывернул нормально, у одного сорвал шляпку, два – лопнул металл... Взял ножовку по металлу и, перепилив «слизанный» болт, задолбанно смотрю на ступицу вместе с тормозным диском, держа их в уже дрожащих руках (время на часах – около 3х ночи).
Далее кладем диск на два бруска, чтоб ступица висела в воздухе, на шпильки накручиваем гайки и молотком через дощечку, без насилия и фанатизма, сшибаем ступицу.
Обратная сборка заняла минут 15 от распаковки новой ступицы до установки колеса...
Как показал осмотр, и болты (та их часть, которая выглядывала из ступицы), и тормозной диск изнутри были покрыты чуть ли не цементом (по прочности). Видимо, смесь из пыли, заводской смазки и абразива с тормозных колодок. Даем этому всему запечься (жар от колодок) и настояться (машине не первый год, а с завода узел никто не трогал, видимо). Вуаля, блюдо готово.
Причем прочность полученной субстанции была такова, что, очищая привалочные поверхности, пришлось поддевать и крошить плоской отверткой.
Итого, совет, ради которого и написаны все эти 100500 букв: время от времени, хотя бы раз в год, делайте ревизию своих тормозных дисков и, если они снимаются, то чистите и смазывайте болты ступицы. А вот если не снимаются, то начинайте делать встревоженный вид, отмачивать и ласково стучать молотком.
Всем удачи на дорогах.
И чтоб все у вас легко крутилось и снималось :)
P.S. фотографии из гаража сделаны в темноте на бутылку кефира, так что сорри за качество.
P.P.S. фотография собственно коня. Первая в этом отзыве :)