О ВЫБОРЕ
Итак, я выбирал машину, которая:
1) Имеет немаленький дорожный просвет (от 20 см.), чтобы у меня не болела голова «задену или не задену бордюр» во время парковки. Также мы с женой ведем активный образ жизни (велосипед, лыжи, плавание, дача, поездки в другие регионы на 2-3 тыс. км.), и любим «забуриться» куда-нибудь подальше.
2) Имеет полный привод. Так как живу в Сибири, в которой зима по полгода, полный привод позволяет легко забраться на обледенелую горку, быстро тронуться со второстепенной, и т.д. Ну и проходимость, естественно. Привод должен быть отключаемым, чтобы не жечь бензин при движении по сухому асфальту.
3) Не является «настоящим проходимцем» типа патфиндера, прадика, и т.д.
4) Не тупит и не говорит «не могу», когда я давлю на газ. Мощность не менее 170 л.с., и не более 200 (налог больше 5 тыс.руб. не принимаю принципиально). Разгон до 100 км-час должен занимать не более 10-11 сек. В то же время двигатель должен быть «тяговитым», чтобы на обгонах не крутить его до пятой октавы
5) Нужна простая конструкция. Атмосферный бензиновый двигатель, обычный автомат. Без джидаев, вариаторов, коммон рейлов, турбин, и т.д.
6) Необходим просторный салон, чтобы пассажиры ехали в комфорте, а не тыкали коленками в передние сиденья и не задевали макушкой потолок. Кожа – почти обязательно (отсутствие пыли в сиденьях и практичность, если ребенок сделал «беее»).
Пролопатив немало вариантов, остановился на маверике. Ни разу не пожалел, если честно, ожидал от него худшего. Но, обо всем по порядку.
КОНСТРУКЦИЯ (немного теории).
Конструктивно маврик – обычная легковушка. Подвеска спереди – «макферсон», сзади независимая многорычажка. Никакой рамы, никаких понижает и блокировок нет.
Двигатель:
V6 серии duratec образца 96 года, мощность 197 л.с. Данный двигатель также ставился на форд таурус, меркюри сэйбл, и с небольшими изменениями на множество других машин. Он же, но «заряженный» ставился на форд мондео ST220. Двигатель цепной.
При замене масла этот двигатель потребует чуть более пяти литров, что заставляет покупать три обычные 4-х литровые канистры на две замены. Непривередлив к качеству бензина, 92-й для него то, что надо. На хорошем бензине свечи могут «проходить» до 90 тыс. км.
Коробка:
CD4Е, которую кто-то ругает за капризность и ненадежность, а также то, что она слабовата для 3-х литрового мотора… а кто-то утверждает, что она проходит 300 тыс. км. без проблем. Усредненно, надежность коробки маврика не хуже чем у RX300, у которого коробка от камри.
Система полного привода:
Называется она Control Trac II. Есть два режима: в первом режиме постоянный привод на передние колеса, при их пробуксовке подключается задний привод через многодисковую муфту. Крутящий момент распределяется в соотношении перед/зад от 100/0 до 50/50. Во втором режиме крутящий момент перед/зад принудительно становится 50/50. Второй режим нельзя использовать, если под колесами сухое покрытие, а также при скорости выше 80км/час.
Забегая вперед скажу, что при пробуксовке подключение полного привода происходит почти мгновенно, а не на следующий день как на хонде цр-в
После рестайлинга 2005 года эта система изменилась, и стала полностью автоматической.
Распространенные болячки: разгерметизация вакуумного усилителя тормозов, ненадежные тормозные шланги, склонные к искривлению тормозные диски, часто забиваются сеточки на бензонасосе. Все решения «болячек» хорошо известны и разжеваны на форуме maverickclub.ru
СМОТРИМ СНАРУЖИ И ЩУПАЕМ ВНУТРИ.
Оценивать дизайн – это дело вкуса. На это есть фотографии, которых я наделал от души. Скажу лишь, что во внешности есть некоторый диссонанс. Если посмотреть сзади, то сразу вспоминается брутальный «старый» гранд чероки. Если спереди, то это а-ля серьезный и повзрослевший форд-эскорт (помните такую машину? А вот многие – нет). А вот в профиль дизайн очень дружелюбный. Причина - большие боковые стекла, и из этого вытекает плюс, о котором чуть позже. В целом, автомобиль смотрится довольно солидно, но не агрессивно. Этакий солидный и добрый дядька, который каждый день после работы целует жену в коленку…но и хулигана отматерить, в случае чего, может.
Открываем водительскую дверь, и перед нами большой вход в салон. Входить – выходить очень удобно как водителю, так и пассажирам: двери открываются широко, проемы более чем достаточные. Водитель и передний пассажир при входе-выходе могут воспользоваться поручнями, которые расположены в салоне на стойке лобового стекла. Думаю, за рулем будет удобно водителю почти любой комплекции. Посадка хороша, но не идеальна: мне немного не хватает боковой поддержки, да и руль хотелось бы немного поближе к груди (руль регулируется только вверх-вниз). Еще руль хочется более ухватистый, родной кажется мне скользким. Наверное, в будущем перетяну его кожей. Но это мелочи. Все кнопки просты и понятны, как будто это твой старый знакомый. Места в салоне для 5-ти человек вполне достаточно, тоннеля сзади на полу нет. Если бы подушка сидений у задних пассажиров была чуть длиннее, то вообще отлично.
14-ти часовые поездки по трассе (с одной остановкой на обед и еще двумя-тремя для заправки) показали, что спина совсем не устает в дальних поездках. Надо только не забывать немного разминаться во время остановок.
Между передними сиденьями есть огромный подлокотник, в который влезет борсетка средних размеров. Также впереди два нормальных, не выдвижных (которые боишься сломать каждый раз как ставишь туда банку колы) подстаканника, пепельница (не пользуюсь). Есть отдельная розетка 12в для всяких всячин, очечник. Задние пассажиры тоже могут воспользоваться выдвижным подстаканником в переднем тоннеле.
Наружние зеркала заднего вида немалого размера, но оставляют приличную «мертвую зону», об этом надо помнить!
Багажник тоже очень большой, его за глаза хватит компании, которая собралась на отдых за город. В общем, если Вы надумали покупать маврика, то откройте багажник, посидите в салоне, и сразу всё поймете Кстати, почти у всех машин такого типа есть недостаток: если на улице слякотная погода, то при открытии багажника и ковырянии в его недрах грязная вода начинает капать сверху, и марать одежду. На маврике такого нет. Не знаю куда она девается, но сверху ничего не бежит.
Однако, есть недостаток: если вы проехали по пыльной дороге, то она оседает на проеме задней двери. И пассажир, выходя сзади, если не поднимет свою пятую точку повыше, то соберет на неё всю пыль.
Комплектация XLT premium (самая богатая) немного нелогична. В принципе, есть всё необходимое, включая «буржуйства» в виде кожи и люка. Но зеркала автоматически не складываются, и самое интересное, что вместо климат-контроля обычный кондиционер. Кто-то начнет воротить нос, но я особо «не парюсь». Еще недоумение вызывает так называемая электрическая регулировка сидений. Недоумение – потому что она есть только на водительском сиденье. Пассажир делает всё «по-старинке», рычажками. Водительское сиденье регулируется электроприводами, но спинка при этом – механически. Справедливости ради добавлю, что сиденье регулируется по высоте (то есть регулируется наклон попы вперед-назад), и конечно есть продольная регулировка. Климат хорош, как печка, так и кондиционер. Но почему-то конструкторы решили, что замкнутый цикл не обязательно включать на «единичку».
Забавный эргономический просчет – это кнопка включения подогрева сидений. Обычно она располагается на передней панели или где-то на тоннеле у подлокотника. Но фордовцы решили её воткнуть между сиденьем и дверью! Когда подогрев включен, на кнопке загорается лампочка, но увидеть её можно только когда дверь открыта. Когда дверь закрыта, то ощутить включение можно только своей пятой точкой Подогрев выключается принудительно или автоматически, примерно за минуту до того как получается яичница
Особенно комично включение подогрева выглядит, если рядом малознакомая дэушка женского пола. Представьте, вы взяли симпатичную попутчицу, она садится, но…зимой сидеть на холодной коже – пытка (к тому же совсем не полезная!). Поэтому вы говорите, мол, мадам, не желаете ли Вы включить подогрев сидений? Она обязательно спросит: «А как?». Говорить, что кнопка находится между сиденьем и дверью почти бесполезно…не найдет. Приходится, остановившись на светофоре, и удерживая педаль тормоза...отстегнуть ремень, повернуться к дэушке, и сунуть свою руку…между её дверью и сиденьем, и нажать заветную кнопку. Так как ширина салона немаленькая, почти стопроцентно нос водителя окажется на расстоянии 10-15 сантиметров от пупка попутчицы В зависимости от своего воспитания, соседка по сиденью может сказать либо «Гражданин, что же Вы делаете!» либо «Ты чо куда полез козел лысый!», и обязательно шлепнет пощечину …ПОЭТОМУ! Инженеры форда, на самом деле, очень умные люди! И проектируя кнопку подогрева, они решили, что водитель, как истинный джентльмен, выйдет из машины, откроет даме дверь, поможет сесть, затем нажмет кнопку подогрева сидений, закроет дверь и сядет за руль!
Также к неудобствам в салоне можно отнести слабую подсветку приборов ночью. Большое пространство внизу передней панели никак не подсвечивается, и найти там что-либо можно только наощупь. Думаю, что скоро я там добавлю что-нибудь еще.
Жаль, что на передней панели нет часов. А колхозить китайскую погремушку совсем не хочется.
Людям, которые трепетно относятся к дизайну салона, тем более если они избалованы машинами бизнес-класса, навряд ли понравится архаичная и простоватая, типично американская передняя панель. Особенно колхозно смотрится крышка подушки переднего пассажира. После маврика даже передняя панель люксовой «короллы» будет выглядеть как Мэрлин Монро рядом с Валерией Новодворской. Непрезентабельно выглядят внутренние дверные ручки – отгрызанные тонкие кусочки черной пластмассы. Если Вы считаете, что салон автомобиля «не для гуляний, я для эстетики», то поищите что-нибудь другое.
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ: КАК ЕДЕТ???
Ну что же, переходим непосредственно к той теме, ради которой и покупается автомобиль. Ключ на старт, двигатель урр-урр, коробку в «D», жмем педаль. На нажатие педали газа маврик реагирует очень чутко, начинает прилично тянуть с самых «низов», словно машина весит не 1,65 тонны, а сделана из бумаги. Мощности с лихвой хватает и в городе, и за его пределами. При этом ему особо без разницы, какой крутизны подъем, сколько человек в салоне, включен ли кондиционер…ускорения хватит почти для любой ситуации. В свою первую поездку за рулем маврика, помню, в городе плелся за фурой…примерно 30-35 км/ч, а когда на встречке стало чисто, то утопил педальку…маврик сразу прыгнул вперед, пассажир вскрикнул «ооооооооээээээ», и когда я поравнялся с кабиной фуры, скорость уже была около 95 км/ч. Вроде «паспортные» 9 секунд до сотни – это не так уж и быстро, но объем двигателя делает своё дело, и позволяет получить приличное ускорение уже «с низов», а не только когда стрелка тахометра находится между цифрами «5» и «7». В режиме «тапка в пол» на первой передаче маврик разгоняется до 72 км/час, на второй 132.
Но…мощность у маврика настроена не для гонок...конечно, водитель-шахматист может и этого «черного бегемота» заставить лавировать между рядами, распугивая вокруг все полторашки злым «уррррр-урррр», доносящимся от двигателя…но желание делать это как-то сразу пропадает. Быстро обогнать фуру, беззаботно подняться на крутой подъем с полным салоном, выбраться из «коробочки» (когда тебя зажимают с двух сторон) – это пожалуйста. Но если Вы любите гонять как угорелый, то присмотрите лучше турбофоря или турбо эйртрека.
Я люблю мощные, но не резкие автомобили. Видимо, поэтому я не смог ездить на 325й бмв. «Бэха» делает всё резко: разгоняется, тормозит, входит в повороты. «Маврик» делает сглаженно и расслабленно (но не медленно!).
В городе форд чувствует себя как рыба в воде (конечно, учитывая габариты). Сказывается отличная обзорность и маневренность. Так как я на мавра пересел с небольшой «пузотерки», то в первые два дня в городских пробках было ощущение будто я запихиваю томик «большой советской энциклопедии» в тонюсенький почтовый ящик…но к размерам быстро привык. Стойки лобового стекла не толстые, как, например, на гранд витаре, у которого при повороте в зоне перехода можно не заметить пол взвода солдат . Учитывая габариты, парковаться очень удобно! Небольшой радиус разворота, большие зеркала и стекла…всё это помогает водителю особо не переживать «пролезу или нет».
Подвеска форда ничем не напоминает американские автомобили. Видимо, сказывается ориентация модели на европейский рынок (напомню, маверик – европеец, эскейп – американец). Подвеска плотная, но не жесткая, нечто среднее между икс-трейлом и цр-в. При этом энергоемкость выше всяких похвал, «пробить» такую подвеску можно наверное лишь прыгнув через двухметровый трамплин. Подвеска отлично настроена на трассу, в городе ничего особенного, а при скорости 120-140 км/ч машина идет как влитая, причем даже по не очень хорошей дороге. При этом не трясет пассажиров, никакой зубодробильности нет. В целом, ходовка почему-то напомнила мне о пассате…примерно такое же соотношение жесткости/мягкости.
Очень большой недостаток маврика – это педаль тормоза. Педаль тормоза малоинформативная, начинает срабатывать там, где пассажиры «хонды» уже повиснут на ремнях. Если надавить посильнее, то в целом, эффективность торможения достаточная…но для привыкания к педали ушла не одна неделя. С другой стороны, я стал замечать, что на маврике держу дистанцию куда больше, чем на предыдущих машинах, а верно выбранная дистация – залог безопасности
ОБСЛУЖИВАНИЕ.
Перед покупкой я тщательно анализировал цены на расходники и зап.части. В целом, они чуть ниже, чем на японцев. Дефицита в Новосибирске не ощущается, все расходники и ходовые запчасти есть в наличии даже в магазинах для «японцев». В крайнем случае, можно заказать с экзиста, там есть на него просто всё.
Ко всем своим машинам у меня один подход: или машина полностью исправна, либо она стоит в гараже и ремонтируется. Ездить на «чуть подубитых стойках» или «немного плавающими холостыми» я никогда не буду! Я никогда не поверю, что есть на свете машины, которые находятся в ОТС, и при этом их «почти не надо ремонтировать». Мне часто попадаются водители, которые катаются на машинах, и при этом любят рассказывать, что они только меняют масло и заливают бензин. Посмотришь на их запотевшие стойки, и услышишь ответ, мол, ну не стучат же, значит всё ок Крутанешь руль, обратишь внимание на убитую рейку, а хозяин скажет «ну ведь поворачивает же»
Я все свои машины загонял на диагностику каждую весну и осень, то есть раз в 7-8 тыс. км, одновременно со сменой масла в двигателе. Мастерами при этом исправляется любой, мало-мальски заметный дефект. И никаких «можно еще немного поездить»! Наверное, моей педантичностью и объясняется внушительный список работ по приведению машины в порядок. Думаю, 90% водителей ограничились бы заменой масел.
Сменил все фильтры, масло в двигателе, жидкость в АКП (только меркон!), масло в диффе, свечи (делал сам, ушло 2,5 часа), сменил сеточки бензонасоса, выбил каталик, почистил дроссель. В ходовке заменил тормозные диски, колодки, ступичные подшипники, тормозные шланги, рулевые наконечники. Все запчасти только оригинал (кроме тормозных дисков, их поставил «брембо»), поэтому ТО вылилось в копеечку. Если ставить дубли, то можно было сэкономить больше половины. Больше ничего за весь срок эксплуатации менять не приходилось.
РАСХОД БЕНЗИНА.
Летом, по городу, если ездить «как все», то маврик укладывается в 15-16 литров. Частые обгоны, раскрутка двигателя до отсечки…и расход вырастает до 20-ти. Один бак я искатал вообще по-пенсионерски, выше 2-х тысяч двигатель не крутил, и расход при этом составил…рекордные 13,7 литров по городу! Зимой смело готовьтесь к расходу 20-22 литра. Как видим, для своего объема кушает он немного. ЦР-В с объемом 2,4 ела у меня на литр меньше.
ВЫВОДЫ
В целом, Маверик – это редко встречаемое сочетание цены и практичности. Считаю, что он «недооценен» рынком. При покупке обратил внимание, что почти все продавцы – это собственники. Перекупщикам такая машина мало интересна. Поэтому, если надумаете покупать, машиной будете довольны...только не берите убитого форда, как бы он не блестел