Доброго времени суток!
Устал от всей этой шизы и бреда, который пишут про эту машину "владельцы". Моё личное мнение может не совпадать... Тем не менее не заставляю читать до конца. Это будет мой первый и довольно ... необычный отзыв.
Напишу кратко о ней. Нет желания постить фото или видео, тк бесконечные нарушения ПДД, агрессивная езда и препирания с сотрудниками ДПС сделали машину достаточно известной. Здесь извиняюсь (наверное). Всё таки езда ~120 км/ч по городу с максимум 135 Км/ч (УМЗ-417 1989/К-126ГМ) по трассе (2012-2017) и абсолютный рекорд в 138 Км/ч (УМЗ-4178/К-151В, 2024). До сотни? Секунд 17-20, но тут в самом начале после переключения со 2й на 3ю львиная часть времени уходит.
Естественно, сам по себе авто шикарен спустя более чем полувека после прекращения производства. Каждый выезд на ней, это постоянное внимание водителей (да, иногда сотрудников ГАИ) на дороге и прохожих при стоянке. Этого не избежать. Даже может показаться навязчивым, но об этом не думал, ну или на общенародном языке - "к этому привыкаешь". Если бы на ГАЗе сидели НЕдураки, то машину давно бы поставили обратно, вместо никудышнего китайского ширпотреба. Ну да ладно, речь не об этом.
Временами использую машину практически для "повседневной езды", но в день не более 100 км. Чаще в гараже стоит. Лишь выходными/праздниками ~150-170 км.
Где-то до 2012 машина была в полном оригинале: ЗМЗ-21А, стартер, бумажный маслянный фильтр, большая механическая релюшка ограничителя с генератора. Из "капризов" был разве что родной карбюратор, который не лил временами бенз,из-за чего, кто бы мог подумать, машина переставала ехать. С ЗМЗ-21А тоже были некоторые тёрки из-за его архаичности, в частности текла башка, но в целом, он достаочно надежный, несмотря на периодическую возню (подгоревшие свечи, масло, проваливание давления масла, течи).
После 2012 года Советские запчасти (самые лучшие, в сравнении с современными Российскими) начали потихоньку заканчиваться. При этом, помним прекрасно, что часть запчастей до сих пор используется на УАЗ, ГАЗ поэтому подходит без каких-либо вопросов. Например задние амортизаторы.
НАЧАЛАСЬ потихоньку "ОРИГИНАЛЬНАЯ" МОДЕРНИЗАЦИЯ, цель которой - проапгрейдить часть машины до более менее современных БЛИЗКИХ запчастей, которые являются или одного и того же стандарта как и раньше (в крайнем случае, подходят по размерам) или являются модернизацией оригинала:
1. Как ни странно, но это НЕ двигатель! Первым апгрейдится оптика. Сразу, как минимум не хуже, чем у большинства современных бюджетных авто. Прыжок из минус дна в бесконечный плюс. Оказывается H4 он и в 2025 году H4. Единственное, что выкинул безо всякого сожаления, тк после этого, в какой-то момент времени ночные поездки занимали 70% от всех выездов. Бюджетный вариант - Российская оптика с "копейки". Дорогой - WESEM с OSRAM/Philips. Лакшери - уже отдельная история.
2. Двигатель. УМЗ-451М (различается лишь "гитарой"), УМЗ-417 (обр. 1989) и УМЗ-4178 (с башкой от 421). При всей своей архачности и древнючести он неплох даже на Новый 2025 год(!). Хотя УАЗ мог бы и лучше за 50 лет сделать. Просто напоминаю, что от ЗМЗ-21А они различаются разве что названием (справедливо конечно к УМЗ-451М, при том что УМЗ-417/421 это больше реферанс в сторону ЗМЗ-402) и необходимостью оригинального поддона в случае 417/421. Впечателение портит карбюратор, сделанный из костылей и багов. Начиная с западающей иглы в 126ГМ и отваливающегося ускорительного насоса с квадратными шариками в 151С/В. Лить тольк нужн качественное дорогое масло. В двигатель, в смысле, не в карбюратор. NGK-свечи, TESLA-провода.
3. Тормоза. Самоподводящейся цилиндрики с 24ки, ГВУ с 24ки. Иначе с ощутимо возросшей мощностью 417 и выше нереальный шанс выпилиться о первое повавшейся дерево или столб. Спасают постоянно.
4. Всё остальное (типа радиатора печки, "шоколадки" с копейки). Часть тянется с магазина на Озёрном.
"СТРАННЫЕ ВОПРОСЫ" вызывают недоумение и непонимание. Очевидно, люди сами живут ещё в 1966 году, а не машина:
Q: "удобно ли на руле переключать передачи"
A: ВООБЩЕ НЕ ЗАДУМЫВАЛСЯ!!! Но если подумать, то ДА - ГОРАЗДО УДОБНЕЕ, чем на обычных авто, ибо в моём случае делаю это обычно не снимая правой руки с руля, дотягиваясь пальцами. При исправной коробке и сцеплении должно легко переключиться 2-3 и обратно.
Q: МИФ "нельзя повернуть одной рукой руль"
A: Легко определить "нуба" от проф волговода. При исправном руле на небольшой скорости (до 20-30 км/ч) в ЛЕВУЮ СТОРОНУ должно поворачиваться без проблем, но не до конца (тк может заклинить червяк). В правую сторону такое действительно нереально повторить. В самом-самом лучшем случае на полоборота можно повернуть.
Q: МИФ "Трогаться нужно только с первой скорости."
A: Не актуально для УМЗ-417 (обр. 1989) и выше. На ровной дороге или с мин уклоном (не говоря уже о спуске с горы) при исправном двигателе должно трогаться со второй. Лет 10 так и катаюсь. Да, износ несколько выше, но удобство несоизмеримо более. Если двигатель собирал какой-то свергений мастер, то на ровной поверхности тронется и с 3ей прямой. Собственно, при заклинившей коробке так и доехал спокойно своим ходом до мастера даже в гору(!!!)
Q: МИФ "Зимой нельзя выезжать"
A: По только что выпавшему снегу на относительно новой родной резине можно! В токийский дрифт пустить очень сложно, даже целенаправленно. С гололёдом, который образовался на горе начинаются действительно проблемы. На мокром снегу и при морозе "узоры" на резине начинают забиваться, поверхность промерзать. Минут через 15 начинаются буксования и дрифт задней частью при возрастающей скорости. Но здесь реально проблема в родной резине, хотя выпуск её наладали в 2024 ... непонятно зачем именно в оригинальном виде?!
Q: МИФ "Сумасшедший расход топлива"
A: Очень много зависит прежде всего от компрессии (и правильный выбор карбюратора, например К-126ГМ). Если она более 12 бар и двигло буквально разваливается от неё, то 7 литров/100 км по какой нибудь М4 - это РЕАЛЬНОСТЬ! По дефолту, вполне адекватно для архаики, которую проектировали в конце 50х годов прошлого века.
Q: "Когда нужен УМЗ-421 2,9 литра"
A: Если знаете наперёд, что тяговый родной мост 4.55 (41/9) будете менять на более скоростной современный. Там уже с 417 отваливается необходимость трогаться с первой.
Q: "Смысл ставить ЗМЗ-406, 405, 402"
A: Никакого от слова совсем. Кроме отгрести проблем на ровном месте и не получить ничего. Даже сделать хуже машине. Принципиально, все 4цилиндровые что ЗМЗ-40x, что УМЗ-4xx это не её моторы! Взгляните на коробку передач со стороны двигателя - сколько отверстий там под крепление "колокола"? Спойлер: шесть.
417 (1989) ЛУЧШЕ 4178
Несколько более надежный и выигрывает по долговечности у более современной вариации за счёт шприцевания помпы. У 4178 она необслуживаемая одноразовая.
НЕОЧЕВИДНОЕ
А. При постоянной езде свыше 90 км/ч необходимо снимать тросик спидометра (КО: используйте смартфон, если не можете визуально определить примерную скорость движения, в тч по оборотам/шуму двигла), иначе тросик убивается быстрее всего остального (даже заднего моста, который начнёт сильнее гудеть через года полтора-два) за полгода.
Б. Первый пункт применительно к спидометру, который клинит при попытке "положить стрелку направо" после 2020 года свыше 120 км/ч. Иначе первый вопрос сотрудников ГАИ, которые увидели заклинивший спидометр на стоячей машине будет "сколько она выжимает по трассе" со всеми, возможно (но не факт), вытекающими последствиями.
В. На оригинальных ЗМЗ-21А/УМЗ-417/УМЗ-421 выкинуть термостат. Он не нужен. Там конструкторская ошибка - темература воды на панели (в радиаторе) не должна превышать 70 градусов (не доходить до деления 80).
Г. 75А - нижняя планка аккумулятора для неё.
На сём разрешите откланятся. Прошу извинить, если поразил убогостью мыслей.