Внешний вид любой машины в целом на любителя, Волга не исключение. Есть конечно признанная всеми классика в виде ГАЗ 24 и ещё более признанная 3102. А вот остальным так не повезло и тут уже каждому своё. Кому-то внешний вид 105й нравится, кому-то нет. Лично мне нравится.
Сам я волговод в 3 поколении (батя водил 2410, потом 3110, дед водил 21ю). До этого 7 лет водил конструктор из 31029 и 31105 (внешка 29, начинка 105), когда в ней лёг 406 мотор, машину пришлось резко менять и тут попалась на глаза очень знакомая машина. Это была заводская машина, где я работаю, и возила она там всех подряд, но последние 3 года была в распоряжении одного отдела. Тут ей стукнуло 15 лет и её быстренько списали, продав за забор, где уже у перекупа её забрал я.
Купил с пробегом 220к км, проехал с тех пор больше 20000. Конкретно моя - с мотором крайслер EDZ. Из плюсов этой машины - салон рестайлинговый (т.н. "евро салон"), с перешитыми в кожзам заводскими сиденьями. Выглядит дорого-богато, однако пробег в 220000+км о себе знать давал сразу. Водительское сиденье под перешивку (обивка сидений конечно не выдержала весь спектр водителей за 15 лет), мотор обслуживался "как-то". Он не был в клине, не стучал, не издавал странных звуков. Остальные узлы и агрегаты находились выборочно в плюс-минус похожем состоянии. Ну за машиной следили постольку поскольку - стоять колом она не стояла, но и на шибко качественный сервис тоже не приходилось рассчитывать.
Опыт эксплуатации, применительно к моей машине:
Кузов гниёт. И если с этим ничего не делать, то гниёт очень быстро. Буквально за 2 года превращается из локального пучения краски в сквозную дыру. Как и 99% других машин, у этой сгнили пороги, низа дверей, арки и появилась сквозная дыра на правом крыле внизу. Ремонтное железо куплено и лежит в гараже. Всё никак время не выделю под переварку. Уже качественно пучится краска на рамке лобового стекла (на 29й такого нет до сих пор, хотя машине больше 30 лет). Багажник и капот все в сколах, но я их подкрашиваю и они не так резко гниют.
Можно пойти и более радикальными путями и купить вместо гнилого железа стеклопластиковые элементы кузова. Такие сейчас тоже начинают продавать, но ценник на них кусачий.
Евросалон. В моём случае салон под перешивку из-за рваного водительского сиденья. Никто не будет пытаться попасть в цвет одного отдельного сиденья, поэтому нужно быть морально готовым отдать 150к+. С тканевыми салонами ситуация получше, они чуть более долговечны. Кроме того, салон из кожзама на солнце греется точно также, как и кожаный. Поэтому летом можно попасть на яичницу, если не предусмотреть этот момент и машину не поставить в тень.
Евросалон только визуально красивый. Как дело доходит до поиска на него запчастей (а такое рано или поздно произойдёт), это финиш. Новых деталей и элементов в магазинах нет вообще. На сайтах объявлений детали этого салона появляются редко, стоят дорого и в продаже висят хорошо если пару дней. Потом они успешно продаются. Основная болезнь этого салона - ручки дверей (внутренние), которые дубеют на холоде и при попытке снять, верхняя накладка сразу же ломается на 2 части. И восстановить её очень непросто. Купить новую негде. Поэтому при минусовой температуре двери лучше не разбирать. Также на этих салонах ломается пластиковый фланец, которым крепится чехол рычага КПП к накладке тоннеля. Но тут на помощь приходят современные технологии и распечатанные на 3Д принтерах аналоги в продаже уже есть. Остальные элементы салона более-менее отличаются надёжностью и сломать их случайно точно не выйдет.
В салоне спокойно, не мешая друг другу, размещаются 4 взрослых шкафа типа меня (детина под 2 метра ростом и 110кг). Либо 5 шкафов поменьше, т.к. на заднем ряду можно ездить втроём. И в интернете есть видео, когда из Волги выгружаются по 10-15 человек. Это конечно ради прикола снято, но в каждой шутке есть доля шутки.
Мотор EDZ. Хорош всем - тихий, приёмистый. На любой скорости на 3500 об/мин машина получает хороший толчок сзади (как будто прицеп резко отваливается). По трассе 140-150 - легко, но громко. 100км/ч - самая комфортная из скоростей, но всегда есть запас по мощности чтобы быстро обогнать ту же фуру. Из минусов - он постоянно весь обоссан маслом. Замена сальников, прокладок проблему решает, но это само собой не навсегда. В остальном пока к мотору претензий нет. Каждые 8000-10000 меняю масло и время от времени (где-то каждую 1000км) поллитра-литр доливаю. Масло лью 5В30 или 5В40, синтетику, смотря что есть в наличии в магазине.
После покупки в моторе поменял ГРМ (ибо неизвестно когда его меняли до меня) и отремонтировал ГБЦ с заменой сальников клапанов и частичной заменой самих клапанов. ГРМ покупал с претензией на оригинал, благо они ещё пока продаются в магазинах. До замены сальников, машина на холодную жутко дымила. После замены перестала.
Также под замену попали несколько датчиков. ДПРВ на моторе стоял ещё родной, МОПАР, и по нему постоянно вылетала ошибка, что приводило к ограничению в 2000об/мин в любое время и на любой скорости. Заменил на китайский за 800р и всё, ошибок нет. Менять этот датчик то ещё удовольствие. Он установлен прямо у моторного щита и прикручен двумя болтами, которые откручиваются только рожковым ключом в положении "лёжа на моторе" (но есть версии двигателя, где датчик стоит на головке блока, справа по ходу движения). И был заменён датчик температуры воздуха во впуске. Также на какой-то аналог аналога, удачно лежавший в магазине ГАЗ-запчастей поблизости. Но замена помогла и по нему также пропала ошибка.
2 раза менял свечи и ВВ-провода. Пробивает свечи (и провода) из-за чего появляются очень неприятные провалы при резком нажатии на газ или при трогании с места. Свечи подходят не абы какие и вслепую, если точно неизвестно подойдут ли они к этому мотору, их покупать нельзя. Есть 2 вида подходящих свечей - полностью подходящие и с короткой юбкой. Вторые можно ввернуть, но вывернуть уже не получится и придётся стачивать наружный диаметр на кончике свечного ключа.
После промывки дроссельной заслонки и регулятора холостого хода, этот самый холостой ход начинает делать голову в течение следующих 1500-2000км. В это время холостой ход задирается до 1500-2000об/мин всегда и сделать с этим ничего нельзя (но я, чтобы рёв машины на светофорах не слушать, немного нагружал мотор отпуская сцепление и обороты снижались до приемлемых 700-800 и уже держались как надо до следующего светофора). Через 1500-2000км холостой ход приходит в норму.
На очереди также лежит уже купленный клапан вентиляции картера, т.к. старый сломан буквально. И сейчас у мотора бывает плавают холостые (с 750 до 550) время от времени, особенно после прогрева. Одна из версий гласит, что как раз-таки происходит это по причине неисправности этого клапана.
Больше плохого про мотор сказать ничего не могу. Есть категория людей, которая будет брызгать ядом, когда слышит словосочетание "волга крайслер". Но это отдельная категория интересных личностей, всерьёз воспринимать их я бы не стал.
Подвеска. В неё почти не лазил. Но некоторые резинки поменять точно стоит. Плюс по опыту эксплуатации фактически такой же подвески, резинки долговечностью не отличаются. Из того, что уже заменил, это стойки стабилизатора переднего. И для меня это конечно стало открытием, но их бывает 2 вида - прямые и Г-образные. На этой машине стоят Г-образные, но что-то я так думаю, сниму наверное с 29й стабилизатор под прямые стойки, т.к. в обслуживании они намного дешевле (8 полиуретановых втулок стоят как половина одной Г-образной стойки).
На дороге машина достаточно валкая. Наличие переднего, а позже на некоторых машинах ещё и заднего стабилизатора, конечно пытается изменить ситуацию, но не критично. Крены в поворотах Волга делать любит.
Рулевое управление почти без вмешательств. Но на 29й тоже стоит ГУР и на нём у меня однажды порвало шланг на ходу. До дома доехал, шланг заменил. Но шланг и 3 года назад дешёвым не был, сейчас и подавно не будет. На этой машине стоит ГУР с простеньким радиатором в виде U-образной трубки, но я на всякий случай купил на разборке радиатор с рёбрами с какой-то иномарки. Буду ли я его менять или нет пока не определился, но он уже есть.
За 3 года использования машины всё же заменены рулевые пальцы (ну это база, их всё равно на наших дорогах дольше чем на год не хватает) и шаровые.
Мост. В прошлом году поставил в него самоблокирующийся дифференциал, т.к. выезд из гаража зимой очень неудобный и обе машины оттуда выехать по заснеженной горке никогда не могли. Самоблок ситуацию поправил, но не радикально конечно.
Коробка передач. С момента покупки плохо себя чувствовали 1 и 2 передачи и включались в режиме "старый УАЗик". В марте ремонтировал коробку, сейчас такой проблемы нет (но иногда режим "Старый УАЗик" в машине всё-таки
ещё активируется). По опыту использования такой же коробки на 29й, это не панацея и первые 2 передачи за 4-5 лет неспешной езды также будут съедены. На 29й менял и синхронизаторы с шестернями, и потом уже муфты передач. Из отличий машин с евросалоном от обычных, на них стоит перенос кулисы. В котором со временем разбивает втулки направляющие штока кулисы, что дополнительно добавляет люфт и промахи при включении 1-2 передач. Ещё из неудобств этой коробки по сравнению с обычной, масло заливать можно только через боковую пробку. На обычной волгокоробке для этого можно рычаг открутить и через него налить. На евросалоне с переносом кулисы только со шприца заливается масло. Особых неудобств это не доставляет, просто факт.
Кардан. У меня с подвесным и он меня бесит. Через 3 месяца после покупки машины, заменил подвесной и все 3 крестовины. Хватило на полгода, средняя крестовина умерла. Ещё через полгода умер подвесной и опять средняя крестовина. Умирает она так, что в крестовине появляется люфт, люфт сопровождается вибрацией по кузову и всё это появляется плавно, в течение нескольких месяцев. Купил новый кардан, но чуда не произошло, снова средняя крестовина и подвесной уже менял 2 раза. Вывод для себя делаю такой - нужно менять кардан на прямой, т.к. на 29й стоял именно такой и с ним проблем я не знал вообще.
Глушитель. Заменил на новый, старый тупо сгнил в прямом смысле слова. Всё что дальше катализатора (а он на этой машине есть) просто превращается в труху и никакая сварка не поможет. Если что-то начало отваливаться, надо просто это менять на новое. В магазинах это всё продаётся, но одна из труб (которая из катализатора идёт в резонатор) бывает двух видов - волговская прямая и изогнутая (буквой С) для газели. Между собой они не взаимозаменяемы, но артикулы в магазинах часто ставят на них одинаковые.
Ну или если есть желание, возможность и/или свободные деньги, один раз сделать нормальный кастомный выхлоп из нержавейки и забыть про эту проблему лет на 10, если не навсегда.
Бампера. Объёмный бампер это боль и страдания, когда приходит зима. Пластик прочностью не блещет, ломается от каждого 2 сугроба. Можно отремонтировать и запаять, можно и вообще новый купить, благо пока ещё есть в продаже. Но в идеале этими бамперами лучше не штурмовать сугробы. Возможно не со всеми бамперами такая проблема есть, а только с моими, но лучше не испытывать судьбу и удачу.
Колёса и резина. В случае с летней резиной чисто дело вкуса. Какая больше нравится, ту и можно ставить, машина к ней не придирчива. А вот зимнюю нужно выбирать очень осознанно. На старой машине стояла древняя, 8и летняя хаккапелитта без половины шипов и она на 2 порядка лучше и предсказуемее вела себя, чем то, что я сейчас себе поставил (китайская шиповка). Поэтому я свою зимнюю буду менять на что-то другое, а вы моих ошибок не повторяйте и на заднеприводной машине нужно нормальную резину зимнюю сразу выбирать, без кроилова.
С дисками на Волгу проблем нет. По объявлениям их до сих пор продают пачками за шапку сухарей. Иногда в сборе с колёсами. Тут уж какие хочешь - и штампы, и литьё. Иногда даже кованные попадаются.
С размерностью колёс тут на любителя. У меня стоят 15е (штатный размер), но визуально лучше выглядят 16 или 17 на низком профиле. Всё что больше уже делает машину похожей на DONK, хотя кому-то и так нравится.
Тормоза. Спереди всё понятно и предсказуемо. Раз в полгода обслужить тормоза - смазать направляющие, сменить их пыльники (они стабильно рвутся). Колодки и диски по мере износа, но в продаже есть всегда. Сзади - барабаны. И я от них уже устал на обеих машинах - они либо не работают, либо работают первые 10км. Ручник тоже самое, либо не держит вообще, либо еле еле держит одно колесо. В любом случае мной уже куплен комплект задних дисковых тормозов (от форд фокуса), как появится время буду ставить их. Есть целая каста адептов задних барабанных тормозов на Волге, которые с пеной у рта будут доказывать превосходство барабанных тормозов над дисковыми. Но я в их число не вхожу. Почти 10 лет наслаждений этим чудом инженерной мысли привели меня к тому, что я лучше потрачу день-два на внедрение условно чужеродного оборудования в машину и забуду навсегда о регулировке колодок и неработающем по причине "не хочу))))" ручнике.
Электрооборудование и светотехника. Электрика, если в неё не лазила кривая рука "мастера", надёжная и не требует к себе никакого внимания. Хотя однажды у меня крайне удачно сгорел один из главных предохранителей, что стоит под капотом, из-за чего не работал вентилятор. Очень хитро сгорел и далеко не сразу я нашёл причину отказа. После замены предохранителя, проблема исчезла.
С фарами ситуация такова - есть 2 вида фар, Бош и Освар. Между собой в сборе фары разных производителей взаимозаменяемы, но по отдельности запчасти от одной к другой не подходят. Бош стеклянные, Освар пластиковые. Пластик со временем мутнеет. Если на фарах не стояли резиновые заглушки (подходят от Приоры), то на отражателях будет немного оседать пыль, ещё снижая светимость фары. И если разобрать фару и попытаться почистить отражатель от пыли, то само отражающее покрытие может стереться вместе с грязью. Поэтому тут нужно быть аккуратным.
Штатные туманки у меня не работали. Когда я до них добрался, выяснилось, что одна просто расколота и от неё остался лишь металлический корпус, а вторая покрылась таким слоем грязи и отложений, что там просто нечего было оживлять. В итоге купил на озоне комплект диодных туманок, которые с минимальными переделками встали на родные кронштейны. И нет, я не отношусь к категории даунов, что ездят днём с включенными криво поставленными диодными туманками, слепя всех вокруг. Мои туманки работают только в тумане и больше нигде.
Теперь об эксплуатации машины вообще. Использую её для поездок на работу, плюс раз в неделю езжу в деревню, 50км от города. С недавних пор ещё раз в 2 месяца минимум приходится ездить в соседний город (200км в одну сторону). Машина на скорости 90-110 по трассе просто плывёт, не замечая кочек, ям и прочих неровностей. Там где в Калине/Гранте позвоночник через 15 минут осыпется в штаны, Волга едет и едет. И это отмечаю не только я, но и мои пассажиры. И слесаря на СТО, куда езжу постоянно, точно такого же мнения как один. Расход великоват, да. Но если овощить и не крутить мотор больше 3000 оборотов, то приемлемые 8-10 по трассе и 12-14 по городу держатся. Во мне почти 2 метра роста и в автошколе ездил на 14, при том что инструктор у меня был гном. После этого я твёрдо решил, что никаких зубил и прочего автоваза в качестве моей машины не будет - я ж в них просто не помещусь. Также размеры Волги в моём случае оказались весьма полезны для поездок в деревню. Туда каждую неделю уезжает багажник стройматериалов, инструмента и прочего барахла. В нём же перевезена не одна бочка (да, багажник не закрывается до конца при этом, но и не на крыше везти). Машина не относится к категории "Купил и ездишь". В ней стабильно что-то требует если не ремонта, то внимания. При этом если за ней всё же следить, а не ездить до последнего, то прослужит долго.