Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
День пятый. «Мишка по лесу идёт, шишки собирает... Собирает-разбирает...»

День пятый. «Мишка по лесу идёт, шишки собирает. Собирает-разбирает.»

Сборка двигателя, даже по первому взгляду такого простого, как ЗМЗ 402 — дело отнюдь не простое. И особенно, если речь идёт о ЗМЗ 402.

Казалось бы, чего там? Как разобрал — так вот сборка в обратном порядке. Так-то оно так... Да не так. Хотя, это если знаешь, где и какие подводные камни могут подстерегать. Когда знаешь — начинаешь бояться. Например, что головка может не полностью прижать гильзы, как по отдельности, так и все вместе. Регулировать их высоту надо. Медными прокладочками. Иначе пойдёт жижа в цилиндры — и привет! Но это я потом уже узнал. Тысячи через две пробега... И так много где.

А тем тёплым летним вечером мы ничего такого не ведали. Поэтому сборка шла потихонечку своим чередом.

По образованию я — инженер. Более того, в душе, по складу ума, если угодно, я тоже технарь. И даже более того, достаточно долго довелось мне работать инженером-конструктором на оборонном предприятии. Это я к чему... А к тому, что всегда я стремился всё делать по инструкциям, буде таковые имеются. Разве может для автомобиля быть что-то лучше, заводские рекомендации? Знаю, знаю! Может. Но только при условии, что за дело берутся люди знающие.

Вот тут-то и начинается самое смешное! Во всей нашей капиталке за книгу по Волге мы с Лёхой не взялись ни разу, опираясь при этом лишь на собственный опыт. Даже Великий и Могучий (это Интернет который) не помогал нам. Почему так? А кто его знает? Традиция, блин! (Всё же я настойчиво призываю не брать с нас такой отрицательный пример и всегда руководство подобающими инструкциями.)

Лёха, кстати, опыт имел нехилый. Ему уже доводилось капиталить двигатель от Москвича под чутким руководством старого моториста с ещё одного оборонного предприятия. Это того, что танки Т-80У выпускал. Правда, давненько это было. В смысле, капиталка 412-го. Да и танки тоже. Ну, да ладно. Опыт не пропьёшь.

Поэтому сейчас опытный Лёха, презирающий по жизни любые инструкции и мнения априори, устало крутил гайки масляными ключами.

Не могу сейчас припомнить каких-либо особых моментов. В целом, двигатель мы собрали без проблем и за пару дней.

Кольца поршней сжимали обычной полоской из железа. Подвесные потолки на такие крепят, да стеновые панели. Дырочек ещё на них много. Вставил поршень, чтобы колечко сверху в гильзу упёрлось, сжал плоскогубцами приблуду, ручкой молотка деревянной по поршню тук-тук. Тут и за второй поршень приниматься можно.

Слышал я, отверстия шкива коленвала насверлены несимметрично. Вроде, защита от дурака. Не знаю, какая там защита, но я не заметил там какой-либо несимметричности. Обычные отверстия. Поэтому шкив выставлял я по первому цилиндру, по такту сжатия. В этом нет ничего сложного — смотришь, когда поршень в ВМТ пришёл, да на стаканчики толкателей — чтобы на месте стояли. Тут и понятно — сжатие. Метку на шкиву совместил с отливом корпуса, и порядок.

Старый моторист, учивший Лёху капиталить «Барсика», говорил, что после установки каждого шатуна, коленвал на оборот провернуть надо. И только потом следующий шатун прикручивать. Не знаю, так оно, или нет. Мы проворачивали.

Ещё говорил старый моторист, что бывают такие ключи специальные. Умеют они измерять силу затяжки. Называются динамометрическими. Не врал старик. Бывают. И у нас был. И таблица с моментами была (да-да, один раз подсмотрел в инструкцию). Поэтому все ответственные гайки затянуты на нашем движке не абы-как, а по-уму. Коленвал, кстати, после установки всех шатунов стал крутиться очень туго. Даже страшно как-то. Но тут ничего не сделаешь — всё новое. Притрётся и будет легко.

Мало-помалу двигатель принимал привычный вид. Вот и настал момент внедрять его обратно. Но это — легко сказать. Это тебе не сдёргивать — раз-два взяли. Тут нежно надо.

По такому поводу одолжил я у отца старую дедовскую лебёдку. Советскую. Из настоящей стали сделанную. Пусть, не такую удобную, как современные, и не такую шуструю. Зато надёжную и проверенную временем. Уронить двигатель мне как-то не улыбалось.

Обмотали мотор буксировочным тросом (тоже, кстати, ещё советским), подцепили лебёдку к заранее приваренной на гаражные ворота петле. Вот он и в воздухе.

В общем, всё прошло как-то буднично. Лично я ожидал чего-то большего в эмоциональном плане. Была небольшая заминка с установкой коробки (мы её не снимали). Но это решилось минут за десять. Аккуратно подталкивая двигатель, мы установили его на место.

Первый запуск надвигался, как мировая революция: лениво и неуверенно. И всё же, неотвратимо.

* * *

Продолжение следует...

Опубликовано

Другие дополнения из этого отзыва

Похожие отзывы и дополнения

Продажа ГАЗ 3110 Волга 1997 в России

Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter