Каждый отзыв из тех, что я читал здесь принято начинать с приветствия и выражения уважения к «Дромовцам». Не буду исключением из устоявшихся правил и перед тем как впервые написать отзыв на сайте хочу поприветствовать тех кто регулярно пишет на данном ресурсе и не безразличен к автомобилям!
Рассказать мне хочется о машине, которую я не нашел в отзывах, но которая на мой взгляд заслуживает внимания – это ГАЗ 69!
Этим автомобилем всегда хотелось обладать, но находились дела поважнее и источники вложения свободных денежных средств актуальнее…
Однако одним прекрасным летом, после увольнения с опостылевшей работы я решил направить свои силы на поиск и возрождение Газика. Хотелось отдать должное этой машине, ведь история каждого Газика – это часть эпохи и богатейшая биография – даже по нашим – человеческим меркам. Опыт обладания и постройки трофийного УАЗа (о котором тоже хочется написать) внушал веру в свои силы!
После принятия волевого решения начались недолгие поиски. Найти консерву – то есть экземпляр, снятый с хранения не представлялось возможным (все их либо пустили под пресс либо из- за военной бюрократии не могли продать на гражданку) дожившие до наших дней экземпляры представляли жалкое зрелище…ржавые и дырявые остовы, изрядно исковерканные криворукими кулибиными.
Но неожиданно удача улыбнулась и нашелся дедуля, у которого в теплом гараже коротал оставшийся век неплохо сохранившийся Газон.
Теперь собственно о нем: найденный Газик (ГАЗ-69 Т-3) был выпущен в далеком 1971 году – в совсем не героической спец версии –подметалки и трудился на стадионе – зимой и летом – выравнивая лед, убирая снег и чистя трек. Именно с тех пор судьбы автомобиля и человека впервые пересеклись! Иван Васильевич Медведев (тот самый дедуля) – пригнал эту машину в Тулу и всю жизнь работал на ней – вплоть до выхода на пенсию или по автомобильной терминологии - списания героя сего повествования. Списанный Газик – не раз отремонтированный своими руками Ивану Васильевичу удалось купить в качестве поощрения - как одному из лучших работников стадиона. Иметь в собственности изрядно изношенную подметалку не входило в планы счастливого хозяина – поэтому начался долгий но тем не менее приносящий удовольствие процесс доработки: задние широкие спец колеса уступили место стандартным, пакеты рессор были уменьшены вполовину – для лучшей плавности хода, оборудование из кузова было удалено (и к сожалению потом все растерялось- что не позволило восстановить автомобиль в изначальном оригинальном состоянии)– а отсутствующий пол заменен листом фанеры, оригинальную крышу хозяин решил оставить – на том и остановился.
Дальше начинается не очень ясный период биографии автомобиля – одно можно сказать наверняка – легче чем на стадионе ему не стало – о том по каким мега супер говнам лазил хозяин – можно судить по тем зацементировавшимся отложениям грязи которые я отбивал с рамы, кузова и всех скрытых полостей до которых смог достать. Газик использовался на все свои немаленькие возможности – до предела загружался (пришлось ему даже навоз повозить), ездил за рыбой на Ахтубу.. К тому времени автомобиль пережил пересадку пламенного сердца и сменил разорванную раздатку на новую.
Шло время – и хозяин начал сдавать – тяжело стало забираться за руль с радикулитом, глаза перестали различать дорожные знаки а потом и лесную колею..старые соратники газисты ушли в лучший из миров – а их железные кони – лелеемые при жизни были отправлены детьми наследниками на вечную стоянку или сразу на помойку.. Печально было наблюдать это все Ивану Васильевичу и решил он продать своего железного друга в чьи нибудь заботливые руки – тем более что родственники хозяина давно к этому склоняли..
Тут и подвернулся такой покупатель в моем лице!
Никогда не забуду как этот мастодонт впервые завелся и выехал из гаража: рева и дыма была столько, что казалось завели не ГАЗ 69 а ЗИЛ 157! Еще больший шок я испытал когда сел (а вернее с трудом протиснулся) за руль. Со скрежетом врубив передачу Газ поехал!
Отдав деньги и страхуя рычащее Чудовище на боевом УАЗе, я поехал в гараж.
Итак – пережив шок после покупки, выпив за деда – чудо богатыря и помня золотое правило при покупке любого УАЗа (главное – не продать его на следующий день) – прикинул первые расходы и неотложные мероприятия! Итак –срезать крышу; заново сделать проводку; заварить кузов – крылья, задние борта, пороги, рундуки; поменять выхлопную систему; поменять сломанные рессоры; наладить тормоза; прошприцывать. Не раз пережив кризис воли и тысячу раз сказав себе и окружающим – зачем я дурак купил этот металлолом – ведь ЭТИМ надо заниматься не с машинами а с девушками – первый этап работ подошел к концу вместе с деньгами. Руководствуясь девизом сайта опозит. Ру. – сколько сделано..а сколько еще предстоит сделать..решено было не сдаваться! (спасибо за поддержку друзьям). Но судьба была благосклонна и вместе с новой более высокооплачиваемой работой начался второй этап реставрации – перекраска кузова.
В этот период времени начал искать запчасти – из достижений – нашел новые задние крылья, тент, новые шины Я-101, рессоры, двери с рамками, капот с подставкой для стекла, фару искатель, задние фонари, приборку, подножки, светомаскировку.
По истечении более чем пяти месяцев машина была готова! Добиться 100% идеального состояния не удалось – есть дефекты покраски, кое где проглядывают сварные швы , но зато Газик стал выглядеть полностью аутентично!
Единственное отступление от того как должно быть – сделал намерено (дабы закрыть самодельный пол и уменьшить шум)– пол накрыт резиной, под которой лежит шумоизоляция – получилось довольно практично и стильно.
Бюджет восстановления не подводил – не хочу считать эти деньги перекрывшие цену Газика, ведь они потрачены не зря!!!
Пришло время долгожданных испытаний! Собрав лучших друзей мы отправились на мотокроссовую трассу рядом с городом. Изначально я не планировал нагружать ветерана – не известно на сколько еще хватило бы ресурса агрегатов – жаль было терять с таким трудом восстановленную машину.. но постепенно – подъем за подъемом – играючи преодоленными старичком у экипажа начал появляться азарт – спустя полчаса все вчетвером мы носились по тем горкам к которым не хотели и приближаться! При этом люди (я в том числе) сидящие в кузове на полу (я упомянал что лавки поставить не успел кричали слова ставшие крылатыми – у нас кажется сейчас разгрузиться зад! На что получали не менее остроумный ответ – терпите ребята – в машине нельзя – скоро будут кустики! Помимо проходимости Газон порадовал нереальной плавностью хода – это нельзя сравнить ни только с УАЗом но и иностранными джипами (как минимум Паджеро) – по разбитому проселку он просто парит (правда иногда сильно раскачивается). Объездив все близлежащие горки решено было двигаться к сложным дальним подъемам по которым я ползал на подготовленном УАЗе. Вот тут нас ожидал действительно сюрприз (может быть сложно поверить – но есть свидетели и видеозапись) – на тот подъем который покорился УАЗу на 36х Симексах с третьего раза и интенсивного разгона и не покорился Газику Диггера вообще– мой старикан заехал с первой попытки и что самое главное – задом!!! Происходило это так: заезжать на подъем никто не планировал – максимум на что хватило смелости – это съехать с него! Но съезд произошел слишком быстро и заснять это не удалось – поэтому пилоту была дана команда сдать назад сколько можно для проведения повторной фотосессии – заезд назад оказался неожиданным для всех!!! Уже потом – повторив попытки стало ясно что легкий Газик охотнее карабкается в горку задом чем передом – особенности развесовки!
После этого для полноты ощущений, неимоверными усилиями поборов желание залезть в грязь (днище было подготовлено для антикоррозионной обработки) было решено испытать ход подвески! Не буду говорить что достичь диагонального вывешивания не удалось (оставим это гламурным журналам, скажу что этого было чертовски трудно добиться – и почти во всех ситуациях машина могла преодолеть препятствие.
Как ценитель внедорожной резины хочу отдельно рассказать о шинах Я-101. Мне посчастливилось купить два новых баллона, еще два в хорошем состоянии у меня уже стояли на задней оси. В тот шиномонтаж где их бортировали меня наверно больше не пустят! Резина потеряла (да и имела ли?) всякую эластичность – борт шины монтажкой отгибали двое здоровенный парней! Я при этом кричал чтобы они не порвали корд – иначе поиск такой резины станет для них невыполнимой задачей последних дней жизни!
Итак:
-поведение на асфальте – по сравнению с Симексом шумит не сильно, такие маневры как лосиный тест и торможение со 100 км/ч не проводилось (иначе эти строчки писать было бы некому
-поведение на сухом мягком грунте (подъемы/сложный рельеф) – на давлении 2 атм – отличное – на подъеме на 1-й пониженной шины даже не буксуют – цепляются как шестерни за зубчатую рейку. На сложном рельефе при сильных ходах подвески в мгновение ока зарывается – при этом продолжая толкать машину в требуемом направлении. Неплохо держит косогор – не позволяет сползать в бок. Вообще создалось впечатление (под действием места испытаний – мотокроссовой трассы) что резина имеет характеристики близкие к кроссовой мотоциклетной резине для ведущих колес– малая ширина и разреженный рисунок творят чудеса.
- поведение на траве – роет до земли и едет цепляясь за твердое основание – при этом процесс происходит настолько быстро что не сказывается на скорости передвижения.
- поведение в глине (колея, заливное размешенное поле, скользкие подъемы) – оговорюсь что в таких условиях удалось поездить до этого - когда шины стояли на УАЗе (чтобы попасть в категорию стандарт на соревнованиях), соперником при этом выступал ГАЗ 69 на Я-192. Глину режет как масло - практически не буксует – оставляет пугающую глубиной колею (возможно это происходило из-за большего веса УАЗа). На подъемах не замыливается!!! ВООБЩЕ! – там где Гудрич превращается в слик – она грызется! Характерный пример – УАЗ забрался в размытую горку со сложным рельефом – буксуя на месте и прорывая путь!!! ГАЗ 69 на Я-192 не смог забраться туда ни самостоятельно – ни по следам Я-101!!! Та же трасса была прокатана на УАЗе но уже на 33х Куперах СТТ – результат в горку еще хуже – по болоту тоже едет менее уверенно (плохо держит курс) но не проваливается и не зарывается-за счет ширины лаптей!
Подводя итог скажу что Я-101 превосходит в проходимости на некоторых типах покрытий Купер (скользкие подъемы) и буквально на всех Я -192 (в болоте все они тонут одинаково быстро). Только вот учитывая ее древность и наварное происхождение – ездить по дорогам на ней нельзя!!! Для перемещений по асфальту – например на слеты клуба – планирую ездить на универсалке – либо уазовских колесах.
После восстановления кузова и ходовой настало время заниматься капиталкой мотора. Поскольку хотелось сохранить авто в оригинальном состоянии, вариант замены силового агрегата на что то кроме М20 исключался. Всю зиму искал запчасти к мотору (поршни, коленвал, прокладки и т.д.). Помимо запчастей пришлось найти и мастеров старой школы, которые помнили как ремонтировать подобные вещи!
Следующим летом автомобиль мог полноценно передвигаться по городу. Казалось бы – для чего он может быть нужен кроме кратковременных поездок в погожий денек? Но судьба сама нашла ему применение. Я стал частым участником исторический киносъемок и парадов, выставок раритетов и пробегов.
Говоря об автомобиле (тем более на этом сайте) нельзя обойти вниманием то как он едет. А едет ГАЗ 69 так – по асфальту максимальная скорость составляет всего 70-80 км ч, при этом гул и вибрация трансмиссии заставляет снизить ее до безопасных и комфортных 50. С открытом верхом и поднятым лобовиком тепло и комфортно ездить даже в плохую погоду (правда надоедает эффект пылесоса, который из-за разряжения поднимает с пола всю пыль и мусор). Как люди ездили на таких машинах на дальние расстояния я не представляю…наверно люди просто были другие и сейчас таких не делают )))
Но жизнь меняется и мы вынуждены приспосабливаться к ней. Через 5 лет владения ГАЗ 69 его пришлось отдать в заботливые руки и сконцентрироваться на вечных ценностях – семье и продолжении рода.
Не забуду как Газон уезжал от меня на эвакуаторе…мне кажется грустно от расставания было нам обоим – мне и предмету в который я вложил душу (не говоря о душе прежнего владельца).
Радует одно, что сейчас 69й жив и эта машина – смотрящая на мир старомодным но мудрым и задиристым взором солдата позапрошлой эпохи легко даст фору и своему сыну – УАЗ-469 и любому серийному внедорожнику потенциального противника – а еще заставит понервничать и покурить в сторонке накачанных стероидами лифтованных монстров, вызывая уважение и любовь окружающих.