История на дорогах забайкалья
Весной 1948 года Горьковский автозавод имени Молотова получает задание приступить к разработке представительского автомобиля, который должен был занять промежуточное положение между автомобилем среднего класса ГАЗ-20 ("Победа") и лимузином ЗиС-110. Машина, получившая заводской индекс ГАЗ-12, имела вполне определенный статус - автомобиль для второго эшелона руководства страны. По всем основным параметрам он должен был быть на ступень ниже классом, чем лимузин ЗиС-110, которым пользовалась верхушка власти. В дальнейшем машину стали именовать «ЗиМ» (завод им. Молотова)
Нашей редакции для тест-драйва «ЗиМ» был предоставлен читинским любителем ретроавтомобилей, который пожелал остаться неизвестным.
КУЗОВ
Главной отличительной чертой автомобиля является его кузов. Он выполнен несущим, то есть не имеет конструктивно отделяемой рамы. Такое устройство кузова в общем дает некоторое преимущество в уменьшении массы конструкции. Хотя для тех лет несущий кузов и не был уникальным явлением, на автомобилях этого класса он использовался тогда исключительно редко, а на моделях с колёсной базой, сравнимой с «ЗИМ», встречался очень редко.
Стоит особо отметить, что в машине много внимания уделено мелочам, это яркие красные габариты, много хрома, что для того времени было в моде. Особенно хотелось выделить красный гребешок на капоте, который в ночное время подсвечивается, и яркую большую эмблему в виде оленя.
Капот у автомобиля откидывается как влево, так и вправо, а при желание его воопще можно снять. Передние двери «ЗиМа» открываются по ходу движения, задние против. Легкости и плавности открытия дверей машины позавидуют современные отечественные автомобили. Чтобы их открыть, нужно слегка потянуть за хромированные ручки. Как уже говорилось выше, что в машине много хрома, это и хромированный бампер, диски колес, решетка радиатора, боковые молдинги, передний и задний бампер.
ДВИГАТЕЛЬ И КОМПАНОВКА
Под капотом находится мощный для тех времен двигатель с рабочим объёмом 3,48 л и мощность 90 л.с. сравнительно невысокое число оборотов - 3600, обусловило практически бесшумную работу двигателя. Степень сжатия состовляет 6,7:1, что обеспечило устойчивую работу двигателя на стандартном бензине с октановым числом 70. Расход топлива не превышал 18-19 литров на 100 км пробега, что для того времени являлось весьма неплохим показателем для машины, снаряженной массой 1940 кг, и достаточно высокая динамика. Максимальная скорость - 110 км/ч, время разгона до сотни 45 секунд. Разгонят до сотни мы его не осмелились, поскольку в машине отсутствуют усилители тормоза и рулевого управления, поэтому тормозной путь будет зависеть от силы нажатия на педаль.
Коробка передач трёхступенчатая. Трогаться на автомобиле можно начинать с любой передачи, рекомендуется со второй, а первую использовать только в тяжелых дорожных условиях и на подъемах. Автомобиль трогался с места плавно и безо всяких рывков. «ЗиМ» можно было остановить до полной остановки, не выключая передачи, после чего начать движение можно было, просто отпустив тормоз и нажав на акселератор - гидромуфта не образовывала постоянной жёсткой связи между трансмиссией и двигателем, не давая двигателю заглохнуть при остановке - роторы гидромуфты начинали проскальзывать друг относительно друга (насосный вращался двигателем, а турбинный был застопорен вместе с трансмиссией), играя, таким образом, роль второго, автоматического сцепления. По первым ощущениям КПП напоминает КПП «буханки»
Оригинальным конструктивным решением, примененным на ГАЗ-М-12 и не имеющим аналогов в отечественном легковом автомобилестроении, является гидромуфта - агрегат трансмиссии, располагавшийся между двигателем и сцеплением и представлявший из себя картер, заполненный специальным маслом, в котором вращались не связанные друг с другом механически два ротора в форме половины тороида, разделенные лопатками на 48 отсеков (насосный ротор, игравший роль маховика) и 44 отсека (турбинный ротор, к нему крепился облегченный маховик и обычное фрикционное сцепление). Между внутренними торцами роторов существовал небольшой зазор. При работе двигатель крутил насосное колесо, которое создавало в картере движение жидкости, приводившее во вращение турбинное колесо, при этом допускалось их взаимное проскальзывание.
В САЛОНЕ
В кузове размещается три ряда сидений. Средние - страпонтены, можно сложить и убрать в спинку переднего сиденья. При этом для ног пассажиров, сидящих сзади, освобождался невиданный простор, расстояние между спинками переднего и заднего диванов чуть больше 1,5 м. Вместо сиденьев в «ЗиМе» установлены два раскошный пружинных дивана, которые не регулируются, что в отличие от пассажиров создает неудобства для водителя.
Салон перетянут зелёным велюром и кожей, снабжён японской автомагнитолой, единственная не оригинальная составляющая машины (стоит отметить, что имеется в наличие оригинальный радиоприёмник), часами с недельным заводом, электроприкуривателем, пепельницами. Кроме того, на приборной доске имеются лампочки, сигнализирующие о затянутом ручном тормозе и о повышенной температуре воды в системе охлаждения.
В машине отсутствуют ремни безопастности. т.к они не предусмотренны заводом- изготовителем.
Автомобиль собирался на протяжение 15 лет. Рестовратор подошел к делу профессионально, в прямом смысле по кусочкам собирав из старых, зачастую гнилых, разбитых «ЗиМов», которые скупались по всему Забайкалью. На 100 % машина получилась оригинальным аналогом «ЗиМ» 1954 г.в.
P.S Стоит отметить, что за время нашего тест-драйва «ЗиМ» остановили сотрудники ДПС, причем два раза, но лишь для того, чтобы полюбоваться, и похвалить его владельца.
Дмитрий Симоченко
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТИРИСТИКИ
Завод-изготовитель:
Горьковский автомобильный завод, г. Горький
Время выпуска: 1950-1959 гг.
Число мест (включая место водителя)
6
Сухой вес автомобиля, кг
1800
длина
ширина
высота в снаряженном состоянии без нагрузки
5530 мм
1900 мм
1660 мм
Максимальная скорость
110 км/ч
Расход топлива
18 л/100км
Двигатель
Двигатель
ГАЗ-12, карбюраторный, четырехтактный, шестицилиндровый, нижнеклапанный
Объем двигателя
3.48 л
Степень сжатия
6,7
Максимальная мощность
90 л.с. при 3600 об/мин
Диаметр цилиндра,мм
82
Ход поршня, мм
110
Максимальный крутящий момент, кгм
21,5
Применяемое топливо
автомобильный бензин с актановым числом 70
КПП
Тип КП
механическая с гидромуфтой
Количество передач
3
Сцепление
однодисковое, сухое, снабжено гидромуфтой