МОЯ «ПОБЕДА»
На такой катался в качестве водителя только на служебной. Зато целых 19 лет владел ее "мамой" Победой, по документам выпуска последнего, 1956 года выпуска, но собранной умельцами Наманганского таксопарка (Узбекистан) в начале 80-х, с двигателем Газ-24 "такси" (с головкой блока цилиндров под 76-й бензин), с КПП, салоном тоже от 24-й Волги, задним мостом от Чайки, подвесным под багажником бензиновым баком на 80 л от ЗИМа... Только передний мост был "родной" от Газ-21, потому как днище и передние лонжероны были тоже от 21-й... Вот такой получился гибрид, которому было в 1983 году, на момент покупки, чуть больше года от "рождения", и на спидометре - 76 тыс. км.
За 19 лет нещадной круглогодичной и почти ежедневной эксплуатации машина прошла 1 100 000 км (один миллион сто тысяч километров!) Законный вопрос - а как бензин, резина, "расходники"? Дело прошлое, но был в Узбекистане друг, директор одного районного автопредприятия, с собственной бензиновой колонкой на территории, ремонтными цехами... Двигатели от ремонта до ремонта ходили 220-250 тыс. км, потом их "потроха" менялись на те, что удавалось снять с ненужных в хозяйстве авто-сварочных генераторов (движки там стояли от Газ-21), комплект новой резины стоил даже по тем временам сущие копейки, и ходила она года два, потом наваривалась, по 12-16 руб. за покрышку, что продляло ее срок еще на год. Бывало, такие восстановленные покрышки слетали через неделю... Но тут уж кому как везло. В республике была куча приемных пунктов на реставрацию. Удобно: сдаешь старые, тут же выбираешь отремонтированные. Сложнее было с аккумуляторами, по тем временам это был дефицит, достать который можно было только по блату. У меня он размещался в левом переднем крыле, на специально вваренном креплении, и был на 90 ампер-часов. Хватало его обычно на 4-5 лет. Что еще? Достаточно геморройным узлом были резьбовые пальцы и втулки под шкворни передней подвески (напомню, что сама подвеска была от 21 Волги). Но ее живучести до капитального ремонта хватало на пробег в 100-120 тыс. км. Так что раз в 4 года провел весь комплекс работ по двигателю, КПП (ремонт сводился в основном к замене изредка некоторых шестерен, синхронизаторов), затрате примерно недели на такой ремонт - и вперед! За всю жизнь машины на пережила четыре таких ремонта, и в 2002 году была продана... С переездом на Урал в ней стало холодно зимой, а на утепление машины не нашлось достаточно времени...
За всю жизнь немало сменил разных автомобилей - почти весь модельный ряд жигулей и Волг. Но крепче, надежней и выносливей той Победы, машины уже больше не было.
Выезд из Узбекистана
...Август 1990 года, переезд из Узбекистана в Россию (больше похожий на бегство, с учетом той экономической и политической обстановки в СССР). Жуткие перебои с бензином на бензоколонках, ночные очереди на АЗС, чтобы утром залить 10 литров в сухой бак... Спасибо узбекскому другу, который все 12 лет жизни в республике, был мне как братом, который за полторы недели "собрал" 300 литров горючего, которое было разлито в 10 и 20-литровые пластмассовые канистры. ПЛЮС "штатный" зимовский бак на 80 литров... Задние сиденья перекочевали в багажник на крышу, вместе с инструментом и запасным колесом. Почти неделя пути из Намангана в Новосибирск, три тысячи километров, на пути через Узбекистан, Киргизию не встретилось ни одной работающей бензоколонки! Веселое летнее приключение, сравнимое разве что с первым путешествием в Среднюю Азию через Памир...