«Если и появится в семье новая машина (не обязательно с пробегом «0») - то, скорее всего это будет ... 2-я машина, купленная для каких-то определенных целей и задач».
Именно так около года назад я закончил свой отзыв о Nissan Bluebird Sylphy (отзыв по этой машине есть на сайте).
Глава 1. Мотивы, побудившие купить «Соболя».
Мы всегда покупаем автомобили «для чего то». В конце-концов, выбираем авто со спортивным уклоном пусть и не для соревнований, но для адреналина, драйва, удовольствия. Грузовые авто – для бизнеса (грузоперевозки) или для собственных нужд (домик в деревне, стройка). Внедорожники для охоты, рыбалки. Даже бюджетные авто В и С классов имеют свою сугубо утилитарную направленность – перевозить 5-ю точку хозяина по маршруту «Дом – работа – супермаркет – дача - дом», и при этом, как можно меньше требовать затрат. Их преимущество – в низкой стоимости обслуживания и содержании. Ну, еще в принципе бывает, что машина берется для какого-либо «понту», но это тоже не зазорно, лишь бы было безопасно для окружающих.
Но я эту машину вообще не для езды брал. Я в ней работаю. Именно «в ней», а не «на» ней. Обо всем по порядку.
В этом году я решил - мне для моей дальнейшей работы нужен, как воздух, свой небольшой офис. Желательно в центре города, в хорошем состоянии и недорого (вряд ли есть такие, кто ищет плохом состоянии, и чтоб обязательно дорого было). Я работаю в свадебном бизнесе (фото-видеосъемка) и клиентам надо как-то демонстрировать свои работы. Свадебные видеоролики, клипы и прочие комиксы, для которых нужен всего-то ТВ, DVD, диван, звук чуть получше, чем у стандартного телевизора. Встречаться с клиентами дома не солидно, да и не безопасно, да и не «престижно». Снимать офис, пусть и не затратное мероприятие, но не редки случаи, когда «хозяин», смекнув, что у тебя лаве поперло горой, начинает задирать стоимость аренды. Да и как вариант был в моем бизнесе – можно на встречу или переговоры приехать самому. На личном авто, или на такси, или на троллейбусе.
Соединив все мысли-хотелки воедино, офис был куплен за … 145 т.р. В «Нерезиновске» это цена 1 кв.м. у Е.Батуриных, а тут – практически апартаменты…
Глава 2. «История офиса».
В не таком уж и далеком 2004 году (эх, если бы не заградительные пошлины, сейчас был бы отличный «проходной» год для 7-летних буржуинских авто) с конвейера в Нижнем Новгороде сошел ГАЗ 2217, если отбросить «магию цифр» советских, а затем и российских машин, то это «Соболь-Баргузин».
«Мой номер 245 – на телогреечке печать» - есть такой известный шлягер. До сих пор «нашим» автомобилям придумывают номера - как у зеков. Принято так. Правда последнее время появились и такие кликухи как «Пэтриот», «Приора» и «Калина», но названия приятными на слух не стали.
Фактически, «Соболь» это самый «люксовый» минивен, который когда либо собирался на 1/6, а потом и на 1/8 части суши. Он короче «джихад-арбы» всего на 0,5 метра, а пассажирских мест в нем в 2 раза меньше. А почему? Да все в угоду пассажирам – внутренне пространство и индивидуальный комфорт каждого члена (впрочем, женщин тоже возят) возведено было в абсолют. (Джихад-арба это старшая сестренка Соболя, бегает по городам в желтом цвете и пугает пассажиров звуками радио «Шансон» и завораживающим «Пэрэдаем за праезд, да?»).
Изначально Соболь был куплен сначала какой-то геологической конторой, а потом конторой с тюменского севера, славного города-«курорта» Нефтеюганск. Проехал этот вэн вокруг земли едва ли не с десяток раз, ибо на нем уже стоит 2-й по счету двигатель. Спидометр этого офиса «умер» на 156.000 км. Надеюсь, умер не на 2-м круге – спидометр то «миллионник». Так и рисует воображение в памяти суровые лица газовиков и нефтяников, покоряющих нефтегазовые устья нашей родины при температуре -50С за бортом. Б-рр, не дай бог забарахлит машинка! Ей, выходит, доверяли?
Ну, что-то я отвлекся. Оформил я машину – в ПТС все-таки нашлось для меня местечко – я там последний в списке. Много хозяев было у этого аппарата. Будем оживлять? Пациент скорее мертв? Или жив? Ща проверим…
Машина мне досталась в нормальном состоянии. Прежний владелец (это был молодой паренек-фермер) возил в салоне то ли мясо на базар, то ли солидол на разновес, в общем, по началу я даже не боялся замарать салон. Скорее наоборот – не замараться в нем считалось большим успехом. Покупая эту «немного б/у» машину я заранее был готов к ремонту. Машина кстати тоже к ремонту была готова – один холостой ход в 2200 об/мин чего стоил. 5-я передача в КПП из-за тысяч и тысяч километров «трассы» выработала свой ресурс на 102%. Дедушка Кондратий уже во всю навещал и четвертую передачу. Машина не просила ремонт. Она о нем молила…
А вот сухие цифры, так сказать спецификация данного автомобиля:
1)Двигатель ЗМЗ 406, 2,5 литра, 16 клапанов, карбюратор, по ПТС 98 л.с. Инжекторный - это уже ЗМЗ 405, хороший двигатель, развивающий 140 л.с. Самый мощный серийный отечественный легковой двигатель, между прочим! История же 406, а ранее и 402 двигателя корнями уходит в каменный век, говорят, первое его изображение нашли в наскальных эскизах у индейцев майя. Уважение к этому пожирателю топлива пришло не сразу, но как-то довелось потаскать «на галстуке» Вольво 740. Так вот, этот мотор неплохо тянул «офис» 2200 кг + Вольвешник с ее более чем 1,6 тоннами веса.
Карбюратор конкретно на моем авто стоит от ВАЗ 2108. «Солекс» называется. Как он там оказался – я даже и интересоваться не хочу. Чтобы машина гипотетически жрала меньше топлива, прежний владелец молотком сплюснул (!) один из жиклеров (2-я камера откровенно не работала). Чип-тюнинг мной был признан неудачным, и все в итоге вернули к дефолтным настройкам.
2) МКПП (да-да, этот вагон на «палке» т.е. это гонка!) 5 ступ. Пятая передача тянет уже с 1500 оборотов в минуту, что соответствует скорости 60 км/ч (подглядывал все по другим соболям, какие обороты какой скорости соответствуют, ибо я писал, что спидометр от пробега получил инфаркт и сдох давно).
3) 2 печки, люк, подлокотники на всех сиденьях, все 7 сидений с ремнями безопасности, складной столик-уродец (который в итоге был отправлен на помойку – так там даже бомжи возмущались), форточки, шторки на всех окнах. В принципе вполне достойно, кондиционера, конечно, не хватает, но тут как в песне «Если у вас нету тети». Если у вас в отечественной машине нет кондиционера, то он никогда не сломается.
4) Особая гордость – панель приборов! По-моему ее градуировали на такую офигенную перспективу... Иначе как объяснить отсутвие «ред-лайна» до 8000 об/мин (владельцы «скайликов» и «сиров» тихо завидуют и матерятся сквозь зубы). Спидометр тоже многообещающий. В детстве я любил заглядывать в отечественные авто-ведра и «чотко» знал, что «копендос» едет 160, а «шаха» 180, а «Волга ГАЗ 2410» все 200 (ну цифры на спидометре такие были). Ну и «Соболь» тоже 200 должен был по их задумке набирать. Фильм ужасов – соболь едет 200 км/ч. Хэппи енда не будет…
Реалист сразу поделит все эти «циферки» на «2» и получит более-менее объективную информацию о потенциале этого авто. 4000 об/мин и 100 км/ч – это вполне правдиво. Дальше – это путь загубить двигатель, а так же себя и других участников дорожного движения. Тут подсказывают, типа это унификация с Волгой 3110 была – панель приборов эта.
5) Передняя подвеска. Уже к своему 5-летию, СоболЯ начинают косить под автомобили Крайслер 300М. В начале 2000 годов у «Крайслеров» была популярна дизайнерская наработка Cab-Forward, дословно «кабина вперед», очевидно для придания авто стремительности. Что ж, отечественные автомобили эволюционируют всю свою жизнь, и хронически проседающие передние пружины на Соболях имитируют «кабину вперед». На оленеводческой ферме в Нижнем Новгороде эта проблема давно известна, но на нее положен болт не менее, чем М16.
Для того, чтобы машина выглядела прилично - покупайте «Соболя 4х4». Они Каб-форвардизмом не страдают (у них передняя подвеска совсем иная – там есть мост!). Но там свои есть «изюминки» под названием «раздатка» которая тоже не дает русскому мужику забыть собственную мать, а так же матерей сборщиков, конструкторов, главных инженеров. В общем, к изначально грузовой рамной машине «ГАЗель» приделали переднюю подвеску от легковой машины «Волга» и получился «Соболь».
6) ГУР. Многие «Газоводы» говорят, что лучше бы его не было. Я с ними солидарен (см. тезисы «Если у вас нету тети»). Вертеть руль на этом авто, стоя на месте, категорически не рекомендуется! В прочем, до вас самих это быстро дойдет, ибо этот ГУР при малейшем движении рулем на месте начинает выть как раненый бык, а в крайнем положении запросто может и двигатель заглохнуть (а вот «подгазовывать» надо!). Может быть, это у меня такой ГУР, а может я пока за 5 месяцев владения «офисом» всех нюансов не усвоил. Но когда я сел за руль одного Соболя, выбирая машину, и как на японце, решил покрутить руль туды-сюды, владельца чуть удар не хватил. «Ты чо», говорит, «бестолковый что ли? Нельзя руль крутить на месте – гур сдохнет.» Беречь ГУР надо как зеницу ока. Да, лично мой ГУР еще расходует Декстрон2 . Доливаю примерно литр на 1500 км. Течет зараза, то ли из насоса, то ли из всех щелей.
Тут небольшое лирическое отступление:
Вообще, отечественные машины – они как дети. Детишки постоянно норовят лужу сделать под собой – особенно если дома новые ковры. Я без труда определю на любой автостоянке, где ставят отечественные авто, а где импортные, пусть даже с разных японско-американских-европейских "помоек". Под отечественными авто постоянно лужи масла, тосола и прочих испражнений. Не капает? Значит ЗАКОНЧИЛОСЬ (масло, дестрон, тосол)! Национальная особенность наших машин – гадить под себя? Я сначала расстроился, что у меня машина такая плохая. А потом воспрял духом. Оказывается, Дромо-Калины тоже не стесняются «под себя по-маленькому» - прокладки на КПП "не айс". Президенту не стремно ездить на отечественных машинах с недержанием жидкостей? Ну и мне не привыкать. С прокладками, как показывает практика, в стране полный бардак.
7) Топливо. Марка топлива указана на решетке радиатора. Газ пропан-бутан. На машине смонтировано белорусское газовое оборудование 2-го поколения, и расход в «рублях на километр» вполне приличный. Даже 20 литров газа по 10 рублей на 100 км меня не пугают. В стоимости расходов на топливо мой офис выступает в одной весовой категории с малолитражками. Переход с бензина на газ сулит экономию с каждого километра пробега в 1 рубль. Проехал миллион километров – миллион сэкономил.
8) Динамика, управляемость, управление торможением, управляемый занос, дрифт – такие термины к этой машине имеют весьма далекое отношение. Меня это нисколько не волновало, пробег машине был уготован около 10 км в день (это расстояние «туда-сюда» от места стоянки до места работы). Перемещаться же по городу не сильно отставая от основного потока, получается вполне. По ощущениям, до 100 км/ч мой рабочий кабинет разгонится. За 2 минуты. А может и все 2 дня. А потом еще же и тормозить же надо. Но! НА ЭТОЙ МАШИНЕ МНЕ СОВЕРШЕННО НЕ ХОЧЕТСЯ ГНАТЬ! Хотя на Ниссане я чаще езжу чуть быстрее средней скорости потока.
9) Это особенный пункт. Внутреннее пространство. Тут с этим полный порядок. Ширина салона 180+ см, высота 135 см. Это размеры рабочей зоны. Это те критерии, по которым я выбирал машину. Все остальное – вторично. В моем случае, это кроет разгон от 0 до 100 км/ч, расход топлива, и все прочие условия…
10) Руль левый. Бывает, что за 1 день я пересаживаюсь с Ниссана на Соболь туда-сюда 2 раза. Если честно, мне уже по барабану, где там у какой машины руль. Дворники-поворотники не путаю. МКПП не пугает – я откатал первые свои 5 лет водительского стажа на «Зубиле». Даже не скажу, какой руль удобнее – я просто привык и к той и к другой машине, к их габаритам и всему остальному. Но однозначно езда по городу на Блюберд Сильфи удобнее, так как у него и АКПП, и кондиционер, и АБС, и 2-х кратный перевес по удельной мощности (при том, что Блюберд сама по себе машина вполне овощная - то Соболь это просто вегетарианское божество).
Всегда, когда покупаешь не новый автомобиль, стОит иметь в кармане 20-30 тысяч «свободных» денег, т.к. что-то делать придется наверняка в первый же месяц эксплуатации. У меня (я об этом знал при покупке) – полностью перебиралась КПП, покупался аккумулятор, ремонт вентилятора радиатора + куча всякой мелочевки. Например, ремонт КПП мне обошелся в 11 тысяч (от старой коробки остался фактически только корпус). Вкратце, после цен на з/ч для японской машины возникает такое ощущение ХАЛЯВЫ. Но когда заходишь в магазин запчастей для а/м ГАЗ и видишь в продаже ВСЕ МЫСЛИМЫЕ И НЕ МЫСЛИМЫЕ запчасти для своего авто, начинает доходить: «в русской машине может поломаться ВСЕ и в ЛЮБОЙ МОМЕНТ». Вывод: сел за руль – помолись и держи про запас 1,5-2 т.р. на внезапные расходы. Еще такой интересный момент – магазины продажи отечественных запчастей попадаются круглосуточные, а на иномарки – с обычным рабочим днем, что как бэ намекает…
3. Области применения.
Это 7 местная машина, в которой могут поехать 7 стокилограммовых мужиков за 500 км на рыбалку, причем пятеро из них будут пить водку за столиков и играть на баянах – это в салоне (в «кабине» тоже как минимум не тесно). Да еще и место останется под трофеи для рыбалки, охоты. Ну и не будем забывать о запасных частях, среди которых может понадобиться все что угодно + инструмент. Под эти вещи тоже найдется место. Салон по «планировке» мне напоминает купе поезда - за шторками проплывает пейзаж, на столике – прохладная водочка, на закуску - хрустящий соленый огурчик. Музыка под настроение + хорошие попутчики. Так ли важна при этом максимальная скорость и разгон 0-100 км/ч…
Праотцом всей «Газелевской» популяции можно считать Форд-Транзит. Схожесть (чисто внешне) – 100%. Не самый плохой кстати «донор» для копирования. Мне интересно, лицензия от Форда была ГАЗовцам?
4. «Соболь как единственный авто в семье».
… достаточно неплох. Нет, все тут правильно. Комфортно, если на улице не выше +20С всем, кроме… водителя. Управление этим автомобилем – пусть и не самая тяжелая, но все-таки работа. Вес авто, тугое сцепление, немалые габариты. Отличия от легковой машины значительные. Тяжелее только ездить на УАЗе.
Чем еще интересен автомобиль – на нем наверняка классно ездить куда-нибудь на пикник в 2 семьи с детьми (детям вообще раздор в салоне – от пола до потолка 135 см). Если есть опасения, что автомобиль имеет посредственную проходимость (а это действительно так – морда тяжелая, зад – легкий, да еще и задний привод), то стоит присмотреться к полно приводной версии.
Ну а теперь о том, чего в этом автомобиле никогда не было. Качества, надежности, уверенности в нем. Задумка-то была совсем неплохая. Полноценный 7-местный микроавтобус с хорошей грузоподъемностью, очень неплохим дизайном, габаритами как обычная «Волга» (Соболь даже короче волги, но немного шире).
А исполнение – оставим это на совести всего нашего отечественного автопрома. Чего только стоит такая рекомендация в инструкции по ремонту от журнала «За рулем» (из книги «Ремонтируем своими руками»).
***************
«Настил пола у «Соболя» – автобуса сделан из обычной фанеры. Она ничем не защищена от сырости и при попадании влаги коробится, расслаивается и даже покрывается плесенью. Вынув все листы настила, тщательно покройте их с обеих сторон и по торцам паркетным лаком типа ПФ (ГФ) или простой олифой. Теперь вода полу не страшна. Покройте антикором и стальной пол под настилом.»
Или вот:
Задние распашные двери на «Соболе» – фургоне и автобусе – крепятся болтами с шестигранными головками. Головки болтов выходят наружу, и злоумышленники могут, отвернув их ключом, легко проникнуть внутрь автомобиля, сняв двери с петель. Нельзя исключать и возможность похищения самих дверей (!). Чтобы этого не случилось, приварите головки болтов к петлям несколькими каплями сварочного металла. При необходимости ремонта сварку можно срезать углошлифовальной машинкой («болгаркой»).
***************
А ЧТО, ДО ЭТОГО НА ЗАВОДЕ ДОДУМАТЬСЯ НЕ МОГЛИ? Интересно, на японских и европейских машинах стоит покрывать пол олифой? Или пусть гниет себе, под обивкой? Или, может быть, покрыли на заводе? Представил также злоумышленников своровавших двери. Ну в нашей стране двери могут стянуть, тут ничего не поделаешь.
Наверное по замыслу конструкторов, обычный русский мужик в хозяйстве обязательно имеет сварочный аппарат, удостоверение сварщика и болгарку.
В машину мной был куплен LCD TV 22”, 4 динамика (две пары – 13 и 16 см), преобразователь напряжения 12/220В, усилитель Fusion, 2-й аккумулятор (в багажник) 90 А/ч. Аккумулятор приходится заряжать обычным зарядным устройством (все видео-аудио оборудование в салоне запитано от 2-го аккумулятора). Намеренно не стал цеплять все оборудование к основному аккумулятору на 60 а/час под капотом. Перспектива НЕ завести машину после 5-6 часов работы телевизора, ноутбука велика. Большей емкости аккумулятор под капот не вмещается. На зиму планирую поставить котел-подогреватель на 2 кВт – ниже -25С этот двигатель, говорят, вообще не заведешь, ибо «гидрокомпенсаторы прекращают чего-то там компенсировать». Авто ночует во дворе – буду кидать с балкона провод с 220В – греть двигатель.
Зимой у автомобиля будет не пробег, а … моточасы. Машина никуда не едет, а мотор тарахтит, вырабатывая отопление для рабочего кабинета. Газовое отопление не так уж и дорого. Все работы по сборке-разборке-перепланировке салона делались самостоятельно, в отсутвие гаража. Жена с пониманием отнеслась к моей идее «перепланировки» автомобиля, правда, на время «ремонта» все пластиковые панели, кресла и прочий хлам из салона переехал к нам в квартиру на 9-й этаж. Тонировал машину тоже сам. Сигнализацию устанавливал у «Гаражных» специалистов, однако с гарантией на год.
В моем понимании «мобильный офис» у меня получился. То, для чего он был задуман, вполне работает. Есть ЖК-панель, ноутбук, интернет. Я даже решил проблему с горячим кофе (люблю напиток). В машине. Конечно, взять в машине 2 кВт для нагрева обычного домашнего чайника в машине нереально. Я долго присматривался к автомобильным подогревателям для воды малой мощности. Все равно – не то это! Ведь даже 300-400 Вт подогреватель быстро посадит батарею. Заводить летом двигатель, чтобы согреть 200 грамм воды для чашки кофе? Ну не серьезно это. Я уже думал, что эта проблема не имеет решения…
Вы когда-нибудь ходили в поход? Что вы с собой брали, чтобы по пути попить горячего чаю? (См. фото с "Дромом" на ноутбуке).
Также на базе этого автомобиля я видел несколько вариантов мобильных офисов на тему Автострахования. Встал на нем около авторынка и работай. А один раз видел в объявлениях о продаже Соболь – передвижной гостиничный номер «на час». Салон представлял из себя сплошную кровать (габариты разобранного салона, между прочим, 175х265 см), жесткая перегородка между салоном и водителем , под потолком отсеки для постельного белья. В объявлении и не скрывали, с какой целью использовался тот агрегат, пространственно намекая, что картошку на нем не возили. Две симпатичных длинноногих девицы состояли, наверное, в «той», гостиничной комплектации машины.
Бюджет переделок составил: около 40 тысяч на ремонт авто (в эти же деньги входило газовое оборудование + сигнализация и центрозамки на все двери) + 30 тысяч на всякую аппаратуру (ЖК ТВ, усилитель, акустика, 2-й аккумулятор). Возможно, у кого-то есть еще идеи для области применения подобной машины – будет интересно послушать.
P.S Реклама на машине присутствует, однако номер телефона замазан в фотошопе, дабы модераторы не посчитали отзыв как дешевый способ рекламы за счет портала ДРОМ.