Есть в России такой автозавод ГАЗ. Он делает машины. На ГАЗе работает много разных крутых специалистов, а шефом до недавнего времени был сам Бо Андерссон из General Motors. Нет на ГАЗе только одного – менеджеров с мозгами. Оттого освоение новых моделей там напоминает развлечения скучающих пацанов на лавочке:
- это… слышь… давай девятос купим!
- нафига?
- ну не знаю… девок покатаем… а там выкинем…
За последние лет 15 газовские технари разработали целую кучу интересных проектов, но в серию не пошел ни один. Красавцев 3103/3104 зарубили, пикап Атаман подергался немножко и туда же, совершенно самобытную 3111 запустили, да не просчитали стоимость. Последний прикол – купить целую линию по производству Chrysler Sebring, провести работу по русификации, наладить производство «Волги Сайбер» – и через год тупо бросить. Видимо, денег не жалко… А надо-то было не так и много – понять, что никто в «салоны» ГАЗа за незнакомым «Сайбером» по умолчанию не ломанется, что «волгари» новинку не купят, а потенциальный «иномарочный» клиент даже не додумается заглянуть туда, где продаются «Газели» и «Волги». И его надо хотя бы завлечь, рассказать… Нет же – произвели, поставили и ждут: сами, мол, придут. Не пришли.
Все сказанное в полной мере относится к полноприводному «Соболю», который я имею возможность пользовать уже 5 лет. Брал его сознательно, в качестве полевого маршрутного автомобиля для геологической компании. УАЗ-«буханка»(3962) для этой цели вполне годится, но до тайги надо еще доехать, а на трассе «уазик» - нечто. Летом жарко, зимой продувает, управляемость… назовем ее «своеобразной». До сих пор отлично помню табуреточки-шезлонги вместо сидений – чтобы хоть как-то прямо сидеть, за спинку пихали спальники. Сейчас, правда, стало получше – супердвигатель ЗМЗ-409 позволяет «буханке» летать, а сносные сиденья – получать хоть какой-то комфорт. Но машина все равно осталась продуктом 1950-х, да и качество упало. Кузов не проварен, рама лопается…
В общем, когда нам понадобилась очередная машина для работы мобильной геологической группы, «уазик» не рассматривался – только «Соболь». А больше-то и рассматривать нечего – полноприводных минивэнов или микроавтобусов на рынке, кроме этих двоих, просто нет. «Газель» слишком велика и заведомо будет хуже по проходимости, иномарки втрое дороже и при этом во столько же раз «дорожнее». Правда, «Соболь» был для нас на тот момент абсолютно темной лошадкой: информации ноль, отзывов ноль, только общее «народное мнение»: машина фуфло и вся сыпется.
Но я люблю экспериментировать и НМ для меня никогда не было авторитетным. За 527 тысяч в августе 2010 г. был куплен стандартный белый «Соболь Бизнес». Бензиновый «уазовский» мотор в 107 л.с., обновленные внешность и интерьер, импортные комплектующие, менеджмент качества от самого Бо Андерссона… Правда, обещанная и разрекламированная гарантия в 100 тысяч километров оказалась фикцией – как стыдливо сообщила инструкция, «для полноприводных машин установлена гарантия в 40000 км». Да и с той мы сразу слетели: первое ТО по регламенту назначено через 2500 км, а это «ни туды, ни сюды», ведь первая же командировка эту цифру превзойдет. Плюнули, решили обходиться своими силами.
Машина прекрасно, без единой поломки, отходила, кажется, 14 тысяч километров, после чего график надежности просто рухнул с обрыва. Двигатель жрал 18 литров, гундосил как ГАЗ-53 и категорически не ехал – «сотня» на спидометре давалась ценой 3500 оборотов. Ломался шкив коленвала, термостат, рвались ремни (их там аж три штуки). Раскручивались болты крепления кузова, к раме, сама рама лопнула спереди. Разрушилась раздаточная коробка. Передний мост перебирался чаще, чем менялись свечи – постоянно выдавливало сальники. Протекал люк. Глючила комбинация приборов. Проблем добавляло катастрофическое положение с сервисами – например, «раздатка» развалилась через 70 км после выхода из предыдущего ремонта… В общем, после двух лет и где-то 55 тысяч пробега, когда стоимость ремонтов начала подбираться к стоимости самой машины, было решено «Соболя» продавать. И покупать… нового «Соболя»!
Нелогично? На самом деле аргументы были. Во-первых, за это время поменялась сама машина – в серию пошел дизель, а часть проблем завод, по рассказам, выявил и устранил. Во-вторых, я твердо решил с гарантии в этот раз не слетать. А главное: альтернативы «Соболю» просто не нашлось!
И вот уже год наш отряд возит второй «Соболь». Причем не просто возит – с июля по октябрь машина побывала в составе экспедиции в Якутии, набегав по трассе и якутским «грунтовкам» почти 20 тысяч км. Общий пробег сейчас составляет 45 тысяч, и дались они ему гораздо легче, чем предшественнику.
Наш второй «Соболь» ГАЗ-27527 - модного оранжевого цвета, с китайским турбодизелем Cummins ISF и штатным подогревателем Webasto, обошелся нам в декабре 2012 г. в 729 тысяч рублей. Увы, ни АБС, ни задней блокировки на нем не оказалось, хотя сам завод уверяет, что начал массово оснащать ими и «Газель», и «Соболь». Интересно, что периодичность ТО на дизельном варианте разом выросла до 15 тысяч км – как будто замена двигателя каким-то чудесным образом улучшила качество всего «Соболя»…
Как выглядит
Может, это и глупо, но дизайн «Соболя» не так уж плох. В нынешнем виде машина смотрится явно гармоничнее некоторых конкурентов – например, Hyundai H1 или Renault Master. А уж в полноприводном варианте, на хороших колесах, с экспедиционным багажником на крыше – вообще красавец!
Качество сборки и окраски, на мой взгляд, на достаточном уровне. И имеет тенденцию к улучшению. На первом «Соболе» сильно топорщилась боковина заднего бампера, на новом – уже нет.
Салон
По салону «Соболь» просто вне конкуренции. Это три полноценных спальных места во весь рост (передние сиденья, задний диван и на полу), гигантский запас места для ног сидящих сзади и высота потолка за два метра (вариант с высокой крышей). То есть в «Соболе» можно совершенно спокойно: ехать, закинув нога на ногу; потеснившись, везти 7-10 человек с рюкзаками (это не считая багажника); спать втроем с комфортом; переодеваться не пригибаясь. Для экспедиционной жизни я не знаю автомобиля лучше!
Недостатки, как известно, вытекают из достоинств, а аппетит приходит во время еды. Имея такой роскошный объем, уже хочется какой-то его разумной организации – в первую очередь, выделения мест под вещи, снаряжение, мелочевку. Фактически тут есть только три «бардачка» на панели и подстаканники - этого крайне мало. Обязательно нужен лоток-«помойка» возле рычагов или снизу на панели (для телефонов, дисков, сигарет и т.п.) Некуда ставить рацию. Над сдвижной дверью, над передней панелью и над задним диваном можно было бы сделать полки, под диваном, под всеми сиденьями и в ногах задних пассажиров – ящики для всякого барахла.
А пока всякие запчасти и нужные в дороге вещи приходится распихивать по углам огромного салона или под тот же диван – и доставать неудобно, и при торможении вылетает. А все, что нужно в дороге самому водителю, включая пирожки, едет на сиденье среднего пассажира. Кстати, его (сиденье) надо бы оснастить регулировками хотя бы по углу наклона, на жестком стуле далеко ехать тяжеловато. Нужны также нормальные подлокотники – почему за 20 лет ГАЗ так и не сподобился их сделать?
Говорят, какие-то нижегородские фирмы делают варианты облагороженного салона «Газели/Соболя», но я нашел только «Ривьеру» - дороговато и с уклоном в сторону люкса, а не практичности. Хотя и интересно. А пока придется опять ставить «кооперативные» подлокотники, класть на пол картонную коробку «для всего» и думать, как закрепить рацию. В общем, доводка салона – это непаханое поле и для самостийной работы, и для серийного тюнинга.
Что касается места водителя, то новая панель оказалась довольно удачной. Пластик не скрипит, "бардачки" вместительны, приборы хорошо читаются, все в общем на своих местах. Даже круиз-контроль появился, представляете? Фирменная черта всего "газелевского" семейства – великолепная обзорность, а в полноприводной машине за счет высокой посадки она стала, наверное, идеальной.
Замечаний по этой части немного:
- управление микроклиматом слишком заморочено
- крышки «бардачков» со временем по-прежнему начинают топорщиться
- куда-то загадочно исчезли выдвижные подстаканники в углах панели (на старой машине они были)
- как я уже упоминал, нет места под рацию (хотя для многих это неактуально)
- кнопка «аварийки» расположена на рулевой колонке, это неудобно
Багажник
Багажник большой, но из-за особенностей компоновки не очень удобный – высокий и короткий. Загрузка до отказа превращается в ритуальную борьбу «падающая пирамида». Владельцу лучше сразу разделить отсек горизонтальными полками. И обшить все стенки фанерой – у нас уже пару раз грузом выдавливало тонкий металл задних дверей.
Еще у багажника есть одна «заподляночка» - дверь любит закрываться в неподходящий момент, например, когда водитель залез внутрь. Пару раз меня там закрывало самым наглым образом. Хорошо, что есть внутренняя ручка! А лучше не забывать ставить открытую дверь на упор - в смысле, втыкать железные палочки в дырочки на бампере… Газовцы, неужели у вас нет ничего посовременнее этого чудо-устройства? Как-то другие производители фургонов из этой ситуации выходят – даже на УАЗе и то грамотнее сделано. Хрен бы с ним, с дизайном, но ведь оно еще и бампер выламывает!
Как едет
Начнем с дизеля – китайского, а значит, «плохого», «одноразового» и т.п. Так вот, Cummins великолепен! Там, где несчастный УМЗ откровенно выдыхался, китайский дизель ровно ворчит и бодро тащит, как и положено нормальному мотору. Расход 13-14 литров против 18 у «бензинки». А самое главное – едешь и думаешь: ну как наши умудряются собрать двигатель, который сыплется весь, а у «китайца» за 45 тысяч не сломалось ни-че-го!
Зимний запуск Cummins переносит спокойно, но ему, конечно, помогает в этом Webasto. Больших проблем с топливом тоже замечено не было, но фильтр со временем засорился, и «Соболь» стал глохнуть. Подкачаешь насос вручную – заведется. Позже фильтр поменяли без каких-либо последствий.
Крутящий момент у «Камминса» немногим больше, чем у УМЗ – 280 Нм. На бездорожье или при буксировке тяжелого прицепа этого явно не хватает, поэтому наш вездеход (на фото) в Якутию тащил пикап VW Amarok, у которого в резерве 350 Нм. По горам Южной Якутии сцепка VW+прицеп спокойно держала 80-90 км/ч на 5-6 передаче, «Соболь» же с таким грузом все время просил третью, а то и вторую. Тяжеловато ему. Зато двухлитровый дизель «Амарока» очень резко «тухнет» на оборотах ниже 1000-1200 - заглохнуть на старте с таким тяжелым хвостом легче легкого! А «Соболь», хоть и уступает «Фольксу» в абсолютных цифрах, в жизни оказался намного удобнее и спокойнее – даже на малых оборотах дизель подергивается, но едет. Ни один из наших водителей на «Соболе» ни разу не заглох.
Теоретически этот вагон может развивать 120 км/ч, но это перебор. Комфортная скорость на трассе - 80-90 км/ч, когда «Соболь» спокойно идет на пятой передаче и оборотах около 2000. Запас хода на такой скорости (бак 70 л) – около 500 км.
Трансмиссия у всего семейства «Соболь 4х4» до 2013 года была одинаковая – постоянный полный привод, блокировка межосевого дифференциала, пониженный ряд (как на «Ниве»). Схема , на мой взгляд, лучше УАЗовской, но хуже, чем на Mitsubishi Pajero. Особенностью чисто российской является хреновенькое качество подгонки всех шестерен и валов. Из-за этого на хорошем ходу «Соболь» неслабо шумит, но это полбеды. Хуже то, что «игра» с педалью газа на низких передачах приводит к страшным дерганьям – то ли за счет выбирания зазоров в трансмиссии, то ли за счет настройки самой «электронной» педали, то ли все сразу. Медленное движение «ползком» на 1-2 передаче (в пробке или по плохой дороге) – мучение. Можно перейти на 3 пониженную – чувствительность машины уменьшается.
В отличие от стандартного «Соболя» с независимой передней подвеской, на полноприводной машине и спереди, и сзади – классические мосты на рессорах. Типично внедорожное решение имеет как плюсы, так и минусы: пустой автомобиль идет слишком жестко, на волнах – «козлит». Зато выдолбленные российские дороги такой подвеске совершенно не страшны – там, где все крадутся, «Соболь» пролетает ходом.
Рулится «Соболь», наверное, так же, как и всякая тяжелая машина на мостах – вяленько, без энтузиазма, но предсказуемо и понятно. Гидроусилитель усиливает настолько, насколько его просит водитель (владельцы УАЗов с ГУРом борисовского производства поймут, о чем я). Но один неприятный нюанс все же есть. За каким-то чертом на передних полуосях стоят не ШРУСы, а карданные шарниры. А у них - ограничение по углу поворота, за которым они начинают работать рывками. Поэтому при полностью вывернутых передних колесах «Соболь» разворачивается скачками, как больная антилопа. Выходов два: или сглаживать прыжки игрой со сцеплением, или увеличивать радиус. Когда уже они там додумаются до ШРУСов?...
Что касается бездорожья, то здесь все зависит от покрытия. Геометрия у «Соболя» отличная, просвет под кузовом тоже, так что по сухому «танкодрому» он идет уверенно и спокойно. И тяги в таких условиях хватает вполне, и управлять ею удобно. Но картеры мостов и на ГАЗах, и на нынешних УАЗах плоские: если зазеваешься, передний мост нагребает грунт как отвал бульдозера. Плюс упомянутая нервозность при работе с педалью газа, но ее легко убрать переходом на пониженный ряд.
А вот на тяжелых грунтах «Соболю» приходится похуже. Тяги двигателя хватает не всегда, а передаточное число в «раздатке» маловато – всего 1,8 против уазовских 2,7. Вилюйские песчаные дюны-тукуланы машина не одолела. Возможно, будь колеса пошире и повыше, «Соболь» поборолся бы на равных с Amarok, но он был на стандартных колесах 225/70R16 – и закапывался. Позже мы переобули машину в грязевой комплект BF Goodrich, но высоты это почти не прибавило, так что «сидеть» на якутских «направлениях» пришлось еще не раз и не два.
Вообще, надо сказать, Якутия – это заповедник УАЗов. Их тут тьма-тьмущая, и все в тюнинге – короли дорог! Неудивительно, что на наш «Соболь» многие здесь поглядывали с большим интересом. Но как прямой конкурент УАЗу для тяжелого бездорожья «Соболь» не годится – он тяжелее, мосты ниже, колея шире. К тому же у «уазика» есть одно уникальное на бездорожье качество – он железный, его не жалко. А у «Соболя» - пластиковая мордочка, модная оптика, металликовые бока… В общем, в тайгу через болото лезть не стоит. А вот по сухой глине, травянистым склонам камням, не говоря уже о разбитых грунтовых дорогах, «Соболь» на хорошей резине пройдет совершенно спокойно.
Попробую резюмировать ездовые впечатления кратко. Если сравнивать «Соболь» с иномарками-одноклассниками, машина ощущается как более грубая и «кондовая» Но, что интересно, разница эта не так уж велика – «Соболь» очень удобен для водителя, с отличной обзорностью и действительно повышенной проходимостью, он внятно управляется и тормозит. С УАЗом же разница гораздо заметнее! Между этими машинами – 40 лет прогресса, и эти сорок лет явно ощущаются.
Обслуживание и поломки
Увы, иномаркой «Соболь» не стал. Ура, качество по сравнению с 2010 годом улучшилось. Выбирайте, что больше по душе! А я перечислю по порядку.
1. Двигатель. Все работает.
2. Трансмиссия. С самого начала на скорости дребезжат «внедорожные» рычаги в салоне. Похоже, это часть фирменного стиля, поскольку точно так же радовал и белый «Соболь». Где-то с 30 тысяч начала звенеть пятая передача. На пробеге Якутск-Красноярск звон стал совсем уж нехорошим, так что пришлось ограничиться четырьмя. По словам сервисменов, проблемы с пятой типичны. Из их же слов поняли, что «раздатку» завод тоже не трогал, а посему скоро проснется и она. А гарантия – 40 000 км, как раз кончилась. Молодцы, точно рассчитали…
С мостами пока все хорошо, сальники не текут.
3. Рама. По словам немногочисленных владельцев «Соболя 4WD», место проблемное. По мнению представителей ГАЗа, это все наглая ложь и мировой заговор империалистов с целью опорочить лидера российского автопрома. Придется огорчить «газовцев» - ваши лавры конкурентам нахрен не сдались. Вы бы лучше глаза разули – рама действительно трещит в местах крепления подушек двигателя! У нас это было неоднократно и на белом, и на оранжевом автомобиле. Рецепт один – варить, усиливать, а лучше замкнуть профиль рамы «в коробку». Говорят, можно попробовать ставить кронштейны подушек от «Газели» - мы не пробовали.
4. Подвеска. Передняя долго не прожила – к 25 тысячам появились прогрессирующий грохот и ощутимые люфты. Якутские мастера, проводившие ТО, однако, обнадежили: все в полном порядке. Мы пожали плечами, но через неделю приехали опять – грохочет ведь, и само не проходит Новый вердикт был чуден: под замену оба шкворня, сайлент-блоки рессор и наконечник рулевой тяги. Через неделю! Как бы немножко странно, да? Спасибо, хоть поменяли по гарантии.
Задняя подвеска проблем не доставляет. Амортизаторы порядком поизносились, но пока работают. Благо, на замену доступен целый ворох, и цены копеечные.
Все остальные системы и узлы работают нормально. Проблемы с протекавшим люком и плохими контактами в комбинации приборов, похоже, завод победил. Из мелочей:
- руль с завода установлен криво;
- штатные дворники отвратительно трут, лучше сразу заменить на импортные;
- уплотнитель стекла пассажирского салона как выпадал, так и выпадает, а купить его можно не везде. Без него сквозняк гарантирован
- крепление передних фар таково, что их не вынешь, не сняв бампер.
Отдельно хочу сказать про уровень сервиса. Он чудовищен, ребята. Заезжая к дилеру ГАЗа, попадаешь на автобазу советского образца – большинству сотрудников на тебя просто пох…й. По крайней мере, в «КрасГАЗсервисе» - точно. Клиенту сразу дают понять – тебе пошли навстречу, продав такой прекрасный автомобиль, а ты, неблагодарный, теперь ходишь и своими мелочными придирками отвлекаешь СПЕЦИАЛИСТОВ от большого государственного дела. Они искренне недоумевают – зачем ты приезжаешь с какими-то жалобами? Ты ведь знал, что купил русский автомобиль – что, сам починить не можешь? Когда у нас вырвало неправильно установленный фаркоп, инженер по гарантии радостно послал нас куда подальше с мотивировкой «ТСУ установлено в кустарных условиях». А услышав, что вообще-то фаркоп ставили в «КрасГАЗсервисе» -… все равно не изменил своего мнения! Ставил, мол, отдел допоборудования, а он относится к другому юрлицу и к заводу отношения не имеет. И это – официальный дилер!!!
Впрочем, что требовать с дилера, если и сам завод так откровенно врет с гарантией? В рекламе – «до 100 000 км», а в реальности – в ДВА С ПОЛОВИНОЙ РАЗА меньше. Да и ту завод с радостью аннулирует, как только уличит вас в страшном преступлении – использовании автомобиля вне асфальта. Да-да, треснувшую раму нам приходится чинить самим, да и гарантийный ремонт подвески удалось выбить со страшным скрежетом, кое-как. «Автомобиль не предназначен для постоянной езды по плохим дорогам» – и весь сказ. Извините, а на кой хрен тут постоянный полный привод, просвет в полметра и рессоры??? Неужто для филигранной управляемости на трассе, типа Audi quattro???
В начале отзыва я упомянул о том, как на ГАЗе развивают и продвигают свои модели. Так вот, полноприводный «Соболь» - типичное тому доказательство. Автомобиль на самом деле великолепный, а формат полноприводного микроавтобуса – очень нужный в российских условиях для экспедиционного автомобиля, технички, служебной машины для всяких энергетиков, горнодобывающих компаний и т.д. И при этом все потенциальные конкуренты устранились – фактически добровольно отдали ГАЗу всю эту нишу! Доработай подвеску, замени карданы ШРУСами, найди нормальных поставщиков шестерен и валов для трансмиссии, наведи порядок с дилерами – и будешь снимать сливки с рынка, который в России с ее разбомбленными дорогами еще лет сто будет перспективным!
Но ГАЗу, как и его дилерам, похоже, похрену. Сделал, вытолкнул за ворота – и все. Нате, жуйте, а не нравится – валите. Вроде и обновляется машина, и совершенствуется, но ведь видно: меняются только детали, общие для всего модельного ряда «Газель/Соболь Бизнес». А специфические «полноприводные» комплектующие как внедрили лет 15 назад, так и клепают. Нет специального продвижения, нет рекламной поддержки. В итоге многие про «Соболь» просто не знают, а идут к дилеру УАЗа – и покупают «Патриот» или «буханку».
Так покупать «Соболь 4х4» или нет? Врать не буду, аргументов «против» хватает. Мне кажется, «Соболя» стоит брать как второй автомобиль в семье для небольшого годового пробега (например, автомобиль для охоты и рыбалки, «экспедиционник» и пр.). Для этих задач машина отличная! Если же планировать более интенсивное использование, то готовьте ремонтную базу – лежать под ним периодически придется, а про дилеров вы уже прочитали.
Ну а мы продолжаем ездить и надеяться, что у кого-нибудь на ГАЗе мозги все же заработают – и ждем будущий полноприводный «Соболь Next». Альтернативы за близкие деньги у нас по-прежнему нет.