Небольшой отчёт о выборе и покупке автомобиля Haval H5
Ретро
Опыт использования автомобилей
В хронологическом порядке владения автомобилей, начиная примерно с 2002 года.
Б/у
Таврия 199х (левый руль, 1л, механика) ~2 года
Honda CRV 1998 (правый руль, 2л автомат) ~2.5 года
Suziki Escudo 1995 (правый руль, 2л автомат) ~4-5 мес.
Honda Orthia 1997 (правый руль, 2л атомат) ~1.5 года
Touota Funcargo 2001 (правый руль, 1.3л автомат) - вторая машина в семье
Suzuki Escudo 1999 (правый руль, 2л автомат) ~4 года
Новые
Renault Duster 2013 (левый руль, 2л механика) - 7 лет
Haval H5 2020 (левый руль, 2л, турбо, механика) - по настоящее время
Осознание
В какой-то момент времени я понял, что мне надоел Дастер. Вроде и машина нормальная и едет как надо и место в нём нормально, но что-то не то. То ли надоело, что зимой иногда перестал заводиться в сильный мороз, то ли что-то ещё, но всё больше зрело чувство, что хочется что-то большое, возможно снова рамное. В общем, сверчок “надо менять” застрял в голове. Ну и пошло-поехало.
Выбор
Критерии машины:
Полный привод (схема любая, но хорош Full Time от Тойоты или Super Select от Мицубиши);
Цена 1.3-1.5 млн;
Преимущественно МКПП, но готов был и на АКПП;
Большой салон и багажник;
Клиренс не менее 200 (чем больше, тем лучше);
Большие колёса;
Крепкая подвеска, чтобы ездить по гравийке с ухабами и ямами на нормальной скорости (40-70), а не красться так, будто хрустальные яйца везёшь к Фаберже на раскраску.
Рама по возможности (не было обязательным условием);
Не сильно древний авто. У меня нет тёплого гаража и склонности “пропадать с машиной”, чиня что бы то ни было. Машина должна ездить. Точка.
О-о-о, эти муки выбора. Главный сайт, где я привык что-то смотреть и искать - это старый добрый Дром. Сначала смотришь за сколько можно продать свой текущий автомобиль, потом крепко думаешь “а что можно купить, если у тебя нет собственной нефтяной вышки?”
Так как я покупал и старые и новые автомобили, то я прекрасно понимал плюсы и минусы обеих схем. Можно найти хороший экземпляр б/у, но можно и купить себе море проблем. Можно купить что-то новое классом пониже, но новое и проблем поменьше. Хотя, мы же в России живём и я прекрасно понимаю, что проблем можно отхватить и в салоне за свои деньги. Мечтая о всяком, я смотрел в интернетах даже Jeep Wrangler, прекрасно понимая, что покупать я его не буду, т.к. родился не в том социальном классе. Но автомобиль прекрасен. На картинках.
Вернёмся на землю. Задача стояла такая: менять шило на мыло нет никакого резона. Брать новый Дастер я не собирался. И не потому, что машина плохая, а потому что в жизни что-то надо менять. Поэтому, я решил, что машина должна быть чем-то лучше (быстрее или больше или мощнее или выше, да хоть что). Естественно, полный привод. Естественно в кузове SUV/внедорожник. И пошло-поехало. Смотрел обзоры, цены, отзывы. Начиная с Прадиков и Паджериков, до всяческих Хюндаев Санта Фе и их аналогов. Смотрел ещё Шкода Кодиак, но понял что это не моё и дорого. Примерно в это время я натолкнулся на канал “Клубный сервис”, который ведёт здоровенный двухметровый мужик по имени Илья. У него собственное СТО где-то на окраинах Москвы и благодаря этому есть и машины клиентов и возможность покупать и показывать свои. И это интересно и спасибо ему за труды. Не буду сильно распинаться, но скажу только, что если не нужны подростковые или явно проплаченные “ахи и охи” при видеообзоре автомобиля, то нужно смотреть этот канал. Всё по делу и интересно. Без матов, но с шутками.
Просмотр множества информации, видеообзоров, статей, ценников, отзывов (а здесь уже спасибо Дрому) я понял, что вот очень не хочу старый авто. Рассказы о том что “на этой модели закисает такая-то гайка в подвеске и её надо срезать болгаркой”. “На такой-то модели беда с зимними заводами”, “на такой-то двиг умирает после 100к” (привет корейцы и ВАГ). В общем, я понимаю, что о проблемах пишут те, кто с ними сталкивается, а у кого всё хорошо, тот ездит и не парится, но всё же. Я решил выбирать из нового. Ну и что тут меня ждёт? Да ничего особо не ждёт. В мой ценовой диапазон (сначала до 1.3 потом уже до 1.5млн руб) и мои требования выбор невелик. Не самые дорогие комплектации корейцев, ноль японцев, почти ничего из европейцев, ну и здравствуй Дастер, УАЗ Патриот или Нива. Корейцев мне не хотелось (а какие норм, те стоят совсем других денег), Дастер у меня уже был, УАЗ Патриот показался мне слишком большим, да и негатива про него очень много в сети. И вот, я сначала осторожно, а потом всё более заинтересованно начал смотреть на китайцев. Модель Haval H5 привлекла тем, что там полный привод, большой салон и багажник, МКПП, рама, вменяемый по размерам (и налогу) двигатель. Немного погуглив о том, что это за зверь, я нашёл что это копия Isuzu Axiom, ну а про то, что это машина Hover, который давно бегает по нашим дорогам и так все знают. Так оказалось, что у нас в компании работает человек, у которого есть Hover и он эксплуатирует его уже несколько лет. Поговорив с ним, посидел в салоне, посмотрел на тюнинг: большие колёса, лифт, подножки, я понял - надо ехать смотреть в салон. Смотреть как он сейчас выглядит внутри, как едет, удобно ли сидеть и всё такое. Примерно в это время Илья выпустил ролик, где показал как они сняли кузов с рамы, показал, как обработан кузов и рама и я принял решение - надо смотреть и брать.
Покупка
Просмотр в салоне состоял из двух частей. Первый раз приехали в салон с женой и детьми. Смотрели в выставочном зале. Всем очень понравилось. Естественно, я хотел прокатиться. И договорился об этом с менеджером заранее. Но мы же в России! Сервис здесь особенный, так скажем. Оказалось, что машину забрал прямо накануне некий “постоянный клиент” и её не будет весь день. Хотя, как я писал, я договорился что у меня будет тест драйв в этот день. Но вот так, и мы не отступаем при первых неудачах. Машина понравилась всем и внутри и снаружи, и мы уехали. Потом я договорился ещё раз на тест-драйв, съездил один, прокатился. После Дастера было чувство, что “машина не едет”, но да я и не гонку выбирал. Я прекрасно понимаю, что 2л на 1350 кг и 2л на 2 тонны - разница будет заметна. И никакая турбина тут не поможет.
Далее всё как обычно. Предоплата 50к, выбор допов, договор о сроках, предварительный разговор за сколько заберут Дастер, если я не продам сам за время ожидания.
В договоре стояло какое-то большое число дней (кажется, 120) за которое мне обязуются предоставить машину. Но меня это не пугало. Я 7 лет ездил на Дастере и мне не горело поменять машину за три дня. Плюс минус несколько месяцев ничего не меняет.
По факту, машина появилась намного раньше (примерно через месяц). Цвет меня устроил (металлик), комплектация как мне надо: premium 150 л/с. Собрал денег, поехал в салон. Пол дня возни и уехав из дома на Дастере 2013 года я вернулся на Хавале 2020 года. В подарок дали бутылку шампанского, которую мы вечером с семьёй и братом (который ездил со мной в салон в качестве моральной поддержки) выпили дома. Из допов докупил: сигналка, коврики, 3 защиты по днищу, тонировка задней полусферы, дополнительный антикор днища, сетка перед радиатором. Ветровиков у них не было, хотя я бы взял и их.
В целом, несмотря на некоторые косяки, я салоном доволен. Что обещали они сделали, машину мне выдали, по цене на Дастера мы сошлись (хоть и ниже рынка, зато я был избавлен от необходимости просмотров, торговли, общения с перекупами и всё вот это). Ну а то, что я не прокатился вовремя, что менеджера не было когда я пришёл покупать и его пришлось ждать минут 40 - так это Россия. Надо просто философски к этому относиться.
Что хочу сказать, так это то, что когда я летом приходил смотреть машину, то выставочный зал был набит битком этими Хавалами всех моделей. Когда я осенью пришёл забирать машину, там было пусто! Вымели всё, включая H9 (аналог Прадика) и целую кучу F7X (аналог БМВ 6 или типа того).
Эксплуатация
Сначала постановка на учёт. Но у нас же ковид на дворе, в МРЭО можно попасть только по записи на Госуслугах. Вся операция прошла нормально. Немного нервов на сайте, оплата, выбор даты. Ранний утренний приезд в МРЭО, регистрация, номера, отвёртка, болты, погнали на работу.
Дальше, поездка на дачу закрывать сезон и стандартные работа/дом/работа/магазин. Ну и остальное по городу. Ковидный год не располагает к поездкам по базам отдыха и санаториям, поэтому, даже не смотря на зимний отпуск ездить было некуда.
Почти сразу купил резину, по своей старой привычке - максимально что войдёт в арки без лифта. Вошло вот такое: 245/65/17 (тойо, шипы) при том, что родные летние колёса 235/65/17 (какое-то китайское барахло, бублики).
Потом купил автобагажник. Очень привык, что у меня на всех машинах можно закинуть что-то наверх автомобиля. При любом размере салона и багажника есть случаи, когда удобно что-то кинуть наверх. Будь то новогодняя ёлка, лыжи зимой, детский велосипед летом или коробки из Икеи в любое время года.
Постепенно начал выпадать снег и я начал включать полный привод. Напомню, что в автомобиле схема Part Time, т.е. постоянный привод задний, а через раздаточную коробку можно включить передние колёса в обычном режиме (4H) или с пониженной передачей (4L). На полном приводе в режиме 4H можно ездить на скорости до 80 км/час. Не по сухому асфальту, естественно. Ну а на 4L только выбраться из особо глубоко сугроба и сразу же выключаем.
Время идёт, сейчас пройдено около 1700 км. Пока автомобиль радует. Едет как надо, двигатель крутит колёса, газ и тормоз выполняют свои функции. Магнитола читает флэшку и вещает мне музыку и аудиокниги (радио не пользуюсь, хотя проверил что работает). Салон нравится мне и семье, вроде всё нормально. На заправке заливаю 95 прайм.
Кто-то может спросить “А как прёт? Как турбина, как динамика?” Ну что тут сказать, если честно, то я не знаю. Слишком быстро после покупки выпал снег и настал гололёд. А теперь, в декабре наступили такие пробки, что говорить о динамике нет смысла. Выше 40-50 км час (и то на несколько секунд) в городе разогнаться просто негде. Первые дни, пока не было снега я никуда не гнал и машину не насиловал, так как бы была обкатка. А теперь гонять некуда.
Расход бензина в нашем чудо-городе, с прогревом перед работой: 16-18 литров. Вполне ожидаемо. Но это было тепло. На днях настало -30С и я поставил автопрогрев по порогу в -18С. Посмотрим что будет с расходом, хотя я и так знаю. Моточасы берут своё. Раз в несколько дней надо ехать на заправку и заливать до полного.
Дальше интересно будет читать тем, кто как и я думал и гадал брать ли этого китайца после Рено Дастер. Будет немного (или много) сравнения, так как ощущения от этого автомобиля наиболее близки по времени. Сравнивать с праворульными машинами, на которых я ездил >7 лет назад не думаю что имеет смысл. Хотя, скажу что каждая из машин в чём то хороша в своё время и место.
Итак, сначала динамика - здесь сразу скажу, что двухлитровый Дастер на механике - это гонка по сравнению с Хавалом. Разница в 700 кг массы заметна. Кто хочет гонку - не смотрите Хавал H5.
МКПП - в Дастере была более “мягкая” по переключениям. Сами передачи в Хавале намного лучше. В Дастере весь ряд с 1 по 6 передачу кончается в пределах скорости 90 км/час. Переключать надо ну очень часто. В Хавале всё более “классически”. В городе далее 4 передачи не надо в принципе. Передачи 5-6 - для трассы. Я понимаю почему у Дастера так сделано. Производитель (Рено-Ниссан) не стал вставлять лишнюю деталь в систему - раздатку, а пониженной передачи очень хотелось. Вот её функции и выполняет 1 передача. Она нужна только если трогаться с прицепом или вытаскивать кого-то из грязи. В повседневной жизни она не нужна. Трогаться в городе, даже в горку, на Дастере можно и нужно со второй передачи. Вернёмся к Хавалу. Процесс переключения менее “гладкий” чем в Дастере. Я не скажу, что в коробке что-то цепляется, но ощущения очень близкие. Будто с трудом всё встаёт на свои места. Может пока коробка новая и потом приработается, но в Дастере такого не было ни в первую поездку, ни спустя 7 лет эксплуатации.
Крышка и люк бензобака. Вот тут они побратимы. Без ключа крышку не откроешь. Кто привык к Дастеру, тот будет неприятно удивлён, что в 2020-м году в новом автомобиле то же самое. Люк не запирается за кузов и из салона не отпирается (как в самых дешёвых японках всех годов выпуска). Дикость, но что уж. Смиримся. В Хавале был один раз “косяк”. В осеннюю пору в режиме “то снег, то дождь” как-то приехал я в мороз на заправку. Пытаюсь открыть, но нет: ключ вставляется наполовину и дальше не идёт, крышка не откручивается. Так и не смог заправиться. Позже отогрел машину в тепле и вылил из крышки бензобака немало воды. Как она туда попала я не знаю. При абсолютной схожести конструкции с Дастером, там я такого ни разу не видел. Решил проблему тем, что залил туда ВД-40. Ну и зима настала без дождей. Буду смотреть что с этим будет дальше. Ещё по бензобаку есть большой плюс - это его объёем. На Дастере сжёг 20 литров бензина - это половина бака. На Хавале 20 литров - это меньше . Заправляться надо реже.
Салон.
Место больше чем в Дастере. При том, что указанные производителем размеры “в ширину” больше в Дастере, каким-то чудесным образом в Хавале места больше. И подлокотник шире и визуально больше. Хотя, рамная конструкция приводит к тому, что сидеть менее удобно. Как бы ноги задраны, что ли. Но это каждый сам должен смотреть для себя. И садиться и выходить менее удобно. Я только планирую купить подножки, но пока что дети с трудом садятся в салон. Сам приноровился, мне нормально при росте в 184 см. Место “в длину” больше чем у Дастера однозначно. Ну так и линейные размеры машины больше.
Багажник.
Вот здесь засада. С одной стороны, он больше, чем в Дастере. Но есть один нюанс. В полноприводном Дастере полноразмерная и запаска. При этом, она расположена в багажнике под крышкой. Вокруг запаски очень много места, где у нормального автомобилиста ездят всякие полезности: трос, провода, насос, свечной ключ и ещё кое-что. Так вот, в Дастере, всё добро (включая огнетушитель, знак, аптечка) прекрасно помещается под этой крышкой и багажник чист и пуст. В Хавале багажник визуально и по характеристикам больше. Но запаска под полом (с обратной стороны багажника, на улице), а весь багажник это только то, что видно. Всё добро ездит в нём. Пришлось приспособить две специальные сумки, которые теперь занимают место. Всегда.
Зеркала.
В Хавале однозначно больше. В Дастере мне даже пришлось приколхозить на правое зеркало небольшую панорамную добавку (купил в Ленте), чтобы видеть справа перед перестроением. Помню, в Дастер я пересел после Сузуки Эскудо и сразу взгрустнул, глядя в эти зеркала. В Хавале, повторюсь - зеркала заднего вида больше и лучше. Не хуже эскудовских.
Расход топлива.
Все мои двухлитровые машины до Хавала всегда потребляли примерно одинаково. Это 10-12 летом и 14-16 зимой. Хавал весит 2 тонны и тут расход выше. Но статистики пока мало, чтобы делать серьёзные выводы. Пока что получил 16-17 литров, но это морозов ещё не было нормальных. В Дастер заливал 92 бензин в Хавал заливаю 95. Хотя на люке и в мурзилке написано, что можно заливать начиная с 92, но все в один голос говорят “92 в турбу не льют!”. Но я не знаю, пока лью вот так. Захочется экспериментов попробую по другому.
Задний ход и обзор.
Тут одно могу сказать - камера заднего вида это вещь! У меня первый автомобиль с такой камерой при том, что всегда ездил на кроссоверах или универсалах. Задний ход всегда был проблемой. Страх что какой-нибудь ребёнок идёт, а ты едешь задом и не видишь. В Хавале камера в комплекте машины и она работает. Что удобно, камера с динамической разметкой. Стоишь или едешь, крутишь руль и полоски на экране показывают как пойдёт твой автомобиль. Удобно! Есть ещё сонары и машина пищит, когда видит препятствие. Но такую штуку сейчас все ставят, стоит она недорого и тут хорошо только то, что опция была сразу в комплекте машины.
Магнитола и музыка.
Я не меломан, поэтому меня устраивает как звучит и работает стоковя голова и колонки. Ничего не дребезжит, звук приемлимый. А мне больше и не надо. Проверил блютуз и связь со смартфоном - всё работает. Можно звонить и принимать вызовы. В Дастере было не хуже и не лучше.
Дальше совсем субъективные ощущения. Когда пересел в Хавал постепенно пришло понимание, что забрался в машину классом повыше, что ли. Я понимаю, что владельцы “лакшери” сегмента сейчас рассмеются в голос (если они читают эти строки, конечно). Но я не сравниваю с Прадо или Pajero-4 и совсем не сравниваю с БМВ или Поршем. Но вот по сравнению с предыдущими машинами: Дастер, Эскудо, CRV этот китаец и больше и массивней и просторней и выше. Ещё, я хоть и не любитель всяких “лакшери-фишек”, но тут полно всяких излишеств вроде круиз-контроля, датчик дождя, автодоводчики стёкол на дверях, климат-контроль. Возможно, я просто не привык что всё это должно быть в автомобиле (древние японцы и современные корейцы тоже напичканы всем этим), но после Дастера в комплектации Privilege такой набор кажется вполне себе “люксовым”. Но, повторюсь, я бы взял машину и без всего этого. Главное, что я получил - это ощущение что сел в какой-то “броневичок”. Который не быстро, но вполне качественно везёт меня туда, куда я хочу. Высоко сижу, далеко гляжу, еду по снегу как хочу. Ну а летом поеду в места поинтересней. Надо только продать заводские “бублики” и купить нормальную резину, чтобы не бояться застрять на ровном месте.