ПРЕДУДЫЩИЙ ОПЫТ
Водительский опыт небольшой. В истории владения только два автомобиля - Chevrolet Cruze и Hyundai Creta. Первый - на переднем приводе, второй - на полном. Каждый со своими преимуществами и недостатками, но каждый дорогой моему сердцу.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ КОНКУРЕНТЫ
В целом Hyundai Creta полностью устраивал, подходил под задачи, имел низкий пробег (на момент продажи - 50 тыс.). Но мысль о новой машине подтачивала, и особенно в контексте двух моментов: первый - чем старше становился автомобиль, тем менее я становился в нем уверенным (я не механик от слова совсем, поэтому на фразе "заканчивается гарантия" у меня начинает нервно дергаться глаз); второй - скопилась небольшая сумма денег, которую хотелось бы вложить, а не превратить в фантики на фоне инфляции (если бы этой сумму хватило хотя бы на однушку, то этот отзыв я бы не писал).
Поскольку принципиально было желание купить новый гарантийный авто, который превосходил бы по классу Hyundai Creta, при этом был бы не сильно хуже по технической части, то выбор был относительно небольшим. Главным кандидатом на замену долгое время был Geely Atlas New, к нему присматривался, проходил тест-драйвы. И в целом он произвел приятное впечатление, но я не смог смириться с огромным, воткнутым будто в последний момент планшетом и отсутствием физических кнопок. Впрочем, был и другой значимый фактор: у меня в голове не укладывалось, почему я должен отдать дилеру свой авто и доплатить сверху еще 1,4-1,6 млн рублей (примерно в эти деньги я покупал Cret'у в уже далеком 2021 году, и здесь спасибо запущенному Hyundai онлайн-шоуруму). Речь, конечно, о полноприводной версии в комплектации Flagship. И если до нового года можно было встретить неплохие дилерские предложения (обзванивал много соседних городов), то после такого не было. Geely как будто бы перешел из массового сегмента в люкс и перестал предлагать адекватные его автомобилям ценники.
Безусловно, присматривался я и к Monjaro. Но официальные, дилерские были неоправданно дороги, а ввезенные по серым схемам - лишенные гарантии и приятных теплых опций. Плюс во втором случае хотелось или в трейд-ин, или продать свой автомобиль и сразу купить новый. А те, кто работают на заказ, как правило требуют оплаты вперед. Поэтому такой вариант также отвалился.
Кое-как уговорил супругу посмотреть Haval F7 II. Несмотря на то, что машина существенно дешевле Geely Atlas New, мне она понравилась... Как бы это точнее описать. В ней чувствовалась целостность. В отличии от Atlas'a, который импонировал (псевдо?)европейской историей, динамикой, рулежкой, невероятно удобными сиденьями и настоящим гидротрансформаторным автоматом, чтобы это ни значило. Haval F7 II был продуманным, ориентированным на водителя, не обрекающим его на каждодневные страдания (особенно по части подключения телефона). Здесь был необходимый и достаточный набор физических кнопок, классная навигация, вынесенная на панель приборов, продуманная архитектура салона, хотя через какое-то время мне начало казаться, что с обилием ломанных линий дизайнеры перемудрили. Ни мотор, ни коробка у меня особых вопросов не вызывали. Про мотор потом читал на форумах, что он взят у немцев, особых проблем при владении не предполагает. Примерно такие же отзывы были и о коробке, попадались сведения, что робот также заимствован у немцев с их знаменитыми (иногда и печально) DQ. Кроме F7 II еще катался на Dargo, но это было сильно раньше, да и оставил он не сильно хорошие впечатления.
После начались разговоры с дилерами. У местных нужной максимальной комплектации не оказалось, начались звонки в другие города и веси. В Мск погрозились отдать за живые деньги в 3,4, но потом обещание забрали. Средняя цена выходила в 3,5-3,6, без каких-либо условий в виде кредитов и трейд-инов, впрочем, как и без каких-либо допов. Но в наличии машин в искомой конфигурации просто не было. Я уже сподвигся заказать авто на одном из маркетплейсов, т.к. там предлагали плюс-минус в те же деньги зимнюю резину, антикор и что-то еще. Но...
...но тут из близкого окружения мне поступило предложение присмотреться к новому Haval H5. Про него я читал как только он вышел на российский рынок, но интерес к нему был минимальный на фоне стоимостных ожиданий. Простыми словами, мне думалось, что денег на него не хватит. Как оказалось, я был почти прав.
Безусловно, H5 был намного проще F7 II. Тут тебе ни автоматического дальнего, ни вентиляции сидений, ни управления режимами движения. Но вот чего точно в него не пожалели - так это железа. И габаритов. При длине в 5,2 метра он напрочь уделывал не только кроссоверы не только С, но и D-класса (хотя это напрочь условно, ибо, как оказалось, в С орудует F7 II, а в D - Monjaro, который, барабанная дробь, на сантиметр короче). Плюс он оказался рамным внедорожником, а не кроссовером. И ввиду своих габаритов обладал самым большим багажником. А багажник - это моя головная боль еще со времен предыдущих машин. Когда вместе с Cruz'ом делал ремонт в первой квартире и возил в нем трехметровую столешницу (sic!), а вместе с Cret'ой - во второй квартире, правда, длинномеры в нее уже не помещались.
МУКИ ВЫБОРА
Только не надо смеяться. Ведь итоговый выбор встал между двумя принципиально разными Haval'ами - F7 и H5. И это после десяти лет владения двумя корейцами (Cruze можно назвать американцем весьма условно, поскольку за его разработку отвечало именно корейское подразделение). Парадокс ситуации заключался и в том, что топовую версию кроссовера я мог взять за 3,55, а начальную версию внедорожника мне предложили за 3,5. Впрочем, когда я узнал о том, что в базовой комплектации нет 6 подушек безопасности, было принято решение смотреть в сторону более дорогой версии Premium. Ее отдавали за 3,8.
В итоге чаша весов склонилась в сторону H5. Хотя на нем мне даже не довелось проехаться.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Мотор. Обращает внимание, что работает на низких оборотах. В обсуждениях встречал информацию, что он близок к дизельным, достаточно тяговит. При этом свою родословную ведет от моторов компании Volkswagen, своего рода усовершенствованная и лишенная детских болячек версия. Якобы подобный ставится на Haval F7, но здесь его выгодно отличает чугунный блок цилиндров. Что могу сказать по факту использования. Претензий к нему нет, действительно хорошо тянет, не надрывается на высоких оборотах, чем грешила Creta при резких ускорениях. Единственный момент, который заметил - при подключении полного привода, обороты увеличиваются практически вдвое.
Коробка. Классический автомат ZF. Переключает плавно, проблем не испытывал. Можно буксировать прицепы, что указывает, пусть и косвенно, на повышенную ресурсность коробки.
Подвеска. Что сказать, она работает. Пробоев не было, да и не могло быть с учетом эксплуатации. Лежачих полицейских проходит нормально. По подвеске в целом, да простят меня читающие, я вообще не вижу сильных отличий от Cret'ы. Единственное, что для себя отмечаю - иногда при не самой хорошей дороге, где много небольших трещин, маленьких ям работа подвески отдается какой-то как будто вибрацией.
Дизайн. Я бы охарактеризовал его как сдержанный, в меру брутальный. Несмотря на то, что H5 отсылает к распространенным в Америке шоссейникам, мне особенно напоминая Chevrolet Tahoe, Toyota Sequoia и Hyundai Palisade, автомобиль получился самобытным. Многие ругают маленькие колеса, но меня они полностью устраивают. Важно, что сдержанность проявляется как экстерьере (хотя в группе владельцев активно обсуждается тема "заломов" на кузове), так и в интерьере - здесь нет такого буйства линий, как в других китайцах. Особо круто смотрится селектор переключения передач, да и пользоваться им удобно и привычно (привет, Atlas с двойными нажатиями).
Габариты и обзорность. Машина высокая, постоянно виден свой капот (у Cret'ы такого не было). При всем при том, что длинна составляет 5,2 метра, в задние зеркала все отлично видно. Плюс в сложных ситуациях выручает система кругового обзора, которая активируется на скорости ниже 15 км/ч. Единственное, с чем возникают проблемы - это с парковкой. Перед домом во дворе многоквартирной многоэтажки запарковаться можно только практикуя параллельную парковку, но количество таких мест ограничено. Вставать под небольшим углом к пешеходной дорожке, значит обретать на муки и пешеходов, вынужденных обходить заднюю часть машины по условному газону, и водителей, которые едут по двору, поскольку перед H5 всегда будет торчать.
Поведение на дороге. Несмотря на габариты, H5 не ощущается большой машиной. Он едет как легковушка, он рулится как легковушка. Но факт, что другие водители воспринимают авто с большим уважением, чем Cruze или Cret'у, которых могли подрезать в пробке или не слишком плотном потоке. Из необычного - езда на заднем приводе. Многие знают, что полный привод здесь является подключаемым, реализуется по типу Part-Time и работает до 80 км/ч. Зимой могут возникать проблемы: лично мне казалось, что в режиме 2H машина склонна к заносу, хотя ESP подключалась и не давала туда уйти. В режиме 4H было комфортнее (читай - спокойнее) двигаться по снежной каше, в том числе стартовать без букса и уходить с перекрестка на нужный поворот. Может быть, это только на уровне ощущений, но пока я только привыкаю к авто.
Тормоза. К ним претензий 0. Работают отлично, вентилируются и спереди, и сзади. Поскольку получены от более крупного (оказывается, есть куда расти) King Kong'а, обладают повышенным ресурсом.
Внедорожные возможности. В сети много видео, как H5 и его владельцы штурмуют бездорожье. По сути, единственное, что сдерживает проходимость - это длинна авто. Во всем вопросов к машине нет. Впрочем, мной она покупалась не для покорения целины, а для уверенной езды, в первую очередь, в снег. Пока поводов проверить не было. Впрочем, после переднеприводного Cruz'а и полноприводной Cret'ы смысла брать авто без внедорожных возможностей не вижу. С Chevrolet регулярно попадал в ситуации, когда не мог куда-то заехать или откуда-то выехать. Правда, тут ситуация решилась покупкой шипованной мишленовской резины взамен дареной дилером липучки. Но осадочек, как говорится, остался.
Расход топлива. Пока сложно судить. Но средний, по всей видимости, будет примерно в районе 16 литров. Свой стиль езды не могу назвать пенсионерским, бывает, достаточно резко ускоряюсь. Чтобы было более понятно, то расход на Cruz'е у меня был порядка 10-11 литров, на Cret'е - 12-13 литров. Внутренне с цифрами практически смирился. Из позитивного - бак на 80 литров.
Комфорт. Перечитал много отзывов. Кто-то жаловался на отсутствие двухзонного климата. Кто-то - на отсутствие массажа. Кто-то еще на какие-то опции, которых не доложили. Ключевой вопрос: если бы доложили всего, то готовы ли были бы уважаемые господа доплатить сверху за все это? Безусловно, это был бы более статусный и премиальный автомобиль, который, впрочем, лично я не мог бы себе позволить. Но это, скорее, лирическое отступление. Теперь по фактам. Сидеть достаточно комфортно, ноги не свисают. Единственное, что спине не помешал бы поясничный упор. Но, как я и сказал, имеем то, что имеем за те деньги, которые уплачены. Кожа достаточно приятная, во всяком случае, зимой. Что будет летом - посмотрим. Место водителя в целом обустроено достаточно хорошо, каких-то эргономических просчетов я не встретил. Руль, хоть и не имеет регулировки по вылету, неудобств не вызывает. Опять же, может быть не хватает функции "комфортной посадки", когда сиденье приближается и удаляется, но дополнительные деньги на это точно тратить не хотелось бы.
Зимние опции. Тут все максимально здорово. Греется все, что нужно (привет Monjaro по ПИ). Подогрев зеркал, заднего стекла, передних и задних сидений включаются с физических кнопок, а подогрев руля и лобового стекла - с кнопок экрана (не могу сказать, что в последнем случае это удобно, но в целом терпимо). Кроме того, отлично работает телематика: можно дистанционно запустить климат, в том числе отдельно обогревы руля, лобового стекла и заднего стекла (в отношении лобового можно ограничиться и обдувом). Подогрева сидений с телефона не предусмотрено, хотя поговаривают, что для других моделей (например, Dargo) он есть. Т.е. технически можно было бы реализовать одно приложение для всех авто, но китайцы пошли своим творческим путем. Дополнительно отмечу, что у меня климат работает хорошо: я не занимаюсь тем, что начинаю регулировать что-то по ходу. Однако небольшое замечание есть: после запуска двигателя через приложение, иногда бывает, что климатическая система отключается, и не включается вместе с запуском двигателя через кнопку "Старт" в салоне, приходится запускать нажатием на "Auto".
Мультимедиа. Кто-то назовет устаревшим, кто-то - медлительным. У меня на Cret'е был Teyes cc3, вроде достаточно современный, с достаточным количеством памяти. Из плюсов - то, что все реализовывалось через встроенную симку. Из минусов - что хотелось Android Auto (AA). В целом, что хотел, то и получил. И я не могу сказать, что что-то потерял. Все работает достаточно шустро, подвисаний, затупов пока не замечал. Единственное, что могу сказать: когда работает AA, он перекрывает экран целиком, в том числе - работу климата. Т.е. если я подцепляю телефон (кстати говоря, только по проводу), то не могу отрегулировать настройки, которые делаются из-под экрана (подогрев руля, подогрев лобовухи, или же изменение температуры после дистанционного запуска). Костыльным решением для меня стал вынос кнопки домой на программируемую клавишу на руле. Это позволяет быстро свернуть AA и проконтролировать настройки климата. В идеале, конечно, производителю было бы или (1) разделить экран мультимедиа, закрепив где-то управление климатом, что практически не несет трат или (2) вынести блок управления климатом на отдельный экран, что, безусловно, дороже.
Музыка и шумоизоляция. Для себя я настроил комфортное звучание через эквалайзер, плюс, поскольку музыку случаю через Яндекс, настроил losless. Хотя, безусловно, могли бы доложить не 6, а хотя бы 8 динамиков. Но это, опять же, деньги. В целом, ехать стало комфортнее. Что касается шумоизоляции: здесь всегда важен предыдущий опыт и запросы водителя. У меня была одна из самых шумных авто ранее, уже упомянутая Creta. И по сравнению с ней H5 - машина очень тихая, прям таки невероятно. Поэтому пока ездить хорошо, на уши дорога не давит. Но заметил, что в морозную погоду проявляются неприятные скрипы в салоне и за его пределами, часть из которых понятна - обледеневает панорама, ввиду чего это привносит свои далеко не музыкальные ноты, а часть пока не изведана.
Дворники. Про них напишу отдельно. Режим авто работает, но порой пугает. Щетки могут вытереть сухое стекло, да еще с таким шумом, как будто ты куда-то влетел. Вообще, из расходников, именно дворники один из первых кандидатов на замену, ибо со своими обязанностями справляются спустя рукава. Задний дворник - так это вообще какая-то боль, так как имеет только один режим, который называется примерно "чем быстрее, тем лучше". При этом также прочищает не очень.
Безопасность. В комплектации предусмотрено 6 подушек безопасности. Кроме того, реализовано много крутых фишек, которые работают незаметно. Например, мне очень нравится оповещение о машинах в слепых зонах, реализованное не через зеркала заднего вида, а через боковины дверей со стороны салона. Круто работает зеркало с автозатемнением. Точнее так: оно работает так, что я на него даже внимания не обращаю. И не факт, что вспомнил бы про него в этом отзыве. Конечно, плохо что авто не били на краш-тестах; однако соплатформенник, пикап Poer King Kong вроде бы даже колошматили, и вроде бы даже удачно, в районе 5 звезд. Помимо этого, можно найти несколько аварий с H5: в одной с ним не поделил дорогу Polo, развалившийся после ДТП на плесень и липовый мед, при том, что H5 быстро вернулся в строй; во второй было трассовое столкновение, H5 схлестнулся со Skod'ой Yety, где все тоже благополучно закончилось для пассажиров, несмотря на ужасающие фотографии с места событий.
Багажник и задний ряд. Можно спать, сиденья складываются в ровный пол. Заявленные характеристики - порядка 700 литров, и в них веришь. По сути, единственный китаец, да и не только, с хорошим, даже невероятно хорошим багажником. Его можно грузить не особо думая о последствиях (хотя лучше подумать, но каждому свое). Сзади с удобством размещаются двое детей, и, о чудо, меня перестали постоянно толкать ногами в спину, как это было в Cret'е. Ругают отсутствие подлокотника, могу также дежурно поругать. Но если честно, то между бустером и детским креслом он не нужен. А вот лючок для лыж не помешал бы, но это лишь удел автомобилей концерна VAG.
ИТОГИ
Машина в целом делает то, что и должна - приносит удовольствие своему владельцу. Пусть и возит от дома до работы и обратно, а также помогает закидывать детей в школку, но делает это с соответствующими уровнями комфорта и безопасности. При этом на фоне своих конкурентов, если говорить об их ценовых характеристиках, выглядит очень привлекательно. У нее есть ряд неоспоримых плюсов, к которым я отнесу габариты, проверенную технику, необходимый и достаточный набор помощников, так и минусов, главный из которых - задний привод с подключаемым полным. Но здесь нужно понимать, на что идешь изначально. Для меня H5 больше классный шоссейник, предназначенный для летних путешествий всей семьей, с повышенными внедорожными возможностями.
P.S. Не надо писать сообщения на тему "проездишь десять тыщ - пиши, а так - молчи". Информации про авто мало, живых отзывов немного, поэтому вдруг что-то будет полезным при выборе, буду только рад.
P.P.S. Фотографии с дилерской парковки, самому делать лень. Доказывать, что я не дилер, тоже никому не буду, тут, надеюсь, все по тексту понятно.
P.P.P.S. Если вдруг авто подкинет сюрпризы, постараюсь писать дополнения.